ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-176/20 от 24.08.2020 Первомайского районного суда (Томская область)

Адм.дело /номер/а-176/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Первомайское 24 августа 2020 года

Первомайский районный суд Томской области в составе:

председательствующего – Каракулова Т.Г.,

при секретаре – Жарниковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Сергеевское сельское поселение» в лице администрации муниципального образования «Сергеевское сельское поселение» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности поставить на кадастровый учет бесхозяйные земельные участки, на которых расположены детские площадки,

установил:

Прокурор Первомайского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к муниципальному образованию «Сергеевское сельское поселение» в лице администрации муниципального образования «Сергеевское сельское поселение» (далее по тексту администрация МО «Сергеевское сельское поселение») о признании незаконным бездействия администрации МО «Сергеевское сельское поселение», выразившееся в непринятии надлежащих мер по постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйных земельных участков, предназначенных для размещения детских площадок; возложении обязанности провести работы по постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены детские площадки, а именно земельные участки, расположенные /адрес/ не позднее 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Первомайского района проведена проверка исполнения должностными лицами администрации МО «Сергеевское сельское поселение» требований законодательства о защите прав несовершеннолетних в части обеспечения безопасных условий их досуга, входе которой установлено, что на территории Сергеевского сельского поселения расположены детские игровые и спортивные площадки, которые находятся в общем пользовании. Земельные участки, на которых располагаются детские игровые и спортивные площадки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет. В настоящее время данные объекты недвижимого имущества собственника не имеют. Полагает, что объекты недвижимости должны использоваться для решения вопросов местного значения. Вместе с тем, администрация МО «Сергеевское сельское поселение» не принимает мер по подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для постановки вышеуказанных объектов на учет как бесхозяйных, что замедляет процесс признания за ней права собственности с целью обеспечения их надлежащего содержания. 25.04.2018 прокурором района в адрес главы МО «Сергеевское сельское поселение» внесено представление об устранении выявленных нарушений в месячный срок с даты получения. Однако, на день подачи административного иска ответчиком требования, изложенные в представлении от 25.04.2018 № 95-2018, исполнены не в полном объеме, не проведена работа по постановке на кадастровый учет выше указанных земельных участков. Считает, что бездействие административного ответчика в части непринятия мер по постановке на учет указанных объектов недвижимости нарушает права неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель административного истца – прокурор Юрьева А.И. административные исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика – администрации МО «Сергеевское сельское поселение» Фещенко Л.В., действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась. Представила письменное заявление о признании административных исковых требований, где указала, что с административными исковыми требованиями согласна полностью. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Заслушав представителя административного истца, изучив представленные материалы, суд считает необходимым удовлетворить административные исковые требования прокурора Первомайского района в полном объеме, по следующим основаниям:

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В силу ст.38 Конституции РФ детство находятся под защитой государства.

В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Статьей 31 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной постановлением ВС ССР от 13.06.1990 № 1559-1, государства – участники признают право ребенка на отдых и досуг.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения, в том числе, относятся: обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта; организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; создание условий для организации досуга.

Законами субъекта Российской Федерации и приятыми в соответствии с ними уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Законом Томской области от 17.11.2014 № 152-0З «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» за сельскими поселениями Томской области закреплен, в частности вопрос местного значения, предусмотренных пунктами 15 части 1 статьи 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения.

Пунктами 10, 13, 14 части 1 статьи 4, частью 3 статьи 30 Устава муниципального образования «Сергеевское сельское поселение», утвержденного решением Совета Сергеевского сельского поселения от 14.05.2015 № 73, установлено, что обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация досуга, относятся к полномочиям администрации Сергеевского сельского поселения.

В силу части 1 статьи 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Пунктом 3 статьи 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По смыслу указанной выше правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это делать.

Как установлено судом и следует из материалов дела, объекты недвижимости - детские игровые и спортивные площадки, /адрес/, а также земельные участки, на которых они расположены, находящиеся на территории МО «Сергеевское сельское поселение», собственника не имеют, земельные участки, на которых располагаются площадки, не сформированы, на учете в качестве бесхозяйных объектов не стоят.

Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, администрация МО «Сергеевское сельское поселение» не предпринимала мер по подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество для принятия на учет указанных объектов недвижимости, находящихся на ее территории.

Административным ответчиком не оспаривается факт нахождения вышеуказанных объектов недвижимости в административных границах МО «Сергеевское сельское поселение» при отсутствии государственной регистрации права собственности на них.

Административным ответчиком представлены муниципальные контракты, заключенные 15.07.2020 между заказчиком Администрацией Сергеевского сельского поселения и ИП К.В. – кадастровым инженером с предметом исполнения «работы по межеванию и постановке на кадастровый учет в отношении земельных участков, указанных в административном исковом заявлении.

Распоряжением Управления имущественных отношений Администрации Первомайского района Томской области от /дата//номер/-з на основании ст.11.10 ЗК РФ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории земель, распложенного /адрес/.

Распоряжением Управления имущественных отношений Администрации Первомайского района Томской области от /дата//номер/-з на основании ст.11.10 ЗК РФ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории земель, распложенного /адрес/.

Вместе с тем, поскольку в настоящее время административным ответчиком не получены документы, подтверждающие постановку земельных участков на кадастровый учет, соответствующих выписок из Единого государственного реестра недвижимости не представлено.

Таким образом, учитывая нормы действующего законодательства, а также представленные административным истцом доказательства, суд пришел к выводу о том, что поскольку администрация МО «Сергеевское сельское поселение» в настоящее время не направило заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для постановки вышеуказанных объектов на учет как бесхозяйных, имеются основания для удовлетворения заявленных требований.

При этом суд считает, что бездействие административного ответчика, допущенное ранее и не оспариваемое им, в части непринятия мер по постановке на учет указанных объектов недвижимости нарушает права неопределенного круга лиц.

Срок для добровольного исполнения заявленных требований, который был предложен административным истцом, по мнению суда, является разумным.

Предоставление более длительного срока не будет отвечать целям защиты основных прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку административные исковые требования прокурора Первомайского района направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц, при этом прокурор обосновал в своем заявлении: в чем заключаются интересы этих лиц, в чем заключается угроза нарушения прав этих лиц, и как интересы этих лиц должны быть защищены, суд полагает действия прокурора по обращению в суд осуществлены в пределах полномочий, предусмотренных ст.39 КАС РФ, а также положений ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации".

При таких обстоятельствах, суд считает, что административные исковые требования прокурора Первомайского района обоснованы и подлежат удовлетворению.

В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков (пп.19 в ред. Федерального закона от /дата/ №198-ФЗ).

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.227-228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образования «Сергеевское сельское поселение» в лице администрации МО «Сергеевское сельское поселение», выразившееся в непринятии надлежащих мер по постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйных земельных участков, предназначенных для размещения детских площадок.

Обязать муниципальное образование «Сергеевское сельское поселение» в лице администрации МО «Сергеевское сельское поселение» устранить нарушения требований законодательства, изложенные в представлении прокурора Первомайского района от 25.04.2018 /номер/, а именно провести работы по постановке на кадастровый учет земельных участков, расположенных /адрес/, в срок не позднее 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через Первомайский районный суд Томской области.

Судья /подписано/ Т,Г. Каракулов На мометн размещения не вступило в законную силу