ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-176/2016 от 08.04.2016 Норильского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2а-176/2016

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Курунина С.В., при секретаре судебного заседания Абылкасымовой А.М., с участием представителя ФИО5, представителя административного ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Акционерного общества «Норильско-Таймырская энергетическая компания» об оспаривании предписания Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец акционерное общество «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (далее – АО «НТЭК») обратился в суд с иском к административному ответчику межрегиональному технологическому управлению Ростехнадзора (далее – МТУ Ростехнадзора) о признании недействительным предписания от 17.09.2015 №290-П-ПВП, мотивируя тем, что на основании Распоряжения от 10.09.2015 МТУ Ростехнадзора проведена плановая проверка АО «НТЭК» в отношении объекта: площадка главного корпуса ТЭЦ-3 АО «НТЭК», по результатам которой составлен акт проверки выдано оспариваемое предписание, согласно которому АО «НТЭК» должно в установленные сроки устранить следующие нарушения: в п.1 - кровля главного корпуса ТЭЦ-3 не обеспечивает надежную защиту технических устройств (котельных агрегатов, газопроводов), происходит залитие их водой и, как следствие, имеются следы коррозии, срок устранения нарушения – до 01.03.2016 года, в п. 2 предписания - находящемуся в эксплуатации оборудованию, отработавшему расчетный срок службы, не проведена экспертиза промышленной безопасности, а именно, сосудам, работающим под давлением: подогреватель низкого давления 3ПНД-4, рег. ; подогреватель высокого давления 3ПВД-5 рег. ; подогреватель высокого давления 3ПВД-6 рег. ; подогреватель высокого давления 3 ПВДЛ-7 рег. ; подогреватель сетевой горизонтальный 3ПСГ-2 ; деаэратор 3Д-6 ата рег. ; подогреватель высокого давления 4ПВД-5 рег. ; подогреватель высокого давления 4ПВД-7 рег. ; подогреватель высокого давления 4ПВД-6 рег. ; подогреватель сетевой горизонтальный 4ПСГ-2 рег. ; деаэратор 4Д-6 ата рег. , а также трубопроводам пара и горячей воды: трубопровод питательной воды бл. рег. ; трубопровод острого пара бл. рег. ; паропровод 6 ата к уплотнениям и эжекторам Т. А. рег. ; паропровод 6 ата общестанционный (в/о с 9 по 15) рег. ; трубопровод греющего пара на деаэратор Т.А рег. ; трубопровод отсоса пара от штоков клапанов турбины в деаэратор бл. рег. ; трубопровод отбора пара высокого давления ПВД-7 Т.А. рег. ; трубопровод отбора пара высокого давления ПВД-6 Т.А. рег. ; паропровод отбора пара высокого давления к ПВД-5 и НМД-4 Т.А. рег. ; паропровод 6 ата к уплотнениям и энжекторам Т.А. рег. ; трубопровод отсоса пара от штоков клапанов турбины в деаэратор бл. рег. ; трубопровод греющего пара на деаэратор бл. рег. ; паропровод отбора пара высокого давления к ПВД-6 Т.А. рег. ; паропровод отбора пара высокого давления к ПВД-7 Т.А. рег. ; паропровод отбора пара высокого давления к В-5 Т. А. рег. ; трубопровод острого пара бл. рег. 243, срок устранения нарушений - до 01.12.2015. Собственником здания объединенного главного корпуса ТЭЦ-3 является ПАО «ГМК «Норильский никель», на базе данного корпуса АО «НТЭК» осуществляет производственную деятельность (производство, передачу и снабжение потребителей электрической и тепловой энергией, горячей и холодной водой) на основании договора аренды недвижимого имущества № НТЭК-32-10/05 от 09 сентября 2005 года (№ НН/1234-2005 от 06 сентября 2005 года). В соответствии с п. 4.1.3 данного договора аренды недвижимого имущества ПАО «ГМК «Норильский никель» обязано проводить капитальный ремонт объекта. Согласно Положению о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг в «Норильскэнерго» - филиале ОАО «ГМК «Норильский никель», утвержденному Первым заместителем Директора «Норильскэнерго» - филиала ПАО «ГМК «Норильский никель» № НЭ/59п от 20 сентября 2012 года, для выполнения работ в 2015-2017 годах по лоту ТЭЦ-3/НЭ-6, на основании Распоряжения № НЭ55цзк-р от 17 апреля 2015 года был объявлен открытый запрос предложений на право заключения договоров по капитализируемому ремонту на объектах ТЭЦ-3 в 2015 году. На электронный торговой площадке В2В-Center (www.b2b-center.ru) «Норильскэнерго» 17 апреля 2015 года размещен открытый запрос предложений , в результате чего поступило предложение от ООО «Спецремстрой» на сумму руб. 00 коп. с индексом к ценам 1991 года 39,5. Согласно протоколу от 22 июня 2015 года № НЭ-38-УР-пр, закупочная процедура по лоту ТЭЦ-3/НЭ-6 признана не состоявшейся по причине превышения стоимости, предложенной участником по результатам проведенных коммерческих переговоров относительно предельной, установленной. После корректировки из лота ТЭЦ-3/НЭ-6 исключены объемы работ 2016-2017 годов, после чего проведена работа по поиску подрядных организаций, обладающих техническим и кадровыми возможностями. Для выполнения запланированных работ в сжатый период (3-4 кварталы 2015 года), были разосланы запросы-предложения 25 организациям. В связи с отсутствием коммерческих предложений по лоту ТЭЦ-3/НЭ была проведена закупка как у единственного источника, победителем конкурса была признана подрядная организация ООО «Спецремстрой» (протокол заседания ЦЗК № НЭЦЗК/17-пр от 30 июля 2015 года). В адрес ООО «Спецремстрой» направлено письмо № НЭ-02/1776 от 04 августа 2015 года с просьбой незамедлительно приступить к выполнению работ до заключения договора, после получения которого ООО «Спецремстрой» приступило к выполнению работ на ТЭЦ-3 «Норильскэнерго». В настоящее время заключен договор подряда на выполнение капитализируемого капитального ремонта зданий и сооружений ТЭЦ-3 «Норильскэнерго» на сумму руб. 00 коп. с ООО «Спецремстрой». В связи с большим объемом работ по ремонту и замене всей кровли здания объединенного главного корпуса ТЭЦ-3, согласно номенклатуре капитализируемых ремонтов по зданиям и сооружениям ТЭЦ-3 «Норильскэнерго» на 2015-2017 годы, устранить нарушения, указанные в п. 1 обжалуемого предписания от 17.09.2015 в срок до 01.03.2016 не представляется возможным. Здание объединенного главного корпуса ТЭЦ-3 разделено на 27 осей и на 5 рядов (А, Б, В, Г, Д), общая площадь составляет около 31000 кв. м. Для устранения протечек мягкой кровли более рационально производить ремонт по-пролетно, так как накладки из заплаток не дают гарантии полного устранения течи с кровли, учитывая, что на кровле происходит сбор воды в этих же местах. Размер одного пролета, к примеру, между осью 17-16/Г-Д, составляет 360 кв. м. Срок демонтажа старой мягкой кровли площадью 360 кв. м. в среднем составляет 1,5-2 недели (силами 5-ти человек в 2 смены). Монтаж может производиться только по сухому месту в условиях отсутствия дождя (при наличии осадков должно пройти 1-2 дня до полного просыхания места производства работ). Технология устройства мягкой кровли из рубероида выглядит следующим образом: 1) слой пароизоляции – рубероид, при сухой погоде,-1 день; 2) 2 слоя минераловатной ваты, толщиной каждая 60 мм., -3 дня; 3) гидроизоляция рубероида, при сухой погоде, -1 день; 4) раствор стяжки толщиной 50 мм. (при условии того, что раствор стяжки можно принимать до температуры +5 наружного воздуха) при сухой погоде, - 3 дня; 5) 3 слоя рубероида, при сухой погоде, -3 дня. В итоге демонтаж и монтаж одного пролета составляет 3-4 недели. Учитывая, что демонтаж кровли можно начинать только после таяния снега в конце мая, за один сезон можно отремонтировать не более 3-4 пролетов кровли, общей площадью 1080-1440 кв.м. На некоторых участках здания объединенного главного корпуса ТЭЦ-3 производится замена металлокаркаса с одновременной заменой трехслойных кровельных панелей и трехслойных стеновых панелей. Производство замены трехслойных кровельных панелей возможно только после замены металлического каркаса здания. АО «НТЭК» не имеет возможности повлиять на сроки ремонта кровли, установленные в договоре, так как стороной по договору не является. В адрес МТУ Ростехнадзора 23.11.2015 было направлено ходатайство с просьбой перенести срок, установленный в п.1 Предписания на 30 декабря 2017 года, на которое ответа не поступило.

Предписание, выданное государственным органом, должно содержать только законные требования, т.е. на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования, содержащиеся в предписании, должны быть реально исполнимыми. Исполнимость выданного предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания является одним из критериев его законности, при этом в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, в случае, если будет установлено, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения установленных правил и норм, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В случае, если вина лица в неисполнении предписания не установлена по причине его неисполнимости, то данное предписание не имеет юридических последствий вследствие его незаконности. Кроме того, у АО «НТЭК» имеются заключения экспертизы промышленной безопасности с не истекшими сроками действия на следующие трубопроводы горячей и холодной воды: трубопровод питательной воды бл. рег. ; трубопровод острого пара бл. рег. ; паропровод отбора пара высокого давления к ПВД-7 Т.А. рег. ; трубопровод острого пара бл. рег. . Административный орган неправомерно считает, что сосудам, работающим под давлением, а также трубопроводам пара и горячей воды, эксплуатируемым АО «НТЭК», экспертиза промышленной безопасности должна проводиться по истечению срока службы 20 лет. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности, в том числе при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого устройства, если фактический срок его службы превышает 20 лет. Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. Приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 года утверждены Федеральные нормы и «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее –ФНП ), предназначенные для применения при разработке технологических процессов, техническом перевооружении опасного производственного объекта (далее ОПО), а также при размещении, монтаже, ремонте, реконструкции (модернизации), наладке и эксплуатации, техническом освидетельствовании, техническом диагностировании и экспертизе промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением. В соответствии с пп. «н» п. 218 ФНП , организация, осуществляющая эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации. В этих целях необходимо: обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности оборудования по окончанию срока службы и иных случаях, предусмотренных законодательством РФ в области промышленной безопасности. Техническое диагностирование в рамках промышленной безопасности оборудования под давлением проводит специализированная организация, имеющая лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, в следующих случаях: при отсутствии в технической и нормативной документации данных о назначенном сроке службы и назначенном ресурсе оборудования, если фактический срок его службы превысил 20 лет (пп. «б» п. 414 ФНП ). В соответствии с п. 1.2 Инструкции по продлению срока службы сосудов, работающих под давлением, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 24 июня 2003 года , назначенный (расчетный) срок службы сосуда устанавливает и указывает его в паспорте сосуда предприятие-изготовитель. При отсутствии такого указания назначенный срок службы принимается равным: для ресиверов водорода электролизных установок – 16лет; для ресиверов (кроме водородных) и деаэраторов повышенного давления, изготовленных до 01 июля 1978 года, -20 лет; для остальных сосудов, в том числе деаэраторов повышенного давления, изготовленных после 01 июля 1978 года, - 30 лет. Согласно п.1.2 Инструкции по продлению срока службы трубопроводов II, III, IV категорий (СО 153-34.17.464-2003), утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 30 июня 2003 года (далее- Инструкция СО 153-34.17.464-2003), срок службы трубопровода устанавливается организацией-изготовителем и указывается в паспорте трубопровода. При отсутствии такого указания срок службы устанавливается в следующих пределах: для трубопроводов пара II категории группы 1 -150000 час. (20 лет); для станционных трубопроводов сетевой и подпиточной воды (III или (и) IV категории) – 25 лет; для остальных трубопроводов (II категории группы 2, III и IV категорий) – 30 лет. Приказом Ростехнадзора от 13 января 2015 года утвержден перечень действующих нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере промышленной безопасности, в который также входят вышеуказанные инструкции. Инструкция СО 153-34.17.464-2003 устанавливает срок службы трубопроводов, основные технические требования к обследованию и продлению срока службы, определяет зоны, методы и объемы контроля, а также нормы и критерии оценки качества металла трубопровода в пределах установленного срока службы, по его истечению и после аварии. Таким образом, согласно Инструкции СО 153-34.17.464-2003 экспертная специализированная организация, осуществляющая работы по проведению технического диагностирования, контроля металла, испытания, расчета остаточного ресурса, расчета на прочность, оформления заключения экспертизы промышленной безопасности с продлением безопасного срока службы на трубопроводы пара и горячей воды II, III и IV категорий, в своей работе руководствуются вышеуказанной Инструкцией, так как только в ней содержится объем, методика проведения диагностирования трубопроводов отдельно для каждой категории. В соответствии с данной Инструкцией для каждой категории (II, III и IV) трубопроводов пара и горячей воды, которые были введены в эксплуатацию по Правилам устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 11 июня 2003 года (согласно которым определяется категорийность трубопроводов в Инструкции СО 153-34.17.464-2003), разрабатываются и утверждаются индивидуальные программы проведения технического диагностирования и экспертизы промышленной безопасности и трубопроводов пара и горячей воды. Срок службы может устанавливаться экспертной организацией для конкретного трубопровода. Как следует из судебной практики, расчетный срок службы трубопроводов должен быть установлен в паспорте на трубопровод, в случае его отсутствия данный срок устанавливается специализированной организацией. На трубопроводы острого пара от штоков клапанов турбины в деаэратор б.л. рег. и бл. рег. имеются заключения по анализу состояния металла и определению возможности их дальнейшей эксплуатации. Срок службы следующего оборудования не достиг 30 лет: подогреватель высокого давления 4ПВД-5 рег. ; подогреватель высокого давления 4ПВД-7 рег. ; подогреватель высокого давления 4ПВД-6 рег. ; подогреватель сетевой горизонтальный 4ПСГ-2 рег. ; деаэратор 4Д-6 ата рег. ; паропровод 6 ата к уплотнениям и эжекторам Т.А рег. ; трубопровод греющего пара на деаэратор бл. рег. ; паропровод отбора пара высокого давления к ПВД-6 Т. А. рег. ; паропровод отбора пара высокого давления к ПВД-5 Т. А. рег. . Несмотря на это, с ООО «Безопасность в промышленности» заключается договор возмездного оказания услуг по экспертизе промышленной безопасности перечисленного оборудования, который в настоящее время проходит процедуру согласования, после заключения договора экспертная организация в течение трех месяцев проведет экспертизу промышленной безопасности. Неисполнение обжалуемого предписания является основанием для привлечения к административной ответственности и основанием для проведения внеплановой проверки. Просил признать недействительным указанное предписание.

В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности ФИО5 исковые требования поддержал по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика на основании доверенности ФИО4 против удовлетворения заявленных требований возражал по тем основаниям, что содержащееся в пункте 1 оспариваемого предписание нарушение носит длящийся характер, обществу было известно о нем задолго до проведения административным органом проверки, в связи с чем установленный срок может быть достаточным для его устранения в случае добросовестного соблюдения АО «НТЭК» требований промышленной безопасности при осуществлении текущей хозяйственной деятельности, срок, установленный для устранения указанного нарушения, продиктован необходимостью надежной и безопасной работы энергоустановок, необходимостью обеспечения безопасных условий труда, по ходатайству административного истца указанный срок продлевался административным органом. Согласно свидетельству о регистрации опасных объектов административный истец является эксплуатирующей организацией и обязан обеспечить надлежащее состояние эксплуатируемого опасного объекта в силу ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», анализ состояния металла является одним из этапов проведения экспертизы промышленной безопасности, в силу чего представленные административным истцом заключения о состоянии металла не свидетельствуют о соблюдении требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что МТУ Ростехнадзора было издано Распоряжение № 290-р от 10 сентября 2015 года о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения АО «НТЭК» ранее выданного предписания от 19.05.2014 в отношении объекта: площадка главного корпуса ТЭЦ-3, в период с 14 сентября 2015 года по 17 сентября 2015 года (л.д. 12-15).

Результаты проведенной плановой проверки отражены в акте проверки № 290-А-ПВП от 17 сентября 2015 года (л.д.16-21).

По результатам проведенной проверки МТУ Ростехнадзора выдано Предписание № 290-П-ПВП от 17 сентября 2015 года (л.д.22-24).

В п.1 указанного предписания в разделе «Описание и характер выявленных нарушений» указано - кровля главного корпуса ТЭЦ-3 не обеспечивает надежную защиту технических устройств (котельных агрегатов, газопроводов), происходит залитие их водой, и, как следствие, имеются следы коррозии; - в разделе «Нормативный правовой акт, нормативный технический документ, требования которого нарушено или (и) не соблюдено» - нарушены требования ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. 2.2.10, 2.2.13 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей, утвержденные Минэнерго России № 229 от 19 июня 2003 года; п. 16 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 года № 116; -в разделе «Срок устранения нарушений» - 01.03.2016.

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

В силу Приложения № 1 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» эксплуатирующая организация - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее эксплуатацию ОПО, на котором используется (эксплуатируется) оборудование, работающее под избыточным давлением (источник повышенной опасности), в силу принадлежащего ему права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо по другим основаниям (по договору аренды, в силу распоряжения компетентного органа о передаче источника повышенной опасности).

Согласно п.2.2.13 Правил эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года № 229, строительные конструкции, фундаменты зданий, сооружений и оборудования должны быть защищены от попадания минеральных масел, кислот, щелочей, пара и воды.

В силу положений ч.2 ст.25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" законные требования предписаний органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений обязательных требований, являются обязательными.

Как усматривается из материалов дела, собственником главного корпуса ТЭЦ-3 является ПАО «ГМК «Норильский никель», АО «НТЭК» данный объект эксплуатирует на основании договора аренды недвижимого имущества № НТЭК-32-10/05 от 09 сентября 2005 года (№ НН/1234-2005 от 06 сентября 2005 года).

Из содержания указанного договора следует, что Арендатор (АО «НТЭК») обязуется: содержать объект в нормальном санитарно-техническом и противопожарном состоянии. Соблюдать при использовании Объекта требования организаций государственного надзора, их контролирующих органов, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности Арендатора и использования арендуемого им Объекта (п.4.2.3); обеспечивать арендуемый объект всеми видами технического обслуживания в соответствии с нормами (п.4.2.4); производить за свой счет текущий ремонт арендуемого объекта (п.4.2.7); выполнять в установленный срок предписания Арендодателя, органов государственного надзора, иных контролирующих органов о принятии мер по ликвидации ситуаций, возникших в результате деятельности Арендатора, ставящих под угрозу сохранность Объекта, экологическую и санитарную обстановку (п.4.2.8).

Таким образом, обязанность по содержанию указанного в предписании объекта в надлежащем состоянии лежит на административном истце и его доводы об отсутствии обязанности по устранению дефектов кровли нельзя признать состоятельными.

Кроме того, из представленного административным истцом договора от 14.09.2015 между ПАО «ГМК «Норильский никель» и ООО «Спецремстрой» следует, что последнее обязалось в срок с 06.08.2015 по 31.12.2015 выполнить капитальный ремонт зданий и сооружений ТЭЦ-3, в том числе и ремонт кровли.

При таком положении требование административного ответчика, содержащееся в п.1 оспариваемого предписания, является законным и обоснованным, а сроки устранения выявленного нарушения, установленные административным органом с учетом представленного АО «НТЭК» договора между ПАО «ГМК «Норильский никель» и ООО «Спецремстрой», реальными.

В п. 2 оспариваемого предписания указано: в разделе «Описание и характер выявленных нарушений» - находящемуся в эксплуатации оборудованию, отработавшему расчетный срок службы, не проведена экспертиза промышленной безопасности, а именно сосудам, работающим по давлением - подогреватель низкого давления 3ПНД-4, рег. ; подогреватель высокого давления 3ПВД-5 рег. ; подогреватель высокого давления 3ПВД-6 рег. ; подогреватель высокого давления 3 ПВД-7 рег. ; подогреватель сетевой горизонтальный 3ПСГ-2 ; деаэратор 3Д-6 ата рег. ; подогреватель высокого давления 4ПВД-5 рег. ; подогреватель высокого давления 4ПВД-7 рег. ; подогреватель высокого давления 4ПВД-6 рег. ; подогреватель сетевой горизонтальный 4ПСГ-2 рег. ; деаэратор 4Д-6 ата рег. ; трубопроводам пара и горячей воды: трубопровод питательной воды бл. рег. ; трубопровод острого пара бл. рег. ; паропровод 6 ата к уплотнениям и эжекторам Т. А. рег. ; паропровод 6 ата общестанционный (в/о с 9 по 15) рег. ; трубопровод греющего пара на деаэратор Т.А рег. ; трубопровод отсоса пара от штоков клапанов турбины в деаэратор бл. рег. ; трубопровод отбора пара высокого давления ПВД-7 Т.А. рег. ; трубопровод отбора пара высокого давления ПВД-6 Т.А. рег. ; паропровод отбора пара высокого давления к ПВД-5 и ПНД-4 Т.А. рег. ; паропровод 6 ата к уплотнениям и энжекторам Т.А. рег. ; трубопровод отсоса пара от штоков клапанов турбины в деаэратор бл. рег. ;трубопровод греющего пара на деаэратор бл. рег. ; паропровод отбора пара высокого давления к ПВД-6 Т.А. рег. ; паропровод отбора пара высокого давления к ПВД-7 Т.А. рег. ; паропровод отбора пара высокого давления к ПВД-5 Т. А. рег. ; трубопровод острого пара бл. рег. 243; -в разделе «Нормативный правовой акт, нормативный технический документ, требования которого нарушено или (и) не соблюдено» - нарушены требования части 7,13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утверждены Приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 года , пп. «б» п. 414, пп. «н» п. 218 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 года ; -в разделе «Срок устранения нарушения» - 01.12.2015.

Как установлено в судебном заседании на момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания административным истцом была проведена экспертиза промышленной безопасности и получены соответствующие экспертные заключения на следующие объекты ТЭЦ – 3 АО «НТЭК»: трубопровод питательной воды бл. рег.; трубопровод острого пара бл. рег.; паропровод отбора пара высокого давления к ПВД-7 Т.А. рег.; трубопровод острого пара бл. рег..

В этой связи суд приходит к выводу, что возложение на административного истца обязанности по проведению экспертизы промышленной безопасности приведенного оборудования является необоснованным и в этой части оспариваемое предписание является незаконным.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности» обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет.

Согласно ч.3 ст.13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности» экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Согласно пп. «н» п.218 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», организация осуществляющая эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должна обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации, в том числе обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности оборудования по окончании срока службы и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.

В соответствии с пп. «в» п. 414 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» оборудование под давлением, используемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе промышленной безопасности, если иная форма оценки его соответствия не установлена техническими регламентами, при отсутствии в технической документации данных о сроке службы оборудования под давлением, если фактический срок его службы превышает 20 лет.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается административным истцом, в паспортах и инструкциях на указанное в п. 2 оспариваемого предписания оборудование завод-изготовитель не указывает расчетный срок эксплуатации, при этом фактический срок его службы превышает 20 лет.

С учетом этого, а также принимая во внимание, что после получения предписания административным истцом проведена экспертиза промышленной безопасности и получены экспертные заключения в отношении большей части указанного в п.2 оспариваемого предписания оборудования, а именно: сосудам, работающим по давлением - подогреватель низкого давления 3ПНД-4, рег. ; подогреватель высокого давления 3ПВД-5 рег. ; подогреватель высокого давления 3ПВД-6 рег. ; подогреватель высокого давления 3 ПВД-7 рег. ; подогреватель сетевой горизонтальный 3ПСГ-2 ; деаэратор 3Д-6 ата рег. ; паропровод 6 ата к уплотнениям и эжекторам Т. А. рег. ; трубопровод греющего пара на деаэратор Т.А рег. ; трубопровод отбора пара высокого давления ПВД-6 Т.А. рег. ; паропровод отбора пара высокого давления к ПВД-5 и ПНД-4 Т.А. рег. , суд приходит к выводу об обоснованности и законности требований п.2 оспариваемого предписания в указанной части.

Доводы административного истца об отсутствии обязанности проведения экспертизы промышленной безопасности указанного в п.2 оспариваемого предписания оборудования в связи с не истечением 30-летнего срока службы основаны на неправильном толковании нормативно-правовых актов и судом во внимание не принимаются.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Акционерного общества «Норильско-Таймырская энергетическая компания» об оспаривании предписания Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору удовлетворить частично.

Признать недействительным и отменить требования пункта 2 предписания №290-П-ПВП от 17.09.2015 Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в части возложения на АО «НТЭК» проведения экспертизы промышленной безопасности на следующие объекты ТЭЦ – 3 АО «НТЭК»: трубопровод питательной воды бл. рег.; трубопровод острого пара бл. рег.; паропровод отбора пара высокого давления к ПВД-7 Т.А. рег.; трубопровод острого пара бл. рег..

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Курунин

Мотивированное решение в окончательной форме

составлено 13.04.2016