Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2а-176/2021
УИД: 26RS0006-01-2021-000225-88
03 июня 2021 года с. Арзгир
Арзгирский районный суд Ставропольского края
в составе: председательствующего судьи Чернышевой В.В.
с участием представителя административного истца Пахомовой А.В.
представителя административного ответчика ФИО1
при секретаре Дубина О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Арзгирского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным отказа администрации Арзгирского муниципального округа в удовлетворении протеста прокурора Арзгирского района,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Арзгирского района обратился в Арзгирский районный суд с административным исковым заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным отказа администрации Арзгирского муниципального округа в удовлетворении протеста прокурора Арзгирского района.
В судебном заседании старший помощник прокурора Арзгирского района Пахомова А.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме и суду показала, что прокуратурой района проведена проверка исполнения градостроительного законодательства администрацией Арзгирского муниципального округа, в результате которой установлены нарушения закона в указанной сфере. Постановлением администрации Арзгирского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка. Анализ положений данного нормативного акта, проведенный прокуратурой района в ходе мониторинга изменений законодательства, показал, что отдельные его нормы противоречат требованиям действующего законодательства, в связи с чем, подлежат приведению в соответствии с ним.
Согласно п. 1 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В соответствии с п. 30 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги является следующее: границы земельного участка, в отношении которого осуществляется подготовка градостроительного плана, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; наложение (пересечение) границ земельного участка, в отношении которого осуществляется подготовка градостроительного плана, на границы других земельных участков.
Отказ в выдаче градостроительного плана законодательством РФ, в том числе Градостроительным кодексом РФ, не предусмотрен, а значит и отказ в предоставлении муниципальной услуги.
На постановление администрации прокурором района ДД.ММ.ГГГГ принесен протест с требованием устранить выявленные нарушения Градостроительного кодекса РФ, а именно: внести изменения в Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденный постановлением администрации Арзгирского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, привести его в соответствие федеральному законодательству.
Главой Арзгирского муниципального округа протест прокурора рассмотрен и ДД.ММ.ГГГГ прокурору района направленно письменное сообщение о несогласии с протестом и об отказе в удовлетворении требований прокурора, ввиду того, что Градостроительный кодекс РФ не содержит четкого перечня оснований для отказа в предоставлении градостроительного плана земельного участка, в связи с чем внести изменения в Административный регламент не предоставляется возможным.
Основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, перечисленные в п. 30 Административного регламента, противоречат действующему градостроительному законодательству, а, следовательно, отказ в удовлетворении протеста прокурора района является незаконным. Просит признать незаконным отказ администрации Арзгирского муниципального округа в удовлетворении протеста прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ№.
Представитель административного ответчика ФИО1 административные исковые требования признала и суду показала, что не согласились с протестом прокурора, ввиду того, что Градостроительный кодекс РФ не содержит четкого перечня оснований для отказа в предоставлении градостроительного плана земельного участка. В настоящее время требования прокурора о приведении в соответствие Административного регламента с федеральным законодательством учтены в постановлении администрации Арзгирского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка». Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: обращение с заявлением о выдаче ГПЗУ лица, не являющегося его правообладателем; отсутствует утвержденная документация по планировке территории, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии такой документации.
Выслушав доводы представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проверки исполнения градостроительного законодательства администрацией Арзгирского муниципального округа прокуратурой Арзгирского района, установлены нарушения закона в указанной сфере. Постановлением администрации Арзгирского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка. Анализ положений данного нормативного акта, проведенный прокуратурой района в ходе мониторинга изменений законодательства, показал, что отдельные его нормы противоречат требованиям действующего законодательства, в связи с чем, подлежат приведению в соответствии с ним.
В соответствии с п. 30 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги является следующее: границы земельного участка, в отношении которого осуществляется подготовка градостроительного плана подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; наложение (пересечение) границ земельного участка, в отношении которого осуществляется подготовка градостроительного плана на границы других земельных участков.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокурор в ходе осуществления своих полномочий проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
По общему правилу градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) выдает орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (ч. 5 ст. 57.3 ГрК РФ). Порядок выдачи ГПЗУ регулируется Градостроительным кодексом РФ.
Чтобы получить ГПЗУ, необходимо составить и подать заявление в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление можно подать непосредственно в орган, в том числе направив его в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, или через МФЦ (ч. 5 ст. 57.3 ГрК РФ).
Никаких иных документов, кроме заявления, для получения ГПЗУ не требуется. ГПЗУ должны выдать бесплатно в течение 14 рабочих дней (ч. 6 ст. 57.3 ГрК РФ). Получение ГПЗУ в электронном или бумажном виде в зависимости от того, какой вариант указали в заявлении о выдаче (ч. 6 ст. 57.3 ГрК РФ).
Отказ в выдаче ГПЗУ возможен на основании ч. 4, 5 ст. 57.3 ГрК РФ в случаях, если, например: за его выдачей обратилось лицо, которое не является, в частности, правообладателем земельного участка; не утверждена документация по планировке территории, если размещение объекта капстроительства допускается при ее наличии.
Если земельный участок расположен на территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии, то ГПЗУ выдадут только при наличии документации по планировке, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории. Исключение составляет, например, случай, когда решение о комплексном развитии территории самостоятельно реализуется РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием (ч. 4 ст. 57.3 ГрК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях: необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения; необходимы установление, изменение или отмена красных линий; необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории; размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов); планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории; планируется размещение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимых для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда; планируется осуществление комплексного развития территории.
В соответствии с действующим законодательством, отказ в выдаче ГПЗУ, в связи с отсутствием основных сведений о земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости, а также в связи с отсутствием ДПТ, если ее подготовка является обязательной в соответствии с иными федеральными законами, кроме ГрК РФ, будет противоречить законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Таким образом, основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, перечисленные в п. 30 Административного регламента, противоречат действующему градостроительному законодательству, следовательно, отказ в удовлетворении протеста прокурора является незаконным.
В судебном заседании установлено, что требования прокурора о приведении в соответствие Административного регламента с федеральным законодательством учтены в постановлении администрации Арзгирского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка».
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд находит, что административный иск обоснован, принимает решение об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным отказ администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края в удовлетворении протеста прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ№.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Арзгирский районный суд в месячный срок со дня, следующего за днем принятия решения судом в окончательной форме, т.е. с 09 июня 2021 года.
<данные изъяты>