ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-176/2021 от 11.02.2021 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2а- 176/2021 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 февраля 2021г. г. Иваново

Ленинский районный суд города Иваново в составе председательствующего судьи Уенковой О. Г., единолично, при ведении протокола секретарем Гусейновой Л.В.,

с участием истца Брюшинина Андрея Ливерьевича,

представителя ответчика Кислицыной Александры Максимовны,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново материалы гражданского дела по иску

Брюшинина Андрея Ливерьевича к ОГКУ «Ивановский межрайонный центр занятости населения», директору ОГКУ «Ивановский межрайонный центр занятости населения» Максименко Павлу Александровичу о признании решения незаконным, признании права на получение пособия по безработице,

установил:

истец обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором в окончательной редакции на основании ст. 39 ГПК РФ просит суд признать незаконным и отменить решение ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» в форме Приказа № от 30.09.2020 «Об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска работы, безработным» по своему обращению № от 06.04.2020, а также признать за ним право на получение пособия по безработице на основании заявления от 6 апреля 2020 г.

Иск обоснован тем, что 06.04.2020 истец путем заполнения электронной формы направил через интерактивный портал Комитета Ивановской области по труду и содействию занятости населения и трудовой миграции электронное обращение № (тип обращения - «оформление пособия по безработице и поиск работы») для оформления пособия по безработице и поиска работы.

После подачи заявления истец был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы, но в признании безработным ему было отказано.

Решение об отказе содержится в Приказе № от 30.09.2020, который истец получил в виде копии 01.10.2020.

Причиной отказа указано то обстоятельсьво, что истец является учредителем (участником) организации.

Однако, истец настаивает, что на момент подачи заявления и по настоящее время он не являлся и не является участником или акционером хозяйственных обществ, доходов от деятельности таковых или иных коммерческих организаций не имеет, однако не имеет надлежащим образом оформленного статуса безработного и, соответственно, лишен возможности получать социальные гарантии, включая пособие по безработице с 06.04.2020.

Истец Брюшинин А.Л. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, дополнительно пояснил, что в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, (2) зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, (3) ищут работу и готовы приступить к ней. Иных критериев статуса «безработный» в законодательстве не содержится.

Истцу по заявлению от 06.04.2020 отказано в признании безработным 30.09.2020 вопреки тому, что он, по его мнению, соответствует всем указанным критериям, поскольку на момент обращения в центр занятости он не имел и не имеет до настоящего времени работы и/или заработка по определению п.1 ст. 1 Закона о занятости; был зарегистрирован по заявлению от 06.04.2020 в целях поиска подходящей работы (личное дело №), ищет работу и готов приступить к ней.

По мнению истца, отказ в признании его безработным на основании того, что он числится «занятым» как учредитель ЗАО «ЭКО-ФИШ», не соответствует закону, так как статус учредителя акционерного общества не является деятельностью приносящей заработок (доход) в отличие от статуса акционера акционерного общества, а получение истцом доходов от ЗАО «ЭКО-ФИШ» ответчиком не доказано.

Информация о занятости истца получена ответчиком с сайта rusprofiIe.ru, который не является государственным ресурсом и нигде не отражен как источник правоустанавливающей информации.

По информации указанного сайта (отражено в распечатке ответчика по ЗАО «ЭКО-ФИШ») указано, что истец, как учредитель ЗАО «ЭКО-ФИШ», может не являться текущим акционером.

Объем прав и компетенции учредителей отражен в ст. 9 и ст. 10 Закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Среди прав учредителя отсутствуют имущественные права по отношению к акционерному обществу, которые могли бы считаться заработком если он не является в конкретное время акционером.

Правом на получение доходов от деятельности АО обладает только акционер, который может и не быть учредителем.

При данных обстоятельствах, решение ответчика в форме Приказа от 30.09.2020, об отказе в признании истца безработным не соответствует закону, а именно п. 1 ст. 1, п.1 ст. 3 Закона о занятости.

Это в свою очередь нарушает право истца на получение пособия по безработице в соответствии со ст. 31 Закона о занятости.

По п. 1 ст. 31 Закона о занятости пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Таким образом, имеет место неверное определение ответчиком статуса истца, что повлекло нарушение прав истца на получение пособия по безработице по заявлению от 06.04.2020 в порядке и размере установленных ст. 31 Закона о занятости.

Для отказа в признании безработным недостаточно установления только одного обстоятельства - статуса учредителя, необходимо доказательство осуществление деятельности влекущей получение доходов (заработка) в форме, определяемой в п. 1 ст. 1 Закона о занятости.

Истец настаивает, что по состоянию на 06.04.2020 он не принимал участия в деятельности ЗАО «ЭКО-ФИШ» ни как акционер, ни как его сотрудник, иного ответчиком не доказано.

По отношению к акционерным обществам правом на получение доходов обладают его акционеры в виде дивидендов и работники (включая руководство) в качестве заработной платы.

По мнению истца, источником сведений о статусе акционера может быть только выписка из реестра акционеров соответствующего АО, а не содержание неаккредитованного сайта и даже не содержание выписки из ЕГРЮЛ, которая по АО не содержит информации об акционерах.

Доказательств того, что истец имел право на получение доходов от деятельности ЗАО «ЭКО-ФИШ» ответчиком не представлено.

Истец настаивает, что на момент подачи заявления 06.04.2020 о выплате пособия по безработице имел на него право по ст. 31 Закона о занятости как лицо, соответствующее критериям, установленным в п.1, ст. 3 Закона о занятости и по ст. 31 Закона о занятости.

В настоящее время (с 01.02.2020) ЗАО «ЭКО-ФИШ» исключено из ЕГРЮЛ по решению налогового органа по обстоятельствам, возникшим еще до 06.04.2020, получение выписки из реестра акционеров невозможно.

В соответствии с п. 9 «Правил регистрации безработных граждан» (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 г. № 891) постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях: а) отказ гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы; б) два отказа гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; в) неявка гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы; г) неявка гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным; д) представление гражданином документов содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.

Указанный перечень является исчерпывающим и не содержит такого основания как статус учредителя (участника) ЗАО лица, обратившегося за признанием безработным и, соответственно, за выплатой пособия по безработице.

Представитель ответчика по доверенности Кислицына А.М. иск не признала в полном объеме, просила отказать в его удовлетворении, настаивая, что в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 Брюшинин А.Л. обратился с заявлением о предоставлении ему государственной услуги содействия в поиске подходящей работы через интерактивный портал Комитета Ивановской области по груду, содействию занятости населения и трудовой миграции в ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» 06.04.2020 и был поставлен на учет в качестве гражданина, ищущего работу.

На момент обращения в Центр занятости, инспектор Центра занятости проверила на официальном сайте «Руспрофиль» наличие или отсутствие занятости истца и обнаружила, что истец является учредителем ЗАО «ЭКО-ФИШ».

Являясь учредителем ЗАО «ЭКО-ФИШ», Брюшинин А.Л. обратился в Центр занятости с заявлением о предоставлении ему государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, поэтому инспектором Центра занятости истец не рассматривался как лицо, являющееся безработным, следовательно, никакого решения в данном случае инспектором приниматься не может, поскольку нормативные документы, регулирующие деятельность Центра занятости, не содержать обязанность рассматривать занятых граждан в качестве безработных.

В соответствии со ст. 2 Закона о занятости, занятыми считаются в том числе, лица являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. № 891 «О порядке Регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (вместе с «Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы», «Правилами регистрации безработных граждан»), при постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Документов, подтверждающих прекращение деятельности в ЗАО «ЭКО-ФИШ», истцом в Центр занятости предоставлено не было.

Ответчик Максименко П.А., директор ОГКУ «Ивановский межрайонный центр занятости населения», уведомленный о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, в суд не явился, с учетом мнения явившихся лиц, дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав истца, представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, материалы административных дел № , № , суд приходит к следующим выводам.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Судом установлено, что истец в установленном законом порядке, что не оспаривается ответчиком, 06.04.2020 путем заполнения электронной формы направил через интерактивный портал Комитета Ивановской области по труду и содействию занятости населения и трудовой миграции электронное обращение № 09700106/20СЗН (тип обращения - «оформление пособия по безработице и поиск работы») для оформления пособия по безработице и поиска работы.

После подачи заявления истец был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы, но в признании безработным ему было отказано.

Решение об отказе содержится в Приказе № от 30.09.2020, который истец получил в виде копии 01.10.2020 в ходе рассмотрения административного дела по иску Брюшинина А.Л.

Установлено, что решение ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» № от 30 сентября 2020 г. об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска работы, безработным по обращению Брюшинина Андрея Ливерьевича № от 6 апреля 2020 г. принято административным ответчиком в ходе рассмотрения административного дела № по иску Брюшинина А.Л. к ОГКУ «Ивановскйи ЦЗН» о признании бездействия незаконным в результате удовлетворения требований истца в ходе судебного разбирательства, в связи с чем судом был принят отказ истца от данного иска, производство по делу прекращено.

Отказ в признании истца безработным обусловлен нормами ст. 3 Закона «О занятости населения в РФ» в связи с тем, что Брюшинин А.Л. является учредителем (участником) организации.

Из ответа МИФНС России № 6 по Ивановской области следует, что Брюшин А.Л. являлся учредителем ЗАО «ЭКО-ФИШ» в период с 23 марта 2010 г. по 1 февраля 2021 г., с номинальной стоимостью доли в капитале – 10 000 руб.

В ЕГРЮЛ содержится информация об исключении из ЕГРЮЛ с 1 февраля 2021 г. ЗАО «ЭКО-ФИШ» в связи с наличием сведений о недостоверности.

Сведений о доходах Брюшинина А.Л. инспекция не располагает ввиду непредставления деклараций о доходах за период 2019 – 2020 г.г.

В качестве индивидуального предпринимателя Брюшинин А.Л. прекратил деятельность 26 апреля 2019 г., что следует из ответа на запрос суда ИФНС России по Ивановской области.

Также установлено, что в период с 27 ноября 2008 г. по 2 октября 2019 г. истец являлся генеральным директором и учредителем ООО «Антей», номинальная стоимость его доли в уставном капитале составляла 4 000 руб.

Сведений о доходе Брюшинина А.Л. с 2010 г. по настоящее время от участия в деятельности ЗАО «ЭКО-ФИШ» в материалы дела не представлено, согласно ответов ПФ РФ, МИФНС № 6 России № 6 по Ивановской области, ИФНС России по Ивановской области истцом не подавлюсь деклараций получении дохода от деятельности общества.

Согласно ответа АО «Реестр» Брюшинин А.Л. не является зарегистрированным лицом в реестрах владельцев ценных бумаг, ведение которых осуществляет АО «Реестр».

Из показаний свидетеля Андриянниковой О.С. следует, что Брюшинин А.Л. был учредителем и держателем акций ЗАО «ЭКО-ФИШ», которые впоследствии продал, договор купли-продажи акций был подготовлен свидетелем. Деятельность по ЗАО не велась, Брюшинин А.Л. дохода не получал.

Из представленных в суд материалов регистрационного дела по организации ЗАО «ЭКО-ФИШ» судом установлено, что решением единственного учредителя ЗАО «ЭКО-ФИШ» от 15 марта 2020г. Брюшинин А.Л. принял решение создать (учредить) в г. Иваново ЗАО «ЭКО-ФИШ», избрав юридический и почтовый адрес г. Иваново, ул. Смирнова, д. 83, к. 30, определив уставной капитал в размере 10 000 руб., в качестве единоличного исполнительного органа утвердив генерального директора, назначив им Брюшинина А.Л., установив ему срок полномочий 2 года.

Впоследствии решением единственного акционера ЗАО «ЭКО-ФИШ» от 15 марта 2011 г. Дунаева С.Ю., являющегося единственным акционером ЗАО «ЭКО-ФИШ» на основании договора купли-продажи акций в Уставном капитале ЗАО «ЭКО-ФИШ» от 28 февраля 2011 г., изменено место нахождения общества (<адрес>), утверждено распределение акций в уставном капитале общества – 100 % уставного капитала принадлежит Дунаеву С.Ю., досрочно прекращены полномочия генерального директора ЗАО «ЭКО-ФИШ» Брюшинина А.Л., Брюшинин А.Л. уволен с должности генерального директора на основании п.3 ст. 77 ТК РФ, на должность генерального директора избран Дунаев С.Ю. с 16 марта 2011 г.

16 марта 2011 г. ИФНС России по городу Иваново уведомлена о смене генерального директора ЗАО «ЭКО – ФИШ».

Впоследствии с 7 марта 2012 г. в должность генерального директора ЗАО «ЭКО-ФИШ» вступила Филатова Т.Г., досрочно прекратив полномочия генерального директора Дунаева С.Ю., установив распределение уставного капитала в размере 100 % акций Филатовой Т.Г.

В силу норм ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.

В силу норм ст. 3 того же закона, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Анализ вышеуказанных норм закона позволяет сделать вывод о том, что основополагающим критерием в определении категории занятых и безработных граждан является получение дохода от деятельности организации.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (ч. 2 ст. 3 того же закона).

Основанием для не остановки на регистрационный учет безработных граждан является то, что если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях: а) отказ гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы; б) два отказа гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; в) неявка гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы; г) неявка гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным; д) представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.

Создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично (п.1 ст. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его созданием и возникающим до государственной регистрации данного общества (ст. 10 того же закона).

Список лиц, имеющих право получения дивидендов, составляется на дату составления списка лиц, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров, на котором принимается решение о выплате соответствующих дивидендов. Для составления списка лиц, имеющих право получения дивидендов, номинальный держатель акций представляет данные о лицах, в интересах которых он владеет акциями (п. 4 ст. 42 в ред. Федерального закона от 31.10.2002 N 134-ФЗ, действовавшей в период выхода Брюшинина А.Л. из состава участников общества).

В редакции ст. 42 Федерального закона от 31.10.2002 N 134-ФЗ, действующей на момент обращения истца в центр занятости населения право на получение дивидендов общества имели лица, которые имеют право на получение дивидендов и права которых на акции учитываются у номинального держателя акций, получают дивиденды в денежной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

В силу норм ст.й 8.7 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» лица, которые осуществляют права по акциям и облигациям (далее в настоящей статье также - ценные бумаги) и права которых на такие ценные бумаги учитываются депозитарием, получают дивиденды в денежной форме по акциям или доходы в денежной форме и иные денежные выплаты по облигациям (далее в настоящей статье - выплаты по ценным бумагам) через депозитарий, депонентами которого они являются. Депозитарный договор должен содержать порядок передачи депозитарием депоненту выплат по ценным бумагам. При этом депозитарий обязан передавать выплаты по ценным бумагам путем перечисления денежных средств на банковские счета в соответствии с депозитарным договором.

Между тем, доказательств того, что Брюшинин А.Л. с марта 2011 г. обладал правами на ценные бумаги ЗАО «ЭКО-ФИШ» и получал дивиденды, суду не представлено.

Вследствие продажи всех принадлежащих ему акций закрытого акционерного общества истец вышел из состава участников общества, оставаясь при этом его учредителем в силу норм закона Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Из определения Конституционного Суда РФ от 25.06.2019 N 1755-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Думеняка Романа Вячеславовича на нарушение его конституционных прав абзацем десятым статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» следует, что Федеральный законодатель, реализуя компетенцию по правовому регулированию этой сферы общественных отношений, определил в Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» перечень категорий граждан, являющихся занятыми, а потому не имеющих права на признание их безработными, к числу которых отнес и учредителей (участников) хозяйственных обществ.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25 мая 2010 года N 11-П, самостоятельная экономическая деятельность, осуществляемая гражданином индивидуально или совместно с другими лицами на основе свободного выбора ее сферы, в частности путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства, влечет для него определенные юридические последствия, обусловленные правовым статусом, характерным для субъекта того или иного вида общественно полезной деятельности. Такой правовой статус формируется федеральным законодателем посредством включения в него специального набора прав, обязанностей, государственных гарантий их реализации и мер ответственности, исходя из существа данной деятельности, ее целевой направленности и фактического положения лица в порождаемых этой деятельностью отношениях. Соответственно, гражданин, осознанно избрав такую форму реализации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, как создание коммерческой организации и участие в ее деятельности своим капиталом, самостоятельно принимает на себя и бремя заботы о собственном благополучии, в силу которого он несет риск неэффективности экономической деятельности хозяйственного общества. Законодатель вправе учитывать эти обстоятельства и исходить из того, что избранная гражданином и самостоятельно осуществляемая экономическая деятельность, направленная на получение прибыли от использования своих способностей и имущества в процессе организации и управления производством, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, предпринимается на собственный риск, что в системе действующего правового регулирования не предполагает дополнения их правового статуса гарантиями социальной защиты от безработицы.

Таким образом, как следует из указанной правовой позиции, граждане, которые на момент принятия органами службы занятости решения о признании их безработными, являлись учредителями хозяйственного общества и принимали участие в его деятельности своим капиталом, считаются занятыми, и такое правовое регулирование - отнесение к числу занятых граждан, осуществляющих не противоречащую законодательству Российской Федерации деятельность, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую им, как правило, доход, - не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

Установление же того, принимал ли Р.В. Думеняк на момент обращения в службу занятости с заявлением о признании его безработным участие в деятельности хозяйственного общества, а также оценка обоснованности отказа в признании его безработным связаны с исследованием фактических обстоятельств конкретного дела, что к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не относится.

Проанализировав вышеуказанную позицию, изложенную в определении высшей судебной инстанции в совокупности с нормами Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации, Закона «Об акционерных обществах», фактическими обстоятельствами, установленными по настоящему делу, а именно, отсутствие получения дохода от участия в ЗАО «ЭКО-ФИШ», отсутствие участия Брюшинина А.Л. с 2011 года в хозяйственной деятельности общества по причине продажи акций, 100% доли в уставном капитале, прекращения трудовых отношений с обществом, суд находит основания для признания позиции истца о незаконности решения ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» № от 30 сентября 2020 г. об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска работы, безработным по обращению Брюшинина А.Л. № от 6 апреля 2020 г. и признании за ним права на получение пособия по безработице на основании заявления от 6 апреля 2020 г. обоснованной.

Юридически значимым обстоятельством суд считает прекращение Брюшининым А.Л. трудовых отношений с ЗАО «ЭКО-ФИШ» в 2011 году, а также продажу акций общества, что делает невозможным с указанного времени получение дохода истцом от хозяйственной деятельности общества вне зависимости от ее обществом ведения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что у ответчика не имелось правых оснований для принятия решения об отказе в признании истца, зарегистрированного в целях поиска работы, безработным, а также наличия у него права на получение пособия с момента обращения.

Вопреки доводам представителя ответчика, суд соглашается с утверждением истца о том, что, не являясь участников общества, кроме как в судебном порядке, он не имел возможности представить ответчику документы, подтверждающие прекращение деятельности в ЗАО «ЭКО-ФИШ».

Вместе с тем, исходя из положения судов в системе властных органов, требования истца в части отмены оспариваемого им решения, не подлежат удовлетворению, так как судебные акты не могут подменять собой решения органов власти и их должностных лиц по вопросам, отнесенным к их компетенции. Судебный контроль ограничен принципом разделения властей (ст. 10 Конституции РФ), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. Как следствие, восстановление нарушенного права истца возможно путем рассмотрения ответчиком вопроса с учетом требований закона и изложенной в решении суда правовой позиции.

При таких обстоятельствах, требования истца подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК Российской Федерации,

Решил :

исковые требования Брюшинина Андрея Ливерьевича удовлетворить частично.

Признать решение ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» № от 30 сентября 2020 г. об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска работы, безработным по обращению Брюшинина Андрея Ливерьевича № от 6 апреля 2020 г. незаконным.

Обязать ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» устранить нарушения прав и законных интересов Брюшинина Андрея Ливерьевича.

Признать за Брюшининым Андреем Ливерьевичем право на получение пособия по безработице на основании заявления от 6 апреля 2020 г.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Уенкова О. Г.

В окончательной форме решение изготовлено 18 февраля 2021 г.