ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-176/2021 от 22.03.2021 Комсомольского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-176/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2021 г. г. Комсомольск-на-Амуре

Комсомольский районный суд Хабаровского края

в составе: председательствующего судьи Фетисовой М.А.,

с участием помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края Казановой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Артазей Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Избирательной комиссии сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, о признании незаконным постановления № 72 от 16.03.2021 г. об отказе в регистрации кандидата на должность главы сельского поселения, о возложении обязанности зарегистрировать кандидата,

УСТАНОВИЛ :

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с указанным иском к административному ответчику.

В исковом заявлении и в судебном заседании административный истец указывала на то, что в порядке самовыдвижения, она зарегистрировалась на участие в выборах на должность главы сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края и представила в Избирательную комиссию сельского поселения необходимые для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата документы. 12 марта 2021 г. Избирательная комиссия сельского поселения ознакомила её с Постановлением № 70 от 12 марта 2021 г. «Об извещении кандидата на должность главы сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края ФИО1», уведомив о выявленных недостатках в представленных ранее документах для уведомления о выдвижении и регистрации и разъяснив, что кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также иные документы, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями Кодекса, в том числе, к их оформлению. Было указано, что кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований Кодекса. В случае отсутствия копии какого - либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 1.2 части 3 статьи 43 Кодекса, кандидат вправе представить его не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, т.е. не позднее 15 марта 2021 г. Она представила 15 марта 2021 г. в Избирательную комиссию сельского поселения письменные «Сведения об изменениях о данных о кандидате на должность главы сельского поселения», устранив недостатки, указанные в извещении от 12 марта 2021 г., однако 16 марта 2021 г. Избирательная комиссия сельского поселения выдала ей Постановление № 72 от 16.03.2021 г. «Об отказе в регистрации кандидата на должность Главы сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края ФИО1». Основной причиной отказа в регистрации стало устранение ею выявленных недостатков 15 марта 2021 г., поскольку их следовало устранить не позднее 14 марта 2021 г. Она не согласна с постановлением ответчика от 16.03.2021 г. № 72 об отказе в её регистрации в качестве кандидата на должность главы сельского поселения, считает, что ответчик, официально уведомив её 12.03.2021 г. о сроках устранения выявленных недостатков не позднее 15.03.2021 г., не имел права отказать ей в регистрации по основанию, что документы должны были быть предоставлены не позднее 14.03.2021 г. Кроме того, полагает, что ответчиком ей необоснованно отказано в регистрации в качестве кандидата по тому основанию, что она не представила одновременно комплект избирательных документов, который включает в себя подписные листы, протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, сведения об изменениях в данных о кандидате, первый финансовый отчет. Она представила ответчику подписные листы 07.03.2021 г., а остальные документы представила 10.03.2021 г., то есть все необходимые документы были представлены ответчику 10.03.2021 г., за 45 дней до выборов. Указания на то, что документы должны быть представлены в один день, нигде не содержится и ей 07.03.2021 г. в Избирательной комиссии не разъяснили, что остальные документы она должна предоставить в тот же день, иначе она так бы и поступила. Избирательная комиссия не указала ей 07.03.2021 г. на недостатки представленных документов относительно их комплектности. Полагает, что доводы ответчика о том, что предоставление документов, предусмотренных ч.2 ст. 48 Избирательного кодекса Хабаровского края позднее установленного срока и (или) не одновременно не допускается и не подлежит восполнению, противоречит ч. 2.8 ст. 49 Кодекса, согласно которой кандидат вправе предоставлять не позднее, чем за день до дня заседания избирательной комиссии, дополнительные документы, внести уточнения в ранее представленные документы, касающиеся выдвижения и регистрации кандидата. Просит восстановить её нарушенные избирательные права, признать незаконным постановление ответчика № 72 от 16.03.2021 г. об отказе в её регистрации в качестве кандидата на должность главы сельского поселения и возложить обязанность принять решение о регистрации.

В судебное заседание представитель административного ответчика - Избирательная комиссия сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, не явился. Согласно отзыву председателя Избирательной комиссии сельского поселения ФИО2 на исковое заявление, ответчик требования не признаёт, просит в их удовлетворении истцу отказать, по следующим основаниям. Порядок представления документов для выдвижения и регистрации кандидатов, выдвинутых на должность главы муниципального образования, установлен статьями 33, 34 и 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) и статьями 43, 48 Избирательного кодекса Хабаровского края (далее - Кодекс).

Согласно части 1 статьи 43 Кодекса, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата на выборах в органы местного самоуправления, а кандидат на выборах в органы местного самоуправления считается выдвинутым, после поступления в комиссию заявления в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу и предоставления иных документов в соответствии с частью 3 статьи 43 Кодекса, а также сведений о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах.

21 февраля 2021 г. ФИО1 при её выдвижении в порядке самовыдвижения, представила: 1) заявление кандидата о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом главы сельского поселения; 2) копии отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации; 3) копию диплома, подтверждающего сведения о профессиональном образовании кандидата; 4) копия трудовой книжки; 5) справку местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» о принадлежности ФИО1 к политической партии и статусе в ней; 6) копию <данные изъяты>; 7) копию <данные изъяты>; 8) копию <данные изъяты>;9) копию <данные изъяты>;10) сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату ФИО3 на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах.

Избирательной комиссией сельского поселения незамедлительно было выдано ФИО1 подтверждение в получении документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения и разрешение на открытие специального счета.

В соответствии с ч.1, 2 ст. 48 Кодекса, для регистрации кандидата, выдвинутого на должность главы муниципального образования, кандидат представляет в комплекте следующие избирательные документы: 1)подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей); 2)протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы; 3)сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с требованиями Кодекса; 4)первый финансовый отчет кандидата. Указанные документы представляются в комплекте не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени, т. е. не позднее 18 часов 10 марта 2021 года.

Затем, в соответствии с ч.1 ст. 50 Кодекса, избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата документов, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

При этом согласно п. 1.1 ст. 38 Федерального закона, ч. 2.8 ст. 49 Кодекса при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации предусмотрено Кодексом, или несоблюдения требований Кодекса к оформлению документов, соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, а кандидат не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями Кодекса, в том числе к их оформлению. При этом кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 1.2 части 3 статьи 43 Кодекса, кандидат вправе представить ее не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

07.03.2021 г. кандидатом ФИО1 в комиссию был представлен комплект избирательных документов, который включал в себя: 1)подписные листы 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата.

В комплекте не были представлены сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с требованиями Кодекса, и первый финансовый отчет, либо письменное уведомление о том, что кандидат не создает избирательный фонд и не будет финансировать свою избирательную деятельность. Данные документы (вне комплекта) были представлены кандидатом ФИО1 в избирательную комиссию 10.03.2021 г. в 15 часов.

Положения ч. 2 ст. 48 Кодекса определяют единый перечень документов, которые должны быть предоставлены в установленный законом срок кандидатом в виде комплекта документов, в целях его регистрации, являются предметом оценки избирательной комиссии, в том числе, для извещения о недостатках в них, и последующего принятия решения избирательной комиссии о регистрации или об отказе в регистрации. Таким образом, сдав комплект документов 07. 03.2021 г., ФИО1 запустила процедуру регистрации кандидата и с указанной даты у комиссии начался отсчет срока на регистрацию (в течение 10 дней со дня представления), от дня заседания комиссии, на котором должен быть рассмотрен вопрос о регистрации либо отказе в регистрации кандидата -16.03.2021г., а также был рассчитан срок, не позднее которого комиссия обязана была известить кандидата о допущенных недостатках -12.03.2021 г. и срок, когда кандидат в допустимых законом пределах и случаях вправе был исправить недостатки -14.03.2021г.

В соответствии с ч. 2.8 ст. 49 Кодекса Избирательная комиссия сельского поселения 12.03.2021 г. вручила кандидату ФИО1 извещение о выявленных недостатках в представленных ею документах для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. Представленные истцом 15.03.2021 г. документы были изучены избирательной комиссией при принятии решения. При этом срок представления документов в целях реализации извещения о недостатках не имел правового значения при принятии избирательной комиссией оспариваемого решения, поскольку в его основу было положено то обстоятельство, что представление документов, предусмотренных частью 2 статьи 48 Кодекса, позднее установленного Федеральным законом № 67-ФЗ и Кодексом срока и (или) не одновременно не допускается, а равно не подлежит восполнению. Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Избирательным кодексом Хабаровского края для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата (подпункт «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пункт 3 части 8.1 статьи 50 Кодекса). Указанное правовое регулирование предопределяется необходимостью обеспечения принципа равенства выдвинувшихся кандидатов. Другие выдвинувшиеся кандидаты выполнили вышеуказанное требование. Иной подход нарушил бы принцип равенства кандидатов, поставил бы кандидатов, не выполнивших требования избирательного законодательства, в привилегированное положение, а также привел бы к нарушению избирательной комиссией процедуры регистрации, установленной в статье 38 Федерального закона, статьях 48, 49 и 50 Кодекса.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Избирательной комиссии Комсомольского муниципального района Хабаровского края, ФИО4, пояснила, что требования истца считает не подлежащими удовлетворению, по тем же основаниям, которые приведены в отзыве ответчика. Дополнила, что 07.03.2021 г. истцу следовало представить в Избирательную комиссию сельского поселения весь предусмотренный законом комплект документов одновременно, в том числе, первый финансовый отчет, который истец представила только 10.03.2021 г. Документы, представленные не в комплекте, не подлежат восполнению. Причиной отказа в регистрации кандидата ФИО1 стало именно то обстоятельство, что она не представила весь комплект документов 07.03.2021 г., поскольку именно с этой даты начался отсчет сроков всех дальнейших процедур, предусмотренных законом. Комиссия в установленный срок должна проверить комплект документов. Истцу не отказано в регистрации в связи с тем, что она устранила замечания избирательной комиссии от 12.03.2021 г., представив уточнения не 14.03.2021 г., а 15.03.2021 г.

Не соглашаясь с доводами истца о том, что согласно пункту 4.12.4 постановления ЦИК России № 235/1486-6 комиссия не вправе была принимать решение об отказе в регистрации кандидата, полагает их не соответствующими требованиям закона и указанному пункту постановления ЦИК России, согласно которому, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации, если она в установленный срок не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных документах, либо если в извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в этих документах, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из документов оформлены с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона и в чем состоит это нарушение. Считает, что избирательная комиссия вправе указать в извещении только те недостатки, которые определены в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона и аналогичной части 2.8 статьи 49 Кодекса, и именно эти недостатки кандидат вправе исправить способами и в пределах, указанных в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона. Ответчик известил истца в установленные сроки о тех недостатках, которые прямо указаны в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона, истец исправила данные недостатки, в связи с чем ответчик был вправе принимать обжалуемое постановление об отказе в регистрации.

Полагает необоснованными доводы истца о том, что позиция истца соответствует позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 12.03.2021 № 6-П, поскольку судом было подчёркнуто, что эта позиция ЦИК России относительно последствий не извещения избирательной комиссией кандидата о нарушениях в представленных им документах касается только проверки законности решения о регистрации, а ФИО1 оспаривает решение об отказе в регистрации кандидата.

Полагает, что доводы истца о необходимости учета позиции Конституционного Суда РФ, выраженной им в постановлении от 12.03.2021 № 6-П, не соответствуют предмету настоящего спора и не могут быть приняты во внимание, поскольку в рассмотренном деле избирательная комиссия не известила кандидата о недостатках, затем кандидат был зарегистрирован комиссией, далее иной кандидат обратился в суд и суд отменил регистрацию кандидата. Предметом же спора по иску ФИО1 является вопрос об отмене решения комиссии об отказе в регистрации кандидата, при этом избирательной комиссией кандидат был извещен в установленный срок о недостатках в документах, предусмотренных в законе, т. е. предусмотренных в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67.

Выслушав пояснения участников судебного заседания и заключение помощника прокурора Казановой Ю.В., полагавшей заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Порядок выдвижения и регистрации кандидатов регулируется положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), а на территории Хабаровского края также положениями Избирательного кодекса Хабаровского края.

Согласно ст. 75 Федерального закона № 67, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.

Согласно ч.10 ст. 239 КАС РФ, с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, в суд может обратиться кандидат, в отношении которого вынесено такое решение.

Решением Совета депутатов сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, от 01.02.2021 г. № 123, были назначены досрочные выборы главы сельского поселения, на 25 апреля 2021 г.

Истец в установленный ст. 42 Избирательного кодекса Хабаровского края 20-дневный срок после дня официального опубликования (обнародования) решения о назначении выборов, в порядке самовыдвижения, подала в Избирательную комиссию сельского поселения заявление кандидата о согласии баллотироваться, а вместе с ним - копию паспорта, копию документов о профессиональном образовании и о месте работы, о принадлежности к политической партии, о смене фамилии, о размере и источнике доходов. Указанные документы были приняты от истца 21.02.2021 г. в период времени с 15 часов 18 минут до 15 часов 50 минут.

Согласно ст. 34 Федерального закона № 67, самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 43 Избирательного кодекса Хабаровского края, самовыдвижение кандидатов на выборах в органы местного самоуправления производится путем уведомления об этом избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидатов на выборах в органы местного самоуправления, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата на выборах в органы местного самоуправления, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (ч.1).

В соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены: 1) заявление в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности ; 1.1) если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости; 1.2) вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 1 настоящей части, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения; б) заверенные соответственно кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов; 2) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах ( ч.3).

Соответствующая избирательная комиссия незамедлительно после представления документов обязана выдать письменное подтверждение получения документов лицу, представившему эти документы, а также письменное разрешение на открытие специального избирательного счета.

Согласно ст. 48 Избирательного кодекса Хабаровского края, для регистрации кандидата, документы представляются в соответствующую избирательную комиссию не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.

Для регистрации кандидата, выдвинутого на должность главы муниципального образования, кандидат представляет в комплекте следующие избирательные документы: 1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);2) протокол об итогах сбора подписей избирателей ; 3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с требованиями настоящего кодекса; 4) первый финансовый отчет кандидата ( ч.2).

Согласно ст. 49 Избирательного кодекса Хабаровского края, со дня представления документов о выдвижении кандидата избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего кодекса. Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения, избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах ( ч.1).

Частью 2.8 указанной нормы предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации предусмотрено настоящим кодексом, или несоблюдения требований настоящего кодекса к оформлению документов, соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, в том числе, в представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов депутатов Думы, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего кодекса, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего кодекса. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 1.2 части 3 статьи 43 настоящего кодекса, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Доводы представителя заинтересованного лица о том, что избирательная комиссия вправе указать в извещении только те недостатки, которые определены в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67 и в части 2.8 статьи 49 Кодекса, и именно эти недостатки кандидат вправе исправить способами и в пределах, указанных в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона не соответствуют позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2011 года N 867-О-О, указавшего, что обязанность избирательной комиссии известить кандидата о недостатках в представленных им документах призвана гарантировать надлежащее осуществление пассивного избирательного права при выдвижении и регистрации кандидатов, носит императивный характер и не предполагает уклонения от ее исполнения. Она должна исполняться равным образом - в силу положения пункта 1 статьи 39 названного Федерального закона о том, что все кандидаты, за некоторыми исключениями, обладают равными правами и несут равные обязанности, - в отношении всех выдвинутых по соответствующему избирательному округу кандидатов и всех документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом.

Такое регулирование обусловлено конституционным принципом равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации) и корреспондирующим ему положением Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (заключена в Кишиневе 7 октября 2002 года), согласно которому подлинные выборы предполагают равные и справедливые правовые условия для регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций), а потому регистрационные требования должны быть ясными и не содержать условий, способных стать основанием для привилегий либо ограничений дискриминационного характера, и недопустимо произвольное или дискриминирующее применение норм о регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций) (пункт 6 статьи 9).

Надлежащее исполнение по отношению ко всем кандидатам обязанности извещать их о недостатках в документах, представляемых ими в избирательную комиссию, требует установления соответствующего порядка приема и проверки этих документов избирательными комиссиями. Касательно выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации такой порядок, основанный на положениях избирательного законодательства, раскрыт в Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 235/1486-6.

Согласно п.4.6 Рекомендаций, в случае выявления рабочей группой в представленных кандидатами документах для уведомления о выдвижении кандидатов неполноты сведений, несоблюдения требований закона в части оформления документов, отсутствия документов, кандидаты незамедлительно извещаются о выявленных недостатках.

Извещение о недостатках утверждается решением избирательной комиссии, в нем должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в представленных документах, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из документов оформлены с нарушением требований названного Федерального закона, иного закона, в чем состоит это нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки; на заседание избирательной комиссии по вопросу об извещении о выявленных недостатках приглашается кандидат либо его представитель, незамедлительно после заседания решение избирательной комиссии вручается присутствующему кандидату, его представителю, а при их отсутствии - направляется в их адрес (пункт 4.12.2).

Как указано, среди прочего, Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 12.03.2021 N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина ФИО5", наделение избирательных комиссий обязанностью извещать кандидатов о выявленных в представленных ими документах нарушениях не снимает с самого кандидата ответственности за качество, полноту и достоверность переданных им сведений и документов. В любом случае именно на кандидате лежит безусловная обязанность представить в избирательную комиссию вместе с заявлением о его согласии баллотироваться все иные документы, представление которых для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, если только их изготовление и заверение не отнесено законом к полномочиям избирательной комиссии.

В то же время неисполнение или ненадлежащее исполнение избирательной комиссией обязанности известить кандидата о выявлении недостатков в представленных им документах способно вызвать у кандидата неосновательную уверенность в том, что им не допущены нарушения, влекущие отказ в его регистрации.

Согласно Подтверждению о приёме документов, представленных для регистрации кандидата ФИО1 07.03.2021 г., Избирательная комиссия сельского поселения получила от кандидата подписные листы с 20 подписями избирателей и протокол об итогах сбора подписей избирателей. Иных документов в избирательную комиссию кандидатом представлено не было.

В Подтверждении о приёме ответчиком документов истца от 07.03.2021 г. не содержится сведений о том, что кандидату была разъяснена необходимость представить в этот же день и иные документы, в том числе, первый финансовый отчёт, поскольку не представление всех документов одновременно повлечёт отказ в регистрации кандидата.

Срок и порядок формирования комплекта документов, наличие которых должно быть обеспечено не позднее, чем за 45 дней до дня голосования, до 18 часов по местному времени, в Избирательном кодексе Хабаровского края не определён и не содержится запрета на предоставление требуемых в комплект документов в течение нескольких дней

Утверждая, что восполнение не представленных одновременно документов не допускается, ответчик, тем не менее, принял от истца 10.03.2021 г. первый финансовый отчет, сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию и фотографии, что следует из Подтверждения о приёме документов, представленных для регистрации кандидата ФИО1 10.03.2021 г.

Таким образом, полный комплект необходимых для регистрации кандидата ФИО1 документов имелся у ответчика 10.03.2021 г. в 15 часов 05 минут, то есть не позднее, чем за 45 дней до дня голосования, до 18 часов по местному времени.

Ссылка ответчика на то обстоятельство, что в ч.2 ст. 48 Избирательного кодекса Хабаровского края определен единый перечень документов, которые должны быть предоставлены в установленный законом срок кандидатом в виде комплекта документов, не отменяет действия положений ч. 2.8 ст. 49 Кодекса и ч.1.1 ст. 38 Федерального закона № 67, позволяющих кандидату не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями Кодекса, в том числе к их оформлению.

Проверив и оценив весь комплект документов, представленных истцом 7 и 10 марта 2021 г., ответчик 12.03.2021 г., действуя в соответствии с положениями ч. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67 и ч.2.8 ст. 49 Избирательного кодекса Хабаровского края, сообщил истцу о выявленной неполноте сведений о кандидате, отсутствии документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и регистрации предусмотрено законом, или несоблюдении требований закона к оформлению документов и установил истцу срок исправления недостатков - не позднее 15 марта 2021 г.

Так, согласно постановлению Избирательной комиссии сельского поселения от 12.03.2021 г. № 70, кандидатом не представлены сведения о дате снятия или погашения судимости; в преамбуле сведений о размере и об источнике доходов излишне воспроизведены слова «доходов моих супругов и несовершеннолетних детей»; не указаны источники выплаты доходов ; не указан адрес банка. Кандидату было разъяснено, что с учётом назначения заседания избирательной комиссии для рассмотрения вопроса о регистрации кандидата на 16 марта 2021 г. в 14 часов, кандидату следует не позднее 15 марта 2021 г. устранить выявленные недостатки, представить документы.

Как установлено в судебном заседании, истцом 15.03.2021 г. выполнены требования, содержащиеся в Извещении ответчика от 12.03.2021 г.

В судебном заседании установлено, что дата 15.03.2021 г. указана ответчиком в Извещении от 12.03.2021 г. неверно, поскольку статьёй 11.1 Федерального закона № 67 предусмотрен порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Согласно ч.2 ст. 11.1, если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.

Учитывая, что заседание избирательной комиссии для рассмотрения вопроса о регистрации кандидата ФИО1 было назначено на 16 марта 2021 г., то устранить выявленные недостатки и представить документы кандидату следовало не позднее 14 марта 2021 г., чтобы, таким образом, после 14 марта был ещё один день до 16 марта.

В соответствии частью 1 статьи 50 Избирательного кодекса Хабаровского края соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней после дня приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов, представленных кандидатом ФИО1, оснований для отказа в регистрации кандидата по основаниям, указанным в пунктах 4-5 части 8.1 ст. 50 Избирательного кодекса Хабаровского края, не усматривается.

Постановлением ответчика от 16.03.2021 г. № 72, ФИО1 было отказано в регистрации кандидатом на должность главы сельского поселения на основании пункта 3 части 8.1 статьи 50 Избирательного кодекса Хабаровского края. Согласно тексту постановления № 72, проверив соблюдение порядка выдвижения истца кандидатом на должность главы сельского поселения и представленные документы, комиссия установила, что 21.02.2021 г. при самовыдвижении, истец представила предусмотренные п. 2 ч. 3 ст. 43 Избирательного кодекса Хабаровского края документы. Кандидатом ФИО1 07.03.2021 г. в комиссию был представлен комплект избирательных документов : подписные листы и протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата. В комплекте не были представлены сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с требованиями Кодекса и первый финансовый отчет, либо письменное уведомление о том, что кандидат не создает избирательный фонд и не будет финансировать свою избирательную деятельность. Данные документы (вне комплекта) были представлены кандидатом ФИО1 в избирательную комиссию 10 марта 2021 года в 15 часов 00 минут.

Кроме того, указано, что Избирательная комиссия сельского поселения 12.03.2021 г. вручила кандидату ФИО1 извещение о выявленных недостатках в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, согласно которому, устранить выявленные недостатки необходимо было не позднее 14.03.2021г., однако кандидатом ФИО1 недостатки в представленные ею документы были устранены 15.03.2021 г., т.е. позднее установленного в извещении срока.

Таким образом, из текста Постановления № 72 от 16.03.2021 г. усматривается, что представление истцом документов не 14, а 15 марта, ответчик расценил как нарушение установленного срока.

При этом в выданном истцу извещении от 12.03.2021 г. ответчик указал дату исправления выявленных в документах истца недостатков именно 15, а не 14 марта 2021 г., то есть не предоставил истцу достоверную информацию о предельном сроке исправления недостатков в представленных документах.

Согласно Постановлению № 72 от 16.03.2021 г., истцу отказано в регистрации по основаниям, предусмотренным подпунктом «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона, п. 3 ч. 8.1 ст. 50 Кодекса.

Из содержания п. «в» ч. 24 ст. 38 Федерального закона № 67 и п. 3 ч. 8.1 ст. 50 Избирательного кодекса Хабаровского края следует, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Однако, в судебном заседании установлено, что ко дню заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата - 16.03.2021 г., у ответчика имелись все необходимые для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата документы, имелось необходимое количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, поскольку они были предоставлены истцом в установленный срок.

На основании ч.1 ст. 38 Федерального закона № 67, регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что выраженный в постановлении ответчика № 72 от 16.03.2021 г. отказ в регистрации истца в качестве кандидата на должность главы сельского поселения является незаконным, нарушает избирательные права истца, которые подлежат восстановлению судом путём возложения на ответчика обязанности незамедлительно принять решение о регистрации кандидата ФИО1 на должность главы сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края.

Содержащиеся в пояснениях сторон ссылки на судебную практику, её безусловного применения к рассматриваемым правоотношениям не влекут, ввиду отсутствия преюдициального значения.

На основании ст. 244 КАС РФ, об исполнении решения суда Избирательной комиссии сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края необходимо сообщить в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным постановление Избирательной комиссии сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 16 марта 2021 г. № 72 об отказе в регистрации кандидата на должность главы сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края ФИО1.

Возложить на Избирательную комиссию сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края обязанность незамедлительно принять решение о регистрации кандидата на должность главы сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края ФИО1.

Об исполнении решения суда Избирательной комиссии сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края необходимо сообщить в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд, через Комсомольский районный суд Хабаровского края, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 24 марта 2021 г.

Судья