ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1770/2021 от 05.10.2021 Ингодинского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-1770/2021

УИД 75RS0002-01-2021-002086-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 октября 2021 года г. Чита

Ингодинский районный суд г. Читы в составе

председательствующего судьи Рахимовой Т.В.,

при секретаре Куйдиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России о признании действия (бездействия) незаконными, компенсации за нарушение условий содержания, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился с настоящим иском, указывая, что он обладает правом обращаться в органы и учреждения за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем его закрытые обращения, переданные к отправке в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю вопреки его указанию были перенаправлены по месту отбывания им наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. Кроме того, в порядке устранения недостатков, изложенных в определении Ингодинского районного суда г. Читы от 02.03.2021 истцом было направлено обращение в адрес начальника УФСИН России по Забайкальскому краю, ответ на который до сих пор не получен, что свидетельствует о нарушении порядка рассмотрения обращения. Просит признать нарушением прав заявителя в виде ненаправления юридической корреспонденции по принадлежности,, оставление обращения без рассмотрения. Признать право заявителя на получение справедливой компенсации в размере 60 000 руб., из которых 50 000 руб. за нарушение условий содержания (ненаправление документов по принадлежности) и 10 000 руб. компенсации морального вреда (за оставление его обращения без ответа).

Определением Ингодинского районного суда г. Читы от 09.08.2021 прекращено производство по делу в части требований ФИО1 о признании действия (бездействия) незаконными, взыскании компенсации морального вреда 10 000 руб. за оставление его обращения в УФСИН России по Забайкальскому краю от 02.04.2021 без ответа в связи с отказом истца от этой части требований.

В судебном заседании административный истец, участвуя посредством ВКС, исковые требования поддержал, указал, что СИЗО-1 допущено ненадлежащее оформление конверта к отправке посредством отсутствия контроля за качеством наклейки марок, а также по передачи корреспонденции в мешках.

Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю ФИО2 против иска возражала.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились при надлежащем извещении о слушании дела.

По правилам статьи 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных лиц.

Исследовав письменные доказательства, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии (статья 33 Конституции Российской Федерации, статья 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пункт 7 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", часть 4 статьи 12, статья 15 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"); право на доступ к правосудию (статья 46 Конституции Российской Федерации).

Судом установлено, что с 14.12.2020 по 16.12.2020 ФИО1, следуя этапом в <адрес> края для отбывания наказания, находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю. 15.12.2020 им переданы три обращения в закрытых конвертах, которые зарегистрированы в журнале исходящей корреспонденции учреждения:

В Первомайский районный суд г. Иркутска исх.

В Куйбышевский районный суд г. Иркутска исх.

Уполномоченному по правам человека по Иркутской области – исх.

Как следует из объяснений истца и не оспаривалось ответчиком, корреспонденция в адрес Куйбышевского районного суда г. Иркутска была направлена за счет осужденного посредством наклейки им имеющихся у него почтовых марок на самодельно изготовленный конверт.

Что касается двух других отправлений, то они подлежали направлению за счет средств федерального бюджета (ввиду отсутствия у административного истца денежных средств на лицевом счете). Такая отправка осуществляется простым почтовым отправлением с помощью наклеивания на конверт почтовый марок определенной стоимости, соответствующей расстоянию доставки.

Как объяснил административный истец в судебном заседании, конверты для этих отправлений он изготовил самостоятельно, их запаковал и передал администрации СИЗО-1. В качестве адреса отправителя указал адрес ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>.

Свидетель К.Е.Ю. (начальник канцелярии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю) пояснила, что для направления простого отправления необходимы почтовые марки, которые закупаются учреждением по государственному контракту и выдаются материально-ответственным лицам под отчет. При поступлении закрытых конвертов от ФИО1 на них были наклеены марки – на каждый конверт по 4 марки по 2 рубля каждая (оба отправления адресованы в <адрес>). Это подтверждается также почтовым реестром , в соответствии с которым под номерами 6, 7 указаны данные отправления и марки. Расходование марок дополнительно подтверждается авансовым отчетом материально ответственного лица, где в качестве подтверждающего документа под указан реестр от 15.12.2020 . Почтовые марки могли отклеиться ввиду качества таких марок. Заклеить их клеевой лентой невозможно, потому что они должны быть погашены почтой.

Факт передачи простой корреспонденции в почтовое отделение связи <адрес> подтверждается актом от 15.12.2020. В нем отмечено, что по реестру передано 13 пакетов (в том числе под номерами 6, 7 спорные отправления административного истца).

Как установлено судом 29.12.2020 эти конверты получены ФИО1 по месту отбывания наказания в <адрес> по акту от 28.12.2020.

Обращаясь в суд ФИО1 указывал на невыполнение администрацией СИЗО-1 обязанности по направлению корреспонденции по принадлежности, а незаконное направление отправлений вслед за самим осужденным.

Эти доводы суд признает необоснованными, поскольку из представленных и названных выше доказательств достоверно установлен факт отправки письма по принадлежности указанным ФИО1 адресатам.

Ссылка административного истца на то, что СИЗО-1 не обеспечили надлежащий контроль за передачей корреспонденции в почтовое отделение и за качеством наклейки почтовых марок, не принимается во внимание.

В силу статьи 15 УИК РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса. Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, Европейский Суд по правам человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.

Порядок приема, обработки, доставки и вручения внутренних почтовых отправлений категории "простое" (вместе с "Порядком приема, обработки, доставки и вручения внутренних почтовых отправлений категории "Простое" (редакция N 2)"), утвержден приказом ФГУП "Почта России" от 27.12.2018 N 469-п, и им предусмотрено следующее.

Государственные знаки почтовой оплаты (ГЗПО) - этопочтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи. В качестве государственных знаков почтовой оплаты используются: - почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки; - оттиски ГЗПО, наносимые франкировальными машинами; - знаки в информационной системе организации федеральной почтовой связи, подтверждающие оплату услуг почтовой связи по пересылке простых и заказных почтовых отправлений в форме электронного документа; - иные знаки почтовой оплаты, наносимые на почтовые отправления. Простое почтовое отправление - почтовое отправление, принимаемое от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемое (вручаемое) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения. Почтовые отправления категории "простое" (далее - простые почтовые отправления), оплаченные почтовыми марками, опускаются отправителями в почтовые ящики и могут сдаваться почтальону во время обхода им доставочного участка. Простые почтовые отправления, которые из-за нестандартных размеров невозможно опустить в прорезь почтовых ящиков, Трек-отправления, а также простые почтовые отправления с оттисками ФМ подлежат сдаче отправителями в операционные окна ОПС. В простых почтовых отправлениях пересылаются письменные сообщения, деловые бумаги, фотографии, рукописи, малоценные печатные издания. Простые почтовые отправления принимаются от отправителей в упакованном виде. Упаковка почтовых отправлений должна соответствовать характеру вложения, условиям пересылки, исключать возможность повреждения вложения при обработке и пересылке, доступа к нему без нарушения оболочки, порчи других отправлений и причинения какого-либо вреда имуществу и работникам почтовой связи. Простые почтовые отправления принимаются к пересылке в почтовых конвертах, полиэтиленовых пакетах и конвертах, изготовленных в соответствии с ГОСТ Р 51506-99 "Конверты почтовые. Технические требования. Методы контроля", ГОСТ 12302-2013 "Межгосударственный стандарт. Пакеты из полимерных пленок и комбинированных материалов. Общие технические условия" соответственно, Техническими требованиями к конвертам немаркированным для отправлений "Отправление 1-го класса", Техническими условиями ТУ 45-0001-01-03. Конверты почтовые. Основанием для отказа в приеме простого почтового отправления может служить: - отсутствие подтверждения полной оплаты услуги; - наличие во вложении предметов и веществ, запрещенных к пересылке. Перечень предметов и веществ, запрещенных к пересылке во внутренних почтовых отправлениях, установлен Федеральным законом "О почтовой связи"; - превышение предельных размеров и массы отправления, установленных для конкретного вида почтового отправления. Пересылка внутренних простых почтовых отправлений оплачивается отправителем в соответствии с тарифами на услуги почтовой связи, установленными ФГУП "Почта России" и действующими на дату приема отправления. Оплата пересылки внутренних простых почтовых отправлений производится ГЗПО. Нанесенные на почтовое отправление почтовые марки или почтовые марки с литерой, определяющей оплаченный тариф, должны быть погашены оттиском КПШ таким образом, чтобы их нельзя было использовать повторно (приложение N 1 к настоящему Порядку), при этом дата и время (при наличии) на оттиске КПШ должны соответствовать дате ее фактической выемки из почтового ящика или фактической дате и времени ее приема в ОПС. В случае приема простых почтовых отправлений с нанесенными почтовыми марками, номинал которых обозначен литерой "А" или "В", и весом выше 20 грамм, необходимо осуществить доклейку почтовых марок до соответствующего тарифа на пересылку простого письма/простой почтовой карточки весом выше 20 граммов, установленного ФГУП "Почта России". При приеме простых почтовых отправлений на операционных окнах ОПС оператор осуществляет следующие действия: - проверяет состояние упаковки почтового отправления (при отсутствии упаковки - предлагает отправителю приобрести конверт или пакет соответствующего размера); - проверяет соответствие вложения виду отправления (в том числе путем пальпации при подаче почтового отправления в упакованном виде); - предлагает отправителю приобрести и наклеить почтовые марки (при необходимости); - проверяет правильность оформления почтового отправления, порядок адресования почтовых отправлений, соответствие веса и полноту оплаты в соответствии с тарифами на пересылку, действующими на момент приема (при несоответствии суммы платы установленным тарифам, предлагает отправителю приобрести марки на недостающую сумму); - проверяет подлинность ГЗПО в соответствии с требованиями Инструкции о порядке действий работников ФГУП "Почта России" при обнаружении почтовых отправлений с сомнительными государственными знаками почтовой оплаты, недействительных международных ответных купонов и ответных внутренних почтовых отправлений; - при необходимости производит денежный расчет с отправителем и выдачей ему сдачи и оригинала оформленной на ПКТ квитанции на продажу упаковки/ГЗПО/оказание дополнительных услуг. В случае выявления неоплаченных или не полностью оплаченных простых почтовых отправлений, а также при выявлении дефектности оболочки и/или при возникновении подозрений о наличии запрещенных к пересылке предметов или веществ почтовые отправления подлежат возврату отправителю для переоформления или доплаты стоимости тарифа за пересылку (доклеивания почтовых марок) без гашения марок. Простая письменная корреспонденция, принятая на операционных окнах ОПС и почтальонами при обходе доставочного участка, а также вынутая из почтовых ящиков после гашения марок подлежит передаче в производственную зону ОПС для дальнейшей обработки и отправке с ближайшим почтовым обменом.

Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, принятие корреспонденции на почтовом отделении не исключает возможность в дальнейшем их возврата отправителю по названным выше причинам, в том числе по причине неоплаты/ неполной оплаты и по причине дефектности оболочки.

Из оценки фактических обстоятельств дела, доказательств, суд приходит к выводу, что ФИО1 получил 28.12.2020 конверты как возврат из почтового отделения, на которое они были сданы СИЗО-1. Причины возврата не зафиксированы и доподлинно установить не представляется возможным ввиду отсутствия контроля за движением простых отправлений.

Судом на основании акта от 28.12.2020 установлено, что ФИО1 получены 2 конверта. По его утверждениям и по показаниям свидетеля Б.С.А конверты были без почтовых марок. Начальник канцелярии ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю П.Т.А., допрошенная в качестве свидетеля, не смогла пояснить, были ли на врученных истцу конвертах марки. В судебном заседании ФИО1 пояснил, что конверт изготовил самостоятельно с использованием клеевого карандаша.

Отсутствие марок на конвертах в момент их получения не опровергает их наличие на момент сдачи на почтовое отделение, которое установлено выше.

Доводы административного истца о ненадлежащем качестве наклейки конвертов, что марки в его случае отклеились после передачи конвертов на почтовое отделение носят предположительный характер и ничем не доказаны. При этом соответствие изготовленного ФИО1 конверта вышеприведенным требованиям ГОСТ не подтверждена, что также могло стать причиной возврата отправления (факт повторного направления корреспонденции тем же адресатам из <адрес> в том же конверте, что был получен 29.12.2020 ФИО1, не доказан). Это же обстоятельство могло сказаться на степени сцепления почтовой марки и бумаги, из которой изготовлен конверт, при том, что нет данный о качестве такой бумаги, ее состояния (сухая, влажная, плотная, маслянистая и пр.).

Передача корреспонденции партиями возможна применительно к разделу 5.4 Порядка, что делает возможным передачу такой корреспонденции в большом мешке, как было указано свидетелем К.Е.Ю В этом нарушений суд также не усматривает.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Приведенные в административном иске доводы суд находит несостоятельными по приведенным мотивам.

Основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют. Должностным лицом изолятора не было совершено каких-либо неправомерных действий (бездействия), нарушающих права ФИО1, поскольку направленная им корреспонденция была отправлена надлежащим образом заявленному им адресату, а возврат отправления не связан с виновными действиями (бездействием) ответчиков, что исключает возможность взыскания компенсации в пользу административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г. Читы путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия судом решения.

Судья Т.В. Рахимова

Решение в окончательной форме изготовлено 19.10.2021.