ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1770/2021 от 10.12.2021 Северского городского суда (Томская область)

Дело № 2а-1770/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 декабря 2021 года Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Панковой С.В.

при секретаре Корнюшка Е.В.

помощник судьи Швачко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области к Ассоциации «Объединение товариществ собственников жилья г. Северска» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области (далее Управление Минюста России по Томской области, Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Ассоциации «Объединение товариществ собственников жилья г. Северска» (далее Ассоциация «Объединение ТСЖ г. Северска», Организация) о ликвидации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование требований указано, что Ассоциация «Объединение ТСЖ г. Северска», зарегистрирована 02.09.2009, ОГРН <***>, ИНН <***>. Некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников по форме № ОН0001, № ОН0002 за 2020 год не позднее 15.07.2021, а также информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности. Организация указанную обязанность за 2020 год не исполнила. 30.07.2021 (исх.№70/03-2771) Управлением в адрес Организации направлено письменное предупреждение с указанием срока устранения допущенных нарушений законодательства до 03.09.2021. Указанное предупреждение вручено адресату. До настоящего времени нарушение, указанное в предупреждении, не устранено. Организация неоднократно не представила необходимые сведения, что является основанием для обращения Управления в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. 19.04.2021 (вх.№ 2482) в адрес Управления поступило заявление руководителя Организации ФИО1, согласно которому Организация деятельность не осуществляет, против признания Организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключения ее из Единого государственного реестра юридических лиц руководитель и учредители не возражают.

Представитель административного истца Управления Минюста России по Томской области, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в административном исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.

Представитель административного ответчика Ассоциации «Объединение ТСЖ г. Северска» в судебное заседание не явился, при этом суд признает надлежащим извещение ответчика о дате, времени и месте судебного разбирательства по следующим основаниям.

Судом административному ответчику направлялись судебные извещения по [адрес], являющемуся местом его государственной регистрации, то есть местом нахождения юридического лица.

28.10.2021 административному ответчику заказным письмом направлены по указанному адресу извещение о подготовке дела к судебному разбирательству, назначенной на 15.11.2021 в 12 час. 30 мин., и копия определения о принятии искового заявления к производству, которые адресатом получены.

15.11.2021 административному ответчику заказным письмом направлено по указанному адресу извещение о подготовке дела к судебному разбирательству, назначенной на 22.11.2021 в 12 час. 45 мин. Письмо адресатом не получено и возвращено в суд с пометкой «истек срок хранения».

Согласно телефонограмме от 16.11.2021, составленной секретарем судебного заседания, президент Ассоциации «Объединение ТСЖ г. Северска» извещен о подготовке дела судебному разбирательству, назначенной на 22.11.2021 в 12 час. 45 мин.

22.11.2021 административному ответчику заказным письмом направлено по указанному адресу извещение о судебном заседании, назначенном на 03.12.2021 в 11 час. 00 мин. Извещение адресатом не получено и возвращено в суд с пометкой «истек срок хранения».

03.12.2021 административному ответчику направлена телеграмма о том, что судебное заседание по делу состоится 10.12.2021 в 11 час. 00 мин. Телеграмма не доставлена, так как офис закрыт.

В соответствии с п. 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Исходя из вышеприведенных норм права и учитывая, что судом направлялись почтовые извещения, телеграмма по месту нахождения (месту регистрации) юридического лица, последние не были получены Организацией, при этом получение почтовых извещений целиком и полностью зависело от волеизъявления административного ответчика, суд приходит к выводу о том, что Ассоциация «Объединение ТСЖ г. Северска» надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела.

На основании ч. 7 ст. 150, ст. 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерству юстиции Российской Федерации переданы функции Федеральной регистрационной службы по регистрации некоммерческих организаций.

Согласно подп. 65 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление Министерства юстиции Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

Формы отчетов некоммерческих организаций утверждены приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» - формы № ОН0001, № ОН0002.

Приказом Минюста России от 31.03.2021 № 50 «О внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» срок предоставления отчетов по формам № ОН0001, № ОН0002 за 2020 год установлен не позднее 15.07.2021.

В соответствии с п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

С учетом изложенного, действующим законодательством на Организацию возложена обязанность по предоставлению в Управление Минюста России по Томской области документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников по формам № ОН0001, № ОН0002 за 2020 год не позднее 15.07.2021 либо заявление, подтверждающее, что учредителями (участниками, членами) некоммерческой организации не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства; некоммерческая организация не имела в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников; поступления имущества и денежных средств некоммерческой организации в течение года составили до трех миллионов рублей, а также информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

На основании подп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда: по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В судебном заседании установлено, что Ассоциация «Объединение ТСЖ г. Северска» зарегистрирована 02.09.2009 в качестве организации, осуществляющей деятельность консультирования по вопросам коммерческой деятельности, и ей присвоен ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 702401001. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 04.08.2021.

Из материалов дела следует, что Организация отчеты по формам № ОН0001, № ОН0002 либо информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности за 2020 год в срок не позднее 15.07.2021 в уполномоченный орган не представила.

За допущенное нарушение 30.07.2021 Управлением Минюста России по Томской области в отношении Ассоциации «Объединение ТСЖ г. Северска» вынесено предупреждение № 70/03-2771 с указанием срока устранения допущенного нарушения до 03.09.2021.

Предупреждение направлено в адрес Организации, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц. Адресатом письмо получено 02.08.2021, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.

В установленный Управлением срок до 03.09.2021 нарушения, указанные в предупреждении, не устранены, то есть предупреждение не исполнено.

Таким образом, Организация неоднократно (в срок, установленный законодательством, до 15.07.2021, и в срок, указанный в предупреждении, до 03.09.2021) не представила в Управление сведения, предусмотренные п. п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Установленные нарушения в соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» являются основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Доказательств, опровергающих доводы административного истца, административным ответчиком не представлено.

19.04.2021 в адрес Управления поступило заявление руководителя Ассоциации «Объединение ТСЖ г. Северска» ФИО1, согласно которому Организация деятельность не осуществляет, против признания Организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключения ее из Единого государственного реестра юридических лиц руководитель и учредители не возражают.

Учитывая изложенное, суд считает, что административные исковые требования Управление Минюста России по Томской области о признании Ассоциации «Объединение ТСЖ г. Северска», прекратившей свою деятельность и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Частью 1 ст. 114 КАС РФ установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

Из подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) следует, что при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций госпошлина оплачивается в размере 6 000 руб.

Поскольку административный истец в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ при подаче административного искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика в бюджет муниципального образования ЗАТО Северск Томской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области к Ассоциации «Объединение товариществ собственников жилья г. Северска» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Ассоциацию «Объединение товариществ собственников жилья г. Северска».

Исключить Ассоциацию «Объединение товариществ собственников жилья г. Северска», зарегистрированную 02.09.2009, основной государственный регистрационный номер **, идентификационный номер налогоплательщика ** из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Ассоциации «Объединение товариществ собственников жилья г. Северска» в бюджет муниципального образования ЗАТО Северск Томской области государственную пошлину в размере 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области.

Председательствующий С.В. Панкова

УИД: 70RS0009-01-2021-003503-53