Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 ноября 2021 года город Тула
Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего судьи Сеничевой А.Н.,
при секретаре Кузнецовой В.В.,
с участием старшего помощника прокурора Привокзального района г. Тулы Чиненовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г. Тулы административное дело № 2а-1770/20 по административному иску прокурора Привокзального района города Тулы в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
прокурор Привокзального района города Тулы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, осуществлен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления ресурсов, содержащих информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Выявлены факты размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации с предложением реализации фальшивых денежных знаков Центрального банка Российской Федерации на сайтах: <адрес>.
При этом вход на сайты свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайтов не требуется. Ознакомиться с содержанием сайтов может любой интернет-пользователь. Ограничения на передачу, копирование и распространение при входе на сайты отсутствуют.
Просит суд признать информацию, размещённую на сайтах с URL адресами: <адрес>, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации; решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сайта в «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Представитель административного истца прокурора Привокзального района города Тулы – старший помощник прокурора Чиненова Е.В. в судебном заседании поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту – закон) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
На основании с ч.6 ст. 10 указанного закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
По делам о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения такой информации.
Судом установлено, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации прокуратурой Привокзального района города Тулы был осуществлен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления ресурсов, содержащих информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
По результатам мониторинга установлено, что в сети «Интернет» по URL - адресам сайтов <адрес> размещена информация с предложением реализации фальшивых денежных знаков Центрального банка Российской Федерации.
Посещение сайтов свободно для всех без исключения граждан, сайты не содержат ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц.
Названные интернет-ресурсы являются сайтами, предназначенными для передачи информации посетителям «Интернет». Страницы сайтов не требуют регистрации и не содержат иных элементов ограничения доступа. Отображение электронного текста страниц можно копировать, хранить и передавать по линиям связи глобальной сети Интернет. Ознакомиться с содержанием указанных сайтов и скопировать информацию в электронном варианте и в дальнейшем ею воспользоваться может любой интернет-пользователь.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела скриншотами соответствующих страниц сайтов.
В соответствии со ст. ст. 27, 34 Федерального закона от 10.07.2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.
В целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России, в том числе возлагается установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России.
В соответствии с п. 1 и п. 6 Указания Банка России от 26.12.2006 года № 1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России» платежеспособными являются банкноты и монета Банка России, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации (в том числе изымаемые из обращения), не содержащие признаков подделки.
Банкноты и монета Банка России, содержащие признаки подделки, являются неплатежеспособными и не подлежат обмену.
В соответствии с п. 1 Письма Банка России от 15.02.2007 года № 29-5-1-8/778 «О применении Указания Банка России № 1778-У» под термином «подделка» понимается как полная подделка денежного знака, так и его частичная подделка (переделка). Переделкой считается наклейка, надрисовка, надпечатка текста или цифр, изменяющих номинал банкноты, изменение года образца на вышедшей из обращение банкноте, а также подделка номера, серии и других элементов оформления банкноты таким образом, что внешний вид внесенных изменений сходен с видом соответствующих реквизитов и элементов оформления подлинной банкноты, и такая переделанная банкнота может быть принята в обращение за подлинную. Банкноты, имеющие признаки переделки, должны рассматриваться как поддельные и сдаваться в территориальные органы внутренних дел в установленном порядке.
Согласно пунктам 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.1994 № 2 «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг» изготовление фальшивых денежных знаков или ценных бумаг является оконченным преступлением, если с целью последующего сбыта изготовлен хотя бы один денежный знак или ценная бумага, независимо от того, удалось ли осуществить сбыт подделки.
Сбыт поддельных денег или ценных бумаг состоит в использовании их в качестве средства платежа при оплате товаров и услуг, размене, дарении, даче взаймы, продаже и т.п. Приобретение заведомо поддельных денег или ценных бумаг в целях их последующего сбыта в качестве подлинных следует квалифицировать по ст. 30 и ст. 186 Уголовного кодекса Российской Федерации. Уголовной ответственности за сбыт поддельных денег, ценных бумаг и иностранной валюты подлежат не только лица, занимающиеся их изготовлением или сбытом, но и лица, в силу стечения обстоятельств, ставшие обладателями поддельных денег или ценных бумаг, сознающие это, и тем не менее использующие их как подлинные.
Оценивая изложенное, суд в целях защиты прав и законных интересов граждан полагает необходимым признать размещённую на сайтах информацию запрещённой к распространению на территории РФ, что будет являться основанием к ограничению доступа к ней полномочным органом.
В соответствии с ч. 1, 2 и 5 ст. 15.1 закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года №1101, «О Единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
На момент рассмотрения дела доступ к сайтам с адресами <адрес> не ограничен, что подтверждается выписками из Единого реестра.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что имеются правовые основания для признания обозначенной информации запрещенной к распространению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, которые направлены на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст. 179 - 180, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
требования прокурора Привокзального района города Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах, расположенных по электронным адресам: <адрес>.
Настоящее решение является основанием для включения указанных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда подлежит немедленному исполнению путем направления его копии в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Привокзальный районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: