ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1775(2016) от 14.11.2016 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2а-1775 (2016)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кинешемский городской суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Никитиной Л.Ю.

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства

в помещении Кинешемского городского суда Ивановской области

«14» ноября 2016 года дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области к Магомедову Е.К. о взыскании транспортного налога, пени,

у с т а н о в и л :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области обратилась в суд с административным иском к Магомедову Е.К. о взыскании транспортного налога

за 2014 год в размере 3 190 рублей,

пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2011, 2014 г.г. за период с 12 декабря 2014 года по 16 октября 2015 года в сумме 214 рублей 89 копеек,

а всего 3 404 рублей 89 копеек.

Административный иск обоснован следующим: согласно информации РЭО ГИБДД МО МВД РФ «Кинешемский» за Магомедовым Е.К. зарегистрированы транспортные средства, в связи с чем он является плательщиком транспортного налога. Срок уплаты транспортного налога за 2014 год – не позднее 01 октября 2015 года.

С целью уплаты налога налогоплательщику, в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ, было направлено налоговое уведомление, в котором была указана сумма налога, подлежащая уплате. Так как налогоплательщик обязанность по уплате налога не исполнил, ему, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, были начислены пени за каждый календарный день допущенной просрочки. В соответствии со ст. 69,70 Налогового кодекса РФ, налогоплательщику были направлены требования от 18 февраля 2015 года № 4815, от 16 октября 2015 года № 10138 об уплате налога и пени. До настоящего времени указанные требования не исполнены.

Определением суда от 14 ноября 2016 года принят отказ административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области к Магомедову Е.К. от административного иска в части взыскания пени по транспортному налогу в связи с наличием задолженности за 2011 год в период с 12 декабря 2014 года по 01 октября 2015 года в сумме 201 рубль 73 копейки. Производство по делу в данной части прекращено.

Одновременно с административным исковым заявлением истцом - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области представлено заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, согласно которому срок для обращения в суд с иском о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица, установленный п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ – шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога – пропущен по уважительной причине: в связи с вводом в налоговых органах Российской Федерации в эксплуатацию нового программного обеспечения и выявлением ошибок в работе функционала подготовка данных для взыскания задолженности с физических лиц была приостановлена; после восстановления Федеральной налоговой службой России работоспособности компонентов программного обеспечения отдельные подсистемы и процессы работали нестабильно. Иного способа определения лиц, имеющих задолженность по оплате налогов, кроме имеющегося программного обеспечения, у налогового органа не имеется; данная ситуация подтверждается распечатками публикаций портала ФКУ «Налог сервис» ФНС России, приложенных к административному исковому заявлению.

Административным истцом - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области представлено заявление о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административный ответчик Магомедов Е.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не известил.

Явка сторон в судебное заседание не является обязательной и не признана судом обязательной.

В соответствии с ч. 7 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Судом установлено, что в собственности Магомедова Е.К. в течение 2014 года находились транспортные средства:

автомобиль легковой ВАЗ 2101, с двигателем мощностью 64 л.с., регистрационный ,

автомобиль легковой ФОЛЬКСВАГЕН ТУРАН, с двигателем мощностью 150 л.с., регистрационный (на момент постановки указанного автомобиля на регистрационный учет – государственный регистрационный ) (л.д. 8,39).

Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Налогового кодекса РФ), налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового Кодекса РФ.

В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в связи с наличием в собственности Магомедова Е.К. выше указанного транспортного средства, являющегося объектом налогообложения, он является плательщиком транспортного налога.

В соответствии с ч.1 ст. 362 Налогового кодекса РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налоговая база по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст. 359 Налогового кодекса РФ).

Налоговые ставки транспортного налога на 2014 год установлены ст. 2 Закона Ивановской области № 88-ОЗ «О транспортном налоге» (в редакции Закона Ивановской области от 29 ноября 2012 года № 98-ОЗ) и составляют для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно – 10 рублей за 1 л.с., для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно - 17 рублей за 1 л.с.

Срок уплаты транспортного налога за 2014 год для налогоплательщиков - физических лиц установлен ст. 363 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального Закона от 02 декабря 2013 года № 334-ФЗ) – не позднее 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть не позднее 01 октября 2015 года.

В соответствии с ч. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального Закона от 20 октября 2005 года № 131-ФЗ), налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Согласно ст. 52 Налогового кодекса РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

12 апреля 2015 года налоговым органом Магомедову Е.К. направлено налоговое уведомление № 362507 от 23 марта 2015 года об уплате не позднее 01 октября 2015 года транспортного налога за 2014 год в размере 3 190 рублей (л.д. 9,10).

В установленный законодательством срок обязанность по оплате транспортного налога за 2014 год Магомедовым Е.К. исполнена не была. Сведений о наличии у Магомедова Е.К. льгот по уплате налогов суду не представлено.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пеню, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.

В силу п. 4 ст. 69, ст. 70 Налогового кодекса РФ, не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Правила, установленные ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ, применяются также в отношении требований об оплате пеней, а также сроков направления требований об их уплате.

В связи с несвоевременной уплатой Магомедовым Е.К. обязанности по уплате транспортного налога за 2014 год в его адрес налоговым органом 30 октября 2016 года было направлено требование № 10138 об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 16 октября 2015 года, которым предложено в срок до 27 января 2016 года уплатить:

транспортный налог за 2014 год в размере 3 190 рублей,

пеню в связи с несвоевременной оплатой транспортного налога 2014 год в период с 02 октября 2015 года по 16 октября 2015 года (л.д. 13,14,28).

Согласно информации налогового органа, требование об уплате транспортного налога и пени Магомедовыми Е.К. до настоящего времени не исполнено (л.д. 17). Расчет пени судом проверен, оснований для уменьшения суммы пени суд не усматривает.

В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.

Установленный налоговым законодательством шестимесячный срок на обращение в суд с иском о взыскании с Магомедова Е.К. транспортного налога за 2014 год и пени истек 27 июля 2016 года. Исковое заявление о взыскании с Магомедова Е.К. задолженности по налогам и пеням подано налоговым органом в суд по истечении указанного срока.

Анализируя представленные административным истцом документы (л.д. 3-6), суд признает причину пропуска срока на обращение в суд уважительной, принимая во внимание, что она обусловлена возникшими проблемами в функционировании программного обеспечения, которое используется налоговыми органам в работе по взысканию задолженности, в связи с чем ее использование было приостановлено; представленные документы свидетельствуют о неоднократных обращениях к разработчикам используемой налоговым органом программы; возможность использования ручного режима обработки документов программой не предусмотрена.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым:

восстановить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области срок на обращение в суд с иском о взыскании с Магомедова Е.К. транспортного налога за 2014 год и пени,

административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области о взыскании с Магомедова Е.К. задолженности по уплате транспортного налога и пени в общей сумме 3 203 рубля 16 копеек удовлетворить в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Административный ответчик Магомедов Е.К., имеющий возможность реализовать права, предусмотренные ст. 45 КАС РФ, размер задолженности не оспорил.

Согласно ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рублей уплачивается в размере 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.

При подаче административного искового заявления о взыскании задолженности по уплате налога и пени налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины. Сумма государственной пошлины, при удовлетворении исковых требований, подлежит взысканию с административного ответчика Магомедова Е.К. в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

Восстановить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области срок на обращение в суд с иском о взыскании с Магомедолва Е.К. транспортного налога и пени.

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области удовлетворить.

Взыскать с Магомедова Е.К. транспортный налог за 2014 год в размере 3 190 рублей,

пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2014 год в период с 02 октября 2015 года по 16 октября 2015 года в сумме 13 рублей 16 копеек,

а всего 3 203 рубля 16 копеек.

Взыскать с Магомедова Е.К. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии данного решения.

Председательствующий Л.Ю.Никитина