ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-177/18 от 03.09.2018 Орджоникидзевского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 2а-177/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

поселок Копьево 03 сентября 2018 года

Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Южаковой М.Н.,

при секретаре судебного заседания Горбацевич Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дешкевич Н.А. к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия о признании незаконным решение об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и включении в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат и получателей жилья по договору найма жилого помещения по Республике Хакасия на 2018 год,

У С Т А Н О В И Л:

Дешкевич Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия о признании незаконным решение об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и включении в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат и получателей жилья по договору найма жилого помещения по Республике Хакасия на 2018 год.

Требования мотивированы тем, что Дешкевич Н.А. и члены ее семьи: муж Дешкевич, сын ФИО2 2006 года рождения, и дочь ФИО1, 2014 года рождения, постановлением администрации ... поссовета от ../../..№.. признаны нуждающимися в жилом помещении и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. На основании указанного, Дешкевич Н.А. являеся участником подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Протоколом комиссии по жилищным вопросам Администрации Орджоникидзевского района №.. от ../../.. на основании заявления от ../../..Дешкевич Н.А. и члены ее семьи были включены в список участников федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2017-2019 годы и на период до 2020 года» на 2018 год». Решением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (Минсельпрод РХ) от 21.06.2018 в предоставлении социальной выплаты ей было отказано по причине намеренного ухудшения жилищных условий. Согласно письму № 1525-К от 21.06.2018, Минсельхозпрод РХ мотивирует свои выводы тем, что ../../.. в связи со снятием семьи Дешкевич Н.А. с регистрационного учета по адресу: ... перерегистрацией по новому адресу в ..., ею были добровольно совершены действия по ухудшению жилищных условий, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Однако, истец считает, что не совершала действия, ухудшающие жилищные условия, к которым относится: вселение в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи; переселение в специализированное жилое помещение либо на жилую площадь на условиях поднайма или в качестве члена семьи собственника; отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности; неравноценный обмен жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности. Действия по перерегистрации с одного адреса на другой не могут относиться к намеренным действиям, ухудшим жилищные условия.

Кроме того, перерегистрация ее семьи по новому месту жительства имела вынужденный характер, так как в мае 2017 года в связи со смертью ее отца ФИО4 и выездом на постоянное место жительства ее брата ФИО3 в ..., собственник жилого дома - ее мама ФИО5 приняла решение продать свой жилой дом, расположенный по адресу: ..., в связи с чем, попросила сняться с регистрационного учета семью Дешкевич Н.А.. Так как, иного жилья, кроме как жилого дома находящегося по адресу: ..., принадлежащего ее сыну ФИО2, у них не имеется, они были вынуждены зарегистрироваться по данному адресу, где и зарегистрированы по сегодняшний день, что является реализацией права на свободу передвижения, выбора места прибивания, а не намеренными действиями, ухудшающими жилищные условия.

Кроме того, в период с ../../.. по ../../.. семья Дешкевич Н.А. была зарегистрирована в доме по адресу: ..., принадлежащем на праве собственности ее матери ФИО5 Общая площадь дома составляла 101,3 кв.м. Фактическая площадь жилого помещения на каждого члена семьи составляла 20.26 кв. м., что являлось выше учетной нормы площади жилья, при норме жилья 18 кв. м. Однако, в жилое помещение по данному адресу семья Дешкевич Н.А. никогда не вселялись и не проживала. В период с ../../.. по ../../.. семья Дешкевич Н.А. фактически проживала по адресу: ... по договору аренды. Членами семьи ФИО5 семья Дешкевич Н.А. не являлась.

Причиной повторной постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении 2017 году стал тот факт, что Постановлением администрации ... поссовета от №.. «О перерегистрации граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории муниципального образования ... поссовет в 2016 году» Дешкевич Н.А. и ее семья были сняты с нуждаемости в жилых помещениях, в связи с перерегистрацией граждан, о которой ей стало известно только из письма Минсельхозпрод РХ № 31-1102У от 03.05.2017. При перерегистрации в качестве нуждающейся в жилом помещении органом местного самоуправления в принятии ее на учет в качестве нуждающихся отказано не было, оснований намеренного ухудшения жилищных условий не установлено. Постановлением администрации ... поссовета от ../../..№..Дешкевич Н.А. и ее семья по сегодняшний день признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Также считает, что согласно Порядку формирования и утверждения списков участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений, утвержденного Постановлением правительства Республики Хакасия от 29.03.2018 № 122 «О мерах по реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и признании утратившими силу некоторых Постановлений Правительства Республики Хакасия" (далее - Порядок) и Постановления Правительства Российской Федерации № 717, Списки участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья до договорам найма жилых помещений (далее - списки) формируются органами местного самоуправления (в данном случае Администрация Орджоникидзевского района) в рамках реализации направления (подпрограммы) "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, поэтому действия по проверке правильности оформления представленных документов и достоверности, содержащихся в них сведений, относятся к полномочиям органа местного самоуправления, а не органа исполнительной власти - Комиссии Минсельхозпрода РХ.

В судебное заседание административный истец Дешкевич Н.А. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика А.В. Конных пояснил, что требования административного истца считает не подлежащими удовлетворению, поскольку разделом II Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» (с последующими изменениями) (далее - Типовое положение) определен порядок предоставления социальных выплат гражданам.

Пунктом 4 раздела II Типового положения предусмотрено, что гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении в совокупности условий. Одним из таких существенных условием является: г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления, по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий

Получив отказ в предоставлении социальной выплаты от ../../..№..-У, по причине того, что фактическая площадь жилого помещения на каждого члена семьи составляла 20,26 кв.м., что является выше учетной нормы площади жилья, Дешкевич Н.А. в адрес Минсельхозпрода РХ дополнительно была представлена справка о зарегистрированных жильцах по адресу: РХ, ..., ..., ... из которой следует, что гражданка Дешкевич Н.А. и члены ее семьи зарегистрированы ../../.. в жилом помещении, общая площадь которого составляет 24,8 кв.м. ... на каждого члена семьи 6,2 кв. метров общей площади жилья.

Из представленного в Минсельхозпрод РХ пакета документов следует, что Дешкевич Н.А. снялась в регистрационного учета в квартиру меньшей площади, то есть добровольно ухудшила свои жилищные условия, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся.

В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных на намеренных действий.

Таким образом, законодательством предусмотрена ответственность за «действия, совершенные гражданами с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Кроме того, отказ Минсельхозпрода РХ от ../../..№..-У в предоставлении социальной выплаты Дешкевич Н.А. обжалован не был.

Договор аренды, на который ссылается в административном исковом заявлении Дешкевич Н.А. якобы заключенный по адресу ... Минсельхозпрод РХ также не представлен. Иных доказательств, проживания по вышеуказанному адресу ни суду, ни Минсельхозпроду РХ Дешкевич Н.А. не представлено.

В Минсельхозпрод РХ с пакетами документов Дешкевич Н.А. были представлены только 2 (две) справки о зарегистрированных жильцах, а именно: справка от ../../.. о зарегистрированных жильцах по адресу: РХ, .... Общая площадь жилого помещения - 101,3 кв.м., и справка от ../../..№.. о зарегистрированных жильцах по адресу: РХ, .... Справки от ../../..№.. о составе семьи и справка от ../../..№.. о месте жительства Дешкевич Н.А. и членов ее семьи по адресу: РХ, ..., ..., ... Минсельхозпрод РХ представлены не были. Минсельхозпроду РХ о данных справках стало известно после получения приложения к административному исковому заявлению Дешкевич Н.А.

Комиссия Минсельхозпрода РХ, в совокупности изучив пакет документов Дешкевич Н.А., пришла к выводу, что вселение Дешкевич Н.А. в жилое помещение меньшей площадью свидетельствует об умышленном ухудшении жилищных условий, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся.

Кроме того, Дешкевич Н.А. и члены ее семьи были признаны нуждающимися в жилом помещении и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении решением жилищной комиссии Администрации ... поссовета от ../../..№.. и решением жилищной комиссии Администрации ... поссовета от ../../..№.. на основании п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, как граждане, согласно предоставленным Дешкевич Н.А. документам, которые являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Оснований не доверять решениям ... поссовета у комиссии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РХ не имелось. В настоящее время административный истец приводит со своей стороны доводы, что она и члены ее семьи на момент признания их нуждающимися в жилом помещении решением Администрации ... поссовета от ../../..№.. не являлись собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, которые обеспеченны общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а, следовательно, должны были быть признаны нуждающимися в жилом помещении на основании п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ. В данном случае административный ответчик согласен с мнением административного истца о том, что в полномочия Комиссии Минсельхозпрода не входит право сбора каких либо дополнительных доказательств.

Также считает надуманными доводы административного истца о том, что Комиссии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РХ превысила свои полномочия, принимая оспариваемое решение. Решение об отказе в предоставлении социальной выплаты Дешкевич Н.А. было принято уполномоченными на то лицами, в пределах своих полномочий и обязанностей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от ../../..№.. «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы».

На основании изложенного, просил суд признать отказ в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в сельской местности Дешкевич Н.А. законным и обоснованным, в исковых требованиях Дешкевич Н.А. отказать.

Представитель Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия Зыкова Л.Г. в судебном заседании пояснила, что согласна с заявленными требованиями административного истца.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно разделу 1 части 1 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», настоящее Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать.

Частью 4 раздела II Типового положения предусмотрено, что гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении в совокупности условий.

Согласно пункту г части 4 раздела II Типового положения, одним из условий на право на получение социальной выплаты, является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления, по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Контроль за соблюдением уполномоченными органами условий предоставления субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

На основании п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решением жилищной комиссии Администрации ... поссовета от ../../..№.. на основании п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ Дешкевич Н.А. и члены ее семьи признаны нуждающимися в жилом помещении, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с ../../...

Согласно справке, выданной специалистом ... поссовета, на тот момент Дешкевич Н.А. и члены ее семьи – муж и двое несовершеннолетних детей были зарегистрированы по адресу: ..., общая площадь 101,3 кв.м, количество зарегистрированных 4 человека, собственником жилого помещения является ФИО5, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации).

Согласно пояснениям Дешкевич Н.А., ФИО5 приходится ей матерью.

../../..Дешкевич Н.А. отказано в предоставлении социальной выплаты, в том числе по причине того, что фактическая площадь жилого помещения на каждого члена семьи составляла 20,26 кв.м., что является выше учетной нормы площади жилья.

Отказ Минсельхозпрода РХ от ../../..№..-У в предоставлении социальной выплаты Дешкевич Н.А. обжалован не был.

Решением жилищной комиссии Администрации ... поссовета от ../../..№.. на основании п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ Дешкевич Н.А. и члены ее семьи признаны нуждающимися в жилом помещении, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Полномочий оспаривать или оснований не доверять решениям ... поссовета у комиссии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РХ не имеется.

Согласно справке, выданной специалистом Копьевского поссовета, с ../../..Дешкевич Н.А. и члены ее семьи – муж и двое несовершеннолетних детей были зарегистрированы по адресу: ..., общая площадь 24,8 кв.м, количество зарегистрированных 4 человека.

Фактическая площадь на каждого члена семьи 6,2 кв. метров общей площади жилья.

Из пояснений Дешкевич Н.А. следует, что собственником данного жилого помещения является ее несовершеннолетний сын ФИО2

На основании ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно пункту г части 4 раздела II Типового положения, граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Комиссия Минсельхозпрода Республики Хакасия, на основании пакета документов для включения Дешкевич Н.А., проживающей в сельской местности, в программу улучшения жилищных условий, ../../.. отказала Дешкевич Н.А. в предоставлении социальной выплаты, поскольку пришла к выводу, что вселение Дешкевич Н.А. в жилое помещение меньшей площадью свидетельствует об умышленном ухудшении жилищных условий, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся.

Дешкевич Н.А. пояснила, что приходится дочерью ФИО5, но не являлась членом ее семьи, поскольку не вселялась фактически в принадлежащее ей жилое помещение по адресу: ..., совместное хозяйство не вела, также фактически не вселялась в жилое помещение, принадлежащее ее сыну по адресу: ..., а проживала в квартире по адресу: ..., на основании договора аренды.

Руководствуясь вышеприведенными требованиями законодательства и на основании исследования предоставленных в дело доказательствах, суд пришел к выводу о законности принятого административным ответчиком решения об отказе Дешкевич Н.А. в предоставлении социальной выплаты, в связи с совершением намеренных действий по ухудшению жилищных условий.

Как следует из материалов дела, административный истец не предоставил каких – либо доказательств, подтверждающих постоянное проживание в жилом помещении по договору аренды жилого помещения по адресу: ..., то есть вне места регистрации, на период времени регистрации по адресу.

При таких обстоятельствах, когда на период рассмотрения комиссии Минсельхозпрода Республики Хакасия пакета документов для включения Дешкевич Н.А., проживающей в сельской местности, в программу улучшения жилищных условий, ее постоянным местом жительства являлся дом по адресу: ..., где она и члены ее семьи значились проживающими на правах члена семьи собственника и отсутствовали доказательства, подтверждающие, что указанное жилое помещение не является ее постоянным местом жительства, комиссия Минсельхозпрода Республики Хакасия правильно отказала в предоставлении социальной выплаты, расценив ее действия по выселению из указанного дома, где она была обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы и последующему вселению в дом по адресу: ..., в результате чего ее обеспеченность общей площадью стала меньше, как намеренное ухудшение своих жилищных условий, с намерением приобретения права на получении социальной выплаты.

Решение комиссии основано именно на предоставленных Дешкевич Н.А. документах, которые подтверждали совершение ею намеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, что соответствует пункту г части 4 раздела II Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы».

Доказательств тому, что при вынесении оспариваемого решения Комиссия Министерства сельского хозяйства и продовольствия РХ превысила свои полномочия, не установлено. Решение об отказе в предоставлении социальной выплаты Дешкевич Н.А. было принято уполномоченными на то лицами, в пределах своих полномочий и обязанностей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы».

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования Дешкевич Н.А. к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия.

Решение в окончательной форме принято 07 сентября 2018 года.

Судья М.Н. Южакова