ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-177/19 от 22.04.2019 Даниловского районного суда (Ярославская область)

Дело №2а-177/2019

Мотивированное решение

изготовлено 22.04.2019 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2019 года г.Данилов Ярославской области

Даниловский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Ивановой С.С.,

при секретаре Степановой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Панковой Марии Иосифовны (по доверенности Будановой В.М.) к администрации Даниловского муниципального района Ярославской области о признании незаконным уведомления о несоответствии планируемого строительства дома указанным в уведомлении о планируемом строительстве параметрам объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, обязании выдать уведомление о соответствии планируемого строительства дома,

УСТАНОВИЛ:

Панкова Мария Иосифовна обратилась в Даниловский районный суд Ярославской области с административным исковым заявлением к администрации Даниловского муниципального района Ярославской области о признании незаконным уведомления о несоответствии планируемого строительства дома указанным в уведомлении о планируемом строительстве параметрам объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, обязании выдать уведомление о соответствии планируемого строительства дома.

В обоснование требований ссылается на то, что Панкова М.И., приобрела в 2018 году земельный участок с кадастровым номером №76:05:140101:9159, площадью 2 500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец, обратившись, 04.02.2019 г., в администрацию Даниловского муниципального района Ярославской области с Уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, получил 07.02.2019 г., Уведомление о несоответствии планируемого строительства дома указанным в уведомлении о планируемом строительстве параметрам объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке №3/19. Из указанного уведомления следует, что земельный участок с кадастровым номером №76:05:140101:9159, площадью 2 500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, расположен в территориальной зоне «СХ-2», зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, индивидуальное жилищное строительство в этой зоне не предусмотрено.

Также ссылается на то, что сосед административного истца Жевнарчук В.А., в 2012 году получил разрешение на строительство, построил дом, зарегистрировал на него право собственности в 2015 году. Земельный участок с кадастровым номером №76:05:140101:9161, общей площадью 4 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности Жевнарчук В.А., расположен в той же территориальной зоне «СХ-2», что и земельный участок Панковой М.И.

На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным уведомление о несоответствии планируемого строительства дома указанным в уведомлении о планируемом строительстве параметрам объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением по строительству, ЖКХ и инфраструктуре администрации Даниловского муниципального района Ярославской области на земельном участке с кадастровым номером №76:05:140101:9159, площадью 2 500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>; обязать администрацию Даниловского муниципального района Ярославской области выдать уведомление о соответствии планируемого строительства дома указанным в уведомлении о планируемом строительстве параметрам объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, с кадастровым номером №76:05:140101:9159, площадью 2 500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>

Административный истец Панкова М.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Интересы административного истца по доверенности представлял представитель Маслова А.В., которая требования административного иска поддержала в полном объеме, по основаниям в нем изложенным.

Представитель административного ответчика администрации Даниловского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В судебном заседании 26.03.2019 г. представитель административного ответчика по доверенности Семенов м.Б. возражений относительно требований административного иска не выразил. Пояснил, что действительно имеется земельный участок, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу указанному в административном иске, где согласно данного вида разрешенного пользования, строительство жилого дома разрешено. И в тоже время, данный земельный участок каким-то образом находится на земельном участке в зоне СХ-2, где строительство индивидуального жилого дома запрещено. Данный участок вклинивается в территорию населенного пункта, это может быть технической ошибкой.

Заинтересованное лицо, Администрация Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений по административному иску не выразили.

Заслушав представителя административного истца по доверенности Маслову А.В., свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее сведения, в том числе о кадастровом номере земельного участка (при его наличии), адресе или описании местоположения земельного участка; о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка.

К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются, в том числе: правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

Из материалов дела следует, что на основании постановления главы администрации Семивраговского сельского Совета Даниловского района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 в собственность предоставлен земельный участок, площадью 10000 кв.м в д.<адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, выдано свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписки из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный земельный участок общей площадью 10000 кв.м фактически состоит из трех земельных участков, общей площадью 500 кв.м, расположенный в <адрес>, общей площадью 2000 кв.м, расположенный по адресу – <адрес> (продан), общей площадью 7500 кв.м расположенный в <адрес> (право собственности прекращено в связи с отказом собственника ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью 2000 кв.м, расположенный по адресу – д.<адрес>, кадастровый номер 76:05:140101:9159 продан ФИО9

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью 2500 кв.м (площадь земельного участка уточнена), расположенный по адресу – д.<адрес>, кадастровый номер 76:05:140101:9159 продан ФИО6

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью 2500 кв.м, расположенный по адресу – д.<адрес>, кадастровый номер 76:05:140101:9159 продан Панковой М.И.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением по строительству, ЖКХ и инфраструктуре администрации Даниловского муниципального района выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке . Согласно данного уведомления о несоответствии, недопустимо размещение объекта ИЖС на спорном земельном участке по следующим основаниям: в соответствии с Правилами землепользования и застройки Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района Ярославской области, утвержденными Земским собранием Даниловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района», земельный участок с кадастровым номером №76:05:140101:9159, площадью 2500 кв.м, по адресу – <адрес>, расположен в территориальной зоне «СХ-2»: зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Свидетель Крыжановский Т.В., начальник Управления по строительству, ЖКХ и инфраструктуре администрации Даниловского муниципального района Ярославской области пояснил, что карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Дмитриевского сельского поселения утверждена Решением Земского собрания Даниловского муниципального района Ярославской области от 25.12.2009 года №88. Панкова М.И. обратилась с Уведомлением о планируемом строительстве жилого дома по адресу: <адрес>. 07.02.2019 г. административному истцу было выдано Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве дома параметров объекта и недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке по тому основанию, что земельный участок расположен в зоне СХ-2 «Зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения», где не может вестись строительство жилых домов. Однако фактически зона СХ-2 представляет из себя улицу, рядом также расположены жилые дома, здание школы. Сейчас, разработан проект внесений изменений в вышеуказанные Правила, где эта зона СХ-2 будет исключена в данном месте. Возможно при разработке карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Дмитриевского сельского поселения, имело место техническая ошибка.

Согласно ст.30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. (ст. 36 названного Кодекса)

В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений. В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.

В соответствии с подп.5 п.3 ст.33 Градостроительного кодекса РФ физические лица не лишены права обратиться в органы местного самоуправления с предложением о внесении изменений в документы территориального градостроительного зонирования; в силу п. 4 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

Статьями 31, 32, 33 Градостроительного кодекса РФ установлены порядок подготовки проекта, порядок утверждения правил и внесения изменений в правила землепользования и застройки.

Пунктом 2 ст.33 Градостроительного кодекса РФ установлены основания для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

В соответствии со ст.ст.30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, т.е. разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (ст.1 ЗК РФ).

Данные о правовом режиме земельного участка (в том числе о целевом назначении) отражаются в правоустанавливающих документах и имеются в государственном земельном кадастре, поэтому налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляются на основании сведений государственного земельного кадастра.

Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается данным документом.

При несоответствии целей фактического использования земельного участка с закрепленным видом разрешенного использования приоритет должен быть отдан виду фактического пользования земельным участком.

В данном случае, в судебном заседании установлено, что спорный земельный участок принадлежит Панковой М.И. на праве собственности, и предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, категория земельного участка – земли населенных пунктов. В соответствии с требованиями ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ административным истцом были предоставлены все необходимые документы для получения уведомления о соответствии планируемого строительства дома указанным в уведомлении о планируемом строительстве параметрам объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. То обстоятельство, что спорный земельный участок расположен в зоне СХ-2, не может служить основанием для выдачи уведомления о несоответствии о несоответствии планируемого строительства дома указанным в уведомлении о планируемом строительстве параметрам объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Как следует из пояснений свидетеля, расположенный в зоне СХ-2 земельный участок может быть использован для индивидуального жилищного строительства, отнесение данной территории к зоне СХ-2 не соответствует фактическому использованию находящихся в зоне земельных участков, в том числе и земельного участка Панковой М.И. Кроме того, в настоящее время ответчиком проводятся мероприятия по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Дмитриевского сельского поселения с учетом фактического использования земельных участков.

При таких обстоятельствах, суд считает, что выдача уведомления о несоответствии планируемого строительства дома указанным в уведомлении о планируемом строительстве параметрам объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке по причине нахождения спорного участка в зоне СХ-2, является не законным, в связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-181 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Требования административного иска Панковой Марии Иосифовны к администрации Даниловского муниципального района Ярославской области, удовлетворить.

Признать незаконным уведомление о несоответствии планируемого строительства дома указанным в уведомлении о планируемом строительстве параметрам объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением по строительству, ЖКХ и инфраструктуре администрации Даниловского муниципального района Ярославской области на земельном участке с кадастровым номером №76:05:140101:9159, площадью 2 500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>

Обязать администрацию Даниловского муниципального района Ярославской области выдать уведомление о соответствии планируемого строительства дома указанным в уведомлении о планируемом строительстве параметрам объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, с кадастровым номером №76:05:140101:9159, площадью 2 500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Даниловский районный суд Ярославской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, начиная с 22.04.2019 г.

Судья С.С. Иванова