Дело № 2а-177/20
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2020 года г. Пласт
Пластский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего - судьи Суриной Е.А.
при секретаре Долгополовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Пласта Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области, Главному управлению лесами Челябинской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные места размещении промышленных и бытовых отходов,
установил:
прокурор г. Пласта Челябинской области обратился в суд к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области, Главному управлению лесами Челябинской области и просил обязать Главное управление лесами Челябинской области ликвидировать несанкционированное место размещения промышленных и бытовых отходов на площади около 100 квадратных метров, расположенное на участке местности с географическими координатами 54°22'628" северной широты, 60°50'781" восточной долготы, соответствующими кварталу 33 Пластовского участкового лесничества в Пластовском муниципальном районе Челябинской области, обязать администрацию Пластовского муниципального района ликвидировать несанкционированные места размещения промышленных и бытовых отходов на территории Пластовского муниципального района, в местах с географическими координатами: 54°22'513" северной широты, 60°50'024" восточной долготы на площади около 50 квадратных метров; а также на участке местности, расположенном в 20 метрах от входа на мусульманское кладбище в г. Пласте.
В обоснование заявленных требований (с учетом уточнений) указал, что по обращению Камбулиной А.А. проведена проверка соблюдения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в ходе которой установлено, что на участках местности с указанными координатами обнаружены места несанкционированного складирования отходов производства и потребления. Установлено, что места несанкционированного размещения с географическими координатами: 54°22'513" северной широты, 60°50'024" восточной долготы; а также на участке местности, расположенном в 20 метрах от центрального входа на мусульманское кладбище в г. Пласте, находятся на территории Пластовского муниципального района. Кроме того, при проведении проверки установлено, что должностными лицами администрации Пластовского муниципального района ранее проводилось обследование предполагаемых мест сброса и захоронения мусора в районе дороги на мусульманское кладбище, о чем составлен соответствующих акт от 26.04.2019. Кроме того, было установлено, что на участке местности с географическим координатами 54°22'628" северной широты, 60°50'781" восточной долготы соответствующими кварталу 33 Пластовского участкового лесничества, расположены места несанкционированного складирования отходов производства и потребления. В судебном заседании установлено, что, в соответствии с выпиской и ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 74:26:0000000:140 относится к землям лесного фонда, находится в собственности Российской Федерации и включает в себя, в числе прочего, квартал 33 Пластовского участкового лесничества, на котором обнаружены места несанкционированного складирования отходов производства и потребления. В соответствии с положением п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) являются полномочиями, переданными для исполнения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В соответствии со статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений распространяются только в отношении тех лесных участков, которые находятся в муниципальной собственности. При таких обстоятельствах полагают, что выполнение мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения промышленных и бытовых отходов, расположенных на территории земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, возложено на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в частности Челябинской области. Постановлением Губернатора Челябинской области от 22.12.2006 № 385 создано Главное управление лесами Челябинской области и утверждено Положение о нем. Согласно пункту 6 Положения, основной задачей управления является реализация на территории Челябинской области государственной политики в сфере лесных отношений. Из подпункта 8 пункта 7 Положения следует, что в целях реализации возложенной на Главное управление лесами Челябинской области, управление осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов, защиту лесов, воспроизводство лесов, лесоразведение. На основании подпункта 33 пункта 7 Положения, управление осуществляет функции государственного заказчика на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению в пределах земель лесного фонда в соответствии с законодательством. Исходя из анализа вышеуказанных норм, считает, что именно на Главное управление лесами Челябинской области возложены функции по ликвидации мест несанкционированного размещения промышленных и бытовых отходов, расположенных на территории земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации.
Протокольным определением от 17 марта 2020 года в связи с реорганизацией заменено наименование заинтересованного лица ЧОБУ «Пластовское лесничество» на ЧОБУ «Пластовский лесхоз». Привлечено в качестве административного ответчика ГКУ «Управление лесничествами Челябинской области».
Прокурор Кураев К.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении (с учетом уточнений).
Представитель административного ответчика администрации Пластовского муниципального района Челябинской области Ширманов Д.А. с требованиями прокурора согласился частично, указал, что с требованиями истца о возложении обязанности на управление лесами Челябинской области несанкционированного места размещения промышленных отходов на площади около 100 кв.м., расположенного на участке с географическими координатами 54°22'628" северной широты, 60°50'781" восточной долготы, соответствующими кварталу 33 Пластовского участкового лесничества в Пластовском муниципальном районе согласны. Согласно выписке из Единого государственного реес недвижимости территория 33-го квартала (без каких-либо изъятий) относится к землям лесного фонда с видом разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства, находится в федеральной собственности. Эти же сведения подтверждаются выданным ранее свидетельством о государствен регистрации права от 30.04.2009г. серии №, согласно которого кварталы с 1 по 35 находятся в собственности Российской Федерации и относятся к землям лесного фонда - для ведения лесного хозяйств находятся в ведении Пластовского участкового лесничества ОГУ «Пластовское лесничество». Требования обязать администрацию Пластовского муниципалы района ликвидировать несанкционированные места размещ» промышленных и бытовых отходов на территории Пластове муниципального района в местах с географическими координат 54°22'513" северной широты, 60°50'024" восточной долготы на плог около 50 кв.м, и на участке местности, расположенном в 20 метрах от в на мусульманское кладбище в г.Пласт не подлежат удовлетворению ввиду того, что в августе 2019 года ответчик добровольно ликвидировал указанные выше места размещения промышленных и бытовых отходов, подтверждается соответствующими актами обследования от 12.08.2019г., 16.08.2019г. Просит суд исковые требования истца в части возложения обязанности на Главное управление лесами Челябинской области по ликвидации несанкционированного места размещения промышленных бытовых отходов на площади около 100 кв.м., расположенного на уч местности с географическими координатами 54°22'628" северной широты 60°50'781" восточной долготы, соответствующими кварталу Пластовского участкового лесничества в Пластовском муниципал районе удовлетворить. В остальной части исковых требований отказать.
Представитель административных ответчиков Главного управления лесами Челябинской области и ГКУ «Управление лесничествами Челябинской области» Соломатов А.А. с заявленными требованиями Прокурора г. Пласт Челябинской области не согласен в полном объеме. Из материалов дела следует что, на земельном участке, с координатами 54*22*309 северной широты, 60*50*133 восточной долготы, и 54*21*883 северной широты, 60*50*376 восточной долготы, обнаружены места складирования отходов производства и потребления. Вышеуказанные места складирования ТКО не указаны в реестре мест накопления ТКО на территории Пластовского городского округа, таким образом, выявленные места ТБО расположены на землях лесного фонда и подлежат ликвидации ГУ лесами Челябинской области. Как следует из материалов дела, в ходе обследования на земельных участках были выявлены несанкционированные свалки, состоящие из строительного мусора и бытовых отходов, следовательно, образовавшиеся в результате жизнедеятельности населения муниципального образования. Несанкционированные свалки находятся на территории муниципального образования. Действующее законодательство не возлагает на органы государственной власти обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образовавшегося в результате жизнедеятельности населения, следовательно, оснований для понуждения ГУ лесами Челябинской области и ЧОБУ «Пластовское лесничество» организовать ликвидацию несанкционированной свалки не имеется. Причинами возникновения несанкционированной свалки стали как следствие недостаточная организация на территории Пластовского городского округа мест, предназначенных для сбора бытовых отходов, так и непринятие органами местного самоуправления надлежащих мер для профилактики, устранения и пресечения правонарушений в сфере загрязнения окружающей среды. Местное самоуправление осуществляет свои полномочия, в том числе по решению вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в границах муниципального образования независимо от форм собственности входящих в него территорий. Из представленных истцом доказательств в материалы дела не подтвержден факт нахождения данных свалок на землях лесного фонда. Данные земли не разграничены между собственниками и находиться на территории муниципального образования, так же данные участки не поставлены на кадастровый учет. Полномочия по решению вопросов организации - сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в границах ЗГО, возложены на органы местного самоуправления, а именно на Администрацию ЗГО, Администрацией ЗГО должен проводиться постоянный мониторинг территории городского округа на предмет выявления несанкционированных свалок, а также вестись работа по предупреждению и ликвидации несанкционированных свалок. Также, Администрацией города Пласт на очередной год должна составляться адресная программа по ликвидации несанкционированных свалок и адресная программа по пресечению образования несанкционированных свалок на территории городского округа. Кроме того, Администрация должна вести реестр мест несанкционированного размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов. Таким образом, поскольку ликвидация несанкционированных свалок, твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не является переданным полномочием Российской Федерации в области лесных отношений, а именно не относится к охране и защите лесов и воспроизводству лесов, финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов. Просит в удовлетворении исковых требований Прокурора г. Пласт к Главному управлению лесами Челябинской области» о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов отказать в полном объеме, и возложить обязанность на администрацию города Пласт ликвидировать несанкционированные места размещения бытовых отходов.
Письменное мнение приобщено к материалам дела.
Представитель заинтересованного лица ЧОБУ «Пластовский лесхоз» Кнутарев Р.Ю. в судебном заседании просил в заявленных требованиях отказать.
Представитель заинтересованного лица АО «Южуралзолото Группа Компаний» Леонов С.В. в судебное заседание не явился, извещен своевременно, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заслушав прокурора, представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду.
Согласно положениям п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Как следует из пп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Положения ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, под несанкционированными свалками отходов понимаются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
В силу п. 7.8. указанного ГОСТа собственником отходов являются: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на участках местности с географическими координатами 54°22?628?? северной широты 60?50?781?? восточной долготы на площади около 100 кв.м, 54°22?513?? северной широты 60?50?024?? восточной долготы на площади около 50 кв.м, а также на участке местности, расположенном в 20 метрах от входа на мусульманское кладбище в г. Пласте, обнаружены места несанкционированного складирования отходов производства и потребления, что подтверждается актом обследования территории от 22 июля 2019 года, составленного лесничим ЧОБУ «Пластовское лесничество», начальником отдела благоустройства и дорожного хозяйства администрации Пластовского муниципального района и помощником прокурора города, и фототаблицей (л.д. 14-25).
Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что на участке местности с географическим координатами 54°22'628" северной широты, 60°50'781" восточной долготы соответствующими кварталу 33 Пластовского участкового лесничества расположены места несанкционированного складирования отходов производства и потребления.
В соответствии с выпиской и ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 74:26:0000000:140 относится к землям лесного фонда, находится в собственности Российской Федерации и включает в себя, в числе прочего, квартал 33 Пластовского участкового лесничества, на котором обнаружены места несанкционированного складирования отходов производства и потребления. Таким образом, доводы представителя Главного управления лесами Челябинской области о том, что участок местности с координатами 54°22?628?? северной широты 60?50?781?? восточной долготы не расположен на землях лесного фонда, несостоятельны.
Наличие несанкционированных свалок свидетельствует о том, что выполнение мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения промышленных и бытовых отходов, расположенных на территории земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, возложено на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в частности Челябинской области.
Земельные участки с географическим координатами 54°22?513?? северной широты 60?50?024?? восточной долготы на площади около 50 кв.м, а также на участке местности, расположенном в 20 метрах от входа на мусульманское кладбище в г. Пласте не относятся к землям лесного фонда, что подтверждено представленными в материалы дела абрисами, описанием местоположения границ населенного пункта город Пласт Пластовского муниципального района. Данные обстоятельства не отрицаются и представителем администрации.
Таким образом, наличие несанкционированных свалок свидетельствует о том, что органом местного самоуправления – администрацией Пластовского муниципального района не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 22.12.2006 № 385 создано Главное управление лесами Челябинской области и утверждено Положение о нем.
Согласно пункту 6 Положения, основной задачей управления является реализация на территории Челябинской области государственной политики в сфере лесных отношений.
Из подпункта 8 пункта 7 Положения следует, что в целях реализации возложенной на Главное управление лесами Челябинской области, управление осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов, защиту лесов, воспроизводство лесов, лесоразведение. На основании подпункта 33 пункта 7 Положения, управление осуществляет функции государственного заказчика на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению в пределах земель лесного фонда в соответствии с законодательством.
Принимая во внимание, что наличие несанкционированных свалок свидетельствует о том, что выполнение мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения промышленных и бытовых отходов, расположенных на территории земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, возложено на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в частности Челябинской области, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению и на Главное управление лесами Челябинской области должна быть возложена обязанность ликвидировать несанкционированные места размещения промышленных и бытовых отходов в местах с географическими координатами: 54°22?628?? северной широты 60?50?781?? восточной долготы на площади около 100 кв.м, соответствующими кварталу 33 Пластовского участкового лесничества в Пластовском муниципальном районе Челябинской области.
Принимая во внимание, что обязанность по организации ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, их вывозу в силу законодательства о местном самоуправлении, об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения лежит на администрации Пластовского муниципального района, неисполнение данной обязанности нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению и на администрацию должна быть возложена обязанность ликвидировать несанкционированные места размещения промышленных и бытовых отходов на территории Пластовского муниципального района в местах с географическими координатами: 54°22?513?? северной широты 60?50?024?? восточной долготы на площади около 50 кв.м, и на участке местности, расположенном в 20 метрах от входа на мусульманское кладбище в г. Пласте.
Вместе с тем, администрацией Пластовского муниципального района Челябинской области представлены акты обследования № от 12 августа 2019 года, № от 16 августа 2019 года и фотографии (л.д. 39, 40-41, 46, 47), согласно которым несанкционированные свалки на участках местности с географическими координатами: 54°22?513?? северной широты 60?50?024?? восточной долготы на площади около 50 кв.м, и расположенном в 20 метрах от входа на мусульманское кладбище в г. Пласт, ликвидированы. Таким образом, решение в части возложения обязанности на администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области ликвидировать несанкционированные места размещения промышленных и бытовых отходов на участке местности с географическими координатами: 54°22?513?? северной широты 60?50?024?? восточной долготы на площади около 50 кв.м, и на участке местности, расположенном в 20 метрах от входа на мусульманское кладбище в г. Пласт, не подлежит исполнению в связи с добровольным исполнением администрацией Пластовского муниципального района до вынесения судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-177, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора г. Пласта Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области, Главному управлению лесами Челябинской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные места размещении промышленных и бытовых отходов удовлетворить частично.
Возложить на Главное управление лесами Челябинской области обязанность ликвидировать несанкционированное место размещения промышленных и бытовых отходов на площади около 100 квадратных метров, расположенное на участке местности с географическими координатами 54°22'628" северной широты, 60°50'781" восточной долготы, соответствующими кварталу 33 Пластовского участкового лесничества в Пластовском муниципальном районе Челябинской области.
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Пласта Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Пластский городской суд Челябинской области.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 18 июня 2020 года.