Дело № 2а-177/2021
УИД 58RS0004-01-2021-000477-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Бековский районный суд Пензенской области в составе
председательствующего судьи Смысловой М.В.,
при секретаре Ехиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области к Благотворительному фонду социальной поддержки населения Бековского района «Содействие» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области обратилось в Бековский районный суд Пензенской области с иском к Благотворительному фонду социальной поддержки населения Бековского района «Содействие» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, указав, что решение о государственной регистрации Благотворительного фонда социальной поддержки населения Бековского района «Содействие» было принято Администрацией Бековского района Пензенской области – территориальным органом государственного управления исполнительной власти Пензенской области 09 декабря 2000 г. Сведения о государственной регистрации фонда внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Федеральной налоговой службы по Пензенской области 25 апреля 2003 г за основным государственным регистрационным номером №. В соответствии с пунктом 3.1 раздела 2 устава фонда, утвержденного собранием учредителей 18 апреля 2003 г, целью деятельности фонда является осуществление благотворительной деятельности, направленной на социальную защиту и поддержку граждан; укрепление престижа и роли семьи в обществе; защиту материнства, отцовства, детства; содействие деятельности в сфере образования, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области, осуществляющим контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, с 25 марта 2021 г по 21 апреля 2021 г в отношении фонда была проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности фонда, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям за период с 01 января 2018 г по 31 декабря 2000 г. В ходе проверки фонда были выявлены нарушения положений законодательства Российской Федерации и устава фонда, а именно: - в нарушении пункта 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» фондом документов, подтверждающих проведение обязательного аудита фонда за 2018-2019 гг к проверке не представлено; - на заседании Совета учредителей фонда в проверяемом периоде не утверждались благотворительные программы и как следствии данные программы не были представлены к проверке; - в представленных на проверку протоколах заседания Совета учредителей за 2018-2020 гг в нарушении подпункта 4 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют время проведения заседания, а так же сведения о лицах, проводивших подсчет голосов на соответствующих заседания; в нарушении пункта 3 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в представленных на проверку протоколах заседаний Совета учредителей за 2018-2020 гг отсутствуют подписи секретаря собрания. Таким образом, фондом в проверяемом периоде (2018-2020 гг) нарушались требования действующего федерального законодательства. Так же в результате проверки выявлены нарушения положений устава фонда: к проверке не представлено документов, подтверждающих работу ревизионной комиссии фонда в проверяемый период. Следовательно, контрольно-ревизионный орган фонда в нарушении пункта 4.12 устава фонда в период 2018-2020 гг деятельность не осуществлял, что подтверждается отсутствием ежегодных отчетов ревизионной комиссии фонда за указанный период; - согласно протоколу заседания Совета учредителей фонда от 07 февраля 2017 г исполнительным директоров фонда была избрана ФИО1 Однако, в протоколах заседаний Совета учредителей фонда, представленных на проверку, вопрос о переизбрании ФИО1 на новый срок не рассматривался. Таким образом, фондом нарушаются требования статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части соблюдения норм, предусмотренных ее учредительными документами (уставом), а именно пункт 4.11 раздел 4 устава фонда.
По результатам проверки в отношении фонда Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области 21 апреля 2021 г было вынесено предупреждение об устранении нарушений законодательства в порядке статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» с требованием устранить выявленные нарушения и о результатах рассмотрения предупреждения и о принятых мерах по устранению нарушений сообщить подробно в письменном виде в Управление. Из ответа директора фонда ФИО1 от 22 июня 2021 г следует, что устранить нарушения, указанные в предупреждении не предоставляется возможным в связи с тем, что денежные средства и имущество у организации отсутствуют, участников в организации нет, расчетного счета не имеется. Внести соответствующие изменения в устав, провести обязательный аудит у организации нет возможности. В связи с этим просят обратиться в суд с иском о ликвидации Благотворительного фонда социальной поддержки населения Бековского района «Содействие». Таким образом, вынесенное Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области в адрес организации предупреждение не исполнено, нарушения не устранены. Не предоставление фондом сведений лишает возможности Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области осуществлять надлежащий контроль за деятельностью фонда. Просит ликвидировать Благотворительный фонд социальной поддержки населения Бековского района «Содействие» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. От представителя административного истца ФИО2, действующего на основании доверенности от 12 января 2021 г № 03/4, поступило заявление о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя административного истца. В заявлении представитель административного истца ФИО2 указал, что исковые требования поддерживает в полном объеме.
Административный ответчик Благотворительный фонд социальной поддержки населения Бековского района «Содействие» надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. Представитель административного ответчика - исполнительный директор Благотворительного фонда социальной поддержки населения Бековского района «Содействие» ФИО1 в заявлении, адресованном суду, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, указал, что не возражает против удовлетворения заявленного требования.
Заинтересованное лицо Инспекция Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Пензы извещенное о времени и месте судебного заседания, не явилось, в заявлении, адресованном суду, просило о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В соответствии со статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание.
Исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Согласно подпункту 7 пункту 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах, в том числе фондов, к которым относятся, в том числе общественные и благотворительные фонды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 г № 7-ФЗ (ред. от 02 июля 2021 г) «О некоммерческих организациях» для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г № 7-ФЗ (ред. от 02 июля 2021 г) «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г № 7-ФЗ (ред. от 02 июля 2021 г) «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям. С учетом изложенного в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г № 7-ФЗ (ред. от 02 июля 2021 г) «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений. Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1-3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г № 705 (ред. от 23 декабря 2014 г) «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций» федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (далее - органы государственного надзора).
Из материалов дела, в частности выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 20 августа 2021 г № ЮЭ9965-21-210888737 следует, что сведения о государственной регистрации юридического лица - Благотворительного фонда социальной поддержки населения Бековского района «Содействие» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 25 апреля 2003 г за основным государственным регистрационным номером №. №, 25.
Благотворительный фонд социальной поддержки населения Бековского района «Содействие» действует на основании устава утвержденного Собранием учредителей 18 апреля 2003 г.
Из материалов дела, в частности предупреждения об устранении требований действующего федерального законодательства от 21 апреля 2021 г № 58/03-1612 следует, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области в период с 25 марта 2021 г по 21 апреля 2021 г в отношении Благотворительного фонда социальной поддержки населения Бековского района «Содействие» была проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности фонда, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям за период с 01 января 2018 г по 31 декабря 2000 г. В ходе проверки фонда были выявлены нарушения положений законодательства Российской Федерации и устава фонда, а именно:
- в нарушении пункта 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» фондом документов, подтверждающих проведение обязательного аудита фонда за 2018-2019 гг к проверке не представлено;
- на заседании Совета учредителей фонда в проверяемом периоде не утверждались благотворительные программы и как следствии данные программы не были представлены к проверке;
- в представленных на проверку протоколах заседания Совета учредителей за 2018-2020 гг в нарушении подпункта 4 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют время проведения заседания, а так же сведения о лицах, проводивших подсчет голосов на соответствующих заседания;
- в нарушении пункта 3 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в представленных на проверку протоколах заседаний Совета учредителей за 2018-2020 гг отсутствуют подписи секретаря собрания;
- контрольно-ревизионный орган фонда в нарушении пункта 4.12 устава фонда в период 2018-202 гг деятельность не осуществлял;
- в протоколах заседаний Совета учредителей фонда, представленных на проверку, вопрос о переизбрании ФИО1 на новый срок не рассматривался.
Таким образом, Благотворительным фондом социальной поддержки населения Бековского района «Содействие» в период 2018-2020 гг нарушались требования действующего федерального законодательства и не соблюдались нормы, предусмотренные учредительными документами (уставом) фонда.
В адрес Благотворительного фонда социальной поддержки населения Бековского района «Содействие» по результатам проверки в отношении фонда Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области 21 апреля 2021 г было вынесено предупреждение об устранении нарушений законодательства в порядке статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» с требованием устранить выявленные нарушения и о результатах рассмотрения предупреждения и о принятых мерах по устранению нарушений сообщить подробно в письменном виде в Управление, что подтверждается предупреждения об устранении требований действующего федерального законодательства от 21 апреля 2021 г № 58/03-1612.
В судебном заседании было установлено, что Благотворительный фонд социальной поддержки населения Бековского района «Содействие» допущенные нарушения требования действующего федерального законодательства и положений устава фонда, не устранил, что подтверждается сообщением директора фонда ФИО1 от 22 июня 2021 г.
Предупреждение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области от 21 апреля 2021 г Благотворительным фондом социальной поддержки населения Бековского района «Содействие» оспорено не было и данным фондом не представлены доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что не выполнение предупреждения имело место по уважительным причинам или по причинам от юридического лица не зависящим.
Принимая во внимание, что Благотворительным фондом социальной поддержки населения Бековского района «Содействие» допущено нарушение требований законодательства, устава фонда и данные нарушения не устранено после внесения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области - государственным органом, осуществляющим за деятельностью некоммерческих организаций, предупреждения, Благотворительный фонд социальной поддержки населения Бековского района «Содействие» ходатайствует о ликвидации фонда в связи с отсутствием денежных средств и имущества у фонда, участников нет, расчетного счета не имеется, суд приходит к выводу, что имеются основания для признания Благотворительного фонда социальной поддержки населения Бековского района «Содействие» свою деятельность в качестве юридического лица.
Согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
В силу пункта 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 08 августа 2001 г № 129-ФЗ (ред. от 02 июля 2021 г) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно пункту 12 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста РФ от 12 ноября 2010 г № 343 в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда.
Таким образом, принятие судом решения о признании организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица влечет за собой ликвидацию данного юридического лица и не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об исключении Благотворительного фонда социальной поддержки населения Бековского района «Содействие» из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области к Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области к Благотворительному фонду социальной поддержки населения Бековского района «Содействие» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Признать Благотворительный фонд социальной поддержки населения Бековского района «Содействие» прекратившим деятельность в качестве юридического лица.
Исключить Благотворительный фонд социальной поддержки населения Бековского района «Содействие» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Пензенский областной суд через Бековский районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 26 ноября 2021 г.
Судья