ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1780/2022 от 09.03.2022 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

34RS0002-01-2022-001948-88 Дело № 2а-1780/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Волгоград 09 марта 2022 года

Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Гринченко Е.В.,

помощника судьи Курбановой Ю.А.,

при секретаре Тонконоговой А.И.,

с участием помощника прокурора Нигметовой В.Д.,

представителя административного истца – ГУ МВД России по Волгоградской области Наместниковой О.В.,

административного ответчика Казанцева Д.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Главного Управления Министерства внутренних дел России <адрес> о продлении срока пребывания гражданина Украины Казанцева Дениса Петровича, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

ГУ МВД России по <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением о продлении срока пребывания гражданина Украины Казанцева Д.П., подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении, мотивируя требования тем, что приговором Волжского районного суда <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ года Казанцев Д.П. был осужден по ч.1 ст.159, п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ к 1 году 7 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

ДД.ММ.ГГГГ. УФСИН России по <адрес> вынесено решение о неразрешении въезда в РФ согласно которому въезд гражданину Украины Казанцеву Д.П. на территорию РФ не разрешен сроком на 3 года после отбытия наказания до момента погашения судимости.

ДД.ММ.ГГГГ. ФСИН России вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы -рн, согласно которому пребывание (проживание) в РФ гражданина Украины Казанцева Д.П. признано нежелательным.

ДД.ММ.ГГГГ. ГУ МВД России по <адрес> в отношении Казанцева Д.П. принято решение о депортации. Согласно ответу Генерального консульства Украины в г.<адрес> принадлежность в гражданству Украины Казанцева Д.П., который проживал на территории Луганской области, не подтверждена.

ДД.ММ.ГГГГ. был направлен запрос в адрес УВМ ГУ МВД России по <адрес> об оказании содействия в подтверждении принадлежности Казанцева Д.П. к гражданству ЛНР, на который ДД.ММ.ГГГГ г. получен ответ, что основания для документирования паспортом ЛНР он не имеет.

ДД.ММ.ГГГГ в качестве дополнительной меры в отношении гражданина Украины Казанцева Д.П. было вынесено решение о возбуждении процедуры реадмиссии в страну выезда, ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос о реадмиссии в ГУВМ МВД России, ответ на который до настоящего времени не получен. В связи с отсутствием у административного ответчика постоянного места жительства на территории РФ и документов, удостоверяющих личность, невозможностью осуществления контроля его пребывания на территории РФ, в целях исполнения решения о реадмиссии, ГУ МВД России по <адрес> просит продлить срок содержания Казанцева Д.П. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес> на срок, не превышающий 60 дней.

Представитель административного истца Наместникова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования. Пояснила, что согласно полученных ответов, принадлежность Казанцева Д.П. к гражданству Украины и ЛНР не подтверждена. Ранее возбужденная процедура депортации в отношении Казанцева Д.П. не прекращена, одновременно возбуждена процедура реадмиссии, ДД.ММ.ГГГГ. направлен запрос о реадмиссии. В связи с проводимой в настоящее время на территории Украины военной операцией, определить конкретные сроки исполнения решения о реадмиссии не представляется возможным.

Административный ответчик Казанцев Д.П. в судебном заседании возражал против продления срока его содержания в Центре временного содержания иностранных граждан. Указав, что родился в Луганске Украины, где проживал до 2015г. В связи с военными действиями, вместе с мамой в 2015г. уехал в Российскую Федерацию. Он пытался легализоваться в России, но в связи с тем, что все его документы сгорели в г.Луганске, было отказано. Посольство Украины и ЛНР не подтверждают его принадлежность к Украине и ЛНР, в связи с чем он фактически является лицом без гражданства. После освобождения из мест лишения свободы планировал проживать вместе с мамой по адресу: <адрес>. Скрываться, препятствовать исполнению решения о реадмиссии не намерен.

Суд, выслушав участвующих лиц, а также заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 1 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

В силу частей 4 - 6 статьи 25.10 этого же Закона иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

В соответствии с ч.3 ст.62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55 Конституции РФ).

В силу положений ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25.07.2002г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Согласно п.9 ст.31 Закона N 115-ФЗ, иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

В соответствии с п.11 ст.31 Закона N 115-ФЗ, в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Согласно п.12 ст.31 Закона N 115-ФЗ, исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

В соответствии с чч.2,4 статьи 32.2 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут быть временно размещены в специальном учреждении федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, предназначенном для временного размещения иностранных граждан, подлежащих реадмиссии.

Временное размещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении на срок, не превышающий 48 часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя данного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя. За исключением случая, предусмотренного ч.4 названной статьи, временное размещение иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, в специальном учреждении по реадмиссии может осуществляться только на основании решения суда (часть 5).

В силу положений ч.6 ст.32.2 Закона, содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи.

В силу пп.1, 4 ст.35.1 Закона N 115-ФЗ, содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

Содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

По настоящему делу судом установлено.

Согласно заключению об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства , Казанцев Д.П. родился ДД.ММ.ГГГГ года в г.<адрес> и является гражданином <адрес>

Приговором Волжского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Казанцев Д.П. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 159, п. «в» ч.2 ст. 158 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 1 год 7 месяцев условно с испытательным сроком на 2 года.

Постановлением Волжского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Казанцеву Д.П. отменено условное осуждение по приговору Волжского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, он был направлен для отбывания наказания в колонию–поселение сроком на 1 год 7 месяцев.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес заведующего Генеральным Консульством Посольства <адрес> в Российской Федерации направлен запрос об оказании содействия в установлении принадлежности в гражданству <адрес> Казанцева Д.П.

ДД.ММ.ГГГГ года представлен ответ о предоставлении анкеты и согласия на обработку персональных денных в отношении Казанцева Д.П.. На что от Казанцева Д.П. получен положительный ответ, представлена анкета-заявление.

ДД.ММ.ГГГГ года УФСИН России по <адрес> вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства № , в соответствии с которым Казанцев Д.П., как гражданин Украины, после отбытия (исполнения) наказания или после освобождения от наказания обязан выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст.31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении граждан в Российской Федерации», ГУ МВД России по Волгоградской области вынесено решение о депортации в отношении гражданина Украины Казанцева Д.П..

ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> вынесено решение о помещение гражданина Украины Казанцева Д.П. в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Волгограду в день освобождения из места лишения свободы на срок, не превышающий 48 часов, с целью исполнения решения о депортации.

ДД.ММ.ГГГГ года Казанцев Д.П. освобожден из ФКУ КП-27 УФСИН России по <адрес> по отбытии срока наказания и помещен в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Волгограду.

Решением Дзержинского районного суда г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года Казанцев Д.П. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г<адрес>, для исполнения решения о депортации на срок не превышающий 90 дней, до ДД.ММ.ГГГГ

Решением Дзержинского районного суда г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года продлен срок пребывания гражданина Украины Казанцева Д.П. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Волгограду для исполнения решения о депортации на 60 дней, а именно до ДД.ММ.ГГГГ

Решением Дзержинского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок пребывания гражданина Украины Казанцева Д.П. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Волгограду для исполнения решения о депортации на 60 дней, а именно по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ из Генерального консульства Украины в <адрес>, принадлежность к гражданству Украины Казанцева Д.П., который проживал на территории Луганской области, не подтверждена.

В связи с поступившим ответом, ДД.ММ.ГГГГ УВМ ГУ МВД России по <адрес> направлено письмо с просьбой оказать содействие в подтверждении принадлежности Казанцева Д.П. к гражданству ЛНР.

Из полученного <адрес>. ответа из УВМ ГУ МВД России по <адрес> следует, что по информации МВД <адрес>, Казанцев Д.П. оснований для документирования временным удостоверением личности гражданина ЛНР не имеет.

Иных действий, направленных на исполнение решения о депортации не производилось. Принятое ДД.ММ.ГГГГ. решение о депортации не отменено.

ДД.ММ.ГГГГ года ГУ МВД России по <адрес> также вынесено решение о возбуждении процедуры реадмиссии в отношении Казанцева Д.П., как гражданина Украины.

<адрес> о реадмиссии в соответствии со ст.6 Исполнительного протокола о порядке реализации Соглашения между Правительством РФ и Кабинетом Министров Украины о реадмиссии от ДД.ММ.ГГГГ., ответа на который на момент рассмотрения дела не получен.

Согласно ч.1 ст. 269 Кодекса административного судопроизводства суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.

В данном случае суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, по следующим основаниям.

Исходя из положений ст. ст. 3, 8, 9 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 года и пункта "а" ч. 1 статьи 5 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами стран, в которой они проживают и статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 года, право человека на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ года предусмотрена возможность лишения свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

Европейский Суд по правам человека в постановлениях неоднократно указывал на то, что любое лишение свободы будет оправданным только до тех пор, пока рассматривается вопрос о депортации или экстрадиции. Если такие действия не осуществляются с должной тщательностью, содержание под стражей перестает быть дозволительным. Национальные власти обязаны рассмотреть вопрос о том, является ли выдворение реальной перспективой, является ли помещение иностранного гражданина в Центр временного содержания реальной перспективой и оправданным, или продолжает оставаться таковым.

Срок содержания административного ответчика в Центре временного содержания иностранных граждан по состоянию на день рассмотрения настоящего дела составил 7 месяцев. Однако до настоящего времени принадлежность Казанцева Д.П. к гражданству Украины не установлена. В период возбужденной процедуры депортации, из полученных ответов Консульства Украины, МВД Луганской Народной Республики, принадлежность административного ответчика к гражданству Украины не подтверждена.

Какие-либо перспективы исполнения решения о депортации от ДД.ММ.ГГГГ., а также возбужденной ДД.ММ.ГГГГ. в отношении Казанцева Д.П. процедуры реадмиссии, в срок, заявленный в настоящем административном иске (60 дней), а также сведений о возможности получения необходимых документов для исполнения решения о реадмиссии (с учётом сложившегося на Украине и ЛНР военного положения), административным истцом суду не представлено, как не представлено и данных, указывающих на то, что иностранный гражданин может скрываться и уклоняться от исполнения принятых в отношении него решений. Указанные обстоятельства свидетельствует о нецелесообразности очередного продления срока его содержания в специальном учреждении.

При этом учитывает, что продление срока пребывания Казанцева Д.П. в специальном учреждении не будет отвечать принципам справедливости и соразмерности, учитывая установленную судом длительность нахождения его в Центре временного содержания. Казанцев Д.П. вынужден пребывать в состоянии неопределенности относительно возможных временных параметров ограничения его права на свободу и личную неприкосновенность, что порождает риски умаления самого права на свободу и личную неприкосновенность.

Руководствовались требованиями п. 9 ст. 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", определением Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 года N 1830-О, подп. "f" п. 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Федеральным законом от 30 марта 1998 года N 54 "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод", Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", суд приходит к выводу об отсутствии оснований для продления срока пребывания Казанцеву Д.П. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по г.Волгограду.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 268-269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ГУ МВД России по <адрес> о продлении срока пребывания гражданина Украины Казанцева Дениса Петровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подлежащего реадмиссии, в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России <адрес> – отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд г.Волгограда в течение десяти дней со дня принятия.

Судья Е.В. Гринченко