ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1780/2022560027-01-2021-000674-79 от 04.07.2022 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-1780/202256RS0027-01-2021-000674-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июля 2022 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Гук Н.А.,

при секретаре Садчик Ю.А.,

с участием административного ответчика Штельмашенко Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Оренбургской области к Штельмашенко Надежде Петровне о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что Штельмашенко Н.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>. Кроме того, за административным ответчиком зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак

Межрайонной ИФНС России № 7 по Оренбургской области в соответствии с действующим законодательством были направлены налогоплательщику налоговое уведомление от 22.08.2019 года и налоговое уведомление от 29.07.2016 года.

Задолженность погашена не была.

В связи с наличием недоимки по налогу налогоплательщику были направлены требования по состоянию на 22.06.2018 года об уплате налога и (или) пени, по сроку исполнения до 10.08.2018 года; по состоянию на 22.12.2016 года об уплате налога и (или) пени, по сроку исполнения до 14.02.2017 года; по состоянию на 31.01.2020 года об уплате налога и (или) пени, по сроку исполнения до 11.03.2020 года.

Указанные требования налогоплательщиком не исполнены.

С данными требованиями Межрайонная ИФНС России № 7 по Оренбургской области обращалась с заявлением о вынесении судебного приказа в адрес мирового судьи. Мировым судьей был вынесен судебный приказ от 10.07.2020 года о взыскании указанных сумм налога и пени. Однако от должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа. Судебный приказ был отменен определением от 04.09.2020 года.

Просит суд взыскать с Штельмашенко Н.П. в свою пользу недоимку по пени по земельному налогу в размере 584,49 руб. (за период с 01.12.2015 года по 29.11.2017 года); недоимку по транспортному налогу в размере 2340 руб. (по сроку уплаты 02.12.2019 года); пени в размере 29,01 руб. (за период с 03.12.2019 года по 30.01.2020 года).

Представитель административного истца МИНФС России №7 по Оренбургской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Штельмашенко Н.П. в судебном заседании пояснила, что требования МИФНС России № 7 по Оренбургской области не признает. Считает, что административный иск удовлетворению не подлежит, поскольку ни одного уведомления она не получала. По адресу, которому административный истец направлял все требования и уведомление <адрес>, она не проживает с 15.07.2009 года. Полагает, что в связи с этим сроки налоговой пропущены, поскольку сроки должны исчисляться с даты первого направления требования. Просила принять решение о повороте исполнения решения суда, поскольку с нее было удержана денежная сумма по исполнительному производству, которое было возбуждено на основании незаконно принятого решения.

Суд определил рассмотреть административное дело в административного истца на основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.

На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.

Положениями п. 4 ст. 57, п. 6 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В силу ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (часть 1 статьи 393 НК РФ).

Согласно статье 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Штельмашенко Н.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>. Также за административным ответчиком зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты> государственный регистрационный знак

Штельмашенко Н.П. были направлены налоговые уведомления от 22.08.2019 года об уплате транспортного налога и от 29.07.2016 года об уплате земельного налога по адресу: <адрес>

В связи с неуплатой налога в установленный срок административному ответчику были направлены требования по состоянию на 22.06.2018 года об уплате налога и (или) пени, по сроку исполнения до 10.08.2018 года; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога и (или) пени, по сроку исполнения до 14.02.2017 года; по состоянию на 31.01.2020 года об уплате налога и (или) пени, по сроку исполнения до 11.03.2020 года.

Указанные требования налогоплательщиком не исполнены.

В соответствии с п.4 ст. 57 Налогового кодекса РФ, в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Порядок направлении я налогового уведомления предусмотрен абз.2 ч.2 ст. 52 Налогового кодекса РФ, согласно которой в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Возникновение обязанности по уплате вышеназванных налоговых обоснованно аргументировано наличие соответствующего реестра заказных писем.

П.1 ст. 48 Налогового кодекса РФ и ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ связывают право налогового органа на обращение в суд с заявление о взыскании недоимки по налогам и сборам с неиспользованием налогоплательщиком в установленный срок требования об уплате таких налогов и сборов.

В силу положений ст. 69 Налогового кодекса РФ Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В п. 53 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.07.2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. При рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

Судом установлено, что Штельмашенко Н.П., согласно адресной справке УМВД России по Оренбургской области от 17.03.2021 года зарегистрирована по адресу: <адрес> 08.02.2013 года по настоящее время.

При этом первое требование об уплате об уплате земельного налога от 22.12.2016 года в адрес административного ответчика не направлялось по средством почтовых отправлений, в личном кабинете налогоплательщик зарегистрирован не была.

В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Если в течении трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течении шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.

Если в течении трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течении шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке административного искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Мировым судьей судебного участка №1 Оренбургского района Оренбургской области, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №4 Оренбургского района Оренбургской области был вынесен судебный приказ от 10.07.2020 года о взыскании указанных сумм налога и пени.

Однако, в связи с поступившими возражениями от должника относительно исполнения судебного приказа, судебный приказ был отменен определением суда от 04.09.2020 года.

С настоящим иском административный истец обратился в суд согласно штампу почтового отправления 02.03.2021 года в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Однако срок обращения к мировому судье был пропущен, административный истец не просил восстановить пропущенный процессуальный срок.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Также Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 26 октября 2017 г. № 2465-О указал, что при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Поскольку уважительных причин пропуска срока на обращение с административным иском в суд административным истцом не представлено, поэтому суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований.

Административный ответчик просил вынести решение о повороте исполнения решения суда.

Согласно ст. 361 Кодекса административного судопроизводства РФ, следует, что если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в административном иске, либо административный иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, административному ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу административного истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.

На основании ст. 362 Кодекса административного судопроизводства РФ, Вопрос о повороте исполнения судебного акта разрешается судом, принявшим новый судебный акт, которым отменен или изменен ранее принятый судебный акт. Если в новом судебном акте об отмене или изменении ранее принятого судебного акта нет указаний на поворот его исполнения, административный ответчик вправе подать соответствующее заявление в суд первой инстанции.

Как следует из материалов дела, Штельмашенко Н.П. в судебном заседании приобщила письменное возражение на административное исковое заявление, в котором просила в удовлетворении административного иска отказать, и вынести решение о повороте исполнения решения суда.

В соответствии с предоставленной расширенной выпиской из ПАО Сбербанк по счету Штельмашенко Н.П. усматривается, что на основании исполнительного производства -ИП от 09.12.2021 года была взыскана сумма в размере 2953,50 рублей.

С учетом вышеизложенного, поскольку денежные средства в пользу административного истца были взысканы в ходе исполнительного производства на основании отмененного в последующем решения суда, в связи с чем, у МИФНС России №7 по Оренбургской области возникает корреспондирующая обязанность по возврату Штельмашенко Н.П. денежных средств, суд удовлетворяет заявление Штельмашенко Н.П. о повороте исполнения решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требованийМежрайонной ИФНС России № 7 по Оренбургской области к Штельмашенко Надежде Петровне о взыскании обязательных платежей и санкций - отказать.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 7 по Оренбургской области в пользу Штельмашенко Надежды Петровны сумму в размере 2953,50 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 11 июля 2022 года.

Судья: Гук Н.А.