№ 2а-1781/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2020 г. г. Туймазы, РБ
Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сосновцевой С.Ю.
при секретаре Багнюк О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Туймазинский межрайонный прокурор РБ обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой осуществлен мониторинг сети «Интернет» и интернет-ресурсов.
<данные изъяты>
При этом вход на сайты является свободным, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайтов не требуется. Ознакомиться с содержанием, сайтов и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь.
Вследствие этого имеется необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на данном сайте.
На основании изложенного, прокурор просит признать материал, размещенный в сети Интернет по электронному адресу <данные изъяты> информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Включить информацию, размещенную по указанному электронному адресу в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
В судебном заседании помощник Туймазинского межрайонного прокурора РБ Янгубаев Р.З. заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Суд не усматривает оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных ст.150, 152 КАС РФ. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Далее Федеральный закон № 149-ФЗ) установлено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. В соответствии с ч.1 ст. 9, ч.ч. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой Туймазинского района проведена проверка исполнения законодательства об образовании, в ходе которой осуществлен мониторинг сети «Интернет» и Интернет-ресурсов.
<данные изъяты> где размещена информация информации о незаконной продаже и покупке онлайн диагностических карт без прохождения технического осмотра транспортного средства.
При этом вход на страницу сайта свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием и скопировать материалы в электронном виде может любой Интернет - пользователь. Доступ на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой Интернет-пользователь.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Так в силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 УКРФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей (ст. 327 УКРФ) являются уголовно-наказуемыми преступлениями.
На основании информационных материалов указанного сайта потенциальный потребитель побуждается к покупке диагностических карт без прохождения технического осмотра транспортного средства. Сведения, размещенные на указанных выше интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования диагностической карты.
В части 4 ст. 33 УК РФ дано уголовно-правовое определение соучастников преступления: подстрекателя, который воздействуя на сознание и волю исполнителя, вызывает в нем намерение совершить преступление, а также пособника, то есть лица, содействовавшего совершению преступления советами, указаниями предоставлением информации, средств и орудий совершения преступления либо устранением препятствий.
Согласно ч. 1 ст. 34 УК РФ ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления.
Уголовная ответственность подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на ст. 33 УК РФ.
Отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию. Документом, подтверждающим соответствие транспортного средства требованиям безопасности транспортных средств, является диагностическая карта.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ) основной целью проведения технического осмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения технического осмотра.Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в соответствии с настоящим Федеральным законом профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
В силу части 4 данной правовой нормы технический осмотр проводится на основе договора о проведении технического осмотра за плату с периодичностью, установленной настоящим Федеральным законом.
После проведения технического осмотра оператором технического осмотра выдается диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (ч. 6).
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ диагностическая карта содержит заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
Диагностическая карта, содержащая заключение о возможности эксплуатации транспортного средства, должна содержать срок ее действия, а диагностическая карта, содержащая заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства, - перечень не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств выявленных неисправностей.
На обязательность технического осмотра транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации, и осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств только при условии проведения вотношении транспортного средства технического осмотра указано и в статьях 16, 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В статье 12 Федерального закона № 170-ФЗ установлено, что сбор, хранение и использование информации о техническом осмотре осуществляются с помощью единой автоматизированной информационной системы технического осмотра. Единая автоматизированная информационная система технического осмотра создается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и содержит, в том числе, сведения о количестве выданных оператором технического осмотра диагностических карт с указанием номеров таких документов. В силу части 3 указанной статьи операторы технического осмотра обязаны передавать в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра необходимые для ее ведения сведения. Сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, передаются оператором технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра не позднее чем в течение суток с момента окончания проведения технического осмотра.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации предусматривает осуществление обязательного проведения в отношении транспортного средства технического осмотра, по результатам которого владельцу транспортного средства выдается талон технического осмотра.
Условия проведения технического осмотра закреплены в ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ, согласно которой технический осмотр проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства.
Для проведения технического осмотра владелец транспортного средства или его представитель, в том числе представитель, действующий на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме, обязан представить оператору технического осмотра транспортное средство и следующие документы: документ, удостоверяющий личность, и доверенность (для указанного в настоящей части представителя владельца транспортного средства); свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.
Оператор технического осмотра отказывает в оказании услуг по проведению технического осмотра только в случае: 1) непредставления предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов; 2) несоответствия транспортного средства данным, указанным в документах, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство.
Проведение технического осмотра осуществляется на основании договора о проведении технического осмотра, заключенного междувладельцем трансопртного срседства или его представителем и оператором технического осмортра.
В статье 12 Федерального закона № 170-ФЗ установлено, что сбор, хранение и использование информации о техническом осмотре осуществляются с помощью единой автоматизированной информационной системы технического осмотра. Единая автоматизированная информационная система технического осмотра создается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и содержит, в том числе, сведения о количестве выданных оператором технического осмотра диагностических карт с указанием номеров таких документов. В силу части 3 указанной статьи операторы технического осмотра обязаны передавать в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра необходимые для ее ведения сведения. Сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, передаются оператором технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра не позднее чем в течение суток с момента окончания проведения технического осмотра.
Договор о проведении технического осмотра является публичным, за исключением случаев заключения договоров дилером, и заключается по форме такого типового договора, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Техническое диагностирование осуществляется техническими экспертами, ответственными за его проведение и принимающими решение о выдаче диагностической карты, содержащей сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности проведения технического осмотра транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации возможна только при наличии указанных в данной правовой норме документов и транспортного средства.
Таким образом, указанные нормы закона не предусматривают покупку и продажу диагностических карт без прохождения технического осмотра транспортного средства, а также полисов ОСАГО при помощи указанных диагностических карт
В соответствии с обзором судебной практики Верховного суда РФ №, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1КАС РФ).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства и положения закона, суд находит административное исковое заявление Туймазинского межрайонного прокурора РБ подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Туймазинского межрайонного прокурора РБ в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать материал, размещенный в сети «Интернет» по электронному адресу: <данные изъяты> информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации запрещено.
Включить информацию, размещенную в сети Интернет по электронному адресу: <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его принятия через Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья С.Ю. Сосновцева