К делу № 2а – 1784/19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 25 апреля 2019 г.
Советский районный суд г. Краснодара в составе:
судьи Канаревой М.Е.
при секретаре Чуяко З.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к Администрации муниципального образования г. Краснодар, Администрации Карасунского внутригородского округа г. Краснодара, департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар, Администрации Карасунского внутригородского округа г. Краснодара о признании бездействия незаконным, признании незаконным решение, обязании совершить определенные действия,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском о признании незаконным бездействие, выразившиеся в не приведении Генерального плана застройки г. Краснодар и Правил землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар с фактическим использованием участка; обязании обеспечить внесение изменений в Генеральный план на территории муниципального образования город Краснодар (принять соответствующий правовой акт о внесении изменений в генплан, провести подготовительные мероприятия по реализации правового акта) в части земельного участка площадью 816 кв.м., расположенного по адресу: г. Краснодар, Карасунский округ, ДНТ «Виктория», <адрес>, кадастровый №, изменив зону градостроительного зонирования на зону СХ-1; обеспечить внесение изменений в действующие Правила землепользования и застройки администрации муниципального образования город Краснодар в части земельного участка, изменив зону градостроительного зонирования на зону СХ-1; признать незаконным и отменить Уведомление от 06.11.2018г. №; обязании Администрацию Карасунского внутригородского округа г. Краснодар в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров садового дома установленным параметрам и допустимости размещения садового дома на земельном участке на основании Заявления от 01. 11. 2018 г.
ФИО2 обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействие, выразившиеся в не приведении Генерального плана застройки г. Краснодар и Правил землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар с фактическим использованием участка; обязании обеспечить внесение изменений в Генеральный план на территории муниципального образования город Краснодар (принять соответствующий правовой акт о внесении изменений в генплан, провести подготовительные мероприятия по реализации правового акта) в части земельного участка площадью 667 кв.м., расположенного в городе Краснодар, Карасунский округ, ДНТ «Виктория», <адрес>, кадастровый №, изменив зону градостроительного зонирования на зону СХ-1; обеспечить внесение изменений в действующие Правила землепользования и застройки администрации муниципального образования город Краснодар в части земельного участка площадью 667 кв.м., расположенного в городе Краснодар, Карасунский округ, ДНТ «Виктория», <адрес>, кадастровый №, изменив зону градостроительного зонирования на зону СХ-1; признать незаконным и отменить Уведомление от 23.11.2018г. №, выданное Администрацией Карасунского внутригородского округа г. Краснодар; обязании Администрацию Карасунского внутригородского округа г. Краснодар в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров садового дома установленным параметрам и допустимости размещения садового дома на земельном участке на основании Заявления от 20 ноября 2018 года.
Определением Советского райсуда г. Краснодара от 22.01.2019 г указанные гражданские дела объединены в одно производство (л.д. 45).
В ходе судебного разбирательства административные истцы уточнили исковые требования, просили:
1. Признать незаконным бездействие административных ответчиков - Администрации муниципального образования г. Краснодар и Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в не приведении Генерального плана г. Краснодар и Правил землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар в соответствие с видом разрешенного использования земельных участков и фактическим использованием земельных участков и обязать административных ответчиков - Администрацию муниципального образования г. Краснодар и Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар:
1.1 внести изменения в Генеральный план муниципального образования город Краснодар, изменив зону функционального зонирования с зоны рекреационного назначения на жилую зону - зону садоводческих товариществ, в том числе: подготовить проект внесения изменений в Генеральный план муниципального образования г. Краснодар и внести указанный проект на рассмотрение Городской Думы г. Краснодара в отношении земельного участка, принадлежащего на праве собственности ФИО2, кадастровый №, площадью 667 кв.м., расположенного в городе Краснодар, Карасунский округ, ДНТ «Виктория», <адрес>;
1.2 внести изменения в действующие Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, изменив зону территориального зонирования с зоны застройки индивидуальными жилыми домами за границей города Краснодар (Ж 1.2) на зону садоводческих товариществ (СХ-1), в том числе: подготовить проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар и внести указанный проект на рассмотрение Городской Думы г. Краснодара в отношении земельного участка, принадлежащего на праве собственности ФИО2, кадастровый №, площадью 667 кв.м., расположенного в городе Краснодар, Карасунский округ, ДНТ «Виктория», <адрес>;
1.3 внести изменения в Генеральный план муниципального образования город Краснодар, изменив зону функционального зонирования с зоны рекреационного назначения и зоны транспортной инфраструктуры на зону садоводческих товариществ, в том числе: подготовить проект внесения изменений в Генеральный план муниципального образования г. Краснодар и внести указанный проект на рассмотрение Городской Думы г. Краснодара в отношении земельного участка, принадлежащего на праве собственности ФИО1, кадастровый №, площадью 816 кв.м., расположенного в городе Краснодар, хутор им. Ленина, <адрес>;
1.4 внести изменения в действующие Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, изменив зону территориального зонирования с зоны застройки индивидуальными жилыми домами за границей города Краснодар (Ж 1.2) на зону садоводческих товариществ (СХ-1), в том числе: подготовить проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар и внести указанный проект на рассмотрение Городской Думы г. Краснодара в отношении земельного участка, принадлежащего на праве собственности ФИО1, кадастровый №, площадью 816 кв.м., расположенного в городе Краснодар, хутор им. Ленина, <адрес>;
2. Признать незаконными и отменить Уведомления № от 06.11.2018г. и № от 23.11.2018г. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, выданные Администрацией Карасунского внутригородского округа г. Краснодар, и обязать Администрацию Карасунского внутригородского округа г. Краснодар выдать уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров садового дома установленным параметрам и допустимости размещения садового дома на земельном участке на основании Заявлений ФИО2 от 20 ноября 2018 года и ФИО1 от 06 ноября 2018 года.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась.
В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности ФИО3 настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований. Пояснила, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 816 кв.м., расположенный в городе Краснодар, хутор им. Ленина, <адрес>, кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем». Осенью 2016 года с соблюдением градостроительных норм и правил истцом было начато строительство двухэтажного жилого дома. Строительные работы осуществлялись по мере наличия денежных средств. В настоящий момент дом представляет собой одноэтажный объект незавершенного строительства готовностью около 50%. В связи с изменением Градостроительного законодательства 01 ноября 2018 года ФИО1 подала Уведомление о планируемом строительстве садового дома на указанном земельном участке. Уведомлением № от 06 ноября 2018 года Администрации Карасунского внутригородского округа г. Краснодара отказано, поскольку данный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границей города Краснодар (Ж 1.2), где дачное строительство ни одним из видов разрешенного использования земельных участков не предусмотрено. Распоряжением главы администрации Краснодарского края в 2013 году была изменена категория земельного участка с земель сельхоз. назначения на земли населенных пунктов. Из кадастровой выписки о земельном участке на 2016 год усматривается, что принадлежащий истцу земельный участок относится к землям населенных пунктов для дачного строительства с правом возведения жилого дома, с правом регистрации и проживания в нем. Таким образом, указанный участок, приобретен истцом с целью дальнейшего освоения земельного участка для строительства малоэтажного жилого дома, то есть использования по фактическому назначению. Считала, что уведомление является незаконным, подлежит отмене. Просила учесть, что Решением городской Думы г. Краснодара от 16 ноября 2017 года N 43 п. 11 “О приостановлении действия решения городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п.6 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар" в отношении отдельных земельных участков" приостановлено действие Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар в части установленных градостроительными регламентами видов разрешенного использования земельных участков в отношении земельных участков, территориальное зонирование которых установлено после вступления в силу решения городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п.15 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар" (03.02.2012) и которое не соответствуют функциональному зонированию, установленному генеральным планом муниципального образования город Краснодар в отношении, в том числе зон рекреационного назначения. Соответственно, ответчик ссылается на нормативный акт, действие которого было приостановлено. Просила учесть, что весь кадастровый квартал № в 2012 году был отнесен к зоне рекреации (РО) несмотря на то, что все земельные участки принадлежали гражданам на праве собственности, что ограничивает право истца на использование принадлежащего ему земельного участка. Просила уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности ФИО4 настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований. Пояснила, что ФИО2 в 2018 г обращался с уведомлением о планируемом строительстве садового дома на земельном участке, а так же с заявлениями в Администрацию муниципального образования, департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар об изменении изменив зоны функционального и территориального зонирования, однако, в удовлетворении заявлений было отказано. Также административные истцы обращались в Администрацию Карасунского внутригородского округа г. Краснодар с Уведомлением о планируемом строительстве садового дома на земельном участке, однако был дан ответ о недопущении размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в связи с тем, что указанные участки находятся в зоне рекреационного назначения (лесопарки). Просила учесть, что при проведении публичных слушаний осталось без внимания позиция представителя общественности о не включении в реакционные зоны участки, находящиеся в собственности конкретных лиц; кроме того, указала, что при утверждении Генерального плана не было учтено, что реакционная зона определена на участки, находящиеся в собственности физических лиц с 1992 г. Указала, что в соответствии с п. 16 ст. 24 ГрК РФ физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности ФИО5 возражал против удовлетворения исковых требований. Просил в иске отказать.
В судебном заседании представитель административного ответчика департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар по доверенности ФИО5 возражал против удовлетворения исковых требований. Просил в иске отказать.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Карасунского внутригородского округа г. Краснодар по доверенности ФИО6 возражала против удовлетворения административных исковых требований в части признания незаконным и отмене Уведомления № от 06.11.2018г. и № от 23.11.2018г. и выдачи уведомлений о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров садового дома установленным параметрам и допустимости размещения садового дома на земельных участках на основании заявлений ФИО1 от 01 ноября 2018 года и ФИО2 от 20 ноября 2018 года; в остальной части полагалась на усмотрение суда.
Представитель 3-го лица Управления Росреестра по КК в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Допрошенная в ходе судебного разбирательства специалист департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО7 пояснила, что в 2010 г земельные участки с кадастровыми номерами № не были зонированы, на дату утверждения генерального плана 26.01.2012 г участок с кадастровым номером № отнесен к зоне РО и зоне транспортной инфраструктуре, участок с кадастровым номером № отнесен к зоне РО. В Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Краснодар внесены изменения и указанные участки отнесены к зоне Ж.1.2.
Суд, выслушав представителей сторон, специалиста, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из регистрационных дел, предшественники административных истцов в 2013 г приняли решения о разделе земельного участка, в результате чего был образованы участки, в том числе участок площадью 816 кв.м. с кадастровым номером № и участок площадью 667 кв.м. с кадастровым номером №; кроме того, на указанных землях образован коттеджный поселок «Виктория», на котором возведены одно-двухэтажные жилые дома.
В 2013 году всем указанным землям была присвоена категория – земли населенных пунктов. Кроме того, все участки были отнесены к одному кадастровому кварталу №.
Установлено, что ФИО1 на праве собственности на основании договора купли-продажи от 16.09.2016г. принадлежит земельный участок площадью 816 кв.м., расположенный в городе Краснодар, хутор им. Ленина, <адрес>, кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем», что подтверждается выпиской из ЕГРП от 29.09.2016г. (т. 1 л.д. 18, 19).
ФИО2 на праве собственности на основании договора купли-продажи от 22.09.2018г. принадлежит земельный участок площадью 667 кв.м., расположенный в городе Краснодар, Карасунский округ, ДНТ «Виктория», <адрес>, кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем», что подтверждается выпиской из ЕГРН от 02.10.2018г. (т. 1 л.д. 64).
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 ГрК РФ).
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит карту функциональных зон городского округа.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа определен статьей 24 ГрК РФ, согласно части 3 которой подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ).
Решением Городской Думы Краснодара от 26 января 2012 г. N 25 п. 15, которое официально опубликовано 05 февраля 2012 г. в вестнике органов местного самоуправления муниципального образования г. Краснодар N 2 (103), утвержден Генеральный план города Краснодара. Генеральный план принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры принятия и официального опубликования и по этим основаниям не оспаривается.
Согласно п. 5 ст. 1 ГрК РФ функциональные зоны - это зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Как установлено судом и видно из материалов дела, административным истцам на праве собственности принадлежат земельные участки, входящие в состав ДНТ «Виктория», который представляет собой застроенный коттеджный поселок.
Согласно карте (схеме) функциональных зон города Краснодара, являющейся неотъемлемой частью Генерального плана, территория ДНТ «Виктория» отнесена к функциональной зоне - зоне реакционного назначения. При этом, суд обращает внимание, что исходя из Генерального плана г. Краснодара, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 26.02.2004 № 46 п. 2 «Об утверждении генерального плана города Краснодара» усматривается, что принадлежащие административным истцам земельные участки до утверждения Генерального плана города Краснодара 2012 г. не были включены в функциональные зоны Генерального плана г. Краснодара, находились за границами города Краснодара (т. 2 л.д. 1).
Согласно ч. 12 ст. 9 ГрК РФ, утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Суд обращает внимание, что правовой режим принадлежащих административным истцам земельных участков является право собственности для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
В соответствии с частью 10 статьи 24 ГрК РФ заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. При этом в соответствии с частью 6 статьи 28 ГрК РФ участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченный на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.
Суд обращает внимание, что в рамках проведения публичных слушаний в отношении рекреационных зон в форме конференции с участием жителей Карасунского внутригородского округа и Пашковского, Старокорсунского сельских округов, было заявлено замечание - не включать в земельные зоны земельные участки, находящиеся в собственности конкретных лиц – указанное замечание было принято к сведению: будет рассмотрено при внесении изменений в карты зонирования генерального плана и Правил землепользования и застройки (т. 1 л.д. 288).
Таким образом, на публичных слушаниях жители высказывали замечания о не включении в рекреационные зоны земельные участки, находящихся в собственности конкретных лиц.
Как следует из выкопировки генерального плана по состоянию на дату принятия 26.01.2012 г принадлежащие административным истцам земельные участки отнесены к зоне рекреации – специально реакционная (учреждения отдыха) (т. 2 л.д. 6, 7).
Как следует их фрагментов карты градостроительного зонирования, имеющихся в материалах дела, принадлежащие административным истцам земельные участки по состоянию на 2007 г были отнесены к зоне «СХ1» - зона сельскохозяйственного использования, по состоянию на 20.10.2013 г -отнесены к зоне «Р.3» (зона рекреации), по состоянию на 20.11.2014 г - отнесены к зоне «Ж.1.2» – зона застройки индивидуальными жилыми домами за границами г. Краснодара (т. 2 л.д. 2, 4, 5).
Суд обращает внимание, что при сравнении фрагментов карт градостроительного зонирования по состоянию на 20.10.2013 г и 20.11.2014 г, на указанных территориях отображены изменения: так, по состоянию на 20.10.2013 г в указанном кадастровом квартале обозначены две зоны – «СХ.1» и «Р.3», тогда как по состоянию на 20.11.2014 г в этом же кадастровом квартале внесены изменения, а именно, дополнены зонами «Ж.1.2» – зона застройки индивидуальными жилыми домами за границами г. Краснодара и зоной «Ж.3» - зона застройки среднеэтажными жилыми домами (т. 2 л.д. 4, 5).
Таким образом, в течение года с октября 2013 по ноябрь 2014 г были внесены изменения в зону территориального зонирования.
Согласно ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2).
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п. 3).
Административные истца являются собственниками земельных участков с видом разрешенного использования – «для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем», их участки расположены согласно сведениям публичной кадастровой карты в фактической зоне застройки (т. 2 л.д. 19).
Как следует из пояснений ФИО1 строительство на земельном участке для дачного строительства начато в 2016 г.
Согласно пунктом 1 части 17 статьи 51 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
Статьей 25.3 Закона N 122-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрены особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном данным законом порядке.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Исходя из анализа вышеуказанных норм ФИО1 в установленном законом порядке начала строительство (без получения разрешения на строительство) и не завершила его до даты внесения изменений в градостроительное законодательство ввиду отсутствия денежных средств.
В материалы дела представлены: Технические условия для присоединения к электрическим сетям от 03.10.2016 г; Технические условия на водоснабжение от 03.10.2016 г; Договор о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом ДНТ «Виктория», об оказании управленческих услуг от 13.11.2018 г (указанным договором ФИО1 оплачивает за потребление коммунальных услуг, за вывоз мусора, содержание дорог общего пользования); квитанции об оплате услуг за январь – март 2019 г (т. 2 л.д. 20 - 35).
Согласно ч. 1 ст. 9 ГрК РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 5.1 ГрК РФ, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ч. 1).
В заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны: … 5) аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний (ч. 22 п. 5).
Согласно ч. 1 п. 3 ст. 30 ГрК РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: …3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Статья 31 ГрК РФ устанавливает, что подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В соответствии со ст. 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: … 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (ч. 2 п.п. 2)
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: … 5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (ч. 3 п.п. 5).
За изменением границ территориальных зон истцы обращались (ФИО1 начиная с августа 2017 года, ФИО2 с октября 2018 г.), но на все запросы получали отказы в связи с тем, что участки находятся в рекреационной зоне и в данной зоне отсутствует вид разрешенного использования «ведение дачного хозяйства».
Суд обращает внимание, что отказы не мотивированы.
Кроме того, в ноябре 2018 г от Департамента архитектуры и градостроительства получен ответ о том, что на ближайшем заседании Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар будет рассмотрен вопрос о внесении изменений в генеральный план в отношении данных земельных участков.
Суд обращает внимание, что на дату вынесения настоящего решения суду не представлены сведения о том, что вышеуказанный вопрос поставлен на рассмотрение заседания Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар; при этом, суд учитывает, что заседания Комиссии проводятся не реже двух раз в месяц (Решение городской Думы Краснодара от 21 июля 2016 года N 20 п.27 «О комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар»).
Исходя из анализа положений ст. 5.1, ч. 1 ст. 9, ч 1 п. 3 ст. 30 ГрК РФ, при составлении документов территориального планирования в целях соблюдения прав и законных интересов правообладателей земельных участков на соответствующих комиссиях должны приниматься аргументированные решения о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных изменений.
Принимая во внимание, что в силу ч. 12 ст. 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон, то установление зоны рекреации и отказ в даче положительного уведомления на строительство ограничивает право собственников на пользование своим земельным участком в части возведения жилого дома, при этом, суд учитывает, что указанные земельные участки находятся в собственности физических лиц с видом разрешенного использования, предусматривающего право на возведение жилого дома.
Учитывая, что отказы Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар не аргументированы, то суд приходит к выводу о том, что комиссией не обосновано отказано в возможности сохранения за административными истцами права на возведение жилого дома, что свидетельствует о нарушении прав собственников земельных участков, при этом, суд учитывает, что данные земельные участки расположены на территории ДНТ «Виктория» - коттеджный поселок «Виктория» (на указанной территории возведены дома, которые зарегистрированы в ЕГРН), то суд находит основания для удовлетворения административных исковых требований в части обеспечения внесения в Генеральный план, Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар изменений зоны рекреационного назначения на зону садоводческих товариществ.
Разрешая исковые требования о признания незаконными и отмене Уведомлений о несоответствии, суд исходит из следующего.
01 ноября 2018 года ФИО1 в соответствии с ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ обратилась в Администрацию Карасунского внутригородского округа г. Краснодар с Уведомлением о планируемом строительстве садового дома на земельном участке площадью 816 кв.м., расположенном в городе Краснодар (хутор им. Ленина), <адрес>, кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем».
06 ноября 2018 года Администрацией Карасунского внутригородского округа г. Краснодар выдано Уведомление № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в связи с тем, что в соответствии с Решением городской Думы г. Краснодара от 26.01.2012г. № 25 п. 15 «Об утверждении генерального плана м.о. г. Краснодар» и Решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» указанный участок находится в зоне транспортной инфраструктуры, рекреационного назначения, где дачное строительство ни одним из разрешенного использования земельных участков не предусмотрено.
20 ноября 2018 года ФИО2 в соответствии с ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в Администрацию Карасунского внутригородского округа г. Краснодар было подано Уведомление о планируемом строительстве садового дома на земельном участке площадью 667 кв.м., расположенном в городе Краснодар (ДНТ Виктория), <адрес> кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем».
23 ноября 20108 года Администрацией Карасунского внутригородского округа г. Краснодар было выдано Уведомление № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в связи с тем, что в соответствии с Решением городской Думы г. Краснодара от 26.01.2012г. № 25 п. 15 «Об утверждении генерального плана муниципального образования г. Краснодар» и Решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» указанный участок находится в зоне рекреационного назначения, что Решением городской Думы г. Краснодара от 16 ноября 2017 года N 43 п. 11 “О приостановлении действия решения городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п.6 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар" в отношении указанного земельного участка" приостановлено действие Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар.
Принимая во внимание, что Администрация Карасунского внутригородского округа г. Краснодара дала ответы в соответствии с действующим законодательством, то суд не находит основания для удовлетворения иска в этой части.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 186 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к Администрации муниципального образования г. Краснодар, Администрации Карасунского внутригородского округа г. Краснодара, департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар, Администрации Карасунского внутригородского округа г. Краснодара о признании бездействия незаконным, признании незаконным решение, обязании совершить определенные действия - удовлетворить частично.
Обязать Администрацию муниципального образования г. Краснодар и Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар обеспечить внесение изменений в Генеральный план муниципального образования город Краснодар в отношении земельного участка площадью 667 кв.м. с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО2, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский округ, ДНТ «Виктория», <адрес>, изменив зону функционального зонирования с зоны рекреационного назначения на зону садоводческих товариществ «СХ.1», в том числе: подготовить проект внесения изменений в Генеральный план муниципального образования г. Краснодар и внести указанный проект на рассмотрение Городской Думы Краснодара.
Обязать Администрацию муниципального образования г. Краснодар и Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар обеспечить внесение изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар в отношении земельного участка площадью 667 кв.м. с кадастровым номером № принадлежащего ФИО2, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский округ, ДНТ «Виктория», <адрес>, изменив зону территориального зонирования с зоны рекреационного назначения на зону садоводческих товариществ «СХ.1», в том числе: подготовить проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар и внести указанный проект на рассмотрение Городской Думы Краснодара.
Обязать Администрацию муниципального образования г. Краснодар и Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар обеспечить внесение изменений в Генеральный план муниципального образования город Краснодар в отношении земельного участка площадью 816 кв.м. с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО1, расположенного по адресу: г. Краснодар, хутор им. Ленина, <адрес>, изменив зону функционального зонирования с зоны рекреационного назначения на зону садоводческих товариществ «СХ.1», в том числе: подготовить проект внесения изменений в Генеральный план муниципального образования г. Краснодар и внести указанный проект на рассмотрение Городской Думы Краснодара.
Обязать Администрацию муниципального образования г. Краснодар и Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар обеспечить внесение изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар в отношении земельного участка площадью 816 кв.м. с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО1, расположенного по адресу: г. Краснодар, хутор им. Ленина, <адрес>, изменив зону территориального зонирования с зоны рекреационного назначения на зону садоводческих товариществ «СХ.1», в том числе: подготовить проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар и внести указанный проект на рассмотрение Городской Думы Краснодара.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Краснодара.
Судья:
Мотивированное решение
изготовлено 30.04.2019г. Судья: