ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1785/2022 от 27.07.2022 Щекинского районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Щекинский межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Петрова В.С.,

при секретаре Соколовой К.Е.,

с участием процессуального истца - помощника прокурора г.Щекино Тульской области Попковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-1785/2022 по административному исковому заявлению прокурора г.Щекино Тульской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

у с т а н о в и л:

прокурор г.Щекино Тульской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Заявление мотивировано тем, что в ходе проведенной прокуратурой г.Щекино Тульской области проверки в сфере оборонно - промышленного комплекса в части вопросов соблюдения режима охраны информации, доступ к которой ограничен, был осуществлен мониторинг страниц сайтов в сети «Интернет» и поиск ресурсов, допускающих размещение информации, доступ к которой ограничен в целях обеспечения безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что на сайте размещен текст государственного военного стандарта

Вход на этот сайт свободный, не требует предварительной регистрации и введения пароля, ознакомиться с содержанием сайта и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет - пользователь.

Указанный сайт не является официальным сайтом органов государственной власти или подведомственных им учреждений и организаций, ограничения на передачу, копирование и распространение текста документа отсутствует.

Сопоставление текста этого документа с текстом указанного государственного военного стандарта, имеющегося в распоряжении предприятия оборонно - промышленного комплекса, расположенного на территории Щекинского района, в качестве документа, содержащего служебную тайну, показало, что содержание размещенного на этом сайте идентично тексту находящегося в распоряжении этого предприятия государственного военного стандарта .

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна), включены в Перечень сведений конфиденциального характера (п.3), утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188.

В соответствии с п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности" служебная информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других служебных документов, не подлежит разглашению (распространению).

Согласно п.1.2 Положения, утвержденного этим постановлением, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка "Для служебного пользования" (п.1.4 того же Положения).

Служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению) (п.1.7 того же Положения).

Документы с пометкой "Для служебного пользования" размножаются (тиражируются) только с письменного разрешения соответствующего руководителя. Учет размноженных документов осуществляется поэкземплярно (п.2.3 того же Положения).

Государственный военный стандарт - документ по стандартизации, утвержденный (принятый) федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий требования к военной продукции, а также процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией (подп.«ж» п.2 Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1567).

Информационное обеспечение - предоставление информации о составе документов по стандартизации оборонной продукции (изменении состава таких документов) или содержании отдельных документов, а также распространение указанных документов (подп.«л» того же пункта).

Доступность для всех участников деятельности по стандартизации оборонной продукции информации о документах по стандартизации, а также процессов планирования и разработки с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, является одним из принципов стандартизации оборонной продукции (подп.«к» п.5 этого Положения).

Информационное обеспечение участников деятельности по стандартизации оборонной продукции осуществляется Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии посредством издания и распространения сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции (отдельных разделов по отраслевой тематике) и изменений указанного сводного перечня с учетом раздела V этого Положения (п.34 указанного Положения).

Ст.13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

Согласно ч.6 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ч.1 ст.151 того же Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор г.Щекино Тульской области в интересах неопределенного круга лиц просит суд признать информацию, размещенную в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте , информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора г.Щекино Тульской области Попкова А.А. административное исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, дело рассмотрено судом в его отсутствие.

Выслушав объяснения явившегося в судебное заседание лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из представленных письменных материалов судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой г.Щекино Тульской области проверки в сфере оборонно - промышленного комплекса в части вопросов соблюдения режима охраны информации, доступ к которой ограничен, был осуществлен мониторинг страниц сайтов в сети «Интернет» и поиск ресурсов, допускающих размещение информации, доступ к которой ограничен в целях обеспечения безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что на сайте размещен текст государственного военного стандарта .

Вход на этот сайт свободный, не требует предварительной регистрации и введения пароля, ознакомиться с содержанием сайта и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет - пользователь.

Указанный сайт не является официальным сайтом органов государственной власти или подведомственных им учреждений и организаций, ограничения на передачу, копирование и распространение текста документа отсутствует.

Сопоставление текста этого документа с текстом указанного государственного военного стандарта, имеющегося в распоряжении предприятия оборонно - промышленного комплекса, расположенного на территории Щекинского района, в качестве документа, содержащего служебную тайну, показало, что содержание размещенного на этом сайте идентично тексту находящегося в распоряжении этого предприятия государственного военного стандарта .

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна), включены в Перечень сведений конфиденциального характера (п.3), утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188.

В соответствии с п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности" служебная информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других служебных документов, не подлежит разглашению (распространению).

Согласно п.1.2 Положения, утвержденного этим постановлением, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка "Для служебного пользования" (п.1.4 того же Положения).

Служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению) (п.1.7 того же Положения).

Документы с пометкой "Для служебного пользования" размножаются (тиражируются) только с письменного разрешения соответствующего руководителя. Учет размноженных документов осуществляется поэкземплярно (п.2.3 того же Положения).

Государственный военный стандарт - документ по стандартизации, утвержденный (принятый) федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий требования к военной продукции, а также процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией (подп.«ж» п.2 Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1567).

Информационное обеспечение - предоставление информации о составе документов по стандартизации оборонной продукции (изменении состава таких документов) или содержании отдельных документов, а также распространение указанных документов (подп.«л» того же пункта).

Доступность для всех участников деятельности по стандартизации оборонной продукции информации о документах по стандартизации, а также процессов планирования и разработки с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, является одним из принципов стандартизации оборонной продукции (подп.«к» п.5 этого Положения).

Информационное обеспечение участников деятельности по стандартизации оборонной продукции осуществляется Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии посредством издания и распространения сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции (отдельных разделов по отраслевой тематике) и изменений указанного сводного перечня с учетом раздела V этого Положения (п.34 указанного Положения).

Ст.13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч.6 той же статьи запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст.15 того же Федерального закона на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, этого Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч.1). Передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5).

В соответствии с ч.1 ст.151 того же Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.2 той же статьи).

Одним из оснований для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 этой статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.5 той же статьи).

Этой статьей определена процедура ограничения доступа к запрещенной информации.

Действующее законодательство Российской Федерации не содержит закрытого перечня информации, которая может быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации решением суда.

Создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п.2 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101).

Сведениями о том, что в соответствии с указанным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами уполномоченными на то лицами (органами) ранее уже принимались меры по ограничению доступа к этому сайту (его страницам), суд не располагает; не располагает суд и сведениями о том, что названный в рассматриваемом административном исковом заявлении прокурора ресурс внесен в этот единый реестр.

Сведениями о лицах, действия которых послужили поводом для подачи административного искового заявления, права и законные интересы может затронуть судебное решение (владелец сайта, администратор доменного имени, адресующего на сайт, уполномоченное лицо, ответственное за размещение информации на этом сайте, автор размещенной на нем информации, лицо, которое имеет техническую возможность её удалить), суд не располагает, прокурор, заинтересованное лицо соответствующую информацию в объеме, необходимом для их идентификации, суду не представляли.

Согласно ч.1 ст.2651 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно - телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора г.Щекино Тульской области подлежат удовлетворению.

Решение суда подлежит немедленному исполнению (ст.188, ч.4 ст.2655 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Руководствуясь ст.ст.175 - 180, 2655 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление прокурора г.Щекино Тульской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте , информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию настоящего решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Щекинский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий - подпись