ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1785/20221 от 16.08.2021 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-1785/20221

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск 16 августа 2021 г.

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Земцовой О.Б.,

при секретаре Егоровой О.А.,

с участием представителя заинтересованных лиц ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а1785/2021 по административному исковому заявлению ФИО2 к Призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск» о признании незаконным решения призывной комиссии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился с административным иском в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска к Призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск» о признании незаконным решения призывной комиссии.

Требования мотивированы тем, что ФИО2 состоит на воинском учете в военном комиссариате Железнодорожного и Ленинского районов г. Ульяновска.

В период с 01 сентября 2009 г. по 23 июня 2020 г. он обучался в ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» в связи с чем ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период с 01 сентября 2009 г. по 10 июля 2014 г. и с 19 августа 2016 г. по 23 июня 2020 г. в связи с обучением по программам специалитета и аспирантуры соответственно. В период с 10 июля 2014 г. по 01 сентября 2016 г. он проходил вступительные испытания и обучался по аккредитованной программе магистратуры в указанном учебном учреждении.

При переезде на новое место жительства с 01 сентября 2009 г. в связи с прохождением обучения и постановкой на временный учет в г. Самара он был поставлен на воинский учет в военном комиссариате Самарской области по Октябрьскому, Куйбышевскому, Ленинскому и Самарскому районам сотрудниками студенческого городка СамГТУ, ответственными за правовое оформление иногородних студентов. С момента завершения обучения по программе специалитета и утратой временной регистрации в г. Самара, состоит на воинском учете по месту постоянной регистрации в военном комиссариате Железнодорожного и Ленинского районов г. Ульяновска Ульяновской области. По месту постоянной регистрации, помимо его, проживают члены его семьи. Кроме того, официально трудоустроен в СамГТУ с 2017 года.

В период обучения в магистратуре с 14 июля 2014 г. по 19 августа 2016 г. он каких-либо повесток о необходимости явиться в военный комиссариат не получал (в том числе через сотрудников военно-учетного отдела) от прохождения воинской службы не уклонялся, проходил обучение в очной форме.

16 июня 2021 г. призывной комиссией МО «город Ульяновск» (Железнодорожного и Ленинского районов г. Ульяновска) в отношении него вынесено заключение о признании гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и решение о зачислении а запас, несмотря на то, что данное решение противоречит п. 2 ст.23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», поскольку по результату обучения в очной аспирантуре СамГТУ им была защищена кандидатская диссертация 22 декабря 2020 г. (в течение полугода после окончания обучения) и присвоена ученая степень кандидата технических наук.

С указанным решением не согласен, полагает, что оно является незаконным, нарушает его право на получение военного билета и влечет за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в частности, связанные с возможностью поступления на государственную гражданскую и муниципальную службу.

Выдача справки взамен военного билета свидетельствует о том, что ему запрещено проходить государственную гражданскую службу, следовательно обжалуемым решением фактически к нему применяются ограничения в правах.

Также указал, что в материалах личного дела призывника отсутствуют сведения о совершении в отношении него мероприятий по призыву на военную службу.

Считает, что не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, одновременно обучаясь по аккредитованной программе магистратуры.

Просит признать незаконным решение (заключение) призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск» (Железнодорожного и Ленинского районов) от 16 июня 2021 г. о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Обязать призывную комиссию рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении его в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу в связи с обладанием предусмотренной государственной системой научной аттестации ученой степенью в соответствии с абз. 1 п.2 ст.23, абз. 4 п.1 ст.52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в выдаче военного билета.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика Призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» и Военного комиссариата (Железнодорожного и Ленинского районов г. Ульяновска Ульяновской области) ФИО1 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, указал, что заключение призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск» от 16 июня 2021 г. о признании ФИО2 не прошедшим военную службу по призыву является законным и обоснованным в связи с чем административные исковые требования ФИО2 не подлежат удовлетворению.

Выслушав представителя заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).

Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

Названный Федеральный закон определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются на определенный срок от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

На основании частей 4 и 5 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование и следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации

В соответствии с пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к образовательным программам высшего образования относятся образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

Исходя из указанных положений следует, что предоставление отсрочки не освобождает от военной службы по призыву, а сама отсрочка включена в порядок реализации конституционной обязанности по несению этой службы для граждан определенных категорий; по окончании периода отсрочки эти лица подлежат призыву; требование об исполнении воинской обязанности распространяется на граждан, обучающихся по очной форме обучения и подлежащих призыву.

Предоставление такой отсрочки доказывает, что она содействует гражданам в получении образования, поскольку позволяет гражданам выполнить образовательные программы в непрерывном обучении.

Федеральным законом РФ от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено единообразное правовое регулирование реализации образовательных программ высшего профессионального образования по уровням образования, и предоставления отсрочки от призыва на военную службу на период получения такого образования.

По настоящему делу судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 в период с 2009 года по 2014 год обучался в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Самарский государственный технический университет» по программе специалитета.

Согласно выписки из протокола заседания призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск» ФИО2 была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по подп. «а» п.2 ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (получение высшего профессионального образования, специалитет) до 2014 года.

С 2014 по 2016 год ФИО2 обучался в магистратуре Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный технический университет» и ему в соответствии с подп. «б» п.2 ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

С 2016 года по 2020 г. ФИО2 обучался в аспирантуре Федерального Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный технический университет».

Заключением призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск» от 06 июня 2021 г. ФИО2 признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Принято решение: зачислить в запас.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.

В соответствии с абз. 7, 9, 10, 13 подп. «а» п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане: обучающиеся по очной форме обучения в: образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами; образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию: программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата; программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета; программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если: первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.

Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:

- получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;

- восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается.

При этом, исходя из указанных положений закона, отсрочка от призыва на военную службу ФИО2 не могла быть предоставлена после окончания специалитета, поскольку повторно отсрочка от призыва на военную службу предоставляется обучающимся по программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалитета или магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата.

Таким образом, начиная с июля 2014 года по 2016 год и до достижении возраста 27 лет – 23 февраля 2020 г., ФИО2 подлежал призыву на военную службу.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

- состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах;

- явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову местной администрации соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющей первичный воинский учет;

- сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности;

- явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.

При этом, из материалов личного дела призывника ФИО2 следует, что к нему неоднократно в период с 2014 до 2016 года совершались выходы представителя военного комиссариата Ульяновской области по Железнодорожному и Ленинскому районам г. Ульяновска, из докладных записок следует, что ФИО2 по месту жительства, по адресу: <адрес> не оказалось, повестки оставлялись в двери и в почтовом ящике. Кроме того, ректору Самарского государственного технического университета 15 апреля 2015 г. военным комиссариатом направлялась повестка об обеспечении явки ФИО2 в отдел (военного комиссариата Ульяновской области по Железнодорожному и Ленинскому районам г. Ульяновска), также, ФИО2 направлялось уведомление о призыве на военную службу,

Таким образом, доводы административного истца ФИО2 о том, что его не оповещали о призыве не военную службу опровергаются представленными материалами личного дела призывника.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО2 к Призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск» о признании незаконным решения призывной комиссии не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск» о признании незаконным решения призывной комиссии, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Б. Земцова