ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1785/2022УИД:230013-01-2022-002518-10 от 05.08.2022 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-1785/2022 УИД:23RS0013-01-2022-002518-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Гулькевичи 05 августа 2022 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Соколенко А.В.,

при секретаре Переверзевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Ростовской таможни к Балаян Г.Р. о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей,

установил:

Административный истец обратился в суд с административным иском к Балаян Г.Р. и просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления; взыскать с Балаян Г.Р. сумму задолженности по уплате таможенных платежей в размере 762 411,36 рублей и пени в размере 649 894,25 рубля, всего 1 412 305,61 рублей.

Требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ через таможенный пост МАПП Весело-Вознесенска Таганрогской таможни (правопреемник Ростовская таможня) гражданином Армении Балаян Г.Р. по ПТД было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС для личного пользования транспортное средство Mercedes-Benz, 1996 года выпуска, VIN , объем двигателя 2300 куб.см. Срок временного ввоза вышеуказанного транспортного средства до ДД.ММ.ГГГГ, по истечении которого транспортное средство вывезено не было. По данному факту таможенным постом Весело-Вознесенска Ростовской таможни по результатам таможенного контроля вынесено решение . Пунктом 5 ст.358 ТК ТС установлено, что в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. Порядок совершения физическими лицами таможенных операций с товарами для личного пользования на момент выставления уведомления о неуплаченных таможенных платежах регулировался Таможенным кодексом ЕАЭС, вступившим в силу 01.01.2018, главой 35 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На основании ст.73 Закона о таможенном регулировании в адрес Балаян Г.Р. было направлено уведомление о неуплаченных в срок таможенных платежах от 02.08.2021 в размер 1 138 142,50 рублей. Расчет таможенных платежей произведен в соответствии со ст.266 ТК ЕАЭС, таблицей 2 приложения №2 «Единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа» к решению №107. Уведомление до настоящего времени не исполнено. Расчет произведен в соответствии с п.7 ст.14 Соглашения о применении единой ставки таможенных пошлин, налогов, действовавшей на день регистрации ПТД – ДД.ММ.ГГГГ, установленной в п.12 Приложения №5 к Соглашению в размере 69,059 евро за 1 куб.см. рабочего объема двигателя. Сумма таможенных платежей составляет 762 411,36 рублей. Согласно ч.3 ст.270 ТК ЕАЭС при неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин в установленный срок уплачиваются пени в размере 1/360 ключевой ставки ЦБ РФ. Со дня формирования уведомления применяется ставка 1/100 ключевой ставки ЦБ РФ. В связи со сложной политической ситуацией на границе с Украиной в 2015-2017 годах таможня не имела возможности направить уведомление в установленные сроки.

В судебное заседание представитель административного истца, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, не явился, в своем заявлении дело просил рассмотреть в его отсутствие.

Административный ответчик Балаян Г.Р., извещенный надлежащим образом о месте и времени разбирательства не явился, в своем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении требований отказать в связи с пропуском административным истцом срока на обращение в суд.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ст.3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений.

В силу ч.5 ст.15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

В соответствии со ст.444 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, на который ссылается административный истец, он применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу (то тесть с 01.01.2018).

На момент возникновения спорных правоотношений их регулирование осуществлялось Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе; решениями Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств - членов таможенного союза, Федеральным законом от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Особенности перемещения товаров для личного потребления устанавливались главой 49 ТК ТС.

Согласно п.4 ст.354 ТК ТС товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со ст.355 настоящего Кодекса и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации (ч.3 ст.355 ТК ТС).

Согласно ст.358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза товары для личного пользования, перечень которых определен международным договором государств - членов таможенного союза, за исключением транспортных средств, с освобождением от уплаты таможенных платежей на период своего пребывания на этой территории.

В случае если временно ввозимые товары для личного пользования подлежат таможенному декларированию в письменной форме, срок временного ввоза таких товаров устанавливается таможенным органом исходя из заявления иностранного физического лица с учетом продолжительности его пребывания на таможенной территории таможенного союза.

В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ через таможенный пост МАПП Весело-Вознесенска Таганрогской таможни (правопреемник Ростовская таможня) гражданином Армении Балаян Г.Р. по пассажирской таможенной декларации (ПТД) было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС для личного пользования транспортное средство Mercedes-Benz, 1996 года выпуска, VIN , объем двигателя 2 300 куб.см.

Срок временного ввоза установлен исходя из продолжительности пребывания до ДД.ММ.ГГГГ (90 дней).

По истечении указанного срока автомобиль Mercedes-Benz, 1996 года выпуска, VIN , объем двигателя 2 300 куб.см. не был вывезен с территории РФ, в связи с чем, у Балаян Г.Р. возникла обязанность по уплате таможенных платежей.

Уведомление об уплате таможенных платежей направлено таможенным органом 21.08.2021, по истечении 6 лет со дня истечения срока уплаты.

В соответствии со ст.114 Федерального закона №311-ФЗ от 27.11.2010 плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.

Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин определяется Таможенным кодексом Таможенного союза.

Согласно ст.360 ТК ТС таможенные пошлины, налоги уплачиваются физическими лицами при таможенном декларировании товаров для личного пользования в письменной форме на основании таможенного приходного ордера, форма и заполнения которого определяются решением Комиссии таможенного союза.

В соответствии со ст.150 Закона о таможенном регулировании принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного ч.3 ст.154 настоящего Федерального закона.

До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со ст.152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 ст.154 и ч.2 ст.157 настоящего Федерального закона, а также, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.

В соответствии с подпунктом 1 п.2 ст.91 Таможенного кодекса Таможенного союза взыскание таможенных пошлин, налогов не производится по истечении срока взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, предусмотренного законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого производится взыскание таможенных пошлин, налогов.

Указанный срок установлен Законом о таможенном регулировании, в соответствии с п.1 ч.5 ст.150 которого принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 п.1 ст.200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Таким образом, события, влекущие обязанность Балаян Г.Р. произвести уплату таможенных платежей возникли 31.03.2015, пресекательный срок для совершения действий по принудительному взысканию основной задолженности истек 31.03.2018.

Частью 1 ст.151 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрено, что пенями признаются установленные данной статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Согласно ч.12 ст.151 Закона о таможенном регулировании уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов.

Подпунктом 1 п.2 ст.91 Таможенного кодекса Таможенного союза законодатель прямо исключил право таможенных органов на взыскание таможенных пошлин, налогов по истечении срока взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, предусмотренного законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого производится взыскание таможенных пошлин, налогов.

Трехлетний срок для взыскания таможенных платежей, пеней является давностным, пресекательным, ограничивающим полномочия таможенного органа на инициирование им принудительных мер по их уплате строго определенными временными рамками, направлен, в том числе на обеспечение баланса государственных и частных интересов, на предотвращение и недопущение дестабилизации существующего положения субъекта как участника соответствующих правоотношений в случае несвоевременной реализации самим государственным органом его контролирующих функций.

Уплата пеней носит характер дополнительной обязанности наряду с уплатой таможенных платежей, является компенсационной мерой, а потому в случае принудительного взыскания пеней применению подлежат общие правила исчисления срока давности, предусмотренные таможенным законодательством для взыскания задолженности по таможенным платежам в бесспорном порядке. Исполнение обязанности по уплате пеней неразрывно связано с исполнением обязанности по уплате таможенных платежей, ввиду чего дополнительное обязательство нельзя рассматривать в отрыве от основного, а разграничение процедуры взыскания таможенных платежей и процедуры взыскания пеней является неправомерным.

Учитывая изложенное, в удовлетворении иска следует отказать.

Согласно ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.

В удовлетворении требований административного истца отказано, в связи с чем, не имеется оснований для отнесения судебных расходов на ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Ростовской таможни к Балаян Г.Р. о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Гулькевичского районного суда А.В. Соколенко