ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1786/2023 от 12.12.2023 Красноперекопского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

№ 2а-1786/2023

УИД: 76RS0023-01-2023-001838-17 Изг.: 26 12 2023г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2023 года г. Ярославль

Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе: судьи Донцовой Н.С., при секретаре Ким П.Е., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УМВД России по Ярославской области, начальнику МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области Паутову М.В. о признании незаконными действий сотрудников ГИБДД,

у с т а н о в и л:

ФИО8 обратилась в суд с административным исковым заявлением, указывая, что 19.07.2023 г. начальником МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области ФИО8 отказано в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационных действий с транспортным средством МИЦУБИСИ ПАДЖЕРО, 1992 года выпуска, государственный регистрационный знак 0751ЕМ76. Регистрационный учет транспортного средства прекращен 14.07.2023 г. 17.04.2023 в Межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области (дислокация г. Ярославль) были выявлены признаки уничтожения первичной маркировки транспортного средства МИЦУБИСИ ПАДЖЕРО, 1992 года выпуска, государственный регистрационный знак 0751ЕМ76. Материал для проведения проверки направлен в ОМВД России по Красноперекопскому городскому району. Согласно п. 6 части 1 ст. 18 Федерального закона, государственный учет транспортного средства прекращается при выявлении оснований, указанных в части 1 ст. 20 Федерального закона в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации. В МРЭО ГИБДД из ОМВД России по Красноперекопскому городскому району поступило постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 07.06.2023 по материалу проверки, зарегистрированному в КУСП от 17.04.2023 №6167, с приложением справки об исследовании ЭКЦ УМВД России по Ярославской области от 01.06.2023 №32-132, которой установлено: «Маркировочная площадка подвержена сквозной коррозии. Часть маркировочной площадки на момент осмотра отсутствует. Осмотром исследуемых окончаний боковой поверхности лонжерона в месте расположения маркировочной площадки установлено, что в них имеются следы разрыва в виде борозд. Поверхность окончаний не ровная. Визуальным осмотром исследуемых окончаний следов воздействия посторонних предметов не обнаружено. По мнению специалиста, нарушение целостности лонжерона рамы, является результатом воздействия процессов коррозии. Следов, указывающих на демонтаж фрагмента лонжерона в месте нанесения маркировки, специалистом не обнаружено. Из-за коррозионных воздействий частично и полностью утрачены рельефы знаков номера шасси. Утраченные рельефы знаков отмечены символом «?». Начертания сохранившихся знаков маркировки, а также технология их нанесения (с учетом коррозионного воздействия) соответствует заводскому исполнению. Следов, указывающих на удаление с поверхности маркировочной площадки слоя металла с целью изменения или уничтожения маркировки, специалистом не обнаружено. Имеющаяся идентификационная маркировка является первоначальной.» «Проведённым исследованием установлено, что маркировочная площадка подвержена сквозной коррозии. На маркировочной площадке обнаружены символы и не информативные фрагменты символов номера шасси, нанесенные в одну строку: ????V140??????». Автомобиль приобретен по договору купли продажи №7223 от 28.12.2019г. у ФИО6, который приобрел автомобиль 20.12.2008 года. Этой же датой в ПТС внесены особые отметки, где уже указаны сведения об изменениях номера ввиду коррозии, при этом символы V140 читаемы на фото в ПТС. Автомобиль стоял на регистрационном учете. Эти же символы V140 видны и сейчас на фото в Справке об исследовании от 01.06.2023г., из которой следует, «Следов, указывающих на удаление с поверхности маркировочной площадки слоя металла с целью изменения или уничтожения маркировки, специалистом не обнаружено. Имеющаяся идентификационная маркировка является первоначальной». Таким образом, идентифицировать транспортное средство возможно. Согласно п.5 Требований к дополнительной маркировке транспортного средства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2019 N 1653 "Об утверждении требований к дополнительной маркировке транспортного средства, порядка ее нанесения и применения", нанесение дополнительной маркировки осуществляется в случае, если идентификация транспортного средства невозможна вследствие того, что маркировка этого транспортного средства или маркировка основного компонента этого транспортного средства уничтожена вследствие коррозии или проведенного ремонта либо подделана, сокрыта, изменена или уничтожена вследствие противоправных действий третьих лиц, предусмотренном частью 2 статьи 20 Федерального закона. Отказ в регистрационных действиях является незаконным и необоснованным. Просит:

- признать незаконным отказ начальника МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационных действий с транспортным средством МИЦУБИСИ ФИО2, 1992 года выпуска, государственный регистрационный знак 0751ЕМ76.

Административный истец ФИО8 в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца Атаманычева Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика УМВД России по Ярославской области Путненко О.А., Барсукова Ю.А., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали, поддержали отзыв на административное исковое заявление и пояснили, что17.04.2023 в МРЭО ГИБДД при осмотре транспортного средства МИЦУБИСИ ПАДЖЕРО, 1992 года выпуска, государственный регистрационный знак О751ЕМ76, были выявлены признаки уничтожения первичной маркировки транспортного средства. Материал для проведения проверки направлен в ОМВД России по Красноперекопскому городскому району. Из ОМВД России по Красноперекопскому городскому району поступило постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 07.06.2023 по материалу проверки, зарегистрированному в КУСП от 17.04.2023 № 6167, с приложением справки об исследовании ЭКЦ УМВД России по Ярославской области от 01.06.2023 №32-132. Согласно справке об исследовании ЭКЦ УМВД России по Ярославской области от 01.06.2023 №32-132 установлено, что идентификационная маркировка в виде номера шасси – D0NV140PJ00288, нанесенная организацией-изготовителем транспортного средства отсутствует; кузов, двигатель и рама разъединялись, идентификация транспортного средства не возможна. Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 03.08.2018 №283-Ф3 «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), в случае, если идентификация транспортного средства невозможна вследствие того, что маркировка этого транспортного средства или маркировка основного компонента этого транспортного средства уничтожена вследствие коррозии или проведенного ремонта либо подделана, сокрыта, изменена или уничтожена вследствие противоправных действий третьих лиц, наносится дополнительная маркировка транспортного средства или дополнительная маркировка основного компонента транспортного средства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Требования к дополнительной маркировке транспортных средств, порядок ее нанесения и применения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2019 №1653 «Об утверждении требований к дополнительной маркировке транспортного средства, порядка ее нанесения и применения». Согласно п. 2 Требований нанесение дополнительной маркировки осуществляется органами по сертификации, испытательными лабораториями, организациями - изготовителями транспортных средств. Подразделения Посавтоинспекции МВД России не относятся к организациям, осуществляющим непосредственное нанесение дополнительной маркировки на транспортные средства. При этом, согласно п. 6 Требований, для нанесения дополнительной маркировки владельцем транспортного средства в организацию предоставляются в том числе - заявление (заверенная копия), с которым владелец обращался в подразделение Госавтоинспекции для предоставления государственной услуги по государственной регистрации транспортных средств, с проставленными на нем уполномоченным лицом Госавтоинспекции отметками, содержащими сведения: о наличии оснований для нанесения дополнительной маркировки, об установленном присвоенном изготовителем транспортного средства идентификационном номере транспортного средства, об идентификационных элементах (пломбах, печатях, бирках). В соответствии с пунктом 97 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД РФ от 21.12.2019 №950, принятие решения о возможности нанесения дополнительной маркировки осуществляется при установлении присвоенного изготовителем транспортного средства идентификационного номера транспортного средства или основного компонента транспортного средства на основании сведений, содержащихся в документах, предусмотренных подпунктом 27.4.9 пункта 27 Административного регламента (копия постановления органа, осуществляющего предварительное расследование, с представлением заверенной копии справки об исследовании или заключения экспертизы, содержащих результаты исследований, на основании которых было идентифицировано транспортное средство). Однако, согласно представленным документам первичная идентификационная маркировка в виде идентификационного номера VIN (шасси), нанесенная организацией-изготовителем транспортного средства отсутствует, представленное на исследование транспортное средство имеет только четыре символа маркировочного обозначения. Идентификация транспортного средства не возможна. Согласно п. 1 части 1 ст. 20 Федерального закона запрещается совершение регистрационных действий в случае невозможности идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства. Согласно п. 6 части 1 ст. 18 Федерального закона, государственный учет транспортного средства прекращается при выявлении оснований, указанных в части 1 ст. 20 Федерального закона в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 59, п. 61 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764, прекращение государственного учета транспортного средства при наличии обстоятельств, предусмотренных п. 6 части 1 ст. 18 Федерального закона, осуществляется регистрационным подразделением на основании решения главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации (его заместителей) или начальника Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (его заместителей). Таким образом, в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационных действий с транспортным средством МИЦУБИСИ ПАДЖЕРО, 1992 года выпуска, государственный регистрационный знак О751ЕМ76, было отказано, регистрационный учет транспортного средства прекращен 14.07.2023. Таким образом, решение начальника МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области (дислокация г. Ярославль) об отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации транспортного средства принято с соблюдением требований действующего законодательства с учетом того, что в документах, представленных для регистрации отсутствовали сведения об установлении первоначального идентификационного номера (в полном объеме) транспортного средства или его основного компонента. При этом орган регистрационного учета уполномочен принимать решения о возможности нанесения дополнительной маркировки только на основании документов, бесспорно идентифицирующих транспортное средство, что сделать при наличии имеющихся четырех символов идентификационного номера из четырнадцати не представляется возможным.

Административный ответчик начальник МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области Паутов М.В. в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности, считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: в силу пункта 1 части 1 статьи 20 Федерального Закона N 283-ФЗ запрещается совершение регистрационных действий в случае невозможности идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 декабря 2019 года N 950 утвержден административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств.

В соответствии с пунктом 92 Административного регламента основаниями для отказа в совершении регистрационных действий в соответствии со статьей 20 Федерального закона от N 283-ФЗ являются: невозможность идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства (пункт 92.1); замена имеющего маркировку основного компонента транспортного средства на аналогичный компонент, не имеющий маркировки, если это препятствует идентификации транспортного средства, или на аналогичный компонент, имеющий идентификационный номер другого транспортного средства (пункт 92.2).

Требования к дополнительной маркировке транспортных средств, порядок ее нанесения и применения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2019 года N 1653 (далее - Требования N 1653), в соответствии с которым дополнительная маркировка транспортного средства (основного компонента транспортного средства) представляет собой идентификационный номер транспортного средства (основного компонента транспортного средства), дополнительно нанесенный на основной компонент транспортного средства в случаях, установленных Федеральным законом №283-ФЗ.

Нанесение дополнительной маркировки осуществляется в случае, если идентификация транспортного средства невозможна вследствие того, что маркировка этого транспортного средства или маркировка основного компонента этого транспортного средства уничтожена вследствие коррозии или проведенного ремонта либо подделана, сокрыта, изменена или уничтожена вследствие противоправных действий третьих лиц, предусмотренном частью 2 статьи 20 Федерального закона № 283-ФЗ.

В судебном заседании установлено, что согласно данным федеральной информационной системы ГИБДД МВД России от 12.12.2023 г., собственником автомобиля МИЦУБИСИ ПАДЖЕРО, г/р О751ЕМ76, год выпуска 1992, шасси D0NV140PJ00288, кузов EX0635 являлся ФИО6 с 05.10.2010 г.

28.12.2019 г. между ФИО6 и ФИО8 заключен договор купли-продажи автомобиля МИЦУБИСИ ПАДЖЕРО, 1992 года выпуска, VIN (отсутствует), номер двигателя: DJNV140PJ00288, цвет кузова: синий, номер кузова: отсутствует, ПТС: 76МУ078213, выдан 1 МОГТОР АМТС ГИБДД г. Ярославля 05.01.2010 г., н.р.з.: О751ЕМ76.

Согласно ПТС 76 МУ 078213:

Идентификационный номер (VIN) – отсутствует,

Марка, модель ТС – MITSUBISHI PAJERO

Наименование (тип ТС) – легковой,

Категория ТС – В

Год изготовления ТС – 1992

Модель, № двигателя - 4D56 EX0635

Шасси (рама) № DONV140PJ00288

Кузов (кабина, прицеп) № отсутствует

Цвет кузова (кабины, прицепа) – синий

Мощность двигателя, л.с. (кВт) – 99 (72,8)

Рабочий объем двигателя – 2500

Тип двигателя – дизельный (особая отметка)

Экологический класс – отсутствует

Размещенная максимальная масса – 1750

Организация-изготовитель – Мицубиси Япония

19.07.2023 г. начальником МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области ФИО8 отказано в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационных действий с транспортным средством МИЦУБИСИ ФИО2, 1992 года выпуска, государственный регистрационный знак О751ЕМ76, поскольку были выявлены признаки уничтожения первичной маркировки транспортного средства. Регистрационный учет транспортного средства прекращен 14.07.2023 г.

07.06.2023 г. ОМВД России по Красноперекопскому городскому району вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием события преступления.

Согласно справке об исследовании маркировочных обозначений транспортного средства МИЦУБИСИ ПАДЖЕРО, 1992 года выпуска, государственный регистрационный знак О751ЕМ76 от 01.06.2023 г. № 32-132, на момент начала проведения исследования предоставленный автомобиль имеет следующие маркировочные обозначения:

- идентификационную маркировку номера рамы (шасси) - ????V140??????, которая нанесена на правом лонжероне рамы в районе заднего колеса;

- табличку заводских данных, на которой нанесён код модели автомобиля (модельный код) V14VNDTL1Z, модель двигателя – 4D56 и модель трансмиссии – V5M21 4625. Табличка установлена на щите моторного справа по ходу движения при помощи двух заклёпок;

- на маркировочной площадке блока цилиндров двигателя нанесена маркировка номера двигателя – 4D56 EX0635.

Осмотр автомобиля проводился на открытой площадке по адресу: г. Ярославль, ул. Журавлева, 7а. Исследуемый объект был сфотографирован цифровой фотокамерой «CANON D500». Проведенным исследованием установлено: маркировочные обозначения автомобиля, предоставленного на исследование, наносились на заводе-изготовителе, следующим образом: идентификационная маркировка номера рамы наносилась на правом лонжероне рамы в районе правого заднего колеса. Также на кузове автомобиля (щит моторного отсека) устанавливалась табличка заводских данных, на которой наносились код модели автомобиля (модельный код), модель двигателя и модель трансмиссии и другая кодовая (техническая) информация. Идентификационная маркировка номера двигателя наносилась на маркировочной площадке блока цилиндров двигателя. Проведённым исследованием установлено, что маркировочная площадка подвержена сквозной коррозии. На маркировочной площадке обнаружены символы и не информативные фрагменты символов номера шасси, нанесенные в одну строку: ????V140?????? Маркировочная площадка подвержена сквозной коррозии. Часть маркировочной площадки на момент осмотра отсутствует. Осмотром исследуемых окончаний боковой поверхности лонжерона в месте расположения маркировочной площадки установлено, что в них имеются следы разрыва в виде борозд. Поверхность окончаний не ровная. Визуальным осмотром исследуемых окончаний следов воздействия посторонних предметов не обнаружено. По мнению специалиста, нарушение целостности лонжерона рамы, является результатом воздействия процессов коррозии. Следов, указывающих на демонтаж фрагмента лонжерона в месте нанесения маркировки, специалистом не обнаружено. Из-за коррозионных воздействий частично и полностью утрачены рельефы знаков номера шасси. Утраченные рельефы знаков отмечены символом «?». Начертания сохранившихся знаков маркировки, а также технология их нанесения (с учетом коррозионного воздействия) соответствует заводскому исполнению. Следов, указывающих на удаление с поверхности маркировочной площадки слоя металла с целью изменения или уничтожения маркировки, специалистом не обнаружено. Имеющаяся идентификационная маркировка является первоначальной. Специалистом была исследована табличка заводских данных, на которой нанесен код модели автомобиля (модельный код) – V14VNDTL1Z, модель двигателя – 4D56, модель трансмиссии – V5M21 4625. Табличка закреплена на щите моторного отсека справа по ходу движения при помощи двух заклёпок. Символы маркировки на табличке нанесены заводским шрифтом, следов их изменения не обнаружено. Элементы крепления таблички (форма клепок) соответствуют применяемым на заводе-изготовителе. Табличка демонтажу не подвергалась. Маркировка, нанесённая на табличке является первоначальной. Также специалистом была исследована маркировка номера двигателя. В моторном отсеке исследуемого автомобиля установлен рядный дизельный двигатель. В ходе осмотра маркировочной площадки блока цилиндров на её рабочей поверхности были обнаружены знаки маркировки двигателя, нанесенные в две строки. Идентификационная маркировка двигателя имеет следующее содержание: 4D56 EX0635. Все символы модели и номера двигателя выполнены заводским шрифтом, изменению не подвергались, являются первоначальными. В ходе исследования элементов крепления двигателя (силового агрегата) к раме автомобиля установлено, что на отдельных элементах крепления имеются следы механического воздействия, которые могут указывать как на техническое обслуживание или ремонтные работы, так и на демонтаж силового агрегата. Установить, экспертным путём производилось ли разъединения двигателя и рамы, в ходе проведения исследования, не представилось возможным ввиду отсутствия комплекса необходимых для этого признаков. Также специалистом проводилось исследование на предмет разъединения кузова и рамы предоставленного автомобиля. В ходе исследования элементов крепления рамы к кузову автомобиля обнаружены признаки, указывающие на то, что кузов предоставленного на исследование автомобиля и рама разъединялись. В виду отсутствия комплекса необходимых признаков установить экспертным путём, подвергались ли кузов и рама замене не представляется возможным.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что следы возможного демонтажа заводской маркировочной таблички с детали не обнаружены, выполненное на поверхности заводской маркировочной таблички маркировочное обозначение рамы (шасси) изменению или уничтожению не подвергалось.

Кроме того, совпадают маркировочные обозначения на транспортном средстве и в ПТС:

- идентификационный номер (VIN) отсутствует,

-модель, № двигателя - 4D56 EX0635,

-шасси (рама) № DONV140PJ00288 (совпадает 4 символа V140),

-кузов (кабина, прицеп) № отсутствует.

Таким образом, можно установить факт принадлежности паспорта транспортного средства автотранспортному средству МИЦУБИСИ ПАДЖЕРО, 1992 года выпуска, государственный регистрационный знак 0751ЕМ76,кроме того суд учитывает тот факт, что не представлено доказательств того, что двигатель демонтировался и по факту демонтажа имеется возбужденное уголовное дело, кроме того установлен факт того, что на отдельных элементах крепления имеются следы механического воздействия, которые могут указывать как на техническое обслуживание или ремонтные работы, так и на демонтаж силового агрегата.

Таким образом, административные исковые требования ФИО8 о признании незаконным отказа начальника МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационных действий с транспортным средством МИЦУБИСИ ПАДЖЕРО, 1992 года выпуска, государственный регистрационный знак 0751ЕМ76 подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным отказ начальника МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационных действий с транспортным средством МИЦУБИСИ ПАДЖЕРО, 1992 года выпуска, государственный регистрационный знак 0751ЕМ76.

Возложить на административного ответчика начальника МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области обязанность устранить допущенные нарушения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца путем подачи жалобы через Красноперекопский районный суд г. Ярославля.

Судья Н.С. Донцова