Дело №2а-1787/2017 РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе: председательствующего судьи Гордиенко О.А., при секретаре – ФИО8, с участием административного истца – ФИО2, представителя административного истца – ФИО9, при ведении аудиопротоколирования, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1 о признании отказа незаконным и обязанности совершить определенные действия, УСТАНОВИЛ: ФИО2 в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в котором просит суд признать незаконным отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ№ на объект недвижимого имущества - нежилое помещение № лит «Л», расположенное по адресу: <адрес>; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать право собственности на ранее учтенный объект недвижимого имущества - нежилое помещение № лит «Л», расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №, за ФИО6 на основании решения Крымского третейского суда от ДД.ММ.ГГГГ№. Заявленные административным истцом требования мотивированы тем, что право собственности на вышеуказанное недвижимое имущество ранее было зарегистрировано за ним Филиалом государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в городе Симферополь, ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное помещение было постановлено на кадастровый учет. Таким образом, объект недвижимого имущества следует считать ранее учтенным. По мнению административного истца, позиция государственного регистратора о том, что решение третейского суда от ДД.ММ.ГГГГ№ не является правоустанавливающим документом, подтверждающим регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, ошибочна, поскольку на момент принятия решения Третейским судом на территории Республики Крым порядок государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество был установлен Временным положением «О порядке государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество», утвержденным Приказом Министерства юстиции Украины от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункту 1.3 которого государственная регистрация прав проводилась регистраторами бюро технической инвентаризации. По сведения ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> на нежилое помещение зарегистрировано право собственности в целом за ФИО6 на основании решения третейского суда. Постановлением Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, в соответствии с которым документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, являются, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ договоры купли-продажи, мены, дарения и иные договоры, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации. Таким образом, по мнению истца, решение третейского суда является документом, подтверждающим возникновение права собственности на недвижимое имущество. Учитывая данные обстоятельства, истец также полагает необоснованным указание государственного регистратора на необходимость уплаты государственной пошлины, поскольку в соответствии с разъяснениями Министерства финансов РФ госпошлина за государственную регистрацию ранее возникшего права на недвижимое имущество не уплачивается. Исходя из изложенного выше, административный истец просил заявленные им требования удовлетворить. В судебном заседании административный истец и его представитель заявленные требования поддержали, просили удовлетворить иск в полном объеме. В ходе судебного разбирательства к участию в административном деле в качестве административного соответчика был привлечен государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1. Административные ответчики в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. Ранее Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым было заявлено о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Также ответчиком суду были представлены письменные возражения на административный иск с изложением правовой позиции относительно заявленных требований. В возражениях административный ответчик просил в удовлетворении требований отказать, обосновывая свою позицию тем, что государственным регистратором на законных основаниях было отказано в проведении государственной регистрации, поскольку заявителем не был предоставлен документ, подтверждающий регистрацию ранее возникшего права на регистрируемый объект недвижимого имущества. При этом согласно требованиям закона государственным регистратором было принято решение о приостановлении государственной регистрации с предоставлением заявителю срока для подачи необходимых документов. Однако в указанные сроки заявителем не были устранены причины, препятствующие для государственной регистрации права собственности. На основании изложенного, административный ответчик просил в удовлетворении иска отказать. В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд, руководствуясь указанными положениями статьи 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц. Изучив материалы дела, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему. Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (части 8,9 статьи 226 КАС Российской Федерации). Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ Между ФИО3, ФИО4 с одной стороны (продавцы) и ФИО6 с другой стороны (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества. На основании вышеуказанного договора в собственность продавца перешли: - помещение магазина № «Л» общей площадью 32,3 кв.м., расположенного в торговом комплексе по проспекту Кирова/<адрес>№ в <адрес>; - гараж-стоянка №, находящийся на первом этаже гаража-стоянки по проспекту Кирова/<адрес>№ в <адрес>. Решением Крымского третейского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № договор купли-продажи недвижимого имущества - помещения магазина № «Л» общей площадью 32,3 кв.м., гаража-стоянки №, находящихся по проспекту Кирова/<адрес>№ в <адрес> признан действительным; за ФИО4 и ФИО3 прекращено право собственности на вышеуказанное недвижимое имущество; за ФИО6 в целом признано право собственности на недвижимое имущество - помещение магазина № «Л» общей площадью 32,3 кв.м., гараж-стоянку №, находящиеся по проспекту Кирова/<адрес>№ в <адрес>. На основании решения Крымского третейского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Симферопольским межрайонным бюро регистрации и технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ принято решение о регистрации за ФИО2 права собственности на недвижимое имущество – нежилое помещение № «Л» общей площадью 32,3 кв.м. по проспекту Кирова/<адрес>№ в <адрес>, что подтверждается соответствующей выпиской Симферопольского межрайонного бюро регистрации и технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно сведениям филиала государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в <адрес>, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, право собственности на недвижимое имущество – нежилое помещение № «Л» общей площадью 32,3 кв.м. по проспекту Кирова/<адрес>№ в <адрес>, зарегистрировано в целом за ФИО6. В целях осуществления регистрации прав на вышеуказанноенедвижимое имущество ФИО2ДД.ММ.ГГГГ обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№ государственная регистрация прав была приостановлена на том основании, что признание и подтверждение прав на недвижимое имущество лица, право которого в соответствии с решением третейского суда переходит к участнику третейского разбирательства, осуществляется при предоставлении необходимых для проведения государственной регистрации прав документов. В связи сизложенным действия по государственной регистрации были приостановлены до ДД.ММ.ГГГГ. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО2 было отказано в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с непредоставлением в установленный срок документов, необходимых для государственной регистрации. Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости урегулированы нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В соответствии с частью 3 статьи 1 вышеуказанного закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в частности, вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8). Частью 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав. К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»). При этом в силу предписаний части 5 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами. Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 6 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»). Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц. Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены в статье 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Так, в соответствии с пунктом части 1 статьи 26 Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»). В соответствии со статьей 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона. Как следует из материалов дела и указывалось выше, административным истцом для регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества было представлено решение Крымского третейского суда от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно требованиям статьи 182 Гражданского кодекса Украины, действовавшего на момент принятия указанного решения, право собственности и прочие вещевые права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ№-IV«О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» была предусмотрена обязательная государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество. Пунктом 10 Приложения №Временного положения о порядке регистрации прав собственности на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Министерства юстиции Украины от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что решение третейского суда о признании права собственности на объекты недвижимого имущества являются правоустанавливающими документами, на основании которых проводится регистрация права собственности на объекты недвижимого имущества. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, по смыслу статей 10, 11 (часть 1), 118 (часть 1) и 124 - 128 Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», третейские суды не осуществляют государственную (судебную) власть и не входят в судебную систему Российской Федерации, состоящую из государственных судов. Это, однако, не означает, что Конституция Российской Федерации исключает тем самым возможность разрешения гражданско-правовых споров между частными лицами в процедуре третейского разбирательства посредством третейских судов, действующих в качестве институтов гражданского общества, наделенных публично значимыми функциями. В пункте 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации, от ДД.ММ.ГГГГ№-П указано, что в системе действующего правового регулирования решения третейских судов не только порождают обязательство их исполнения лицами, участвующими в третейском разбирательстве, но и являются основанием для совершения иными субъектами определенных юридически значимых действий. Так, если решением третейского суда, принятым по результатам рассмотрения спора, касающегося недвижимого имущества, установлены права на это имущество, регистрирующий орган обязан совершить действия по их государственной регистрации. Как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов, она не затрагивает самого содержания гражданского права и не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность сторон (Определение Конституционного Суда Российской Федерации отДД.ММ.ГГГГ N 154-О). Исходя из указанного выше государственным регистратором была дана неверная оценка представленным для регистрации документам. Отказывая в государственной регистрации, регистратор, в частности, указал на то обстоятельство, что решение третейского суда не является правоустанавливающим документом, поскольку третейский суды не входят в систему государственных судов. Вместе с тем, регистратором не было учтено, что решение третейского суда, как основание для осуществления регистрации права собственности, в силу пункта 8 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» относится к другим документам, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости. При этом факт регистрации за ФИО2 права собственности на объект недвижимого имущества в бюро технической инвентаризации материалами дела подтверждается, никем из сторон не оспаривается. Так, пунктом 1.3 Временного положения о порядке регистрации прав собственности на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Министерства юстиции Украины от ДД.ММ.ГГГГ (действовавшего на момент принятия решения Крымским третейским судом) было установлено, что государственная регистрация прав проводится регистраторами бюро технической инвентаризации в пределах установленных административно-территориальных единиц, обслуживание на территории которых осуществляется БТИ, созданными до вступления в законную силу Закона Украины «Овнесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» и других законодательных актов Украины» и подключением к Реестру прав собственности на недвижимое имущество. Пунктом 5 Заключительных положений Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» было установлено, что до создания единой системы органов регистрации прав, а также до формирования Государственного реестра прав в составе государственного земельного кадастра регистрация объектов недвижимости проводится коммунальными предприятиями бюро технической инвентаризации. Таким образом, регистрация ранее за ФИО2 права собственности на объект недвижимого имущества была проведена полномочным органом.Документы, подтверждающие данные обстоятельства, были представлены государственному регистратору в порядке части 6 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Аналогичные сведения были получены государственным регистратором на межведомственный запрос. При этом в силу части 3 статьи 333.35 Налогового кодекса государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества. В иных предусмотренных пунктом 2 статьи 6 указанного Федерального закона случаях за государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие указанного Федерального закона, государственная пошлина взимается в размере, равном половине установленной настоящей главой государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Вместе с тем, при наличии всех необходимых документов для проведения регистрационных действий, в регистрации права на недвижимое имущество ФИО2 было отказано. Изложенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что принятое государственным регистратором решение противоречит требованиям действующего законодательства, в силу чего является незаконным. В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Одновременно статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий. По смыслу приведенных правовых норм органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Таким образом, установление обязанности для административного ответчика принять решение и зарегистрировать право собственности на ранее учтенный объект недвижимого имущества за ФИО6, будет являться вмешательством в исключительную компетенцию ответчика, в связи с чем суд в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, считает необходимым обязать ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО6 с учетом установленных обстоятельств. Административным истцом требование о взыскании судебных издержек заявлено не было. Руководствуясь статьями 175-180, 227Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, - РЕШИЛ: Административное исковое заявление ФИО6 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 признании решения незаконным и обязанности совершить определенные действия удовлетворить частично. Признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО6 в государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества – нежилое помещение № лит «Л», расположенное по адресу: <адрес>. Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО6 о государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества – нежилое помещение № лит «Л», расположенное по адресу: <адрес>. В удовлетворении остальной части требований ФИО6 – отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья подписьО.А. Гордиенко Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ. |