ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1788/18 от 02.11.2018 Усти-кутския городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 ноября 2018 года г. Усть-Кут

Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Григоренко И.П., при секретаре Зубиной К.В., с участием представителя административного истца ФИО1, административного ответчика – судебного пристава-исполнителя ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1788/18 по административному исковому заявлению Акционерного общества «Аэропорт Усть-Кут» к судебному приставу-исполнителю Усть-Кутского РОСП УФССП России по Иркутской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области об уменьшении размера исполнительского сбора,

установил:

Акционерное общество «Аэропорт Усть-Кут» (далее по тексту АО «Аэропорт Усть-Кут» обратилось в суд с административным иском (с учетом уточнений) к судебному приставу-исполнителю Усть-Кутского РОСП УФССП России по Иркутской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области об уменьшении размера исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований истец указал, что 17 июля 2018 года судебным приставом-исполнителем Усть-Кутского РОСП УФССП России по Иркутской области ФИО2 было возбуждено исполнительное производство № 38036/18/122979 в отношении АО «Аэропорт Усть-Кут» об обязывании привести подразделения транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств от актов незаконного вмешательства АО «Аэропорт Усть-Кут» в соответствие с требованиями ст. 12.1 Федерального закона Российской Федерации от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» - обязать пройти аттестацию сотрудников группы досмотра (7 человек), водителя-наблюдателя К. в срок до 20 июня 2018 года. АО «Аэропорт Усть-Кут» приняты все меры для исполнения решения суда. Аттестация водителя-наблюдателя К. не проведена в установленный срок по независящим от истца причинам, а именно 10 июля 2018 года Иркутский филиал ФГБОУ ВО Московского государственного технического университета гражданской авиации информировал АО «Аэропорт Усть-Кут» о не принятии комплекта документов, поступивших в отношении К. для аттестации, в связи с отсутствием документа об образовании. Для прохождения аттестации водителем К. была предоставлена справка, выданная средней общеобразовательной школой № 37 муниципального образования г.Братска, в связи с тем что аттестат об окончании школы был утрачен в результате пожара. В ближайшее время получить аттестат не представлялось возможным, поскольку директор указанного образовательного учреждения находился в очередном отпуске до 05 августа 2018 года. Дубликат аттестата о среднем образовании получен К. только 09 августа 2018 года, представлен в адрес АО «Аэропорт Усть-Кут» 13 августа 2018 года для оформления необходимых документов и согласования сроков аттестации. Несмотря на принимаемые меры для проведения аттестации К., несмотря на уведомление судебного пристава-исполнителя об имеющихся для общества непредвиденных обстоятельствах для прохождения К. аттестации (отсутствие аттестата о среднем образовании), 27 августа 2018 года судебным приставом-исполнителем Усть-Кутского РОСП ФИО2 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с АО «Аэропорт Усть-Кут» в размере 50 000 рублей. Просит суд уменьшить размер исполнительского сбора.

Определением суда от 02.11.2018г. из числа заинтересованных лиц исключен Осетровский транспортный прокурор.

Представитель административного истца АО «Аэропорт Усть-Кут» ФИО1 в судебном заседании поддержала доводы заявления, суду пояснила, что решение суда было не исполнено своевременно по независящим от АО «Аэропорт Усть-Кут» причинам. В настоящее время водитель –наблюдатель К. прошел аттестацию, исполнительное производство окончено.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Усть-Кутского РОСП УФССП России по Иркутской области ФИО2 оставила разрешение вопроса об уменьшении размера исполнительского сбора на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не присутствовала, будучи надлежащим образом извещена о времени, дате и месте судебного заседания, направила в адрес суда письменные возражения относительно предъявленных требований, которые приобщены к материалам дела. Просит дело рассмотреть в отсутствие представителя УФССП России по Иркутской области.

Суд счел возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, судебного пристава-исполнителя, исследовав письменные доказательства по делу, материалы исполнительного производства № 28156/18/38036-ИП, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, в том числе судебного пристава-исполнителя незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

В силу статей 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов и обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Частью 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Из материалов дела следует, что решением Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 07.03.2018г. на Акционерное общество «Аэропорт Усть-Кут» возложена обязанность по приведению подразделения транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств от актов незаконного вмешательства АО «Аэропорт Усть-Кут» в соответствие с требованиями ст. 12.1 Федерального закона Российской Федерации от 9.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» - обязать пройти аттестацию сотрудников группа досмотра (7 человек), водителя-наблюдателя К. в срок до 20 июня 2018 года.

17.07.2018г. судебным приставом-исполнителем Усть-Кутского РОСП УФССП России по Иркутской области ФИО2 было возбуждено исполнительное производство № 28156/18/38036-ИП в отношении АО «Аэропорт Усть-Кут».

Судом установлено и сторонами не оспорено, что аттестация сотрудников группы досмотра (7 человек) проведена своевременно.

Согласно информации начальника УЦ по ТБ и АСОТБ, представленной в адрес АО «Аэропорт Усть-Кут» 10.07.2018г., органом аттестации Иркутского филиала МГТУ ГА 09.07.2018г. получен комплект документов на К. для проведения аттестации сил обеспечения транспортной безопасности по 8 категории в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности. В результате проверки комплекта документов, предоставленных заявителем, выявлено, что в соответствии с приказом Минтранса России от 03.11.2015г. № 325, отсутствует копия документа об образовании. Предоставленная справка выданная МБОУ СОШ № 37 г.Братска, не является документом об образовании. В связи с этим, орган аттестации Иркутского филиала МГТУ ГА не может принять данный комплект документов для проведения аттестации.

В соответствии с сообщением Иркутского филиала ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет гражданской авиации» от 13.08.2018г., направленным в адрес судебного пристава-исполнителя, для прохождения аттестации К. необходимо предоставить в орган аттестации МГТУ ГА копию документа об образовании, в соответствии с Приказом Минтранса России от 03.11.2015г. № 325, п.8. Справка об окончании школы, выданная К. не является документом об образовании. Без копии документа об образовании прохождение аттестации невозможно.

Из текста административного иска, объяснений представителя административного истца в судебном заседании следует, что документ об образовании – аттестат на имя К. утрачен в результате пожара, произошедшего по месту проживания Дубликат аттестата возможно было получить только после выхода директора образовательного учреждения из отпуска.

Согласно справке выданной К. 06.08.2018г. отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Усть-Кутскому и Нижнеилимскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы в результате пожара, происшедшего 01 декабря 2000 года в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, огнем действительно уничтожен вышеуказанный дом.

На основании заявления АО «Аэропорт Усть-Кут» об отложении исполнительных действий и мер принудительного характера, в связи с необходимостью получения водителем-наблюдателем К. дубликата аттестата об образовании (от 27.07.2018г.), судебным приставом-исполнителем 27.07.2018 года вынесено постановление об отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения по исполнительному производству № 28156/18/38036-ИП на срок с 05.08.2018 по 15.08.2018 включительно. В деле отсутствуют сведения о вручении данного постановления должнику.

Аттестат о среднем общем образовании К. выдан 09 августа 2018 года.

27 августа 2018 года АО «Аэропорт Усть-Кут» вновь обратилось к судебному приставу-исполнителю Усть-Кутского РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО2 об отложении исполнительных действий на период с 10.09.2018 по 28.09.2018 до согласования сроков проведения аттестации К. в Иркутском филиале ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет гражданской авиации». Данное обращение получено Усть-Кутским РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области в этот же день.

27 августа 2018 года судебным приставом-исполнителем Усть-Кутского РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника – АО «Аэропорт Усть-Кут».

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 29.08.2018г. в удовлетворении заявления об отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения по исполнительному производству отказано ввиду того, что не было причин и обстоятельств, препятствующих с 09.08.2018г. подать АО «Аэропорт Усть-Кут» соответствующих документов в аттестационную комиссию Иркутского филиала МГТУ ГА и исполнить решение.

Согласно информации начальника УЦ по ТБ и АСОТБ Иркутского филиала ФГБОУ ВО МГТУ ГА проведение аттестации К. назначено на 30 августа 2018 года.

30 августа 2018 года проведена аттестация в отношении К., что подтверждается Свидетельством об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Усть-Кутского РОСП УФССП России по Иркутской области от 18.10.2018г. исполнительное производство № 28156/18/38036-ИП окончено, поскольку в ходе исполнения данного исполнительного производства установлено, что требования исполнительного документа выполнены в полном объеме.

Согласно п. 72 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона № 229-ФЗ.

Из материалов дела усматривается, что процедура аттестации сил обеспечения транспортной безопасности подразумевает под собой течение определенного срока. При этом должником принимались меры к исполнению требований исполнительного документа в полном объеме. Так, 28.06.2018 г. проведена аттестация сотрудников группы досмотра (7 человек), своевременно были направлены документы в отношении водителя-наблюдателя К. Вместе с тем, документы в отношении К. органом аттестации Иркутского филиала МГТУ ГА были не приняты, в связи с отсутствием документа об общем образовании. 30.08.2018г. К. аттестован. В настоящее время требования исполнительного документа АО «Аэропорт Усть-Кут» исполнены в полном объеме, исполнительное производство окончено.

На основании изложенного суд считает возможным снизить размер исполнительского сбора до 37 500 руб. (50 000 руб. - 1/4).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Акционерного общества «Аэропорт Усть-Кут», - удовлетворить.

Снизить на 1/4 размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Усть-Кутского РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области от 27 августа 2018 года в рамках исполнительного производства № 28156/18/38036-ИП, установив исполнительский сбор в размере 37 500 рублей.

С решением в окончательной форме стороны могут ознакомиться в Усть-Кутском городском суде 06 ноября 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: И.П. Григоренко