ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1789/2021 от 16.07.2021 Кировского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

дело № 2а-1789/2021

УИД 16RS0050-01-2021-003333-31

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань 16 июля 2021 года

Кировский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Галиуллиной Л.Р. при секретаре судебного заседания Шакировой Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан, Управлению Министерства юстиции России по Республике Татарстан о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18по Республике Татарстан о государственной регистрации изменений от 1 августа 2017 года , распоряжения Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан -р от 24 июля 2017 года, решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан о государственной регистрации изменений от 15 октября 2018 года, распоряжения Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан -р от 3 октября 2018 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан, Управлению Министерства юстиции России по Республике Татарстан о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан в вышеизложенной формулировке.

В обоснование требований указано, что в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись от 1 августа 2017 года на основании распоряжения регистрирующего органа Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан от 24 июля 2017 года -р, которой внесены изменения: в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, указан ФИО6

При изучении уголовного дела административному истцу стало известно о том, что председателем Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма» ФИО2 для регистрации в налоговом органе и в органе юстиции своих полномочий в качестве председателя указанной некоммерческой организации и лица, имеющего право действовать в интересах и от имени организации без доверенности, представлены несоответствующие действительности документы, а именно протокол общего собрания № 1 от 10 июля 2017 года, представленный с поддельной подписью от имени ФИО1 как учредителя и члена Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма», что подтверждается заключением экспертного исследования, проведенного в рамках вышеуказанного уголовного дела.

Кроме того, ФИО2 изготовлены и представлены в различные государственные органы и в банк два различного содержания протокола общего собрания в части указания срока избрания ФИО2 председателем вышеназванной организации на 15 лет и на 5 лет под одним и тем же номером и датой.

В частности, в налоговый орган и в Управление Министерства юстиции России по Республике Татарстан представлен протокол общего собрания от 10 июля 2017 года, где содержатся сведения об избрании ФИО2 председателем Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма», сроком на 5 лет, а в АКБ «Заречье», где обслуживается данная организация, - сроком на 15 лет.

Таким образом, ФИО2 изготовлен и представлен в различные государственные органы и в банк несоответствующий действительности протокол общего собрания членов Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма» от 10 июля 2017 года с различным содержанием и поддельной подписью члена и учредителя организации.

В результате вышеуказанных действий ФИО2 в документы налогового органа и органов юстиции внесены не соответствующие действительности сведения.

Вышеуказанные сведения также подтверждаются содержащимся в материалах уголовного дела письмом АКБ «Заречье» в адрес Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма» от 11 июля 2018 года в ответ на запрос ФИО2 от 9 июля 2018 года.

Кроме того, административный истец указывает, что в Единый государственный реестр юридических лиц на основании распоряжения Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан от 3 октября 2018 года -р налоговым органом внесена запись от 15 октября 2018 года об изменении Устава Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма».

Как следует из сведений о документах, представленных при внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц в качестве документа, подтверждающего факт утверждения новой редакции Устава Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма», признании Устава, утвержденного 10 июля 2017 года, утратившим силу, представлен протокол общего собрания членов Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма» от 11 сентября 2018 года , который решением Кировского районного суда города Казани от 8 февраля 2019 года признан незаконным.

Согласно содержанию протокола общего собрания членов Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма» от 11 сентября 2018 года , в числе прочих, также рассматривался вопрос о продлении полномочий Председателя Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма» ФИО2 сроком на 5 лет и принято решение о продлении полномочий данного лица в качестве председателя Некоммерческого партнерства сроком на 5 лет.

Ссылаясь на то, что налоговым органом и органом юстиции полномочия ФИО2 действовать от имени Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма» без доверенности зарегистрированы на основании документов, не соответствующих действительности, представленных самим ФИО2, при этом ФИО1, является учредителем Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма» и использование фальсифицированных подписей привелок искажению сведений в Едином государственном реестре юридических лиц, замещению недостоверными сведениями, нарушению прав учредителя Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма», с учетом уточнения требований, административный истец ФИО1 просил признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанные с внесением изменений всведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в том числе о полномочиях ФИО2 действовать от имени Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма» в качестве председателя без доверенности на основании Устава, утвержденного решением общего собрания членов на основании протокола от 10 июля 2017 года, Устава, утвержденного решением Общего собрания членов Некоммерческогопартнерства «Центр парусного спорта и водного туризма» на основании протокола от 11 сентября 2018 года , обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о недействительности соответствующих записей о внесении изменений от 1 августа 2017 года , на основании распоряжения Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан -р от 24июля 2017 года, государственной регистрации изменений от 15 октября 2018 года на основании распоряжения Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан -р от 3 октября 2018 года, признать недействительными распоряжения Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан от 24 июля 2017 года -р, от 3 октября 2018 года -р, в части утверждения Устава Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта иводного туризма» в новой редакции, о полномочиях ФИО2 действовать от имени Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма» в качестве председателя без доверенности на основании Устава, утвержденного решением общего собрания членов на основании протокола от 10 июля 2017 года, на основании протокола от 11 сентября 2018 года.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Ассоциация Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма», ФИО2

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, обеспечил явку своего представителя.

Представитель ФИО1 – адвокат Фахретдинова Д.Г., действуя в пределах полномочий, предоставленных доверенностью от 26 января 2021 года, административные исковые требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан ФИО3 административные исковые требования не признала, поддержала позицию, изложенную в возражениях на административное исковое заявление.

Представитель Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан ФИО4 административные исковые требования не признал, поддержал возражения на административное исковое заявление.

Представитель Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма» ФИО2 административным исковым требованиям возражал, просил в удовлетворении административного иска отказать, указал на пропуск ФИО1 срока для обращения в суд с данным административным исковым заявлением.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему.

Требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что физическое лицо вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» основанием для внесения записи в государственный реестр является документ, представленный уполномоченным лицом (заявителем) в регистрирующий орган.

Положениями данного закона определены перечни документов, представляемых для определенных видов государственной регистрации юридических лиц.

Согласно пункту 2 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций или его территориальными органами.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, таким органом является Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.

Согласно абзацу второму пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Судом установлено, что 13 июля 2017 года в Управление Министерства юстиции России по Республике Татарстан поступили документы Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма», подписанные единоличным исполнительным органом – председателем Некоммерческого партнерства ФИО2, по результатам рассмотрения которых 24 июля 2017 года Управлением Министерства юстиции России по Республике Татарстан распоряжением -р о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма» в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» принято решение осуществить государственную регистрацию изменений, вносимых в устав Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма», представленный в новой редакции, утвержденный решением общего собрания от 10 июля 2017 года, внести в Единый государственныйреестр юридических лиц изменения в сведения Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма», указав следующее: полное наименование Ассоциация «Некоммерческое партнерство «Центр парусного спорта и водного туризма», сокращенное наименование: ассоциация «НП «ЦПС и ВТ», сведения об адресе (месте нахождения): <адрес>, сведения о видах экономической деятельности, подлежащие внесению в единый государственный реестр юридических лиц. Данным распоряжением Устав Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма» в редакции от 2011 года и свидетельство о государственной регистрации, выданное Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан от 25 октября 2011 года признаны утратившими силу и аннулированы.

Данное распоряжение со всеми поступившими от Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма» документами направлены в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан с приложением следующих документов: заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, устава Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма», утвержденного в новой редакции решением общего собрания членов (протокол от 10 июля 2017 года), протокола общего собрания членов Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма» от 10 июля 2017 года, письма.

1 августа 2017 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан на основании распоряжения -р от 24 июля 2017 года и представленных документов в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись ГРН за .

19 августа 2018 года Некоммерческим партнерством «Центр парусного спорта и водного туризма» в Управление Министерства юстиции России по Республике Татарстан представлено заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме № Р13001, подписанное ФИО6, и предусмотренные законом документы, по результатам рассмотрения которых принято решение в виде распоряжения Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан от 3 октября 2018 года -р о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестра юридических лиц, в соответствии со статьей 13.1 и пунктом 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» принято решение осуществить государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы Ассоциации «Некоммерческое партнерство «Центр парусного спора и водного туризма», представленные в новой редакции, утвержденные решением общего собрания членов от 11 сентября 2018 года.

Распоряжением Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан от 30 октября 2018 года -р о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестра юридических лиц, в соответствии со статьей 13.1 и пунктом 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» принято решение о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения об Ассоциации «Некоммерческое партнерство «Центр парусного спорта и водного туризма», утвержденные решением общего собрания членов от 11 сентября 2018 года, указав следующее: прекращение полномочий лица, имеющего право действовать без доверенности – директора ФИО1

15 октября 2018 года на основании распоряжения Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан от 3 октября 2018 года -р и следующих документов: заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, устава Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма», измененного решением общего собрания членов (протокол от 11 сентября 2018 года), протокола общего собрания членов Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма» от 11 сентября 2018 года, письма, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан внесена запись о внесении изменений ГРН .

Разрешая заявленные административные исковые требования ФИО1, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся среди прочих сведения и документы о юридическом лице: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке, организационно-правовая форма, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (часть 1).

Согласно части 4 указанной статьи закона записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Порядок предоставления документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице регламентирован статьей 9 указанного закона, где указано, что в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.

Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (часть 1.2).

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны (часть 2 статьи 17 закона).

Согласно статье 11 упомянутого закона решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Основания отказа в государственной регистрации, ответственность за нарушение ее порядка предусмотрены главой VIII Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции России от 3 марта 2014 года № 26 Управление Министерства юстиции России по Республике Татарстан принимает в том числе решение о государственной регистрации некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций) и осуществляет контроль за соблюдением указанными некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 73 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 455, уполномоченный специалист проверяет: соответствие состава документов перечню, предусмотренному законодательством Российской Федерации, соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством Российской Федерации и административным регламентом, соответствие наименования некоммерческой организации требованиям законодательства Российской Федерации, отсутствие в ведомственном реестре зарегистрированной некоммерческой организации с тем же наименованием, соответствие содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации, достоверность и непротиворечивость представленных сведений.

Заявитель при подаче заявления подтверждает достоверность сведений в представленных документах и уведомляется об ответственности, установленной законодательством в случае представления недостоверных сведений.

Согласно протоколу общего собрания членов Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма» от 10 июля 2017 года, протоколу общего собрания председателем Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма» избран ФИО2, в связи с чем он является лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, и который, в том числе в соответствии с изложенными выше положениями обратился в Управление Министерства юстиции России по Республике Татарстан с соответствующим заявлением о регистрации изменений в сведения о юридическом лице и о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Указанный протокол общего собрания являлся действующим, недействительным на момент принятия Управлением Министерства юстиции России по Республике Татарстан оспариваемого решения и внесения государственных регистрационных записей в Единый государственный реестр юридических лиц не признан.

Кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства, административным истцом пропущен трехмесячный срок, предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для обращения с административным исковым заявлением, поскольку административным истцом оспариваются распоряжения Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан от 24 июля 2017 года, от 3 октября 2018 года, а также действия налогового органа по внесению регистрационной записи в ЕГРЮЛ 1 августа 2017 года и от 15 октября 2018 года, о чем административному истцу было известно, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.

При этом с настоящим административным исковым заявлением в суд ФИО1 обратился лишь 11 марта 2021 года, что следует из отметки почтового отделения на конверте.

Пропуск без уважительной причины срока обращения с административным исковым заявлением согласно части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

В ходе судебного разбирательства административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд, в обоснование которого указано, что о наличии оснований для признания регистрационных записей в отношении юридического лица недействительными административному истцу стало известно после вступления в законную силу решения суда о признании протокола общего собрания от 11 сентября 2018 года недействительным, то есть 1 апреля 2019 года.

При этом доводы административного истца о том, что порядок исполнения данного решения не был разрешен Управлением Министерства юстиции России по Республике Татарстан по обращению административного истца длительное время, не могут являться основанием для восстановления срока для обращения в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований в указанной части.

Что касается доводов административного истца о том, что о поддельной подписи ФИО1 в протоколе общего собрания от 10 июля 2017 года ему стало известно при ознакомлении с материалами уголовного дела в период с 14 декабря 2020 года по 17 января 2021 года, суд признает их обоснованными. В связи с чем полагает, что ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с требованиями в данной части подлежит удовлетворению.

Суд, разрешая требования, исходит из того, что поскольку административным ответчикам представлен полный пакет документов в соответствии со статьей 17 Федерального закона № 129-ФЗ, и представленные для государственной регистрации документы, соответствовали требованиям Закона № 129-ФЗ, у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона правовые основания для отказа в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ, следовательно, в действиях административных ответчиков нарушений не имеется. Доказательства обратного в материалах дела не имеется.

Довод административного истца о том, что оспариваемое решение налогового органа принято на основании недостоверных сведений, не может быть принят во внимание, поскольку на момент принятия решения налоговому органу в соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ был представлен полный пакет документов, протокол общего собрания членов Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма» от 11 сентября 2018 года, на основании которого в ЕГРЮЛ были зарегистрированы изменения, признан недействительным после совершения регистрационных действий.

Доводы административного истца о том, что ФИО2 изготовлен и представлен в государственные органы не соответствующий действительности протокол общего собрания членов Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма» от 10 июля 2017 года с поддельной подписью члена и учредителя организации, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена оспариваемая регистрационная запись, не являются основанием для удовлетворения административных исковых требований, поскольку данный протокол не признан недействительным на момент совершения регистрационных записей. В случае не согласия с принятым на общем собрании членов решением, оформленным протоколом, оно может быть оспорено в гражданско-правовом порядке путем обращения в суд с исковым заявлением о признании решения общего собрания недействительным. Как следует из материалов дела, указанное право административным истцом не было реализовано.

При этом регистрирующий орган в силу норм действующего законодательства не вправе требовать предоставление других документов кроме документов, установленных законом.

В соответствии с частью 4.1, 4.2 статьи 9 вышеуказанного закона регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.

Поскольку на момент принятия оспариваемого решения у регистрирующего органа и внесения соответствующих записей налоговым органом в ЕГРЮЛ вышеуказанных обстоятельств не существовало, оспариваемые решения Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан и действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан по внесению регистрационных записей в ЕГРЮЛ приняты и совершены в соответствии с требованиями действующего законодательств, уполномоченным на то органомс соблюдением регламентированной процедуры принятия, поскольку на момент принятия оспариваемых решений основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 вышеуказанного закона, отсутствовали, указанные действия административными ответчиками как регистрирующим органом были совершены в связи с исполнением возложенной законом обязанности по внесению в государственный реестр сведений о юридическом лице, а потому запись в ЕГРЮЛ о лице, имеющем право действовать от имени Ассоциации Некоммерческого партнерства «Центр парусного спорта и водного туризма» без доверенности и внесенных в устав Некоммерческого партнерства изменениях, которые являются предметом оспаривания по делу, произведены в установленном законом порядке и не могут быть признаны недействительными.

При таком положении суд применительно к частям 9, 11 статьи 226 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу, что административными ответчиками доказано, что обжалуемые решения и действия приняты и совершены в рамках предоставленных им компетенции, порядок их принятия и совершения соблюден, основания для принятия оспариваемых решений и совершения оспариваемых действий имелись, соответствуют нормативно правовым актам, регулирующим спорные отношения.

ФИО1, напротив, не доказан факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов оспариваемыми распоряжениями и действиями административных ответчиков.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан, Управлению Министерства юстиции России по Республике Татарстан о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан о государственной регистрации изменений от 1 августа 2017 года , распоряжения Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан -р от 24 июля 2017 года, решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан о государственной регистрации изменений от 15 октября 2018 года, распоряжения Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан -р от 3 октября 2018 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан, Управлению Министерства юстиции России по Республике Татарстан о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан о государственной регистрации изменений от 1 августа 2017 года , распоряжения Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан -р от 24 июля 2017 года, решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан о государственной регистрации изменений от 15 октября 2018 года, распоряжения Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан -р от 3 октября 2018 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Кировский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья Л.Р. Галиуллина

Справка: решение составлено судом в окончательной форме 30 июля 2021 года.

Судья Л.Р. Галиуллина

<данные изъяты>

а

Решение10.08.2021