Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2а-178/2021
УИД:26RS0006-01-2021-000229-76
09 июня 2021 года с. Арзгир
Арзгирский районный суд Ставропольского края
в составе: председательствующего судьи Чернышевой В.В.
с участием представителя административного истца Пакова В.Н.
представителя административного ответчика Лисовиной И.И.
при секретаре Дубина О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Арзгирского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия и понуждении к обустройству комплексной спортивной площадки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Арзгирского района обратился в Арзгирский районный суд с административным исковым заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности привести в надлежащее техническое состояние напольное ударопоглощающее покрытие комплексной спортивной площадки.
В судебном заседании помощник прокурора Арзгирского района Паков В.Н. административные исковые требования поддержал в полном объеме и суду показал, что прокуратурой района, в связи с поступлением обращения ФИО1 проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности при эксплуатации спортивных игровых площадок, расположенных на территории <адрес> муниципального округа. В ходе проверки установлено, что в парковой зоне, напротив <адрес>, расположена комплексная спортивная площадка, которая находится в ненадлежащем техническом состоянии и имеет множественные нарушения требований безопасности при эксплуатации детских спортивных площадок.
В связи с тем, что пользование указанной спортивной площадкой в настоящее время в полной мере не обеспечивает безопасность лиц, находящихся на ней, пользование ею ограниченно. Проверкой установлено, что напольное ударопоглащающее покрытие спортивной площадки пришло в негодность еще в 2020 году, вместе с тем, администрацией Арзгирского муниципального округа мер к ремонту и приведению в надлежащее техническое состояние площадки не принимается.
Ответственными лицами администрации <адрес>, в чьем ведении находилась спортивная площадка до реорганизации администрации муниципального района, контроль не осуществлялся, акты ежегодного осмотра не составлялись. По факту выявленных нарушений начальнику территориального отдела администрации Арзгирского муниципального округа ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения. Согласно полученного ответа, вопрос о дополнительном финансировании территориального отдела администрации для приведения комплексной спортивной площадки в надлежащее состояние еще не рассматривался.
ДД.ММ.ГГГГ совместно с главным специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Буденновском районе Сивокозовой Ю.В. проведено дополнительное обследование комплексной спортивной площадки, расположенной в парковой зоне, напротив <адрес>. В ходе осмотра спортивной площадки установлено, что выявленные прокуратурой района нарушения до настоящего времени не устранены, мер к их устранению не принимается.
Незаконное бездействие администрации Арзгирского муниципального округа, выразившееся в ненадлежащем содержании спортивной площадки, находящейся в парковой зоне, напротив <адрес> нарушает права неопределенного круга лиц, а также создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни пользующихся ею детей, что является недопустимым.
Просит признать незаконным бездействие администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, выразившееся в ненадлежащем содержании комплексной спортивной площадки, находящейся в парковой зоне, напротив <адрес>. Обязать администрацию Арзгирского муниципального округа Ставропольского края не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в надлежащее техническое состояние напольное ударопоглощающее покрытие комплексной спортивной площадки, расположенной в парковой зоне, напротив <адрес>, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования».
В судебном заседании представитель административного ответчика Лисовина И.И. административные исковые требования не признала и суду показала, что прокурором <адрес> начальнику территориального отдела администрации округа в с. Новоромановском Пантюхину А.В. было внесено представление от 24.03.2021г. № об устранении нарушений законодательства, регламентирующего устройство и эксплуатацию детских игровых и спортивных площадок, обеспечения их соответствия требованиям безопасности для жизни здоровья несовершеннолетних. В ответе территориального отдела администрации округа в <адрес> от 31.03.2021г. № приведены объективные причины, которые привели к искажению напольного ударопоглащающего покрытия спортивной площадки и указано, что меры к ремонту и приведению в надлежащее техническое состояние площадки запланированы на 3-4 кварталы 2021 года в связи с необходимостью выполнения ремонтных работ при соблюдении определённой температуры воздуха.
Таким образом, фактически территориальным отделом не было отказано в удовлетворении представления прокуратуры, а лишь указано об отсрочке выполнения требований по устранению выявленных нарушений.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения.
Согласно ч. 1 ст. 50 Закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, в частности спортивная площадка находится на балансе администрации муниципального образования Новоромановского сельсовета Арзгирского района.
В соответствии со ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.01. 2020 г. № 4-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Арзгирского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Арзгирского муниципального района Ставропольского края» муниципальные образования, входящие в состав Арзгирского муниципального района Ставропольского края, в том числе сельское поселение - Новоромановский сельсовет, преобразованы путём их объединения без изменения границ во вновь образованное муниципальное образование Арзгирский муниципальный округ Ставропольского края.
Согласно ст. 6 Закона № 4-кз органы местного самоуправления Арзгирского муниципального округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Арзгирского муниципального района Ставропольского края и сельских поселений, входящих в состав Арзгирского муниципального района Ставропольского края, которые на день вступления в силу настоящего Закона осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами Арзгирского муниципального округа.
Согласно п. 2.2 решения Совета депутатов Арзгирского муниципального округа от 05.10.2020г. № 14 «О правопреемстве в отношении прав и обязанностей органов местного самоуправления муниципальных образований, которые на день создания Арзгирского муниципального округа Ставропольского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях» администрация округа выступает правопреемником имущественных прав и обязанностей преобразуемых органов местного самоуправления: в части имущества, необходимого для обеспечения своей деятельности и принятого администрацией округа, а также имущества, которое входит в состав казны муниципального образования Арзгирский муниципальный округ Ставропольского края.
В соответствии с ч. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Согласно п. 4 ст. 33 Устава Арзгирского муниципального округа администрация округа осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа в порядке, утверждённом решением представительного муниципального округа.
Однако, спортивная площадка в реестре муниципальной собственности Арзгирского муниципального округа отсутствует.
В соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования Новоромановского сельсовета Арзгирского района от 30.07.2020г. № 17 «О ликвидации администрации муниципального образования Новоромановского сельсовета Арзгирского района Ставропольского края» в настоящее время ликвидационной комиссией осуществляются все необходимые мероприятия по ликвидации администрации Новоромановского сельсовета, определённые ст. 63 ГК РФ.
Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.
В связи с не завершением до настоящего времени мероприятий по ликвидации администрации Новоромановского сельсовета, принадлежащее ей на праве собственности имущество, в том числе спортивная площадка, не передано на баланс в администрацию округа.
Следовательно, у администрации округа отсутствуют правовые основания по содержанию в надлежащем состоянии спортивной площадки, не принадлежащей ей на праве муниципальной собственности.
Просит отказать в удовлетворении административного искового заявления прокурора Арзгирского района о признании незаконным бездействия администрации Арзгирского муниципального округа, выразившееся в ненадлежащем содержании комплексной спортивной площадки, находящейся в парковой зоне, напротив <адрес> и обязании администрации Арзгирского муниципального округа привести в надлежащее техническое состояние напольное ударопоглощающее покрытие комплексной спортивной площадки.
Выслушав доводы представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей, как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Дети, независимо от их семейного и социального благополучия, подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Согласно Федеральному закону от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
В соответствии со ст. 1 Закона № 124-ФЗ под социальной инфраструктурой для детей понимается система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Таким образом, детские спортивные площадки, как сооружения, необходимые для полноценного развития детей относятся к числу объектов социальной инфраструктуры для детей.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.2013 № 182-ст утвержден и введен в действие Национальный стандарт РФ. ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52.301-2013), устанавливающий общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов.
В соответствии с п. 4.1-4.3 ГОСТ Р 52301-2013 монтаж и установку оборудования выполняют в соответствии с проектом, паспортом изготовителя и нормативными документами. Оборудование монтируют и устанавливают так, чтобы была обеспечена безопасность играющих детей. Запрещается пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей.
Согласно п. 7.7 ГОСТ Р 52301-2013 неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки.
В связи с тем, что пользование указанной спортивной площадкой в настоящее время в полной мере не обеспечивает безопасность лиц, находящихся на ней, пользование ею ограничено.
Проверкой установлено, что напольное ударопоглощающее покрытие спортивной площадки пришло в негодность еще в 2020 году, вместе с тем, администрацией Арзгирского муниципального округа мер к ремонту и приведению и надлежащее техническое состояние площадки не принимается.
Кроме этого, в силу п. 6.2 ГОСТ Р 52301-2013 контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец).
Пунктом 6.3 ГОСТ Р 52301-2013 установлено, что результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в журнале, который хранится у эксплуатанта (владельца).
В соответствии с п. 6.4 ГОСТ Р 52301-2013 контроль технического состояния оборудования включает: осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию; регулярный визуальный осмотр; функциональный осмотр; ежегодный основной осмотр.
На основании п. 6.4.1 ГОСТ Р 52301-2013 по результатам ежегодного основного осмотра необходимо составлять акт.
В нарушение указанных норм ответственными лицами администрации <адрес>, в чьем ведении находилась спортивная площадка до реорганизации администрации муниципального района, контроль не осуществлялся, акты ежегодного осмотра не составлялись.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального округа услугами организаций культуры; создание условий для массового отдыха жителей муниципального округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Одновременно с этим, пунктом 19 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к полномочиям органа местного самоуправления отнесено обеспечение условий для развития на территории муниципального округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального округа.
По факту выявленных нарушений начальнику территориального отдела Администрации Арзгирского муниципального округа 24.03.2021 внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.
Согласно полученного ответа, вопрос о дополнительном финансировании территориального отдела администрации для приведения комплексной спортивной площадки в надлежащее состояние еще не рассматривался.
ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора <адрес> Паковым В.Н. совместно с главным специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> Сивокозовой Ю.В. проведено дополнительное обследование комплексной спортивной площадки, расположенной в парковой зоне, напротив <адрес>. В ходе осмотра спортивной площадки установлено, что выявленные прокуратурой района нарушения до настоящего времени не устранены, мер к их устранению не принимаются.
Незаконное бездействие администрации Арзгирского муниципального округа, выразившееся в ненадлежащем содержании указанной спортивной площадки, нарушает права неопределенного круга лиц, а также создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни пользующихся ей детей, что является недопустимым.
Законом Ставропольского края от 31.01.2020 № 4-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Арзгирского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Арзгирского района Ставропольского края» Новоромановский сельсовет Арзгирского района утратил статус муниципального образования, а, следовательно, утратил определенные полномочия но решению вопросов местного значения.
Согласно п. 2.2 Решения Совета депутатов Арзгирского муниципального округа от 05.10.2020 № 14 «О правопреемстве в отношении прав и обязанностей органов местного самоуправления муниципальных образований, которые на день создания Арзгирского муниципального округа Ставропольского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях» администрация Арзгирского муниципального округа Ставропольского края выступает правопреемником имущественных прав и обязанностей преобразуемых органов местного самоуправления. С учетом изложенного, суд не принимает возражения административного ответчика о необоснованности административных исковых требований по причине незавершенности мероприятий по ликвидации администрации Новоромановского сельсовета, не передаче спортивной площадки на баланс администрации округа
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» из смысла пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае реорганизации юридического лица в форме присоединения происходит универсальное правопреемство, в силу которого к вновь возникшему юридическому лицу в полном объеме переходит весь комплекс прав и обязанностей присоединенного в полном объеме в том виде и состоянии, в каком они принадлежали юридическому лицу - правопредшественнику на момент его реорганизации. Переходят также и те права и обязанности, которые не признаются или оспариваются сторонами, и те, которые на момент реорганизации не выявлены, то есть независимо от их указания в передаточном акте, так как разделительный баланс в данном случае не составляется.
Согласно пункту 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу, к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта. Факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации общества, к которому осуществлено присоединение, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, и документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.
Доводы прокурора о том, что незаконное бездействие администрации Арзгирского муниципального округа, выразившееся в ненадлежащем содержании спортивной площадки, находящейся в парковой зоне напротив <адрес> нарушает права неопределенного круга лиц, а также создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни пользующихся ей детей, суд считает обоснованными и доказанными.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд находит, что административный иск обоснован, принимает решение об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, выразившееся в ненадлежащем содержании комплексной спортивной площадки, находящейся в парковой зоне, напротив <адрес>.
Обязать администрацию Арзгирского муниципального округа Ставропольского края не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в надлежащее техническое состояние напольное ударопоглощающее покрытие комплексной спортивной площадки, расположенной в парковой зоне, напротив <адрес>, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования».
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Арзгирский районный суд в месячный срок со дня, следующего за днем принятия решения судом в окончательной форме, т.е. с 15 июня 2021 года.
<данные изъяты>