ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-178/2022 от 07.07.2022 Яшалтинского районного суда (Республика Калмыкия)

Дело №2а-178/2022

УИД: <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2022 года село Яшалта

Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи – Лиджиева М.А.,

при секретаре – Карагодиной Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия к Администрации Манычского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным административным исковым заявлением мотивируя следующим прокуратурой Яшалтинского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований федерального законодательства в части оказания государственных и муниципальных услуг, в том числе возможности получения таких услуг в электронной форме. По результатам проведенной проверки выявлены нарушения федерального законодательства, в частности норм Федерального закона от 27.06.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Так, при изучении регионального портала предоставления государственных и муниципальных услуг по адресу: <данные изъяты>, а также официального сайта органов местного самоуправления <данные изъяты> установлено, что Администрацией Манычского СМО РК не в полной мере обеспечена возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с реестром муниципальных услуг, утвержденным Администрацией Манычского СМО РК. Таким образом, бездействие ответчика, противоречит государственной политике направленной на повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг. Не принятие мер к переходу на предоставление публичных услуг в электронном виде, может привести к нарушению прав граждан на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Просит признать бездействие Администрации Манычского СМО РК в части не принятия мер по обеспечению возможности получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности, обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг, посредством обеспечения возможности получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности в электронной форме на официальном сайте Администрации.

В судебном заседании прокурор ФИО7 административные исковые требования просил удовлетворить с учетом уточнений возложить на Администрацию Манычского СМО РК обязанность разработать и утвердить актуальный реестр оказываемых муниципальных услуг, поскольку утвержденный реестр имеет не актуальные сведения и на официальном сайте административного ответчика он не размещался, а также обеспечить возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронной форме на официальном сайте Администрации Манычского СМО Республики Калмыкия.

Представитель административного ответчика глава Администрации Манычского СМО Республики Калмыкия ФИО8 просила рассмотреть дело без ее участия, признав заявленные административные исковые требования.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции.

На основании указанного пункта Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 года №460 утверждена «Национальная стратегия противодействия коррупции».

Одним из направлений реализации «Национальной стратегии противодействия коррупции» является внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг (подпункт «в» пункт 8 Национальной стратегии противодействия коррупции).

Внедрение в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления возможности предоставления гражданам услуг в электронной форме призвано минимизировать личный контакт государственного или муниципального служащего и заявителя, с целью исключения возможности установления коррупционной связи.

С целью реализации указанных основных направлений антикоррупционной политики государства принят Федеральный закон от 27.07.2020 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ФЗ от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ; ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Одним из принципов предоставления услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (пункт 6 статьи 4 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Обязанность по обеспечению возможности получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя возложена на органы, предоставляющие такие услуги (пункт 2 часть 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ).

В силу требований пункта 1 статьи 11 названного Федерального закона государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Для обеспечения ведения в электронной форме реестра государственных и муниципальных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре, создан Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) являющийся федеральной государственной информационной системой (далее - федеральный реестр).

Из содержания части 6 статьи 11 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» следует, что реестр муниципальных услуг содержит сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании.

Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией (часть 7 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ).

Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 года №861 «О Федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» предусмотрено, что формирование сведений об услугах (функциях) и представление их для размещения в федеральном реестре осуществляют федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, органы государственных внебюджетных фондов, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, предоставляющие соответствующие услуги (исполняющие соответствующие функции), на основании утвержденных административных регламентов предоставления услуг (исполнения функций) и стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Так, из анализа указанных норм права следует, что сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании, должны быть включены в реестр муниципальных услуг, для последующего включения их в федеральный реестр и составления административного регламента по каждой муниципальной услуге.

В пункте 4 Положения о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» предусмотрено, что публикация на едином портале сведений из реестра муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления, входящих в состав федерального реестра, осуществляется оператором единого портала в электронной форме в течение 1 календарного дня со дня прохождения формально-логической проверки в соответствии с Правилами ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. №861.

При этом, перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются органами местного самоуправления, утверждается нормативным правовым актом представительного органа.

Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 года № 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде.

Данное распоряжение направлено на реализацию перевода в электронный формат социально значимых услуг: информатизации сфер образования и науки, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, имущественно-земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности. Предусмотрен переход на предоставление услуг (функций) в электронном виде в пять этапов, последний из которых (пятый) заканчивается 1 января 2014 года и связан с обеспечением возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 29 названного Федерального закона административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Следовательно, органами местного самоуправления административные регламенты и реестры оказываемых или муниципальных услуг должны быть приняты не позднее июля 2013 года, поскольку некоторые положения Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» вступили в законную силу 01.07.2011 года.

При это, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации выступает оператором федеральной государственной информационной системы.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 25.12.2018 года № 409 утверждено положение о Министерстве цифрового развития Республики Калмыкия.

Так, министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Калмыкия и органами местного самоуправления, а также иными организациями по вопросам, относящимся к их компетенции.

В силу положений пункта 4.10 Положения Минцифры Республики Калмыкия осуществляют полномочия по ведению республиканских информационных систем «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Калмыкия» и «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Калмыкия».

Органам местного самоуправления рекомендовано при утверждении актов, определяющих порядок формирования и ведения региональных и муниципальных реестров услуг (функций) с использованием государственных и муниципальных информационных систем, в том числе порядок размещения в них сведений, сформировать перечни соответственно государственных и муниципальных услуг (функций), используемые в качестве классификатора таких услуг (функций) руководствоваться положениями постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 года №861 (пункт 5 названного Постановления).

Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 года № 236 утверждены требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг (далее - услуги) органами местного самоуправления.

В пункте 2 указанных Требований предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Во исполнение указанных требований закона Администрацией Манычского СМО РК приняты административные регламенты по муниципальным услугам, предоставляемым органами местного самоуправления Манычского сельского муниципального образования Республики Калмыкия.

Так, в перечень оказываемых Администрацией муниципальных услуг в соответствии с ФЗ от 27.07.2010 года №210-ФЗ входят следующие муниципальные услуги: - «Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, юридическим лицам и гражданам, включая: приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного значения, находящихся в муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности»; - «Выдача ордеров на проведение земляных работ»; - «Предоставление информации о форме собственности на недвижимое и движимое имущество, земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования, включая: предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и предназначенной для сдачи в аренду»; - «Осуществление земельного контроля за использованием земель»; - «Организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»;- «Предоставление ритуальных услуг»; - «Выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования»; - «Продление срока действия разрешения на строительство»; - «Выдача градостроительных планов земельных участков»; - «Присвоение адреса недвижимости»; - «Организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом»; - «Выдача документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов»; - «Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности»; - «Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения»; - «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение»;- «Контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности»;- «Выдача разрешений на право организации розничного рынка»;- «Проведение приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находившиеся н муниципальной собственности, а также земельных участков, предоставленных в соответствии с решением исполнительного органа»;- «Рассмотрение обращений граждан»;- «Организация транспортного обслуживания населения в границах СМО»;- «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций»;- «Признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания»;- «Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование»;- «Предоставление поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ»;- «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков»;- «Выдача разрешений на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства»;- «Выдача разрешений на проведение муниципальных лотерей, ведение реестра муниципальных лотерей, контроль проведения муниципальных лотерей, в том числе целевого использования выручки от проведения лотерей»;- «Разрешение на изменение целевого использования земельного участка, находящегося в собственности»;- «Изготовление и выдача акта выбора земельного участка для строительства»;- «Постановка на учет граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий».

Между тем, данный перечь услуг является не актуальным, поскольку исходя из содержания раздела «Муниципальные услуги» официального сайта Администрации Манычского СМО РК в административные регламенты оказываемых органами местного самоуправления муниципальных услуг неоднократно вносились изменения дополнения (например: в <данные изъяты> году), а также утверждались новые административные регламенты муниципальных услуг (<данные изъяты> году, <данные изъяты> году).

Кроме того, из анализа указанных правовых норм следует, что до утверждения административного регламента по муниципальной услуге, предоставляемой органом местного самоуправления в электронной форме, данные услуги должны быть включены в реестры муниципальных услуг.

Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки исполнения Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки исполнения требований законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, посредством использования портала государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Калмыкия выявлено, что Администрацией Манычского СМО РК не предприняты меры направленные на обеспечение получения гражданам и субъектам предпринимательства указанных в Перечне муниципальных услуг в электронной форме.

На региональном портале государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых в Республике Калмыкия URL с адресом: <данные изъяты> во вкладке «Реестр», а также на официальном сайте Администрации Манычского СМО РК <данные изъяты> отсутствуют сведения о порядке формирования и ведения реестра муниципальных услуг предоставляемых Манычским СМО РК в электронной форме.

Отсутствие утвержденного актуального реестра муниципальных услуг, а также порядка его формирования и ведения административным ответчиком не оспаривается.

Кроме того, во вкладке «Манычского СМО РК» подраздела «органы местного самоуправления» раздела «Каталог услуг» отсутствует перечень муниципальных услуг оказываемых ответчиком в электронной форме.

Вместе с тем, пунктом 5 требований к региональному порталу государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых в Республике Калмыкия установлено, что для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием региональных порталов должно быть обеспечена:

а) возможность подачи заявителем в электронной форме заявления о предоставлении услуги и иных документов, необходимых для получения услуги (далее соответственно - заявление, документы);

б) доступность для копирования и заполнения в электронной форме заявлений и документов;

в) возможность получения заявителем сведений о ходе рассмотрения заявления, поданного в электронной форме с использованием регионального портала;

г) возможность получения заявителем результатов предоставления услуги в электронной форме, за исключением случаев, когда предоставление результатов услуги в такой форме запрещено федеральным законом;

д) возможность уплаты заявителем в электронной форме государственной пошлины или иной платы за предоставление услуг, осуществляемой посредством взаимодействия регионального портала с информационной системой Федерального казначейства.

Аналогичные требования установлены в пунктах 12-19 постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 года №236 «Об утверждении требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг».

Так, в нарушение указанных требований при переходе по ссылке, отсутствует возможность получения муниципальной услуги в электронной форме, поскольку отсылки к заполнению запроса на предоставление услуги в электронной форме на едином портале, образцы заполнения электронной формы запроса на сайте не имеется.

При этом, автоматический переход к заполнению электронной формы запроса на региональном портале услуг, либо на официальном сайте Администрации Манычского СМО РК также отсутствует.

Таким образом, сформировать запрос и иные документы, необходимые для предоставления, имеющихся услуг для последующего направления в орган исполняющий посредством портала или официального сайте граждане и иные лица не могут.

Указанные обстоятельства, послужили основанием для направления в адрес административного ответчика представления от ДД.ММ.ГГГГ об устранении допущенных нарушений.

Из ответа администрации Манычского СМО РК от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> следует, что выявленные прокуратурой района нарушения устранены.

Вместе с тем, каких-либо доказательств подтверждающих исполнение представления прокурора в материалах дела не имеется, суду не представлено.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено, что административным ответчиком не осуществлен полный комплекс мер направленных на реализацию возможности получения неопределенным кругом лиц первоочередных муниципальных услуг в электронной форме посредством использования регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых в Республике Калмыкия, что в свою очередь нарушает права неопределенного круга лиц получателей муниципальных услуг, а также создает препятствие для реализации прав граждан, которые могут повлечь нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению их качества и доступности муниципальных услуг.

Кроме того, до настоящего времени нарушения действующего законодательства административным ответчиком не устранены, что сторонами не оспаривалось.

Определяя срок, в течение которого подлежат совершению определенные действия суд, исходя из объема действий, подлежащих выполнению и объема совершенных на настоящее время административным ответчиком действий, находит обоснованным срок, указанный административным истцом – три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия к Администрации Манычского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия - удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Манычского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, выразившегося в непринятии полного комплекса мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде – незаконным.

Обязать Администрацию Манычского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, в срок 3 (три) месяца со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить реестр муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Манычским сельским муниципальным образованием Республики Калмыкия в электронной форме, принять меры по обеспечению возможности получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронной форме на официальном сайте Администрации Манычского сельского муниципального образования Республики Калмыкия,

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия.

Председательствующий: Судья М.А. Лиджиев

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 08 июля 2022 года.