Производство № 2а-62/2021
УИД 67RS0003-01-2019-002778-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 21 июня 2021 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Самошенковой Е.А.
При прокуроре Лейтес Т.Е.,
при секретаре Рубашенковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 к Администрации г. Смоленска о признании незаконным нормативно-правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 уточнив и дополнив заявленные требования, обратились в суд с коллективным административным иском к Администрации г. Смоленска о признании незаконным нормативно-правового акта, в обоснование которого указали, что являются лицами, проживающими и имеющими в собственности помещения в многоквартирном доме № 9 по ул. Ново-Рославльская в г. Смоленске, а также дома № 10 по ул. Раевского в г. Смоленске, в отношении территории которых в 2012 г. был разработан проект планировки и межевания, утвержденный Постановлением Администрации г. Смоленска от 29.10.2012 №1907-адм «Об утверждении проектов планировки и межевания застроенной территории в городе Смоленск в границах улицы Октябрьской революции - улицы Коммунистической - улицы Глинки - площади Победы - проспекта ФИО22 - улицы Николаева; в границах проспекта ФИО22 - улицы Урицкого - улицы Тенишевой - улицы Кирова». 24.04.2019 на сайте администрации г. Смоленска и в официальном издании «Смоленские городские известия» опубликовано оспариваемое постановление Администрации г. Смоленска № 981-адм от 19.04.2019 «О внесении изменений в проект планировки и межевания застроенной территории в городе Смоленск в границах проспекта ФИО22 - улицы Урицкого - улицы Тенишевой - улицы Кирова», которым проект межевания в границах проспекта ФИО22 – ул. Урицкого – ул. Тенишевой – ул. Кирова изложен в новой редакции, предусматривающей размещение многоквартирного дома по ул. Ново-Рославльская, 18, гостиницы и объекта общественного питания по пр-ту ФИО22, 19 Б, а также размещение дополнительных 726 парковочных мест для индивидуального транспорта по территории всего квартала в дополнение к 288 существующим и наличием существующих машино-мест в 236 гаражах. Полагают, что вышеуказанное постановление подлежит отмене по следующим основаниям.
Так, порядок принятия и опубликования нормативно-правового акта был нарушен: после проведения публичных слушаний материалы проекта планировки и межевания квартала Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска были возвращены в ООО «БИНОМ», и после произведенных последним исправлений, проект планировки и межевания направлен Главе города Смоленска на утверждение с изменениями, которые не обнародовались. Указанное противоречит ч.13 ст. 46 ГрК РФ, по смыслу которой Глава города мог либо утвердить проект, либо возвратить его на доработку с учетом протокола публичных слушаний. Текстовая часть проекта межевания не была возвращена после доработки и соответственно – не утверждена, что прямо противоречит положениям ч. 5 ст. 43 ГрК РФ. Кроме того, согласно п. 8 Устава г. Смоленска под официальным опубликованием понимается размещение полного текста муниципального акта в периодическом печатном издании, коим в рассматриваемом случае являются «Смоленские городские известия». 19.04.2019 оспариваемое постановление с приложениями 1-3 было опубликовано в № 20 указанного периодического издания, однако текстовая часть проекта межевания опубликована не была. Графическая часть утвержденного проекта планировки и межевания размещена на сайте и опубликована в нечитаемом формате, что не позволяет определить, какие именно изменения внесены в проект планировки и межевания, ранее утвержденные Постановлением № 1907-адм от 29.10.2012.
Дополнительно отмечают, что территориальные зоны и их границы устанавливаются Правилами землепользования и застройки города Смоленска, в соответствии с которыми квартал в границах проспекта ФИО22 - улицы Урицкого - улицы Тенишевой и улицы Кирова состоит из четырех зон: Ж4, Р2,С1 и Н. Между тем, в «Положении о размещении объектов капитального строительства на территории квартала» указано, что он состоит только из зоны Ж4, то есть фактически изменен состав зон, что не входит в компетенцию Главы г. Смоленска, а кроме того, от границ и размеров территориальных зон зависят дальнейшие расчеты. Полагают, что расчеты численности населения и доли озеленения в квартале произведены неправильно, исходя из параметров одной зоны - Ж4, а не всех четырех зон - Ж4, Р2,С1 и Н.
Ставя под сомнение возможность размещения многоквартирного дома по ул. Ново-Рославльская, 18 в г. Смоленска в границах указанного квартала, ссылаются также на наличие в материалах по обоснованию проекта планировки чертежа организации транспорта и улично-дорожной сети, на котором отображены 788 машино-мест. Указывают, что в технико-экономических показателях квартала отражено наличие 236 гаражей и 288 парковочных мест для хранения транспорта населения, существование которых не подтверждено материалами дела, поскольку, как в материалах проекта планировки и межевания 2012 года, так и в материалах проекта планировки и межевания 2019 года отсутствует чертеж организации транспорта и улично-дорожной сети, отображающей как существующие, так и планируемые к размещению необходимые для жителей квартала парковочные места. Кроме того, в схему включены 46 машино-мест по ул. Кирова за пределами границ проектирования квартала и 28 машино-мест на ул. Кирова, прилегающие к территории «Клинический родильный дом», не отвечающие требования безопасности дорожного движения. Полагают, что для обоснования возможности размещения многоквартирного дома по ул. Ново-Рославльская, 18 в г. Смоленске, необходимо обеспечить наличие стоянок для хранения автомобилей жителей квартала существующей застройки на 1400 машино-мест с соблюдением расстояния от автостоянок до зданий различного назначения, с соблюдением прав собственников придомовых территорий в порядке гражданского, жилищного и земельного законодательства. Между тем, отсутствие необходимого количества парковочных мест у различных объектов обслуживающей, административной и производственной деятельности, расположенной на всей территории квартала, не позволяет сделать вывод о соответствии оспариваемого постановления п. 42 КРФ, п. 1.1.1. Нормативов градостроительного проектирования Смоленской области.
В связи присоединением к рассматриваемому коллективному исковому заявлению собственников помещений мкд. №9 по ул. Ново - Рославльская, г. Смоленска административного истца ФИО21, являющегося собственником квартиры № в многоквартирном доме №10 по ул. Раевского, г. Смоленск, обоснование ранее заявленных требования были дополнено указанием на допущенные нарушения требований СанПин 2.1.2.2645-10 в отношении земельных участков придомовой территории по ул. Раевского, 10. Так, на зеленых зонах, занятых детскими площадками и нормативным озеленением запроектированы к размещению парковки. В этой связи истцы полагают, что обеспечение выполнения нормативного количества парковочных мест для жителей квартала в условиях размещения двух дополнительных объектов гостиницы и многоквартирного дома №18 по ул. Ново-Рославльская за счет размещения нормативного количества парковочных мест на придомовых территориях собственников жилых помещений без их согласия нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Данные объекты должны быть обеспечены нормативными парковочными местами за счет собственных земельных участков.
Кроме того указывают, что в количество парковочных мест для жителей на схеме дорожного движения включены парковочные места, необходимые для обслуживания нежилых зданий и помещений на закрытых территориях, их количество должно быть исключено из показателя нормативного обеспечения жителей квартала парковочными местами.
Таким образом, в целом, ссылаясь на несоответствие оспариваемого нормативно-правового акта положениям ч. 13 ст. 46 ГрКРФ, ч. 10 ст. 45 ГрКРФ, обладающим большей юридической силой, полагают, что возможности размещения на земельном участке по ул. Ново-Рославльская, 18 многоквартирного жилого дома с заявленными параметрами не имеется в связи с отсутствием нормативного числа парковочных мест и озелененных территорий, позволяющих предоставить отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
В этой связи в административном иске поставлен вопрос о признании незаконным и отмене Постановление главы города Смоленска №981-адм от 19.04.2019г. «О внесении изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленск в границах проспекта ФИО22 - улицы Урицкого - улицы Тенишевой - улицы Кирова», направлении проекта внесения изменения на доработку в соответствии с пунктом 5.13 Постановления №1927-адм от 05.07.2007г. «Об утверждении положения о подготовке и утверждении документации по планировке территории города Смоленска» с целью исключения парковочных мест с территорий детских площадок и озелененных территорий (наличие деревьев), обеспечением нормативного числа парковочных мест без нарушения прав граждан, собственников придомовых территорий на обеспечение детскими и спортивными площадками, местами отдыха взрослого населения, гарантированные им СП 42.13330.2011 (СП 42.13330.2016) и СанПиН 2.1.2.2645-10 Требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.
В судебное заседание административные истцы, надлежащим образом извещенные о дате и времени его проведения, не явились, представление своих интересов поручили ФИО2, которая заявленные требования поддержала по доводам административного иска. Дополнительно указала, что утвержденный проект планировки и межевания квартала не соответствует по уровню озеленения и количеству парковочных мест нормативам градостроительного проектирования Смоленской области, утвержденных Постановлением администрации Смоленской области № 141 от 28.02.2014, а также требованиям СП 42.13330.2011. Отметила, что для обоснования возможности размещения многоквартирного дом по ул. Ново-Рославльская, 18 в г. Смоленске необходимо обеспечить наличие стоянок для хранения автомобилей жителей квартала существующей застройки на 1400 машино-мест с соблюдением расстояния от автостоянок до зданий различного назначения; с соблюдением прав собственников придомовых территорий в порядке гражданского, жилищного и земельного законодательства, только с согласия которых, выраженного в виде решения общего собрания возможно использование территории под размещение автостоянок. Кроме того, в отношении земельного участка под жилым домом № 10 по ул. Раевского в г. Смоленске отметила, что с 2007 года все земельные участки в квартале поставлены на кадастровый учет в границах, не позволяющих их эксплуатировать. Фактические же границы придомовой территории определяются проектом планировки квартала, и в 2012 году таковые были определены. Однако, Администрацией г. Смоленска, в чьи полномочия входит проведение межевание и постановка на кадастровый учет под многоквартирными домами, этого не сделано ввиду отсутствия финансирования. Указанное создает возможности для точечной застройки, в частности размещения многоквартирного дома по ул. Ново - Рославльская, 18, размер придомовой территории которого не является достаточным для его эксплуатации. Отметила, что в объявлении о проведении публичных слушаний не было указано о планах Администрации г. Смоленска разместить на придомовой территории жилого дома № 10 по ул.Раевского парковочные места для жителей жилого дома № 18 по ул. Ново-Рославльская, в противном случае жильцы пришли бы выразить свою позицию. Участок, прилегающий к жилому дому № 10 по ул. Раевского в г. Смоленске, на котором проектом предусмотрено размещение дополнительных парковочных мест, имеет неровный рельеф, на нем расположены зеленые насаждения и детская площадка. При таких обстоятельствах, полагает, что использование земельного участка в соответствии с измененным проектом планировки и межевания застроенных территорий нецелесообразно и нарушает права жителей дома № 10 по ул. Раевского на благоприятную среду. Просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Администрации города Смоленска, заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска - ФИО23 в судебном заседании требования не признала, указав, что проект планировки и межевания застроенных территорий в г. Смоленске в границах улицы Октябрьской Революции, ул. Коммунистической – ул. Глинки - площади Победы - проспекта ФИО22, ул. Николаева; в границах ул. Николаева - проспекта ФИО22, ул. Кирова - 1-го Краснинского переулка; в границах проспекта ФИО22 - ул. Урицкого – ул. Тенишевой – ул. Кирова был утвержден постановлением Администрации г. Смоленска от 29.10.2012 № 1907-адм. На момент его утверждения в соответствии с требованиями ст.43 ГрК РФ проект межевания включал в себя текстовую часть (материалы по обоснованию проекта). Согласно ч.5 ст.43 проект межевания территории включал в себя только чертежи межевания территории. Поскольку изменения вносились в проект, утвержденный на основании ранее действующей нормы, проект межевания не содержал текстовой части, она не подлежала обязательному утверждению и опубликованию. В тоже время на публичные слушания текстовая часть проекта межевания была представлена, а также размещена на официальном сайте Администрации г. Смоленска, что само по себе, с учетом вышеуказанного, не влечет нарушения процедуры принятия внесения изменений в проект планировки территории и межевания территории. В заключении по результатам публичных слушаний рекомендовано учесть целесообразность замечаний и предложений, поступивших от истцов и принятых комиссией. Замечания истцов администрацией г. Смоленска были приняты в части, после чего проект планировки и межевания квартала направлен в ООО «Бином» для доработки. В дальнейшем он был представлен Главе города Смоленска на подпись. Просила в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать в полном объеме.
Представить заинтересованного лица ООО «Бином» ФИО24 возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных пояснениях (т.2 л.д.183-184, 202-205, т.3 л.л.171-172), а также представленном отзыве, в соответствии с которыми ООО «Бином» выполнялись работы по подготовке внесения изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий в г. Смоленске в границах проспекта ФИО22 - ул. Урицкого - ул. Тенишевой - ул. Кирова, утвержденный постановлением администрации г.Смоленска от 29.10.2012 №1907-адм. В ходе проведения публичных слушаний истцами были поданы замечания на проект планировки, часть из которых, отраженная в заключении по результатам публичных слушаний, была устранена ООО «Бином» путем передачи в Администрацию города Смоленска измененного проекта в электронном виде. При этом, изменения в проект планировки в части информации о зонах не вносились. Территориальная зона Ж-4 не изменялась с момента утверждения первоначального варианта проекта планировки территории. Отражение в проекте одной зоны Ж-4 является технической ошибкой. Кадастровый квартал состоит из 4-х зон, однако все жилые дома, как существующие, так и планируемые к размещению расположены в границах территориальной зоны Ж-4.
Также отметила, что расчет, обосновывающий технико-экономические показатели проекта планировки представлен в томе 6.6 (файл «расчет 6») «Характеристика фактического использования и расчетного обоснования размеров участков территории квартала в границах пр. ФИО22 - ул. Урицкого - ул. Тенишевой - ул. Кирова (ПК№6)». В данной таблице перечислены все земельные участки с указанием площади: фактической по данным ЕГРН, минимальной нормативной, площади земельных участков по проекту межевания территории. Так же в данной таблице указана расчетная численность населения каждого дома, как существующего, так и планируемого к размещению. Планируемая численность населения составит 3 500 человек, её расчет произведен исходя их п. 5.6 таблицы 2 СП 42.13330.2011.
В утвержденном варианте проекта планировки в таблице с технико-экономическим показателями пересмотрены площади территорий в графе, отражающей современное состояние. Количество населения в графе современного состояния сохранено и соответствует численности, указанной в ранее утвержденном варианте проекта планировки.
Площадь озелененной территории квартала составляет 11,87 га или 32% от общей площади квартала 36,6 га. Площадь озелененной территории жилой зоны квартала составляет 5,4 га или 42% от общей площади территории жилой зоны квартала 12,7 га, что соответствует п. 7.4 СП 42.13330.2011, п. 4.2.2 нормативов градостроительного проектирования Смоленской области, постановление № 141 от 28.02.2014. В площадь озелененной территории квартала не вошли участки общеобразовательных и дошкольных организаций, территория кладбища, что соответствует п. 7.4 СП 42. 13330.2011.
Тот факт, что в технико-экономических показателях указана площадь озелененной территории квартала, а не площадь озелененной территории жилой зоны квартала не является ошибочным и соответствует п.7.4 СП 42. 13330.2011. При расчете общей площади озелененных территорий квартала применялось проектирование с использованием программного обеспечения автоматизированного проектирования. В данной программе были выстроены полигоны, соответствующие озеленяемым территориям квартала и с помощью программы вычислены их площадь. Данная информация послужила основой для создания чертежа «Схема функционального использования территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства», том 6.3.
Размещение парковочных мест на территории города Смоленска в границах проспекта - ФИО22 - улицы Урицкого - улицы Тенишевой - улицы Кирова было предусмотрено в ранее утвержденном варианте проекта планировки, изменения в этой части в проект планировки не вносились, в техническом задании требования по внесению изменений по каждому земельному участку отсутствуют.
В проект планировки вносились изменения в соответствии с техническим заданием в части размещения дополнительных 48 парковочных мест, необходимых для территории в границах Проспекта ФИО22 - улицы Урицкого - улицы Тенишевой - улицы Кирова в связи с планируемым к размещению на данной территории жилым домом (проектируемый мкд) на земельном участке с кадастровым номером №. Для планируемого к размещению жилого дома (проектируемого мкд) на земельном участке с кадастровым номером № дополнительно предусмотрено 48 машино-мест вдоль улицы Панфилова, улицы Ново-Рославльская и на территории общего пользования, смежной с границами земельного участка, по которой осуществляется подъезд к жилому дому.
Места для хранения автотранспорта отражены на чертеже «Чертеж организации транспорта и улично-дорожной сети» в томе 6.3 «Материалы по обоснованию проекта планировки. Графическая часть». При расчете мест хранения автомобилей для жителей соответствующих домов квартала ООО «БИНОМ» применен показатель уровня автомобилизации в соответствии с данными генерального плана г. Смоленска (345 автомобилей на 1000 жителей). Применение в изменениях к проекту планировки для жителей квартала при расчете мест для хранения автомобилей показателя уровня автомобилизации соответствует требованиям нормативных документов, в частности п. 11.3 СП 41.13330.2011 «число мест хранения автомобилей следует определить исходя из уровня автомобилизации». ООО «БИНОМ» произвело расчет количества мест для хранения индивидуального транспорта согласно п. 23 ПЗЗ г. Смоленска (1 м/место на 80 кв.м. общей площади квартир) к планируемому к размещению жилому дому, тогда как приведенный административным истцом в расчете п. 23 ПЗЗ определяет предельные (минимальные параметры) разрешенного строительства, предусмотренные ст. 38 ГрК РФ, в частности количество машино-мест для земельного участка и не распространяет свое действие на проектирование квартала, которое регулируется иными, выше указанными нормами СП 41.13330.2011. Вопреки позиции административного истца, существующие парковочные места не подлежали размещению на «чертеже организации транспорта и улично-дорожной сети», который был подготовлен ООО «БИНОМ» поскольку в указанную часть изменения не вносились. ООО «БИНОМ» на указанном чертеже отображало проектируемые стоянки для временного хранения легковых автомобилей. На основании в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
Представить заинтересованного лица ООО «Метрум» ФИО25 возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных пояснениях (Т.2 л.д. 231-234, Т.3 159-165), а также возражениях на административное исковое заявление, которые в ходе судебного заседания поддержал. Указал, что 19 марта 2019 года с участием административных истцов состоялись публичные слушания по проекту внесения изменений в проект планировки и межевания застроенной территории в городе Смоленск в границах проспекта ФИО22 - улицы Урицкого - улицы Тенишевой - улицы Кирова, в ходе проведения которых от участвующих граждан, в том числе и ФИО2, поступили предложения и замечания, отраженные в протоколе публичных слушаний. 27 марта 2019 года с учетом замечаний и предложений комиссией по подготовке и проведению публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке и межеванию застроенных и подлежащих застройке территорий в городе Смоленске принято заключение о результатах публичных слушаний, в котором учтена часть замечаний и рекомендовано принять решение о внесении изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске в границах ФИО22 - улицы Урицкого - улицы Тенишевой - улицы Кирова с учетом внесенных по замечаниям изменений. Протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний размещены на официальном сайте администрации города Смоленска и опубликованы в Смоленских городских известиях от 28.03.2016 № 16, и могли быть обжалованы их участниками. Однако никто из участников публичных слушаний и заинтересованных лиц не воспользовался своим правом на обжалование данных документов, что свидетельствует об отсутствии замечаний к протоколу публичных слушаний, законности и обоснованности заключения о результатах публичных слушаний. Дополнительно указал, что результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, и комиссия по публичным слушаниям имела право не учитывать замечания участников публичных слушаний и представить документацию по внесению изменений в проект планировки и межевания на утверждение Главе города Смоленска, однако, используя свои полномочия, рассмотрела замечания, часть из которых была принята и учтена при выработке окончательного решения.
Указал, что доводы ФИО2 о неразмещении текстовой части постановления № 981 - адм от 19.04.2019 в средствах массой информации не соответствуют действительности, поскольку текстовая часть данного постановления опубликована в «Смоленских городских известиях» №20 от 24.04.2019 на страницах 13-55. Расчеты по оспариваемым параметрам квартала, выполненные ФИО2, не соответствуют нормативным актам, в частности применен п.11.3 существующего СП 42.13330.2016, носящего рекомендательный характер.
Также отметил, что проектом планировки и межевания территории, утвержденным оспариваемым постановлением предусматривается возможность дополнительного размещения на территории квартала 726 парковочных мест. На представленном суду чертеже указаны планируемые к размещению на территории квартала 788 парковочных мест. Однако вне зависимости от того, какой расчет потребности дополнительных мест для хранения автомобилей взят за основу (фактический или на долгосрочную перспективу), количество проектируемых парковочных мест превышает потребности населения. Доводы представителя административных истцов о неправильном расчете площади озеленения территории квартала также считает не соответствующими действительности, и основанными на неправильном, удобном для административных истцов толковании нормативных документов. Полагает, что представитель административных истцов смешивает понятия «озелененные территории общего пользования» и «озелененная территория квартала». Площадь озеленённой территории квартала составляет 11.87 га или 32% от общей площади квартала 36,6га. Просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований административных истцов в полном объеме.
Представитель прокуратуры Ленинского района г. Смоленска, Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в судебное заседание не явились, уведомлялись надлежащим образом.
Заслушав пояснения участников процесса, показания свидетелей, заключение прокурора, находящего заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, с учетом выездного судебного заседания, исследовав материалы дела и приобщенные материалы, суд приходит к следующим выводам.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
Указанные лица вправе обратиться в суд общей юрисдикции с коллективным административным исковым заявлением (статья 42 КАС РФ).
В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы нарушены или могут быть нарушены оспариваемым актом, или о том, что существует реальная угроза их нарушения (пункт 5 части 2 статьи 209 КАС РФ).
Поскольку согласно части 7 статьи 213 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с разъяснениями, данными в 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.
По делу видно, что административные истцы, за исключением ФИО21, являются собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома № 9 по ул. Ново-Рославльская г. Смоленска.
Административный истец ФИО21 является собственником квартиры № в многоквартирном доме №10 по ул. Раевского в г. Смоленске, находящемся на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030605:8, который с указанием площади 3034 кв.м. поставлен на кадастровый учет, сведения о границах участка внесены в ГКН; проектом предусмотрено увеличение таковой до 4038 кв.м. (Т.6 л.д. 244, Т.6 Внесение изменений в проект планировки территории квартала в границах пр. ФИО22-ул. Урицкого – ул.Тенишевой - ул.Кирова. Проект межевания территории, графические материалы)
Административным истцам также на праве общей долевой собственности пропорционально размеру общей площади находящихся в собственности квартир принадлежат два земельных участка № 9 площадью 2177 кв.м с кадастровым номером № и № 16 площадью 1312 кв.м с кадастровым номером № по ул. Ново-Рославльская г. Смоленска, на которых расположен названный многоквартирный дом и объекты инфраструктуры этого дома.
Земельный участок № 16 по ул. Ново-Рославльская г. Смоленска граничит с земельным участком с кадастровым номером № площадью 2444 кв.м, расположенным по адресу: <...>, северо-восточная часть дома 20, который на праве собственности принадлежит ООО «Метрум».
На данном земельном участке на основании разрешения на строительство № RU 67 302000-246, выданного Администрацией г. Смоленска 28.08.2015, ООО «Метрум» осуществлено строительство объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и подземной автостоянкой по адресу: <...>.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 25.04.2016 указанное разрешение на строительство признано незаконным и отменено ввиду несоответствия параметров возводимого ООО «Метрум» жилого дома градостроительным требованиям.
3 мая 2018 года ООО «Метрум» обратилось в администрацию г. Смоленска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <...>. 18 (в части предельного минимального размера земельного участка, в том числе его площади – с 4701,2 кв.м. по 2 444 кв.м., коэффициента использования территории с 2,3 до 2,86, минимальной доли озеленённой территории земельного участка с 1609 до 380 кв.м., минимального количество машиномест для хранения индивидуального транспорта на территории земельного участка с 99 до 51 машино-мест).
Постановлением администрации г. Смоленска от 13.06.2018 №1531-адм ООО «Метрум» такое разрешение было предоставлено, однако, в последующем, постановлением 04.07.2018 №1732-адм указанное постановление отменено.
ООО «Метрум» обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации г. Смоленска от 04.07.2018 №1732-адм «Об отмене постановления администрации г. Смоленска от 13.06.2018 №1531-адм «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями и подземной автостоянкой на ул. Ново-Рославльской, 18 в г. Смоленске»». Истцы по настоящему делу участвовали при рассмотрении Арбитражным судом указанного дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 27.02.2019 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением двадцатого Арбитражного апелляционного суда от 29.08.2019 вышеуказанное решение Арбитражного суда Смоленской области оставлено без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения (Т. 2 л.д.144-153).
Постановлением Администрации г. Смоленска № 09 от 13.02.2019 на 19.03.2019 назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий в г. Смоленске в границах проспекта ФИО22 - ул. Урицкого - ул. Тенишевой - ул. Кирова на 15 час. 00 мин. 19 марта 2019 в конференц-зале администрации г. Смоленска по адресу: <...> (т.2 л.д.92)
Главой города Смоленска вынесено оспариваемое постановление № 981-адм от 19.04.2019 «О внесении изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленск в границах проспекта ФИО22 - улицы Урицкого - улицы Тенишевой - улицы Кирова» (Т.1 л.д.11).
27 мая 2021 года Администрацией г. Смоленска выдано разрешение № 67-RU67302000-136-2019 на ввод реконструированного объекта капитального строительства – «многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями и подземной автостоянкой по ул. Ново-Рославльской, д. 18 в г. Смоленске».
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и спорными по делу не являлись.
В обоснование заявленных требований административные истцы ссылаются на нарушение предусмотренной законом процедуры назначения и проведения публичных слушаний, а также на несоответствие принятых изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленск нормам градостроительного законодательства, что повлекло нарушение прав административных истцов.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории.
Из ст. 42, 43 ГрК РФ следует, что проект планировки и межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Согласно ч.1 ст.46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории.
Орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие установленным требованиям. По результатам проверки указанный орган принимает соответствующее решение о направлении документации по планировке территории Главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку (ч.4 ст.46 ГрК РФ).
В силу п. 13 ст. 46 ГрК РФ (в редакции, действующей в юридически значимый период) Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Утвержденная документация по планировке территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет» (часть 14 статьи 46 ГрК РФ).
В соответствии с ч.1. ст. 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам межевания территории в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.
Согласно ч.5 ст. 5.1 ГрК РФ процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале публичных слушаний;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;
4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;
5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;
6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2006 N 237 (ред. от 31.03.2014) утвержден Порядок проведения публичных слушаний и опросов граждан в городе Смоленске.
Так, согласно п.3.3.2 указанного Порядка, постановление Главы города Смоленска о назначении слушаний принимается не позднее, чем за 30 дней до их проведения. Постановление публикуется в средствах массовой информации не позднее, чем за 25 дней до проведения слушаний. Одновременно постановлением Главы города Смоленска публикуется проект муниципального правового акта, выносимого на слушания.
Кроме того, в постановлении Главы города Смоленска о назначении слушаний указываются дата, место и время проведения слушаний; инициатор слушаний; вопрос (вопросы), выносимый (выносимые) на слушания; жители какой территории участвуют в опросе; вид опроса и голосования; источник финансирования мероприятий, связанных с проведением слушаний, опроса.
Разделом 4.1.3 установлены особенности назначения, подготовки и проведения слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории.
В соответствии с пунктами 4.1.3.1-4.1.3.3 определено, что слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории, подготовленным в составе документации по планировке территории, назначаются Главой города Смоленска и проводятся Администрацией города Смоленска.
Постановление Главы города Смоленска о назначении слушаний издается в течение 10 дней со дня получения от Администрации города Смоленска проекта планировки территории, проекта межевания территории.
Проект планировки территории, проект межевания территории подлежат официальному опубликованию одновременно с постановлением Главы города Смоленска о назначении слушаний и размещению на официальном сайте Смоленского городского Совета и Администрации города Смоленска в сети Интернет в течение 5 дней со дня издания Главой города Смоленска постановления о назначении слушаний.
В соответствии с Уставом города Смоленска муниципальные правовые акты вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов является публикация в печатном средстве массовой информации, определенном нормативным правовым актом Смоленского городского Совета. Формами обнародования муниципальных нормативных правовых актов являются размещение их в иных средствах массовой информации, в том числе электронных (через сеть «Интернет»).
В соответствии с решением Смоленского городского Совета от 23.05.1997 № 65 «О печатном органе Смоленского городского Совета, Администрации города Смоленска, Главы города Смоленска» (с изменениями и дополнениями) официальными печатными органами Смоленского городского Совета, Администрации города Смоленска, Главы города Смоленска считаются газета Смоленского городского Совета «Смоленские городские известия» и газета «Рабочий путь».
Как установлено судом, постановлением Администрации г. Смоленска № 09 от 13.02.2019 назначено проведение публичных слушаний по проекту внесения изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий в г. Смоленске в границах проспекта ФИО22 - ул. Урицкого - ул. Тенишевой - ул. Кирова, собрание участников слушаний запланировано на 19 марта 2019 в 15 час. 00 мин. в конференц-зале администрации г. Смоленска по адресу: <...> (т.2 л.д.92)
Постановление о назначении публичных слушаний и оповещение о начале публичных слушаний опубликованы в средствах массовой информации, в газете «Смоленские городские известия №6» от 15.02.2019 и размещено на официальном сайте администрации г. Смоленска (т.2 л.д.91, 94).
Из материалов дела следует, что 19 марта 2019 года проведены публичные слушания по вопросу внесения изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий в г. Смоленске в границах проспекта ФИО22 - ул. Урицкого - ул. Тенишевой - ул. Кирова. Согласно протоколу публичных слушаний в собрании приняло участие 17 человек, в том числе граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлен проект, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатель помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства. От представителя истцов по данному делу, участвующей в проведении публичных слушаний, ФИО2 поданы предложения и замечания по вопросам, рассматриваемым на публичных слушаниях (т.1 л.д.123-126)
Комиссией по подготовке и проведению публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке и межеванию застроенных территорий в г. Смоленске 27.03.2019 дано заключение о результатах публичных слушаний, в котором рекомендовано учесть целесообразность замечаний, принятых комиссией, и утвердить проект внесения изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске в границах проспекта ФИО22-ул. Урицкого - ул. Тенишевой - ул. Кирова, с учетом внесенных замечаний. (т.1 л.д. 127-129, т.2 л.д.89-90).
Протокол публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний размещены на официальном сайте администрации города Смоленска, в установленном порядке. Заключение по результатам проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений от 27.03.2019 опубликовано в Смоленских городских известиях от 28.03.2016 № 16.(Т.2 л.д.88).
Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска, с учетом поступивших замечаний, проведена проверка документации (т.3 л.д.25), после чего документация направлена Главе города Смоленска.
Главой города Смоленска вынесено обжалуемое постановление № 981-адм от 19.04.2019 «О внесении изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленск в границах проспекта ФИО22 - улицы Урицкого - улицы Тенишевой - улицы Кирова» (т.1 л.д.11)
Постановление № 981-адм от 19.04.2019 размещено 24.04.2019 на официальном сайте Администрации города Смоленска и в официальном издании «Смоленские городские известия» №20 (т.1 л.д.30-85).
Анализируя вышеуказанные письменные материалы дела, представленные в материалы дела распечатки официального издания «Смоленские городские известия» № 6» (275) от 15.02.2019г., № 16.(т.2 л.д.88), № 20 (289) от 24.04.2019 (т.1 л.д. 30 т.2 л.д.88, 91), суд приходит к выводу, что процедура опубликования в средствах массовой информации сведений о назначении публичных слушаний, месте и времени их проведения, протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний и вынесенное по их результатам постановление Главы города, была соблюдена.
Действительно (как следует из пояснений представителя администрации г. Смоленска) публикуемый в установленном законом порядке проект планировки и межевания территории не содержал текстовой части (материалов по обоснованию проекта), а содержал только (согласно ч.5 ст.43 ГрК РФ) чертежи межевания территории, т.к. изменения вносились в ранее утвержденный постановлением администрации г. Смоленска №1907-адм от 29.10.2012 проект. По этой же причине при разработке проекта использовались предыдущие материалы инженерных изысканий. Новые расчеты производились только в части вносимых изменений в проект планировки и межевания территории.
Вместе с тем, на момент утверждения проекта планировки и межевания застроенных территорий в 2012 проект межевания, согласно ст.43 ГрК РФ включал в себя текстовую часть (материалы по обоснованию проекта).
На публичные слушания текстовая часть проекта межевания была представлена, а также размещена на официальном сайте Администрации города Смоленска.
Участникам публичных слушаний была предоставлена возможность ознакомиться с документацией по планировке и межеванию территории, вынесенной на публичные слушания на экспозициях, расположенных в помещениях Администрации г. Смоленска, администрации Промышленного района г. Смоленска.
Данное право, о чем свидетельствуют внесенные впоследствии представителем истцов на публичных слушаниях замечания, было реализовано.
Таким образом, не размещение в проекте планировки и межевания застроенных территорий его текстовой части, проведение расчетов ООО «Бином» только в части проектируемых изменений, с учетом вышеуказанных обстоятельств, по убеждению суда, не влечет нарушения процедуры принятия внесения изменений в проект планировки территории и межевания территории.
Доводы истцов о не размещении текстовой части постановления №981-адм от 19.04.2019 в средствах массовой информации, а также о том, что графическая часть утвержденного проекта планировки и межевания опубликована в нечитаемом формате, несоответствии текстовой части проекту, опубликованному на сайте, не соответствуют действительности. По делу видно, что текстовая часть данного постановления опубликована в «Смоленских городских известиях» №20 от 24.04.2019. При этом содержание опубликованной информации, позволяет получить информацию о принятом по результатам проведенных слушаний решении и его содержании (т.1 л.д. 30-84).
Таким образом, доводы административного иска о том, что оспариваемое постановление, и утвержденный проект внесения изменений в проект межевания и планировки, не были опубликованы в установленном порядке, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.
Относительно доводов административных истцов о том, что проект планировки и межевания территории был направлен на публичные слушания без проведения администрацией г. Смоленска проверки на соответствие требованиям действующего законодательства, подлежал возвращению на доработку Главой г. Смоленска суд считает необходимым также отметить следующее.
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, который осуществляется на основании решения Администрации города Смоленска на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории регулируется Постановлением Администрации г. Смоленска от 05.07.2007 №1927-адм «Об утверждении Положения о подготовке и утверждении документации по планировке территории г. Смоленска» (далее – Положение).
Согласно п.5.4. Положения, Администрация города Смоленска осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов, с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
По результатам проверки Администрация города Смоленска в течение месяца принимает соответствующее решение о направлении документации по планировке территории Главе города Смоленска или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
В силу п. 5.5. Положения проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Аналогичные требования закреплены и в вышеприведенных нормах градостроительного законодательства (ч.ч 1 и 4 ст. 46 ГрК РФ).
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (п. 5.7. Положения).
Решением 37-й сессии Смоленского городского Совета IV созыва от 06.07.2012 № 649 утверждена структура Администрации города Смоленска. Управление архитектуры и градостроительства является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Смоленска. Решением 11-й сессии Смоленского городского Совета V созыва от 27.05.2016 № 177 утверждено Положение «Об органе Администрации города Смоленска в сфере архитектуры и градостроительства - управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска». Управление обеспечивает реализацию полномочий Администрации города Смоленска по решению вопросов местного значения в сфере архитектуры и градостроительства, осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Администрации города Смоленска, органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными органами и организациями. Кроме прочих к функциям Управления относится обеспечение работы по подготовке внесения изменений в документацию по планировке территории.
Таким образом, проверка документации по предлагаемым изменениям в проект межевания и планировки территории отнесена к компетенции Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска.
Судом установлено, что оспариваемый проект планировки и межевания застроенных территорий разработан специализированной организацией ООО «Бином» имеющей соответствующий допуск на выполнение указанных работ.
Проверка разработанного проекта проводилась в рамках предоставленных функций и полномочий Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска.
Как уже было указано выше, по результатам произведенной проверки принято решение о назначении публичных слушаний, в проведении которых приняло участие 17 человек, в том числе представитель истцов по данному делу ФИО2, от которой поступили предложения и замечания по вопросам, рассматриваемым на публичных слушаниях.
Комиссией по подготовке и проведению публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке и межеванию застроенных территорий в г. Смоленске 27.03.2019 принято заключение о результатах публичных слушаний, в котором учтена часть замечаний и рекомендовано принять решение о внесении изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий в г. Смоленске в границах проспекта ФИО22 - ул. Урицкого - ул. Тенишевой - ул. Кирова, с учетом внесенных замечаний (т.1 л.д. 127-129, т.2 л.д.89-90).
Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска, с учетом поступивших замечаний, дополнительно проведена проверка документации. ООО «Бином» произведена доработка принятого проекта с учетом имеющихся замечаний (т.3 л.д.25), после чего документация направлена Главе города Смоленска.
Данные обстоятельства также подтверждаются показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей.
Так, допрошенная в качестве свидетеля начальник отдела территориального планирования Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска ФИО26, поддержав ранее данные ею пояснения, подтвердила факт проведения Управлением проверки разработанного ООО «Бином» проекта планировки и межевания застроенной территории в городе Смоленск в границах проспекта ФИО22 - улицы Урицкого - улицы Тенишевой - улицы Кирова», на его соответствие требованиям закона и установленным нормам градостроительного законодательства, требованиям СНИП, ген. плану и т.п. Пояснила, что в соответствии с проектом изменений дом 9 по ул. Ново-Рославльская г. Смоленска оставлен в тех координатах, в которых сформирован земельный участок. В текстовой части, где рассчитывались парковочные места, добавлены парковочные места общего пользования. В топографической части старого проекта планировки есть чертеж дорожной сети, организация транспорта уличной и дорожной сети. На нем показана организация парковок. Имеется новый чертеж, на котором указаны дополнительные парковочные места. Дополнительные парковочные места добавлены из расчета 48 машиномест для строительства нового дома. Расчет предоставили, посчитали по генплану, по правилам дорожного движения. В расчете есть таблица, где проектировщики рассчитывают парковочные места по проекту планировки. Если сумму сложить, то получаются парковочные места, необходимые для проекта планировки. В новом проекте расчеты немного отличаются, с учетом тех парковочных мест, которые добавлены. Неизменны остались гаражи, стоянки постоянного хранения. 300 парковочных мест предусмотрены. Парковочные места расположены на расстоянии, предусмотренном нормативами. Интересы собственников затронуты не были. Весь проект не корректировался, изменения вносились в общую часть. В общую территорию озеленения квартала вошла территория Роспотребнадзора. Площадь озеленения квартала составляет 11 Га. Фактически площадь озеленения составила 32 %. При составлении проекта допущена техническая ошибка. Вся территория квартала указана как зона Ж-4, тогда как квартал состоит из 4х зон. Для каждой зоны произведен свой расчет. Относительно придомовой территории жилого дома № 10 по ул. Раевского в г. Смоленска пояснила, что проектом предусмотрено размещение на ней 17 – ти дополнительных парковочных мест с перераспределением территории общего пользования в сторону её увеличения за счет неразграниченных территорий. Неоднократно обращала внимание участников процесса на то обстоятельство, что вопрос о благоустройстве территории, в том числе размещении парковочных мест, может быть решен собственниками помещений указанного жилого дома при разработке проекта благоустройства, тогда как проект является всего лишь предложением и не может служить основанием для постановки предлагаемых изменений на кадастровый учет. При этом отметила, что при проектировании гостевых парковок в соответствии с требованиями санитарного законодательства учет расстояния до окон жилого дома не является обязательным. Также отметила, что результатам проведенной Управлением проверки представленного ООО «Бином» проекта были назначены публичные слушания. С учетом поступивших от граждан на публичных слушаниях замечаний, отработанных в заключении комиссии, указанный проект был направлен в рабочем порядке в ООО «Бином» для их устранения. В частности, были убраны 10 парковочных мест на пожарном проезде дома № 9 по ул. Ново-Рославльская г. Смоленска. После устранения замечаний, проект был направлен Главе города Смоленска для утверждения. Оснований же для направления всего проекта на доработку, исходя из принятых во внимание комиссией замечаний, не имелось. Необходимости проведения повторных публичных слушаний в указанном случае также не имелось, поскольку сделанные жителями замечания уже были учтены комиссией и устранены в той части, в которой комиссия посчитала это целесообразным. Пояснила, что описанная процедура с возвращением проекта в ООО «Бином» доработкой проекта не является, поскольку он уже был проверен Управлением на соответствие действующему законодательству, а является ни чем иным, как учетом мнения жителей квартала.
Кроме того, по ходатайству заинтересованного лица ООО «Метрум» в судебном заседании были оглашены показания кадастрового инженера ООО «БИНОМ», ФИО27, разрабатывающей спорный проект, согласно которым изменения вносились в соответствии с техническим заданием. Чертеж современного состояния разрабатывался на момент начала разработки проекта планировки, по состоянию на 2011 год. Исследовалась та территория, в которую вносились изменения. Численность населения была сохранена с 2012 года. Проект планировки разрабатывался в 2011 году, в том же году начата разработка современного состояния квартала. Все новые изменения были бы корректировкой проекта планировки. В данном случае речь идет о внесении корректировки в часть проекта планировки. Это определено в техническом задании в графе «цели». В проекте планировки были учтены замечания по результатам публичных слушаний. У дома 9 по ул. Ново-Рославльская г. Смоленска по результатам слушаний убрано 10 парковочных мест, т.к. там имеется возможность для размещения только 10 парковочных мест. При этом будет сохранено достаточное количество для сохранения пожарного проезда. В этой связи не было необходимости убирать все 20 парковочных мест. При пожарном проезде возможен проезд по другой полосе. Коэффициент использования для данного жилого дома превышает максимально допустимый для данной территории застройки. Была рассчитана возможность размещения многоквартирного жилого дома по адресу: <...> такими параметрами при условии получения разрешения на отклонение от предельных параметров. Сюда же входит минимальная доля. На счет минимального количества машино-мест, пояснила, что 50 % мест находится в границах земельного участка. Имеется подземная парковка и наземная. Этот пункт выполнен. Озеленение и парковка были проанализированы. Озеленение территории должно быть не менее 20 %, современное состояние складывается от существующих территорий. Территория кладбища в озелененную территорию квартала не вошла. Путем использования специальной программы была высчитана озелененная территория, которая составляет 12 Га. Были вычтены территории школ, территории детских садов и территории кладбищ. Все жилые дома, как существующие, так и планируемые к размещению расположены в границах территориальной зоны Ж-4. Отражение в проекте одной зоны Ж-4 является технической ошибкой. Кадастровый квартал состоит из 4-х зон. Зоны не менялись, изменения по ним не вносилось. Парковочные места и озеленение для других зон рассчитывалось. Есть парковочные места в зоне рекреации. В объектах культурного наследия проект планировки так детально не прорабатывается. Разрабатывался в проекте благоустройства. В некоторых случаях, на границах земельного участка. Парковочные места квартала планировались на основании тех. задания администрации в целях размещения многоквартирного жилого дома 18 по ул. Ново-Рославльская. Были определены элементы для благоустройства данного дома, обозначены предельные параметры. Так предусмотрено 50% на территории машино - мест, и 50% в шаговой доступности. Машино - места можно размещать на территории квартала. Запрещающих нормативов нет. Для остальных учреждений объектов общественного пользования парковочные места не рассчитывали. В первую очередь для жителей квартала. Объекты делового назначения должны самостоятельно организовать свои парковочные места исходя из своей площади. Конкретные паковочные места указываются в проектной документации, которая согласуется с администрацией г. Смоленска (т.3 л.д.109-126). Таким образом Управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Смоленска была проведена проверка документации по предлагаемым изменениям в проект межевания и планировки территории. Более того, в ходе дополнительной проверки были учтены поступившие от истцов замечания. В данном случае права административных истцов не нарушаются, так как имеющиеся недостатки проектной документации могут устраняться не только на стадии подготовки и проверки проектной документации в рамках ч.4 ст.46 ГрК РФ до вынесения проектной документации на публичные слушания, но и в рамках проведения публичных слушаний.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений процедуры проведения публичных слушаний, порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе положений п. 13 ст. 46 ГрК РФ, поскольку, как и предполагается указанной нормой права, решение об утверждении проекта внесения изменений было принято Главой г. Смоленска с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний. Действующее законодательство предполагает проведение процедуры публичных слушаний в целях обеспечения возможности представления лицами-участниками публичных слушаний предложений и замечаний к обсуждаемому проекту, с учетом которых в дальнейшем может осуществляться доработка проекта межевания территории. Повторное проведения процедуры публичных слушаний не предусмотрено.
Как следует из разъяснений, данных в пп. 34, 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Находя содержание оспариваемого постановления соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Как установлено судом и сторонами не оспаривалось, в утвержденном проекте отражена одна зона Ж-4, тогда как кадастровый квартал состоит из 4-х зон – Ж4, Р2,С1 и Н.
Тем не менее, изложенное само по себе не свидетельствует о неправильности произведённых в ходе проектирования расчетов, поскольку как установлено в судебном заседании и подтверждено письменными материалами дела, материалами проектной документации, показаниями допрошенных свидетелей, представителя администрации г. Смоленска и ООО «Бином» - отражение в проекте изменений одной зоны Ж-4 является технической ошибкой. Все жилые дома, как существующие, так и планируемые к размещению расположены в границах территориальной зоны Ж-4. Изменения в проект планировки в части информации о зонах не вносились. Территориальная зона Ж-4 не изменялась с момента утверждения первоначального варианта проекта планировки территории.
Приходя к выводу о соответствии произведенных ООО «Бином» расчетов параметров квартала, количества парковочных мест в квартале и соответствия площади озеленения нормативным актам, суд также принимает во внимание следующее.
Правила землепользования и застройки г. Смоленска, утверждены решением 41 сессии 3 созыва Смоленского городского Совета от 28.02.2017г. №490 (далее-ПЗЗ).
В соответствии с ч.2 ст.85 ЗК РФ Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.
Исходя из содержания ч.1 ст.30 ГрК РФ, Правила землепользования и застройки призваны обеспечить не только публичные интересы, связанные в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, но и права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, защищаемые законом права и интересы физических и юридических лиц, обеспечивая необходимый баланс между частным и публичным интересом.
Параметры разрешенного строительства предусматриваются градостроительным регламентом и определяются Правилами землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки распространяют свое действие на конкретный земельный участок, а не на квартал застройки. В рассматриваемом случае требования истцов, связаны с несогласием произведенного расчета количества парковочных мест на территории квартала.
Регулирование количества машиномест при проектировании квартала осуществляется на основании СП 42.13330.2011.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 №1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которого обязательному применению подлежит СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Свод правил 42.13330.2011 по отношению к нормативам градостроительного проектирования, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 28.02.2014 №141, имеет большую юридическую силу. Нормативы градостроительного проектирования в силу разграничений полномочий по компетенции, предусмотренных ГрК РФ и вышеуказанным ФЗ, не должны вступать в противоречие с нормами СП, носящими обязательный характер.
Кроме того, во введении нормативов градостроительного проектирования, утвержденных постановлением Администрации Смоленской области от 28.02.2014 №141 указано, что по вопросам, не рассматриваемых в настоящих нормативах, следует руководствоваться законами и нормативно-техническими документами, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», а при отмене или изменении действующих нормативных документов, в том числе тех, на которые делается ссылка в настоящих нормах, следует руководствоваться номами, вводимыми взамен отмененных.
Согласно п.11.3 СП 42.13330.2011 число мест для хранения автомобилей следует определять исходя из уровня автомобилизации на расчетный срок из расчета 350 автомобилей на 1000 человек. В крупных и крупнейших городах указанное число мест хранения автомобилей допускается уточнять (уменьшать или увеличивать).
Численность населения в данном квартале, согласно проекта планировки и межевания застроенной территории в городе Смоленск в границах проспекта ФИО22 - улицы Урицкого - улицы Тенишевой - улицы Кирова, утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 29.10.2012 № 1907-адм, составляет 3444 человека (фактическое количество населения составляет 3267 человек в связи со сносом бараков, ранее находившихся на ул.Ново-Рославльская г.Смоленска), на расчетный срок до 2030 года численность населения составит 3500 человек, следовательно, потребность в местах хранения автомобилей в квартале составляет:
3267*350:1000=1143 места хранения (для фактического населения квартала),
3444*350: 1000=1205 мест хранения (согласно утвержденного в 2012г. проекта планировки и межевания),
3500*350:1000= 1225 мест хранения (в долгосрочной перспективе)
Согласно проекту планировки на территории данного квартала уже существуют:
- 236 гаражей (стоянок) для постоянного хранения автомобилей,
- 288 стоянки для временного хранения автомобилей для жителей квартала,
- 726 машино-мест проектируются для размещения.
Таким образом, с учетом уже существующих 524 мест (236+288) для хранения автомобилей, потребность мест для хранения автомобилей составляет:
-681 место (1205-524) в настоящее время,
-701 место (1225-524) в долгосрочной перспективе.
Проектом планировки и межевания территории, утвержденным постановлением Администрации города Смоленска от 19.04.2019 №981-адм предусматривается возможность дополнительного размещения на территории квартала 726 парковочных мест.
На представленном суду чертеже проекта планировки, указаны планируемые к размещению на территории квартала 788 парковочных мест.
Таким образом, в оспариваемом проекте планировки количество проектируемых парковочных мест превышает установленные нормативы и потребности населения и не могут нарушать права истцов.
Указывая на неправильность произведенных расчетов, истцы ссылаются на требования Правил землепользования и застройки города Смоленска, а также требования СП42.13330.2016, указывая, что планируемое к размещению количество машиномест, открытых и закрытых автостоянок на территории квартала недостаточно для обеспечения потребностей жителей квартала.
Между тем, указанный стандарт включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Приказ Росстандарта от 02.04.2020 N 687), таким образом, его требования не носят обязательного характера.
Не могут, по мнению суда, нарушать прав истцов и проектируемое количество парковочных мест у различных объектов обслуживающей, административной и производственной деятельности, расположенных по всей территории квартала.
В проект планировки вносились изменения в части размещения дополнительных 48 парковочных мест, необходимых для территории в границах Проспекта ФИО22 - улицы Урицкого - улицы Тенишевой - улицы Кирова в связи с планируемым к размещению на данной территории жилым домом (проектируемый мкд) на земельном участке с кадастровым номером №
Для планируемого к размещению жилого дома (проектируемого мкд) на земельном участке с кадастровым номером № дополнительно предусмотрено 48 машино-мест вдоль ул. Панфилова, улицы Ново-Рославльская и на территории общего пользования, смежной с границами земельного участка, по которой осуществляется подъезд к жилому дому, что подтверждается представленными материалами проектной документации.
В ходе выездного судебного заседания судом установлена реальная возможность такого размещения, равно как и существование дополнительных парковочных мест, не предусмотренных проектом, которые используются жителями квартала в качестве таковых по мере надобности. Также в ходе выездного судебного заседания подтверждена реальная возможность размещения дополнительных парковочных мест на прилегающей к придомовой территории жилого дома № 10 по ул. Раевского в г. Смоленске территории, которая в случае реализации проекта будет включена в состав придомовой с увеличением её площади до 4038 кв.м.
При этом, довод административного истца о том, что на территории жилого дома № 10 по ул. Раевского в г. Смоленске не могут быть размещены дополнительные парковочные места ввиду того, что указанная территория относится к общей долевой собственности жильцов пропорционально размеру общей площади находящихся в собственности квартир не подтверждается материалами дела, поскольку как следует из т. 6.5. «Проекта межевания территории Графические материалы», и как установлено в ходе выездного судебного заседания, дополнительные парковочные места в количестве 17 не располагаются на существующих в ГКН границах придомовой территории названного жилого дома, более того, вопрос об их фактическом размещении может быть решен собственниками помещений в процессе подготовки проекта благоустройства придомовой территории.
Так же в ходе выездного судебного заседания установлено, что на придомовой территории мкд № 9 по ул. Ново-Рославльской уже произведена разметка под 15 машино – мест, вместо запланированных – 10; на придомовой территории мкд № 18. по ул. Ново-Рославльской имеются уже выделенные 4 машино-места, а внутри территории с учетом расположения стоящих машин еще не менее 2 машино-мест, так же имеется подземная стоянка с уже имеющейся разметкой на 45 машино-мест.
Кроме этого при визуальном осмотре придомовых территорий мкд №7,9 по ул. Панфилова установлено расположение не менее 12 парковочных мест, организованных самостоятельно жильцами.
Так же установлено, что на территории общего пользования № 87 Проекта межевания территории, графические материалы (Т.6 Внесение изменений в проект планировки территории квартала в границах пр. ФИО22-ул. Урицкого – ул.Тенишевой - ул.Кирова. Проект межевания территории, графические материалы) право собственности на которую не разграничено, ООО «Метрум» сформирована площадка, на которой имеется возможность расположение не менее 19 машино-мест., что подтверждено стоящими транспортными средствами.
Таким образом, требования по внесению изменений в проект планировки территории в части увеличения на 48 машино-мест общего количества машино-мест для территории в городе Смоленске в границах проспекта ФИО22 - улицы Урицкого - улицы Тенишевой - улицы Кирова выполнены в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.
Законность расчета минимального количества машиномест необходимых для размещения жилого дома на ул.Ново-Рославльской, 18, коэффициента использования территории, минимального размера земельного участка, его озеленения проверена Арбитражном судом Смоленской области, что нашло свое отражение в Решении Арбитражного суда Смоленской области от 27.02.2019 и Постановлении двадцатого Арбитражного апелляционного суда от 29.08.2019г., которым вышеуказанное решение Арбитражного суда Смоленской области оставлено без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения (т.1 л.д.144-153).
Доводы представителя административных истцов о неправильном расчете площади озеленения территории квартала, также, по мнению суда, основаны на не правильном толковании нормативных документов. Истцами смешаны понятия «озелененные территории общего пользования» и «озелененная территория квартала». Однако указанные понятия являются различными. Согласно п.4.2.1 Нормативов градостроительного проектирования Смоленской области, утвержденного постановлением №141 от 28.02.2014г, озелененные территории общего пользования - объекты градостроительного нормирования - представлены в виде городских парков, садов, скверов, бульваров, набережных, других мест кратковременного отдыха населения и территорий зеленых насаждений в составе жилой, общественной, производственной застройки, в том числе площадки различного функционального назначения, участки жилой, общественной, производственной застройки, пешеходные коммуникации, улично-дорожная сеть населенного пункта, технические зоны инженерных коммуникаций.
Согласно п.7.4 СП 42.13330.2011 площадь озелененной территории квартала (микрорайона) без учета участков школ и детских дошкольных учреждений должна составлять не менее 25 % площади территории квартала.
Согласно п. 4.2.2 Нормативов градостроительного проектирования Смоленской области, утвержденного постановлением №141 от 28.02.2014: удельный вес озелененных территорий различного назначения (уровень озеленённости территории застройки) должен быть не менее 40 %, а в границах территории жилого района не менее 25 %, включая суммарную площадь озелененной территории квартала (микрорайона).
Площадь квартала составляет 36,6 га.
В проекте планировки указана площадь озелененных насаждений общего пользования - 1.7га (сквер).
В соответствии с п. 7.4 СП 42. 13330.2011 площадь озелененной территории квартала (микрорайона) многоквартирной застройки жилой зоны (без учета участков школ и детских дошкольных учреждений) должна составлять, как правило, не менее 25% площади территории квартала. Аналогичные требования содержатся в п. 4.2.2 нормативов градостроительного проектирования Смоленской области, постановление №141 от 28.02.2014: удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застройки населенного пункта (уровень озелененности территории застройки) должен быть не менее 40 %, а в границах территории жилого района не менее 25 %, включая суммарную площадь озелененной территории квартала (микрорайона).
В проекте планировки указана озелененная территория квартала - 11.87 га.
При этом, в площадь озелененной территории квартала не вошли участки общеобразовательных и дошкольных организаций, территория кладбища, что соответствует п. 7.4 СП 42. 13330.2011.
Тот факт, что в технико-экономических показателях указана площадь озелененной территории квартала, а не площадь озелененной территории жилой зоны квартала не является ошибочным и также соответствует п.7.4 СП 42. 13330.2011.
В проекте планировки выделена площадь территории жилых зон - 12.7 га. Площадь озелененной территории жилой зоны (жилых зон) рассматриваемого квартала составляет 5,4 га.
Таким образом, площадь озеленённой территории квартала составляет 11.87 га или 32% от общей площади квартала 36,6га; площадь озелененной территории жилой зоны квартала составляет 5.4 га или 42% от общей площади территории жилой зоны квартала 12.7га.
Данные показатели удовлетворяют требованиям градостроительных нормативов.
Доводы представителя административных истцов о необходимости исключения из площади озеленения территории квартала территории областного туберкулезного диспансера, территории учебного здания СГИФК, территории городского родильного дома, территории СЭС и Роспотребнадзора, территории Смоленского строительного колледжа, земельного участка по ул. Ново-Рославльская, 3а, основаны на не правильном толковании нормативных актов, противоречат нормам федерального законодательства (СП 42.13330.2011), имеющим большую юридическую силу.
Более того, исходя из положений ст. 25 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» N 212-ФЗ от 21.07.2014 и ст. 46 ГрК РФ, целью публичных слушаний является учет мнения заинтересованных лиц относительно целесообразности принимаемого решения, а не проверка гражданами технической документации на её соответствие нормативным актам. Обязанность проведения таковой проверки закон возлагает на орган, ответственный за принятие обсуждаемого решения, а не на граждан, которые не обладают специальными познаниями. На публичных слушаниях по вопросам планировки и межевания территорий граждане высказывают своё мнение относительно развития городской среды, которая будет благоприятна для их проживания, а не проводят техническую экспертизу проектной документации.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска представленная документация по проекту внесения изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске была проверена в соответствии с требованиями п. 10 статьи 45 ГрК РФ. У суда не имеется оснований для сомнений в проведенных специализированной профильной организацией ООО «Бином» расчетах в оспариваемом проекте. Обстоятельства разработки проекта, слушаний подтверждены в судебном заседания показаниями свидетелей, обладающих специальными познаниями, предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Оснований для удовлетворения административного иска не имеется, поскольку оспариваемое решение принято органом местного самоуправления в соответствии с предоставленными полномочиями, с соблюдением процедуры, в том числе об обязательном опубликовании оспариваемого постановления, соответствует федеральному законодательству и не нарушает права и законные интересы административных истцов.
Административными истцами не представлены какие-либо подтверждающие доказательства тому, что их права пользования земельными участками под многоквартирными домами № 9 по ул. Ново-Рославльская, и № 10 по ул. Раевского нарушены оспариваемым постановлением, равно как и доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемым постановлением права на благоприятную окружающую среду.
С учетом общих принципов Градостроительного кодекса Российской Федерации документы градостроительного планирования призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке документации градостроительного планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст.178-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 к Администрации г. Смоленска о признании Постановления Главы города Смоленска № 981-адм ль 19 апреля 2019 года «О внесении изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленск в границах проекта ФИО22 – улица Урицкого – улица Тенешевой – улица Кирова» недействующим – отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Е.А. Самошенкова
Мотивированное решение суда изготовлено 05.07.2021.