ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1794/16 от 10.08.2016 Дзержинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Отметка об исполнении решения

_________________________________________________________________

Дело № 2а-1794/16 10 августа 2016 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга

в составе председательствующего судьи Князевой О.Е.,

при секретаре Шагинян Д.В.

с участием представителя административного истца И.Я.В., действующей на основании доверенности от **.**.**** сроком до **.**.**** года

представителя административного ответчика адвоката О.Г.Н., действующего на основании доверенности от **.**.**** сроком на 3 года и ордера от **.**.**** года

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИ ФНС России № 8 по Ленинградской области к Л.Н.Н. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени и по встречному исковому заявлению Л.Н.Н. к МИ ФНС № 8 по Ленинградской области об оспаривании действий по перерасчету земельного налога, обязании совершить действия

УСТАНОВИЛ:

Административный истец МИ ФНС № 8 по Ленинградской области обратился в Дзержинский районный суд Санкт – Петербурга с административным исковым заявлением к Л.Н.Н. просит суд взыскать с административного ответчика задолженность по земельному налогу за период 2012 – 2014 года в сумме *** рублей *** копейки и пени за период с 02.11.2014 года по 01.10.2015 года в размере *** рублей *** копеек.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что в собственности Л.Н.Н. находятся земельные участки. Расположенные на территории Ломоносовского района ЛО. На основании сведений, представленных из Росреестра, Л.Н.Н. был исчислен земельный налог за 2013 – 2014 года в сумме *** рубля *** копейки, на основании обновленных данных Росреестра Л.Н.Н. произведен перерасчет земельного налога за 2012 год на сумму *** рублей *** копейка, а всего за период 2012 – 2014 года на сумму *** рублей *** копейки, о чем были выставлены налоговое уведомление №*** за период 2013 – 2014 года со сроком исполнения до 01.10.2015 года, и налоговое уведомление №*** за период 2012 год со сроком исполнения до 01.10.2015 года. Однако земельный налог уплачен не был, в связи с чем была исчислена пеня и выставлено требование об уплате земельного налога №*** со сроком исполнения до 26.11.2015 года, которое так же не было исполнено. По указанным основаниям было принято решение №*** от 27.11.2015 года о взыскании задолженности по земельному налогу и пени в общей сумме *** рубля *** копеек, в связи с чем обратился в суд.

В ходе рассмотрения дела административным ответчиком заявлено встречное административное исковое заявление к МИФНС № 8 по Ленинградской области (л.д.110-113), в котором он просит:

- признать незаконными действия МИ ФНС № 8 по ЛО по перерасчету в отношении него налоговой базы и соответственно размера суммы подлежащей уплате земельного налога за периоды 2012 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: №***; за период 2013 – 2014 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: №***.

- обязать МИ ФН № 8 по Ленинградской области отозвать налоговое уведомление №***, налоговое уведомление №***, налоговое требование №*** в отношении Л.Н.Н. в части начисленного в результате произведенного перерасчета суммы земельного налога за 2012, 2013 и 2014 года.

В обоснование заявленного встречного административного искового заявления Л.Н.Н. указывает, что из направленных ему налоговых уведомлений следует, что изменились только налоговые базы для земельных участков №***. Действия административного ответчика, наделенного государственными полномочиями по расчету налоговой базы для уплаты земельного налога физическими лицами, в виде перерасчету размера налоговых платежей за 2012 – 2014 года не имеют экономической цели и направлены исключительно на восстановление пропущенных сроков, установленных ст.48 НК РФ для взыскания недоимки в судебном процессе. Полагает, что действия налогового органа прямо противоречат положениям ст.ст.390, 391 НК РФ, поскольку налоговая база, и, соответственно сумма земельного налога в период 2012 год для земельных участков с кадастровыми номерами: №***; за период 2013 – 2014 года для земельных участков с кадастровыми номерами: №***,

№*** не изменились, соответственно не имелось никаких оснований для проведения перерасчета сумм земельного налога в отношении данных земельных участков. В нарушение положений ст.69 КАС РФ налоговым органом так же не доказано наличие оснований, дающих ему право в соответствие со ст.391 НК РФ для перерасчета налоговой базы для уплаты земельного налога за 2012 – 2014 года для названных земельных участков. Из представленных документов невозможно установить, какие именно документы направлялись в адрес Л.Н.Н., при этом он не подтверждает факт получения названных налоговых уведомлений. 27.05.2016 года действия МИ ФНС № 8 по ЛО им оспаривались в порядке подчиненности, однако в удовлетворении его жалобы ему было отказано, в связи с чем обратился в суд.

Представитель административного истца в назначенное судебное заседание явилась, поддержала заявленные требования и изложенные основания, не признала заявленное встречное административное исковое заявление, поддержала позицию, изложенную в отзыве на встречное исковое заявление (л.д.93-97), полагает, что действия налогового органа носят законный и обоснованный характер, сведения о перерасчете налога были включены в налоговое уведомление поскольку он не был уплачен, корректировка произошла в сторону уменьшения в связи с поступлением уточненных сведений о времени нахождения в собственности административного ответчика некоторых земельных участков. Полагает срок для обращения в суд не нарушенным, просила заявленные требования отказать.

Административный ответчик в назначенное судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения административного дела через своего представителя, каких-либо заявлений или ходатайств суду не представил, в связи с чем суд рассматривает дело в отсутствие не явившегося административного ответчика по правилам ст.289 КАС РФ.

Представитель административного ответчика в назначенное судебное заседание явился, не признал заявленные исковые требования, поддержал позицию, изложенную в представленных возражениях (л.д.114-117), заявленные встречное административное исковое заявление поддержал, указал на не соответствие действий налогового органа ст.ст.30, 33, 391 НК РФ, что свидетельствует о нарушении срока обращения в суд с настоящими требованиями. Административным истцом не приведена ссылка на норму, позволяющую объединить в одном уведомлении несколько объектов, то есть несколько участков. Оснований для перерасчета налога не имелось, в связи с чем оснований для включения указаний на перерасчет налога в уведомление 2015 года не соответствует закону, и не может приниматься во внимание судом. Просил встречное исковое заявление удовлетворить, в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с положениями п.1 ч.1 ст.23 НК РФ, ч.ч.1, 2 ст.45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Статьями 388 – 390 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.Согласно ч.3 ст.396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что Л.Н.Н. в 2012-2014 годах являлся собственником 9 земельных участков, расположенных на территории Ломоносовского района Ленинградской области (л.д.8-9), в связи с чем в соответствии со ст.396 НК РФ, ему в период 2010 – 2012 года был исчислен земельный налог и направлено налоговое уведомление №*** (л.д.57-59), в срок до 01.11.2013 года предложено уплатить земельный налог. В дальнейшем, ему был исчислен земельный налог за 2013 год, в связи с чем направлено налоговое уведомление № 600482 (л.д.54-56), в срок до 05.11.2014 года предложено уплатить земельный налог за 2013 год.21.05.2015 года в адрес Л.Н.Н. было выставлено налоговое уведомление №*** (л.д.16-18), в котором ему был исчислен земельный налог за 2014 году и произведен перерасчет земельного налога к налоговому уведомлению №*** об уплате земельного налога за 2013 год, предложено до 01.10.2015 года уплатить задолженность по уплате налога. В связи с неисполнением обязанности по уплате земельного налога за 2012 год и поступление корректирующих сведений о времени владения земельными участками, 15.06.2015 года в адрес административного ответчика было выставлено налоговое уведомление №*** о перерасчете земельного налога к налоговому уведомлению №*** (л.д.47-53), который предложено уплатить не позднее 01.10.2015 года.Заявляя встречное административное исковое заявление, административный ответчик исходит из того, что действий административного истца о включение в налоговые уведомления №*** и №*** сведений по земельным участкам, в отношении которых не было представлено сведений о каких-либо изменениях, влияющих на определение суммы налога, подлежащей уплате, при этом указывая, что действующее законодательство не предусматривает возможности включения в одно налоговое уведомление указание не насколько объектов налогообложения, то есть нескольких земельных участков. При этом, действующее законодательство не содержит запрета на включение в единое налоговое уведомление всех объектов налогообложения, которые подлежат учету при исчислении соответствующего налога в соответствующий период, напротив, приведённые нормы говорят о необходимости исчисления земельного налога налогоплательщику – физическому лицу, и направлении ему налогового уведомления, то есть об исчислении земельного налога по всем объектам налогообложения для включения их в налоговое уведомление. Поскольку исчисление размера подлежащего уплате налога определяется на основании сведений, поступающих из регистрирующего органа, в случае корректировки каких-либо из сведений обязанностью налогового органа являются так же корректировка определенного размера налога, подлежащего уплате, и направление в адрес плательщика земельного налога сведений о перерасчете земельного налога с предложением о его уплате.На основании изложенного суд не находит оснований согласиться с позицией административного ответчика о незаконности действий административного истца по перерасчету в отношении него налоговой базы и соответственно размера суммы подлежащей уплате земельного налога за периоды 2012 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: №***; за период 2013 – 2014 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: №***, в связи с чем в удовлетворении встречного административного искового заявления полагает необходимым отказать.Согласно положений ст.ст.69, 70 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Поскольку административным ответчиком не была исполнена возложенная на него обязанность по оплате земельного налога, 19.10.2015 года в его адрес было направлено требование №*** об оплате задолженности по налогу в общей сумме *** рублей *** копеек и пени в общей сумме *** рублей *** копеек, который предложено оплатить до 26.11.2015 года. В соответствии с положениями ст.48 НК РФ:1. В случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. 2. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 11.03.2016 года, направив заявление почтой (л.д.34), то есть с соблюдением установленного срока. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что административным ответчиком в полном объеме и в установленный срок были исполнены обязанности по уплате исчисленного налога, суду не представлено, в связи с чем суд полагает обоснованными заявленные требования о взыскании недоимки на налогу, полагает необходимым взыскать указанную сумму с административного ответчика в доход бюджета. Поскольку обязанность по уплате налога не исполнена административным ответчиком своевременно, по правилам ст.75 НК РФ административному ответчику так же обосновано исчислена неустойка в связи с неисполнением в установленный срок обязанности по уплате налога, в связи с чем заявленные требования о взыскании пени так же подлежат судом удовлетворению. Представленный расчет (л.д.11) пени судом проверен, суд полагает его обоснованным, указанный расчет может быть положен в основу принимаемого решения. По правилам ст.114 КАС РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме *** рублей *** копеек по правилам ст.333.19 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Л.Н.Н., **.**.**** года рождения, уроженца г.Ленинград, зарегистрированного проживающим по адресу: Санкт – Петербург, <адрес> пользу бюджета задолженность по земельному налогу в сумме *** рублей *** копейки и пени за период с 02.11.2014 года по 01.10.2015 года в сумме *** рублей *** копеек.

Взыскать с Л.Н.Н., **.**.**** года рождения, уроженца г.Ленинград, зарегистрированного проживающим по адресу: Санкт – Петербург, <адрес> государственную пошлину в доход государства в сумме *** рублей *** копеек.

В удовлетворении встречного искового заявления Л.Н.Н. к МИ ФНС № 8 по Ленинградской области об оспаривании действий по перерасчету земельного налога, обязании совершить действия – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт – петербургский городской суд в течение месяца через суд, его постановивший.

Судья О.Е.Князева

Решение суда изготовлено в окончательной форме 23.09.2016 года