ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1794/20 от 04.02.2021 Медведевского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-220/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 февраля 2021 г. п.Медведево

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Ильина Е.В.,

при секретаре судебного заседания Ерусланове Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Медведевского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц, к Собранию депутатов Кундышского сельского поселения о признании бездействия в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов незаконным, обязании провести антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Медведевского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц обратился в Медведевский районный суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением к Собранию депутатов Кундышского сельского поселения, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов: решения от <...> года№ ... «Об утверждении порядка проведения осмотра зданий, сооружений га предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений в Правила благоустройства территории Кундышского сельского поселения»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений в Устав Кундышского сельского поселения Медведевского муниципального районаРеспублики Марий Эл»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений в Регламент Собрания депутатов Кундышского сельского поселения»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений и дополнений в Положение о публичных слушаниях Кундышского сельского поселения»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Кундышского сельского поселения Медведевского муниципального района Республики Марий Эл»; решения от <...> года№ ... «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности на территории Кундышского сельского поселения», а также проектов указанных нормативных актов; обязать административного ответчика провести антикоррупционную экспертизу указанных муниципальных нормативных правовых актов, установив срок исполнения обязанности один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

В обосновании административного иска указано, что прокуратурой Медведевского района проверено исполнение законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой выявлено, что административным ответчиком не проведена антикоррупционная экспертиза указанных нормативно-правовых актов в период с <...> года по <...> года, тем самым были созданы условия для нарушения прав граждан, иных заинтересованных лиц при применении антикоррупционного законодательства.

В судебном заседании старший помощник прокурора Медведевского района Гилязов Р.Ф. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам, указанным в административном иске.

Представитель административного ответчикаСобраниядепутатов Кундышского сельского поселения в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены. От него поступил письменный отзыв на административный иск, в котором указано, что административный ответчик считает иск обоснованным в полном объеме, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Выслушав участвующего в деле прокурора, изучив материалы дела,суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Медведевского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции Собранием депутатов Кундышского сельского поселения.

В ходе указанной проверки выявлено, что Собранием депутатов Кундышского сельского поселения в <...> года по <...> года не проведена антикоррупционная экспертиза нормативно правовых актов: решения от <...> года№ ... «Об утверждении порядка проведения осмотра зданий, сооружений га предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений в Правила благоустройства территории Кундышского сельского поселения»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений в Устав Кундышского сельского поселения Медведевского муниципального районаРеспублики Марий Эл»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений в Регламент Собрания депутатов Кундышского сельского поселения»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений и дополнений в Положение о публичных слушаниях Кундышского сельского поселения»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Кундышского сельского поселения Медведевского муниципального района Республики Марий Эл»; решения от <...> года№ ... «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности на территории Кундышского сельского поселения», а также проектов указанных нормативных актов.

Указанные обстоятельства также подтверждаются письмом главы Кундышского сельского поселения от <...> года№ ... и не оспаривались представителем ответчика в ходе судебного разбирательства.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Согласно ч.ч.3,4 ст.7 указанного Федерального законамуниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г.№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения устанавливаются Федеральным законом от 17 июля 2009 г.№ 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее Федеральный закон №172-ФЗ).

Согласно п.п. 3 п. 1, п. 4 ст. 3 указанного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (п.п.2 п. 1 ст. 4 Федерального закона №172-ФЗ).

Необходимость проведения экспертизы каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта с целью обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы, определена пунктом 2 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрено обязательное проведение органами, организациями, их должностными лицами, указанными Федеральным закономот 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционной экспертизы принятых указанными лицами нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.

При этом не проведение указанной антикоррупционной экспертизы будет противоречить основным принципам, установленных в ст.2 Федерального законаот 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ, создаст условия для нарушения прав граждан и иных заинтересованных лиц.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что бездействие административного ответчика, выразившееся в не проведенииантикоррупционной экспертизы как самих муниципальных правовых актов: решения от <...> года№ ... «Об утверждении порядка проведения осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соотвсетвии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений в Правила благоустройства территории Кундышского сельского поселения»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений в Устав Кундышского сельского поселения Медведевского муниципального районаРеспублики Марий Эл»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений в Регламент Собрания депутатов Кундышского сельского поселения»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений и дополнений в Положение о публичных слушаниях Кундышского сельского поселения»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Кундышского сельского поселения Медведевского муниципального района Республики Марий Эл»; решения от <...> года№ ... «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности на территории Кундышского сельского поселения», так и проектов указанных нормативных правовых актов, является незаконным, противоречит целям и задачам действующего антикоррупционного законодательства.

Собрание депутатов Кундышского сельского поселения должны были провести антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов и их проектов в соответствии с указанным законодательством.

Положением о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов) Собрания депутатов Кундышского сельского поселения, принятого Решением Собрания депутатов Кундышского сельского поселения от <...> года№ ..., антирокоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов проводится разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта, лицом, уполномоченным на проведение антикоррупционной эксперизы либо рабочей группы, образованной представительным органом Кундышского сельского поселения.

Суду не представлено доказательств того, что в Кундышском сельском поселении создана рабочая группа, образованная представительным органом Кундышского сельского поселения, правомочная проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, как и не представлено доказательств, проведения указанной экспертизы разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта, либо лицом, уполномоченным на проведение антикоррупционной эксперизы.

Таким образом, с учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного искового заявления.

Согласно ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

По мнению суда указанныйпрокурором в административном исковом заявлении срок является разумным, в связи с чем, суд полагает возможнымопределитьданный срок для устранения вышеуказанных нарушений антикоррупционного законодательства и выполнения необходимых мероприятий.

Руководствуясь ст.ст.194,195 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие Собрания депутатов Кундышского сельского поселения Медведевского района Республики Марий Эл, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы как самих муниципальных правовых актов: решения от <...> года№ ... «Об утверждении порядка проведения осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений в Правила благоустройства территории Кундышскогосельского поселения»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений в Устав Кундышского сельского поселения Медведевского муниципального районаРеспублики Марий Эл»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений в Регламент Собрания депутатов Кундышского сельского поселения»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений и дополнений в Положение о публичных слушаниях Кундышского сельского поселения»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Кундышского сельского поселения Медведевского муниципального района Республики Марий Эл»; решения от <...> года№ ... «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности на территории Кундышского сельского поселения», так и проектов указанных нормативных правовых актов, незаконным.

Обязать Собрание депутатов Кундышского сельского поселения провести антикоррупционную экспертизу как самих муниципальных правовых актов: решения от <...> года№ ... «Об утверждении порядка проведения осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений в Правила благоустройства территории Кундышского сельского поселения»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений в Устав Кундышского сельского поселения Медведевского муниципального районаРеспублики Марий Эл»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений в Регламент Собрания депутатов Кундышского сельского поселения»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений и дополнений в Положение о публичных слушаниях Кундышского сельского поселения»; решения от <...> года№ ... «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Кундышского сельского поселения Медведевского муниципального района Республики Марий Эл»; решения от <...> года№ ... «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности на территории Кундышского сельского поселения» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Е.В. Ильин

Мотивированное решение составлено:

4 февраля 2021 г.