Дело ..............а-1794/2021
УИД 26RS0..............-25
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
13 августа 2021 года ..............
Судья Минераловодского городского суда .............. Казанчев И.Т., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы .............. по .............. к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени,
У С Т А Н О В И Л:
в суд поступило указанное административное исковое заявление, в обоснование которого указано, что административный ответчик, будучи собственником объекта недвижимого имущества, не произвел оплату исчисленного налоговым органом налога на имущество физических лиц, как следствие, имеет недоимку по налогу на имущество физических лиц и пени, которые по требованиям от ............................, от ............................ и
от ............................ также не уплатил.
С учетом изложенного, административный истец обратился в суд с требованиями о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 и 2017 годы в сумме 665 рублей и пени в размере 14 рублей 70 копеек
Статьей 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) определены случаи, когда административное дело может быть рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства: всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным; ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела; указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей; в иных случаях.
В случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка (ч. 2 ст. 292 КАС РФ).
В соответствии с ч. 5.1 ст. 292 КАС РФ, в определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд устанавливает срок для представления сторонами в суд и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований, который должен составлять не менее пятнадцати дней со дня вынесения соответствующего определения. В определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд также устанавливает срок, в течение которого стороны вправе представить в суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и который должен составлять не менее тридцати дней со дня вынесения соответствующего определения. Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были представлены в срок, указанный в настоящей части. Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее 15 дней.
Изучив доводы административного искового заявления и исследовав приложенные к нему документы, с учетом того, что указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 000 рублей, то определением суда от .............. административное исковое заявление было принято к производству с назначением его к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства, участникам судебного разбирательства и их представителям разъяснено право в срок до .............. представить в суд и направить друг другу доказательства и возражения относительно предъявленных требований; в срок до .............. представить в суд и направить друг другу дополнительные документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
В установленный судом срок письменных возражений не поступило.
Административные дела рассматриваются в порядке упрощенного (письменного) производства в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 настоящей статьи (ч. 6 ст. 292 КАС РФ).
Административные дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются без проведения устного разбирательства, судебные заседания по ним не назначаются, в связи с этим аудиопротоколирование не осуществляется, протокол в письменной форме не составляется, правила об отложении судебного разбирательства, о перерыве в судебном заседании, об объявлении судебного решения не применяются, резолютивная часть решения отдельно не изготавливается.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения (ст. 294 КАС РФ).
Согласно положениям, ч. 1 ст. 292 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).
Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном КАС РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Как указано в ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе виды налогов и сборов, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исчисления обязанностей по уплате налогов и сборов, а также права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, установлены НК РФ.
Согласно ст. 3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с Законом РФ от ............................ «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
На основании п. 2 ст. 5 данного Закона, налог на имущество физических лиц исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Согласно п. 1 ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно сведениям Управления Росреестра по .............., представленных в порядке ст. 85 НК РФ, ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: .............., кадастровый .............., площадь 74,5 кв.м., дата регистрации права ...............
В силу п. 2 ст. 409 НК РФ, налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговом органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).
По правилам п.4 ст. 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налогоплательщик в силу п. 6 ст. 58 НК РФ обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Инспекцией на основании вышеуказанных норм ФИО1 начислен налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 150 рублей со сроком уплаты до .............., за 2016 год в размере 297 рублей со сроком уплаты до .............. и за
2017 год в размере 208 рублей со сроком уплаты до .............., о чем в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления от ............................, от ............................ и от ............................ соответственно, что подтверждается копией реестра об отправке.
В установленные сроки налогоплательщик не оплатил сумму налогов.
За неуплату сумм налогов в срок, установленный законодательством, в порядке
ст. 75 НК РФ налогоплательщику начисляется пеня. В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).
В связи с тем, что суммы налога своевременно не уплачены, инспекцией начислена пеня в сумме 14 рублей 70 копеек.
Статьей 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В связи с не поступлением в срок оплаты налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 и 2017 году и пени налоговым органом в адрес ФИО1 направлены требования об уплате задолженности по налогам от ............................, от ..............
.............. и от .............................
Так, в соответствии с требованием .............. по состоянию на .............. за ФИО1 числилась недоимка по налогу на имущество физических лиц за
2015 год в размере 150 рублей и пени в размере 3 рублей 30 копеек. Срок исполнения требования до ...............
Согласно требованию .............. по состоянию от .............. недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 297 рублей. Срок исполнения требования до ...............В соответствии с требованием .............. по состоянию на .............. за ФИО1 числилась недоимка по налогу на имущество физических лиц за
2017 год в размере 208 рублей и пени в размере 11 рублей 40 копеек. Срок исполнения требования до ...............
В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Поскольку в требовании .............. установлен срок до .............., то налоговый орган должен был обратиться в суд в приказном порядке о взыскании указанной недоимки в течение шести месяцев со дня истечения указанного, то есть до ...............
Заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени поступило от налогового органа в адрес мирового судьи судебного участка ............................ и .............. лишь .............., то есть, с существенным пропуском установленного законом срока.
Определением мирового судьи судебного участка ............................ и .............., исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка ............................ и .............. Ставропольского, от .............. вынесен судебный приказ ..............а-1402-22-273/2020.
Пропущенный по уважительной причине срок, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ, может быть восстановлен судом.
В условиях, когда налоговым органом пропущен срок на обращение в суд
для получения судебного приказа, но мировым судьей указанное обстоятельство не выяснено, сам факт выдачи судебного приказа не может свидетельствовать о том,
что такой срок не пропущен.
Тем более, факт вынесения судебного приказа в рассматриваемом случае не может свидетельствовать о восстановлении срока, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ, поскольку правовая природа судебного приказа не предполагает возможности восстановления срока, на что указано Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.
Так, в разъяснениях, данных в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ............................ «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», указано, что истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказ.
Из приведенных разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ............................ не следует, что в случаях, когда мировым судьей при выдаче судебного приказа не был проверен вопрос соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, установленного в п. 2 ст. 48 НК РФ, для получения судебного приказа, данный вопрос не может быть предметом проверки районного суда после отмены судебного приказа при рассмотрении соответствующего административного искового заявления.
Кроме того, лишение районного суда возможности проверить обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом срока на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа, в условиях, когда такой судебный приказ выдавался мировым судьей без надлежащей проверки вопроса соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, влечет нарушение права налогоплательщика, по заявлению которого такой приказ был отменен.
Представляя возражения относительно исполнения судебного приказа, налогоплательщик тем самым оспаривает действия налогового органа.
При этом, налогоплательщик не имеет иной возможности указать на нарушение его прав налоговым органом, который без уважительных причин пропустил срок на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа, кроме как в рамках рассмотрения районным судом дела, по которому он является административным ответчиком.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций проверяет, в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, соблюден ли срок обращения в суд (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
От представителя административного истца в суд поступило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа.
Вместе с тем, из рассматриваемого письменного ходатайства не представляется возможным установить причины, по которым налоговый орган не смог обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика рассматриваемой в настоящем деле недоимки по налогу и пени в период с .............. по 02.05.2020
При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства административного ответчика о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа.
Вместе с тем, суды кассационной инстанции указывают на следующее:
- если судебный приказ вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа, то налоговый орган обратился к мировому судье в пределах срока (кассационные определения судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ............................А-5239/2020, от ............................А-5237/2020 и др.);
- факт вынесения мировым судебного приказа, если срок для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа был пропущен, свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с таким заявлением (кассационное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от ............................а-15685/2020).
Поскольку, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, суд принимает за основу приведенную выше позицию судов кассационной инстанции,
при рассмотрении настоящего административного иска, ограничиваясь проверкой соблюдения срока на обращение в суд после отмены судебного приказа.
В силу ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
На основании определения мирового судьи судебного участка ............................ и .............. от .............. судебный приказ ..............а-1402-22-273/2020 от .............. отменен в связи с возражениями относительно его исполнения, поступившими от ФИО1
Поскольку, судебный приказ отменен .............., то налоговый орган был вправе обратиться в суд с соответствующим административным исковым заявлением не позднее ...............
С рассматриваемым административным исковым заявлением налоговый орган обратился в Минераловодский городской суд ............................
(согласно дата-штампу на конверте), то есть в срок.
Каких-либо возражений относительно расчета спорной недоимки по налогам и пени административным ответчиком в суд не представлено, как не представлено доказательств ее уплаты.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также тот факт, что, обращаясь к суду за защитой своих законных интересов, административный истец преследует цели защиты интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное и полное поступление налоговых платежей, проанализировав исследованные в условиях состязательного процесса доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные инспекцией требования подлежит удовлетворению в полном объеме.
Поскольку при подаче искового заявления в суд истец был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 8 ч. 1 ст. 333.20, п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ,
то в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 291-292 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении ходатайства Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы .............. по .............. о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени.
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы .............. по .............. к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени, удовлетворить
Взыскать с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 и 2017 годы в сумме 665 (шестьсот шестьдесят пять) рублей и пени в размере 14 рублей 70 копеек
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 400 рублей.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в ..............вой суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, с подачей жалобы через Минераловодский городской суд ...............
Судья И.Т. Казанчев