Дело 2а-1795/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14.10. 2016 года Алуштинский городской суд Республики Крым Российской Федерации, в составе председательствующего судьи Хотяновой В.В., при секретаре Узун С.С.,
с участием: истца Курис А.А., представителя истца Столяровой О.Н., представителя ответчика Волковой-Кугасян АИ., представителя заинтересованного лица Реброва А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Курис А.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> Республики Крым, заинтересованное лицо: Администрация <адрес> Республики Крым, об оспаривании действий органа государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с заявлением, в котором просит признать действия Инспекции федеральной налоговой службы по <адрес> Республики Крым по отказу в постановке на учет физического лица ФИО2 в налоговом органе по месту жительства и присвоении идентификационного номера налогоплательщика незаконными. Обязать Инспекцию федеральной налоговой службы по <адрес> Республики Крым устранить допущенное нарушение закона и осуществить постановку на учет физического лица ФИО2 в налоговом органе по месту жительства, с присвоением идентификационного номера налогоплательщика.
Заявление мотивировано тем, что ФИО2 - гражданин Российской Федерации, в установленном законом порядке, с 1997 года, зарегистрирован по адресу: <адрес>, сан. «Карасан», <адрес>, общ, <адрес>. Данный адрес места жительства указан в его паспорте гражданина Российской Федерации. Какие-либо решения об отмене регистрации в отношении истца не принимались. Истец обратился в адрес ответчика по месту своего жительства за получением единого на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационного номера налогоплательщика. Ответчик отказал в постановке на учет, как физического лица, на территории подведомственной налоговой инспекции, в связи с отсутствием регистрации по адресу места жительства истца в федеральной информационной системе (ФИАС). Считает отказ Инспекции ФНС по <адрес> РК произвести постановку его на учет, как физического лица, на территории подведомственной налоговой инспекции незаконным. Указывает, что в результате неправомерных действий ответчика нарушены его права, созданы препятствия к реализации предоставленных прав и свобод.
В судебном заседании истец Курис А.А. и его представитель по доверенности Столярова О.Н. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просили исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Волкова - Кугасян А.И. возражала против удовлетворения иска, поскольку регистрация по месту жительства Курис А.А. отсутствует в федеральной информационной адресной системе, и оснований для постановки его на учет как физического лица нет. Также пояснила, что ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несет орган местного самоуправления или орган государственной власти, разместившие такие сведения. Оператор федеральной информационной адресной системы несет ответственность только за соответствие сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, информации, предоставленной ему в соответствии с настоящим Федеральным законом органами государственной власти и (или) организациями для размещения в государственном адресном реестре. Указывает, что истец должен самостоятельно решить вопрос о внесении его адреса места жительства в федеральную информационную систему, что позволит в дальнейшем ответчику осуществить его постановку на учет как физического лица.
Представитель 3-его лица по доверенности против удовлетворения исковых требований возражал.
Выслушав мнение участников судебного процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
06.05.2014 года ФИО2 получил паспорт гражданина Российской Федерации, в котором в разделе «Место жительства» указан адрес: <адрес>, сан. «Карасан», <адрес>, общ, ком. 20. Паспорт выдан Федеральной миграционной службой, код подразделения 900-002. Аналогичные сведения содержатся в адресной справке Отдела УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела усматривается, что регистрация истца по месту жительства не отменена, лицами, участвующими в деле, не оспаривается и подтверждается надлежащими документами.
Истец обратился в адрес ответчика по месту своего жительства за получением единого на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационного номера налогоплательщика.
Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется согласно п. 7 ст. 83 Налогового Кодекса РФ налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 Кодекса, либо на основании заявления физического лица. Однако в таких случаях постановка на учет физического лица в налоговом органе носит заявительный, а не обязательный характер.
Согласно п. 10 ст. 83 Налогового Кодекса РФ налоговые органы обязаны обеспечить постановку на учет на основании имеющихся у них данных и сведений о налогоплательщиках.
Ответчик направил истцу сообщение от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении информации», в котором Инспекция ФНС по <адрес> РК уведомила о том, что произвести постановку истца на учет, как физического лица, на территории подведомственной налоговой инспекции не представляется возможным, в связи с отсутствием его регистрации по адресу места жительства в федеральной информационной системе (ФИАС).
В соответствии со ст. 84 Налогового Кодекса РФ, каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который должен указываться в подаваемых налогоплательщиком в налоговый орган декларациях, заявлениях или иных документах.Постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные, в частности фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; место жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; данные о гражданстве.
Согласно п. 14 Приказа Министерства финансов РФ от 05.11.2009 года №114н «Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента» постановка на учет в налоговом органе физического лица по месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортного средства осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) физическому лицу уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной ФНС России.
Согласно п. 16 указанного приказа, постановка на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства, в отношении которого получены сведения о факте регистрации по месту жительства и не состоящего на учете в этом налоговом органе, осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных в соответствии с пунктом 3 статьи 85 Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) физическому лицу уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной ФНС России.
В соответствии с разделом IV «Порядок и условия присвоения физическим лицам ИНН в налоговом органе» приказа Федеральной налоговой службы от 29 июня 2012 г. N ММВ-7-6/435 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика", ИНН присваивается при впервые осуществляемых действиях по постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства; по месту пребывания (при отсутствии места жительства физического лица на территории Российской Федерации); по месту нахождения недвижимого имущества или транспортного средства (при отсутствии у физического лица места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации).
Согласно ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I
"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации": в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень органов, учреждений, организаций и должностных лиц, обязанных сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом физических лиц приведен в ст. 85 Налогового кодекса РФ.
В письме Федеральной налоговой службы от 22 августа 2014 г. N ЗН-4-1/16666@ "О федеральной информационной адресной системе", в ответ на обращения о фактах отказа территориальных органов ФНС России в оказании государственных услуг физическим и юридическим лицам, в связи с отсутствием в федеральной информационной адресной системе (ФИАС) сведений об адресе, указанном в заявлении о предоставлении соответствующей государственной услуги, указано, что выявление территориальным органом ФНС России факта отсутствия информации об адресе в государственном адресном реестре не может являться основанием для отказа в предоставлении государственной услуги. В этой связи территориальный орган ФНС России совместно с уполномоченным органом проводит работу по уточнению адреса либо его внесению в государственный адресный реестр.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Исходя из содержания п. 2 указанной статьи о обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основание своих возражений.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что истец предоставил все необходимые документы и сведения, которые необходимы для присвоения ИНН. Факт выявление территориальным органом ФНС России отсутствия информации об адресе в государственном адресном реестре не может являться законным основанием для отказа постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства и присвоении идентификационного номера налогоплательщика. Обязанность по уточнению адреса либо внесению сведений о регистрации по месту жительства в федеральную информационную адресную систему на истца законодательством не возложена.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 176-180 КАС Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить.
Признать действия Инспекции федеральной налоговой службы по <адрес> Республики Крым по отказу в постановке на учет физического лица Курис А.А. в налоговом органе по месту жительства и присвоении идентификационного номера налогоплательщика незаконными.
Обязать Инспекцию федеральной налоговой службы по <адрес> Республики Крым устранить допущенное нарушение закона и осуществить постановку на учет физического лица Курис А.А. в налоговом органе по месту жительства, с присвоением идентификационного номера налогоплательщика.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья
Алуштинского
городского суда В.В. Хотянова