ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1796/2021УИД230002-01-2021-001659-50 от 14.04.2021 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2а-1796/2021 УИД 23RS0002-01-2021-001659-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сочи 7 апреля 2021 года

Мотивированное решение изготовлено: 14 апреля 2021 года

Адлерский районный суд г. Сочи в составе:

Председательствующего - судьи Федорова Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Побойня В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю к частному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «ОРГАНИЗАЦИЯ» о ликвидации юридического лица,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Управление Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю обратилось в Адлерский районный суд города Сочи с административным исковым заявлением к частному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «ОРГАНИЗАЦИЯ» о ликвидации юридического лица.

В своем административном исковом заявлении административный истец указал, что 25.03.2009 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю было принято решение о государственной регистрации юридического лица - Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «ОРГАНИЗАЦИЯ. Сведения о государственной регистрации некоммерческой организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю 06.04.2009 за основным государственным регистрационным номером , в Управлении некоммерческая организация числится за ведомственным учетным номером . При государственной регистрации в качестве места нахождения некоммерческой организации был указан адрес: <адрес>. Руководителем некоммерческой организации - Директором, была назначена ФИО. На основании распоряжения от 03.06.2019 № 1033-р «О проведении плановой документарной проверки юридического лица» Управлением в период с 28.06.2019 по 25.07.2019 проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности некоммерческой организации уставным целям за период деятельности с 28.06.2016 по 27.06.2019. По результатам плановой документарной проверки Управлением составлен акт проверки органом государственного контроля юридического лица № 53 от 25.07.2019 и 26.07.2019 вынесено предупреждение об устранении нарушений в срок до 01.10.2019, в связи с выявлением в деятельности некоммерческой организации грубых нарушений обязательных требований, предусмотренных действующим законодательством, а именно: в Едином государственном реестре юридических лиц содержится дополнительный вид деятельности организации - 85.23 (подготовка кадров высшей квалификации), что противоречит пп. 4 п. 5 ст. 10, пп. б пп. 2 п. 3 ст. 12 и пп. 4 п. 2 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которыми указанный вид образовательной деятельности вправе осуществлять только образовательные организации высшего образования; в нарушение требований ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете», организацией не принята и не утверждена учетная политика, приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и составление бухгалтерского учета; в нарушение п. 2 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческой организацией не исполнялись требования ее устава, а именно: в нарушение абз. 6 гл. 6 устава организации, ее высшим органом управления - Учредителем, не утверждались годовые отчеты и годовые бухгалтерские балансы за 2016-2018 годы; в нарушение абз. 17 гл. 6 устава организации, ее единоличный исполнительный орган - Директор, не назначен на новый срок согласно установленной периодичности - один раз в 5 лет; в нарушение п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставе организации не нашел своего отражения предмет ее деятельности; в абз. 1 гл. 3 устава организации указано, что помимо дополнительных профессиональных программ, она вправе реализовывать иные программы дополнительного образования, вместе с тем, в нарушение пп. 3 п. 2 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в уставе организации не нашли своего отражения виды указанных образовательных программ; в нарушение п. 1 ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях», пп. 4 п. 2 ст. 25, п. 4 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и п. 4 ст. 52 ГК РФ, в уставе организации не нашли своего отражения структура органов управления организацией и порядок управления ее деятельностью, а именно, отсутствуют сведения о: порядке формирования, сроках полномочий, компетенции, периодичности собраний и их правомочности, порядке принятия решений и выступления от имени организации ее коллегиальных органов управления - Педагогического совета и Общего собрания работников; в нарушение п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», исключительная компетенция высшего органа управления некоммерческой организации - Учредителя, не включает в себя пункты: образование органов организации и досрочное прекращение их полномочий; утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности организации; принятие решений о создании организацией других юридических лиц; принятие решения о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса организации; утверждение аудиторской организации некоммерческой организации; абз. 12 гл. 1 устава организации устанавливает, что организация вправе иметь зарегистрированную в установленном порядке эмблему (символику). Вместе с тем, 02.08.2014 вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной регистрации символики некоммерческих организаций», в соответствии с которым государственная регистрация символики некоммерческих организаций прекращена; абз. 2 гл. 3, абз. 12 гл. 5 и абз. 47 гл. 6 устава организации, закрепляющие ее право на осуществление иной деятельности, а также оказания посреднических услуг противоречит п. 1 ст. 49 ГК РФ, в соответствии с которым иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом могут лишь коммерческие организации; абз. 3 гл. 12 устава организации устанавливает, что организация может быть преобразована в хозяйственное общество, что нарушает п. 3 ст. 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации; в абз. 15 гл. 12 устава организации указано, что при ее ликвидации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается ее Учредителю, что нарушает требования п. 3 ст. 102 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; абз. 14 гл. 1 устава организации необходимо привести в соответствие с п. 1 ст. 48 ГК РФ, в соответствии с которым юридическое лицо может от своего имени, в числе прочих правомочий, приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности; в абз. 1 гл. 12 устава организации указано, что ее реорганизация и ликвидация осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», вместе с тем, указанный нормативно-правовой акт утратил юридическую силу.

Данное письменное предупреждение некоммерческой организацией в вышеуказанный срок не исполнено, в установленном законом порядке не обжаловано, в связи с чем, Управлением 15.10.2019 и 03.02.2020 были вынесены повторные предупреждения об устранении нарушений в срок до 29.11.2019 и 01.04.2020 соответственно. Нарушения, указанные в повторных предупреждениях, некоммерческой организацией устранены не были. Кроме того письменные предупреждения от 26.07.2019 и 15.10.2019 были возвращены в адрес Управления почтовой службой, о чем свидетельствуют отчеты об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами 35099125367866 и 35099125372266. То есть, некоммерческой организацией, в нарушение требований пп. 6 п. 5 ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и п. 2, п. 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, не обеспечивалась связь по адресу, внесенному в ЕГРЮЛ. Предупреждение об устранении нарушений от 03.02.2020 получено некоммерческой организацией 11.02.2020, о чем свидетельствуют отчет об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором 83000006777779 и уведомление о вручении от 11.02.2020. Кроме того, сведения о направлении предупреждений в адрес некоммерческой организации по результатам плановой документарной проверки и наличии нарушений законодательства стороны некоммерческой организации доводились до руководителя некоммерческой организации в телефонном разговоре 30.01.2020 в 12 часов 30 минут. Таким образом, основанием для подачи административного искового заявления послужило не устранение нарушений, выявленных в результате плановой документарной проверки Управления и неоднократное невыполнение предписаний (предупреждений) об устранении нарушений Управления (органа государственного контроля). На день подачи административного искового заявления, нарушения, указанные в предупреждениях, некоммерческой организацией не устранены, в связи с чем, некоммерческая организация допустила неоднократные и грубые нарушения законодательства Российской Федерации.

Вышеизложенные факты свидетельствуют об имеющихся систематических грубых и неоднократных нарушениях некоммерческой организацией действующего законодательства Российской Федерации. Отсутствие фактов устранения указанных нарушений и даже попыток к устранению нарушений говорят о явном пренебрежении некоммерческой организацией в своей деятельности к соблюдению законодательства Российской Федерации. Характер допущенных нарушений является существенным, так как некоммерческая организация воспрепятствует уполномоченному государственному органу в ознакомлении со своей деятельностью, а также не приводит свои учредительные документы в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации. Более того, несмотря на вынесенные и направленные предупреждения об устранении нарушений в адрес некоммерческой организации, ей не предприняты необходимые действия для устранения допущенных нарушений законодательства, в связи с чем, Управление использует все возможности для устранения таковых. Нарушение основного принципа осуществления своей деятельности влечет за собой причинение прямого ущерба обществу и государству, так как представленные полномочия Управлению по осуществлению контроля не реализованы, что не позволяет в полной мере контролировать деятельность некоммерческой организации, в том числе по своевременному выявлению возможных нарушений законодательства Российской Федерации.

Просит суд ликвидировать Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «ОРГАНИЗАЦИЯ» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о дне слушания дела надлежаще извещен. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик – представитель частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «ОРГАНИЗАЦИЯ» в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщены. При этом надлежащим образом уведомлялся судебной повесткой с уведомлением.

Учитывая положения ст. 150, ст. 263 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело в судебном заседании по существу в отсутствие сторон.

Суд, изучив административное исковое заявление, исследовав и оценив представленные доказательства приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 25.03.2009 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю было принято решение о государственной регистрации юридического лица - Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «ОРГАНИЗАЦИЯ. Сведения о государственной регистрации некоммерческой организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю 06.04.2009 за основным государственным регистрационным номером , в Управлении некоммерческая организация числится за ведомственным учетным номером .

При государственной регистрации в качестве места нахождения некоммерческой организации был указан адрес: <адрес>. Руководителем некоммерческой организации - Директором, была назначена ФИО (т. ).

На основании распоряжения от 03.06.2019 № 1033-р «О проведении плановой документарной проверки юридического лица» Управлением в период с 28.06.2019 по 25.07.2019 проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности некоммерческой организации уставным целям за период деятельности с 28.06.2016 по 27.06.2019.

По результатам плановой документарной проверки Управлением составлен акт проверки органом государственного контроля юридического лица № 53 от 25.07.2019 и 26.07.2019 вынесено предупреждение об устранении нарушений в срок до 01.10.2019, в связи с выявлением в деятельности некоммерческой организации грубых нарушений обязательных требований, предусмотренных действующим законодательством, а именно: в Едином государственном реестре юридических лиц содержится дополнительный вид деятельности организации – 85.23 (подготовка кадров высшей квалификации), что противоречит пп. 4 п. 5 ст. 10, пп. б пп. 2 п. 3 ст. 12 и пп. 4 п. 2 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которыми указанный вид образовательной деятельности вправе осуществлять только образовательные организации высшего образования; в нарушение требований ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете», организацией не принята и не утверждена учетная политика, приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и составление бухгалтерского учета; в нарушение п. 2 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческой организацией не исполнялись требования ее устава, а именно: в нарушение абз. 6 гл. 6 устава организации, ее высшим органом управления - Учредителем, не утверждались годовые отчеты и годовые бухгалтерские балансы за 2016-2018 годы; в нарушение абз. 17 гл. 6 устава организации, ее единоличный исполнительный орган - Директор, не назначен на новый срок согласно установленной периодичности - один раз в 5 лет; в нарушение п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставе организации не нашел своего отражения предмет ее деятельности; в абз. 1 гл. 3 устава организации указано, что помимо дополнительных профессиональных программ, она вправе реализовывать иные программы дополнительного образования, вместе с тем, в нарушение пп. 3 п. 2 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в уставе организации не нашли своего отражения виды указанных образовательных программ; в нарушение п. 1 ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях», пп. 4 п. 2 ст. 25, п. 4 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и п. 4 ст. 52 ГК РФ, в уставе организации не нашли своего отражения структура органов управления организацией и порядок управления ее деятельностью, а именно, отсутствуют сведения о: порядке формирования, сроках полномочий, компетенции, периодичности собраний и их правомочности, порядке принятия решений и выступления от имени организации ее коллегиальных органов управления - Педагогического совета и Общего собрания работников; в нарушение п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», исключительная компетенция высшего органа управления некоммерческой организации - Учредителя, не включает в себя пункты: образование органов организации и досрочное прекращение их полномочий; утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности организации; принятие решений о создании организацией других юридических лиц; принятие решения о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса организации; утверждение аудиторской организации некоммерческой организации; абз. 12 гл. 1 устава организации устанавливает, что организация вправе иметь зарегистрированную в установленном порядке эмблему (символику). Вместе с тем, 02.08.2014 вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной регистрации символики некоммерческих организаций», в соответствии с которым государственная регистрация символики некоммерческих организаций прекращена; абз. 2 гл. 3, абз. 12 гл. 5 и абз. 47 гл. 6 устава организации, закрепляющие ее право на осуществление иной деятельности, а также оказания посреднических услуг противоречит п. 1 ст. 49 ГК РФ, в соответствии с которым иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом могут лишь коммерческие организации; абз. 3 гл. 12 устава организации устанавливает, что организация может быть преобразована в хозяйственное общество, что нарушает п. 3 ст. 123.23 ГК РФ; в абз. 15 гл. 12 устава организации указано, что при ее ликвидации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается ее Учредителю, что нарушает требования п. 3 ст. 102 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; абз. 14 гл. 1 устава организации необходимо привести в соответствие с п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым юридическое лицо может от своего имени, в числе прочих правомочий, приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности; в абз. 1 гл. 12 устава организации указано, что ее реорганизация и ликвидация осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», вместе с тем, указанный нормативно-правовой акт утратил юридическую силу.

Данное письменное предупреждение некоммерческой организацией в вышеуказанный срок не исполнено, в установленном законом порядке не обжаловано, в связи с чем, Управлением 15.10.2019 и 03.02.2020 были вынесены повторные предупреждения об устранении нарушений в срок до 29.11.2019 и 01.04.2020 соответственно. Нарушения, указанные в повторных предупреждениях, некоммерческой организацией устранены не были.

Из материалов дела следует, что письменные предупреждения от 26.07.2019 и 15.10.2019 были возвращены в адрес Управления почтовой службой, о чем свидетельствуют отчеты об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами 35099125367866 и 35099125372266. То есть, некоммерческой организацией, в нарушение требований пп. 6 п. 5 ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и п. 2, п. 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, не обеспечивалась связь по адресу, внесенному в ЕГРЮЛ. Предупреждение об устранении нарушений от 03.02.2020 получено некоммерческой организацией 11.02.2020, о чем свидетельствуют отчет об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором 83000006777779 и уведомление о вручении от 11.02.2020. Кроме того, сведения о направлении предупреждений в адрес некоммерческой организации по результатам плановой документарной проверки и наличии нарушений законодательства стороны некоммерческой организации доводились до руководителя некоммерческой организации в телефонном разговоре 30.01.2020 в 12 часов 30 минут.

В судебном заседании установлено, что нарушения, указанные в предупреждениях, некоммерческой организацией не устранены, в связи с чем, некоммерческая организация допустила неоднократные и грубые нарушения законодательства Российской Федерации.

Вышеизложенные факты свидетельствуют об имеющихся систематических грубых и неоднократных нарушениях некоммерческой организацией действующего законодательства Российской Федерации.

Отсутствие фактов устранения указанных нарушений и даже попыток к устранению нарушений говорят о явном пренебрежении некоммерческой организацией в своей деятельности к соблюдению законодательства Российской Федерации.

Характер допущенных нарушений является существенным, так как некоммерческая организация воспрепятствует уполномоченному государственному органу в ознакомлении со своей деятельностью, а также не приводит свои учредительные документы в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Нарушение основного принципа осуществления своей деятельности влечет за собой причинение прямого ущерба обществу и государству, так как представленные полномочия Управлению по осуществлению контроля не реализованы, что не позволяет в полной мере контролировать деятельность некоммерческой организации, в том числе по своевременному выявлению возможных нарушений законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Управления Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю к частному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Учебный центр Белль» о ликвидации юридического лица подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 179 – 180, 263 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю к частному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «ОРГАНИЗАЦИЯ» о ликвидации юридического лица, - удовлетворить.

Ликвидировать Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «ОРГАНИЗАЦИЯ» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Адлерский районный суд г. Сочи.

Судья Е.Г. Федоров