ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1796/2023 от 25.12.2023 Липецкого районного суда (Липецкая область)

Дело №2а-1796/2023

УИД48RS0005-01-2022-000819-56

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 декабря 2023 года город Липецк

Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Мартышовой С.Ю.,

при секретаре Ретивых С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Центрального банка Российской Федерации (Банк России) к сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу 2-го уровня «Защита», кредитному сельскохозяйственному потребительскому кооперативу «Перспектива», кредитному сельскохозяйственному потребительскому кооперативу «Золотой Червонец» о принудительной ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива 2-го уровня «Защита»,

установил:

Административный истец Центрального банка Российской Федерации обратился в суд с административным иском к сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу 2-го уровня «Защита», кредитному сельскохозяйственному потребительскому кооперативу «Перспектива», кредитному сельскохозяйственному потребительскому кооперативу «Золотой Червонец» о принудительной ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива 2-го уровня «Защита», возложении обязанности по осуществлению ликвидации СХПК 2-го уровня «Защита» на учредителей (участников): кредитный сельскохозяйственный потребительский кооператив «Перспектива», кредитный сельскохозяйственный потребительский кооператив «Золотой Червонец», указывая, что СХПК 2-го уровня «Защита» является действующим юридическим лицом, зарегистрирован 12.12.2017 Управлением Федеральной налоговой службы по Липецкой области. В соответствии с информацией, предоставленной УФНС России по Липецкой области от 16.02.2023 СХПК 2-го уровня «Защита» на обращения Банка России от 15.12.2022 и от 02.02.2023 по вопросу исключения кооператив из ЕГРЮЛ, последняя налоговая отчетность кооперативом была предоставлена 25.01.2023Ю соответственно кооператив не может быть исключен из ЕГРЮЛ как недействующий, т.к. не подпадает под признаки, установленные п.1 ст.211 ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Кроме того, на совершение регистрационных действий кооперативом наложен запрет. СХПК 2-го уровня «Защита» является кооперативом 2-го уровня, что подтверждается Уставом кооператива. Учредителями являлись пять юридических лиц, три юридических лица прекратили деятельность юридических лиц в связи с их ликвидацией; в настоящее время учредителями СХПК 2-го уровня «Защита» являются действующие юридические лица- кредитный сельскохозяйственный потребительский кооператив «Перспектива», кредитный сельскохозяйственный потребительский кооператив «Золотой Червонец». СХПК 2-го уровня «Защита» неоднократно не исполняет в течение одного года предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок, а именно предписания от 31.01.2023 , от 01.02.2023 , от 10.03.2023 , от 07.04.2023 , от 26.04.2023 ,, от 26.05.2023 , от 26.07.2023 . По факту неисполнения законного предписания Банка России от 10.03.2023 в отношении СХПК 2-го уровня «Защита» возбуждено дело об административном правонарушении и 17.04.2023 вынесено постановление о наложении штрафа в размере 50 000 руб., административный штраф не оплачен. Кроме того, о недобросовестности кооператива свидетельствует его неправомерное бездействие- неоднократное нарушение в течение года положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, выразившееся в непредставлении в Банк России в нарушение Указания банка России от 02.02.2021 № 5721-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов№ отчета о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива за 2022 год по форме ОКУД 0420817; отчета о деятельности за полугодие 2023 по форме ОКУД 0420816; отчета о деятельности за 1квартал 2023 по форме ОКУД 0420816; отчета о деятельности за 2022 год по форме ОКУД 0420816; годовой бухгалтерской отчетности за 2022 год, а также неоднократное неисполнение запросов о предоставлении информации (документов) от 27.02.2023 , от 27.04.2023 . Указанное систематическое бездействие послужило основанием для направления СХПК 2-го уровня «Защита» предписаний об устранении нарушений требований действующего законодательства. Поскольку деятельность СХПК 2-го уровня «Защита» осуществляется с нарушением требований законодательства, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, противоречит законодательству в сфере сельскохозяйственной кооперации и является основанием для его ликвидации.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Есаулкова Л.В. административные исковые требования подержала, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представители административных ответчиков сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива 2-го уровня «Защита», кредитного сельскохозяйственного потребительского кооператива «Перспектива», кредитного сельскохозяйственного потребительского кооператива «Золотой Червонец», представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области не явились.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотрение административного дела в отсутствие представителей административных ответчиков, представителя заинтересованного лица надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, оценив достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.

Согласно положениям пункта 9.1 статьи 4, статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.

В силу положений пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон о сельскохозяйственной кооперации) потребительские кооперативы отнесены к некоммерческим организациям.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска (пункт 30).

В каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения (пункт 32).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, растениеводческие, животноводческие и иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, для выполнения одного или нескольких из указанных в данной статье видов деятельности.

Согласно пункту 13 статьи 40.1 указанного Федерального закона регулирование деятельности кредитных кооперативов, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных кооперативов осуществляется Банком России.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40.2 данного Федерального закона в отношении кредитных кооперативов Банк России издает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие деятельность кредитных кооперативов, а также осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.

В силу статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие определенные виды деятельности, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.

Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.

Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг). Банк России не вмешивается в оперативную деятельность некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 3 ст. 40.2 Закона о сельскохозяйственной кооперации установлено, что редитные кооперативы, общее число членов и ассоциированных членов которых превышает три тысячи физических лиц и (или) юридических лиц, кредитные кооперативы последующего уровня, а также кредитные кооперативы, не являющиеся членами саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, обязаны составлять и представлять в Банк России отчетность и иные документы и информацию, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Кредитные кооперативы, являющиеся членами саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, обязаны составлять и представлять отчетность и иные документы и информацию, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России, в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, членом которой является кредитный кооператив.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", пп. 11 п. 1 ст. 40.2 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" Банк России вправе предъявить в суд требование о ликвидации кредитного кооператива, в том числе в случае неоднократного неисполнения в течение одного года кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок; неоднократного в течение одного года нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России.

Судом установлено, что СКПК 2-го уровня «Защита» зарегистрирован 12 декабря 2017 года Управлением Федеральной налоговой службы по Липецкой области, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ.

Сведения о добровольной ликвидации либо исключении Кооператива из ЕГРЮЛ отсутствуют.

Протоколом общего организационного собрания членов СХПК 2-го уровня «Защита» от 04.12.2017 утвержден Устав СХПК.

СХПК «Защита» является кооперативом 2-го уровня, что следует из пункта 9 раздела 1 Устава.

Согласно протоколу общего организационного собрания членов СХПК 2-го уровня «Защита» учредителями СХПК являлись 5 юридических лиц; кредитный сельскохозяйственный потребительский кооператив «Перспектива», кредитный сельскохозяйственный потребительский кооператив «Стимул», сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Денежная опора», сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Новодмитриевский кооператив», кредитный сельскохозяйственный потребительский кооператив «Золотой Червонец».

Согласно данным ЕГРЮЛ от 10.10.2023 три учредителя прекратили деятельность: кредитный сельскохозяйственный потребительский кооператив «Стимул», сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Денежная опора», сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Новодмитриевский кооператив».

В связи с непредоставлением в Банк России отчета о персональном составе руководящих органов за 2022 год, отчетов о деятельности СКПК 2-го уровня «Защита» за 2022 год, первый квартал 2023 года, за полугодие 2023 года,; годовой бухгалтерской отчетности за 2022 год; документов и сведений в рамках осуществления контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ1 в адрес указанного кооператива в порядке пп. 9 п. 1 ст. 40.2 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" были внесены предписания от 31.01.2023, 01.02.2023, 07.04.2023, 26.04.2023, 26.05.2023, 26.07.2023 об устранении нарушений законодательства, которые остались без исполнения.

В нарушение требований пункта 3 статьи 40.2 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", пунктов 3, 4 Указания N 3816-У в Банк России кооперативом не представлены отчеты по форме ОКУД 0420816 "Отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительское кооператива" за полугодие 2023, за 1 квартал 2023, за 2022.

Также СКПК 2-го уровня «Защита» не представлены в Банк России отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива за 2022, годовая бухгалтерская отчетность за 2022.

По факту неисполнения законного предписания Банка России от 10.03.2023 в отношении СКПК 2-го уровня «Защита» возбуждено дело об административном правонарушении и вынесено постановление о наложении административного штрафа в размере 50 000 руб.

Судом установлено, что действия СКПК 2-го уровня «Защита» не позволяют реализовывать законные полномочия Банка России по надзору за некредитными финансовыми организациями, установленными Федеральным законом Федерального закона Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и достигать цели по защите законных прав и интересов пайщиков.

Таким образом, СКПК 2-го уровня «Защита» неоднократно в течение одного года допущено нарушение требований пункта 3 статьи 40.2 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" и пунктов 3 - 4 Указания N 3816-У, что является основанием для его ликвидации.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

При этом в силу п. 5 ст. 61 этого же кодекса решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (п. п. 2 и 5 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Для подтверждения лицами, вышедшими из состава учредителей (участников) кредитного потребительского кооператива, отсутствия корпоративной связи с юридическим лицом в соответствии с пунктом 2.2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимо внести изменения в ЕГРЮЛ об участниках (учредителя) некоммерческой организации, которое должно быть реализовано путем обращения с соответствующим заявлением в регистрирующий орган.

Вместе с тем, исходя из содержания выписки из ЕГРЮЛ, административные ответчики кредитный сельскохозяйственный потребительский кооператив «Перспектива», кредитный сельскохозяйственный потребительски кооператив «Золотой Червонец» по состоянию на юридически значимую дату являются учредителями СКПК 2-го уровня «Защита».

При изложенных обстоятельствах, поскольку административным ответчиком СКПК 2-го уровня «Защита» неоднократно нарушены требования федерального законодательства в сфере деятельности некоммерческих организаций об общественных объединениях, допущенные нарушения являются существенными, выявленные нарушения до рассмотрения дела по существу не устранены, в связи с чем, имеются основания, предусмотренные статьей 44 ФЗ "Об общественных объединениях" для ликвидации СКПК 2-го уровня «Защита».

Обязанность по ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива 2-го уровня «Защита» подлежит возложению в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на административных ответчиков кредитный сельскохозяйственный потребительский кооператив «Перспектива», кредитный сельскохозяйственный потребительский кооператив «Золотой Червонец», поскольку их участие в данном кооперативе в качестве учредителей подтверждено сведениями из ЕГРЮЛ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Ликвидировать сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив 2-го уровня «Защита» (ОГРН 1174827021599, ИНН 4813028634).

Обязать кредитный сельскохозяйственный потребительский кооператив «Перспектива» (ОГРН 1164827059374, ИНН 4813027408), кредитный сельскохозяйственный потребительский кооператив «Золотой Червонец» (ОГРН1174827017496, ИНН 4813028465) в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива 2-го уровня «Защита», предусмотренные статьями 62 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решение суда может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд Липецкой области.

Судья С.Ю.Мартышова

Мотивированное решение

изготовлено 16.01.2024