ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1798/2022 от 09.06.2022 Новоуренгойского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело №2а-1798/2022

89RS0004-01-2022-002367-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новый Уренгой 09 июня 2022 года

Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Осмоловской А.Л.,

при секретаре Юзеевой А.А.,

с участием помощника прокурора г. Новый Уренгой Пигаревой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Новый Уренгой в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, о признании информации размещенной посредством сети Интернет запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Новый Уренгой в рамках реализации полномочий, предоставленных ст. 39 КАС РФ, обратился в Новоуренгойский городской суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Новый Уренгой проведена проверка размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений, запрещённых к распространению на территории Российской Федерации. В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлены страницы с URL-адресами: https://site9.evroseti.ru/shop/ostrogi/, https://site7.russeti24.ru/shop/ostrogi/, https://shopozz.ru/catalog/brand/30054088-kopya_i_bagry_dlya_rybnoy_lovli_unbranded https://rybolovspb.ru/product/острога-5-зуб-телескоп/, https://www.wildberries.ru/catalog/66220009/detail.aspx, на которых размещена информация о продаже остроги (гавайки) для ловли рыбы. Как установлено в ходе проверки, доступ на указанные Интернет-ресурсы является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием вышеуказанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. При этом поиск указанного Интернет-ресурса осуществляется свободно с помощью любой поисковой системы. Согласно информации, содержащейся в системе «Whois-service», домен занят, данные о владельце отсутствуют, местонахождение установить невозможно. Свободный доступ к вышеуказанной информации способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения действий в области незаконной добычи водных биологических ресурсов, подрывает авторитет действующих законов. По сведениям официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (http://eais.rkn.gov.ru) страницы с URL-адресами указанными выше в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значатся.

В судебном заседании помощник прокурора г. Новый Уренгой Пигарева Е.А., на удовлетворении заявления настаивала, указала, что доступ к указанным интернет страницам не ограничен до настоящего времени, в подтверждение своих доводов представила скриншоты страниц URL-адресами: https://site9.evroseti.ru/shop/ostrogi/, https://site7.russeti24.ru/shop/ostrogi/, https://shopozz.ru/catalog/brand/30054088-kopya_i_bagry_dlya_rybnoy_lovli_unbranded https://rybolovspb.ru/product/острога-5-зуб-телескоп/, https://www.wildberries.ru/catalog/66220009/detail.aspx, по состоянию на 09.09.2022 г.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу Джумасов Р.С., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления Роскомнадзора. Направил отзыв на иск, согласно которому, указал, что обозначенная в административном исковом заявлении информация о продаже остроги (гавайки) для ловли рыбы, являющихся запрещенным орудием лова, размещенная на страницах сайтов в сети «Интернет»: https://site7.russeti24.ru/shop/ostrogi, https://shopozz.ru/catalog/brand/30054088-kopya_i_bagry_dlya_rybnoy_lovli_unbranded, по состоянию на 07.06.2022г. доступна. Информация обозначенная в административном исковом заявлении и размещенная на страницах сайтов в сети «Интернет»:https://site9.evroseti.ru/shop/ostrogi,https://rybolovspb.ru/product/острога-5-зуб-телескоп,https://www.wildberries.ru/catalog/66220009/detail.aspx, по состоянию на 07.06.2022г. недоступна. Полагал подлежащими удовлетворению заявленные требования в части страниц сайтов: https://site7.russeti24.ru/shop/ostrogi, https://shopozz.ru/catalog/brand/30054088-kopya_i_bagry_dlya_rybnoy_lovli_unbranded, в части сайтов https://site9.evroseti.ru/shop/ostrogi, https://rybolovspb.ru/product/острога-5-зуб-телескоп, https://www.wildberries.ru/catalog/66220009/detail.aspx, решение оставил на усмотрение суда.

На основании п. 6 ст. 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав мнение представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Указом Президента РФ от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации» сеть Интернет является информационно-телекоммуникационной сетью международного информационного обмена, доступ к которой не ограничен определенным кругом лиц.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (пп. 2.2 часть 3 статьи 1 КАС РФ).

По делам о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации, - юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания приведенной информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.

В силу статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ устанавливает, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В Реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228.

Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и запрете информации» запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В судебном заседании установлено и подтверждается рапортом от 25.04.2022 г., что 25.04.2022 г. помощником прокурора г. Новый Уренгой ФИО во исполнение п. 5 Плана мероприятий прокуратуры ЯНАО, реализуемых в рамках программы «Год экологии ЯНАО» на 2022 год, осуществлен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с персонального компьютера с возможностью выхода в сеть «Интернет» в здании прокуратуры г. Новый Уренгой, расположенном по адресу: , в ходе, которого выявлены страницы с URL-адресами: https://site9.evroseti.ru/shop/ostrogi/, https://site7.russeti24.ru/shop/ostrogi/, https://shopozz.ru/catalog/brand/30054088-kopya_i_bagry_dlya_rybnoy_lovli_unbranded, https://rybolovspb.ru/product/острога-5-зуб-телескоп/, https://www.wildberries.ru/catalog/66220009/detail.aspx, на которых размещена информация о продаже остроги (гавайки) для ловли рыбы.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Информация носит противоправный характер, поскольку содержит незаконный способ ловли рыбы острогой.

По сведениям, представленным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, информация о продаже остроги (гавайки) для ловли рыбы, являющихся запрещенным орудием лова, размещенная на страницах сайтов в сети «Интернет»: https://site7.russeti24.ru/shop/ostrogi, https://shopozz.ru/catalog/brand/30054088-kopya_i_bagry_dlya_rybnoy_lovli_unbranded, по состоянию на 07.06.2022 г. является доступной. Информация, размещенная на страницах сайтов в сети «Интернет»: https://site9.evroseti.ru/shop/ostrogi, https://rybolovspb.ru/product/острога-5-зуб-телескоп, https://www.wildberries.ru/catalog/66220009/detail.aspx, по состоянию на 07.06.2022 г. недоступна.

Между тем, согласно скриншотам от 09.06.2022 г. представленным помощником прокурора в судебном заседании следует, что в настоящее время информация о продаже острог, размещенная на сайтах с URL-адресами: https://site9.evroseti.ru/shop/ostrogi/, https://site7.russeti24.ru/shop/ostrogi/, https://shopozz.ru/catalog/brand/30054088-kopya_i_bagry_dlya_rybnoy_lovli_unbranded, https://rybolovspb.ru/product/острога-5-зуб-телескоп/, https://www.wildberries.ru/catalog/66220009/detail.aspx, находится в свободном доступе.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что сведения о данных сайтах отсутствуют в Едином реестре доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Так же установить собственника (владельца) вышеуказанных сайтов не представилось возможным.

В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 256 УК РФ незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов с применением электротока или других запрещённых орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов влечёт уголовную ответственность.

Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в п. 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.11.2010 года № 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов», под иными способами массового истребления водных животных и растений понимаются действия, связанные с применением таких незаконных орудий лова, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель водных биологических ресурсов, отрицательно повлиять на среду их обитания: прекращение доступа кислорода в водный объект посредством уничтожения или перекрытия источников его водоснабжения, спуск воды из водных объектов, перегораживание водоема (например, реки, озера) орудиями лова более чем на две трети его ширины, применение крючковой снасти типа перемета, лов рыбы гоном, багрение, использование запруд, применение огнестрельного оружия, колющих орудий.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ нарушение правил, регламентирующих рыболовство, влечёт административную ответственность.

В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.11.2010 года № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства» к нарушениям правил осуществления рыболовства относятся несоблюдение установленных запретов (например, в отношении периода, орудий, способов лова, мест добычи (вылова) при осуществлении любительского и спортивного рыболовства).

Согласно положениям Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утверждённых Приказом Минсельхоза России от 30.10.2020 № 646, среди разрешённых способов и орудий рыболовства ловля рыбы острогой отсутствует.

Аналогичные положения содержатся в Правилах рыболовства, установленных для иных рыбохозяйственных бассейнов Российской Федерации.

Вместе с тем, предоставление возможности доступа к информации о возможности приобретения остроги для ловли рыбы с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является информационным пособничеством к преступлению, за осуществление которого предусмотрена уголовная ответственность.

При таких обстоятельствах, нахождение в открытом доступе сети «Интернет» указанной информации нарушает конституционные права граждан на получение, передачу, распространение, производство информации любым законным способом. Следовательно, административное исковое заявление прокурора города Новый Уренгой в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц, подлежит удовлетворению.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению (часть 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Руководствуясь ст. ст. 179, 180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора города Новый Уренгой в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайтах: https://site9.evroseti.ru/shop/ostrogi/,

https://site7.russeti24.ru/shop/ostrogi/, https://shopozz.ru/catalog/brand/30054088-kopya_i_bagry_dlya_rybnoy_lovli_unbranded, https://rybolovspb.ru/product/острога-5-зуб-телескоп/, https://www.wildberries.ru/catalog/66220009/detail.aspx, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Направить копию решения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию суда Ямало-Ненецкого автономного округа через Новоуренгойский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.Л. Осмоловская