ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-179/2017 от 03.04.2017 Гусиноозерского городского суда (Республика Бурятия)

Дело №2а-179/2017

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

03 апреля 2017 года город Гусиноозерск

Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Стулевой Е.Н.,

при секретаре Бизьяевой Б.Ц.,

с участием представителя административного истца по доверенности от (дата) Санжиева Г.Б., представителя административного ответчика по доверенности от (дата) Очировой Э.Ц., представителя заинтересованного лица по доверенности от (дата) Мальцева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Санжиевой Л.А. к Управлению Росреестра по Республике Бурятия о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество, обязании произвести государственную регистрацию,

У С Т А Н О В И Л:

Санжиева Л.А. обратилась в Гусиноозерский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Республике Бурятия, в котором просила отменить отказ административного ответчика в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество по договору купли-продажи земельного участка от (дата), обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию прав собственности на недвижимое имущество –земельный участок, кадастровый , по адресу: <адрес>.

В судебном заседании административный истец Санжиева Л.А. отсутствовала, будучи надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца Санжиев Г.Б. уточнил заявленные требования, суду пояснил, что земельное законодательство не содержит запрета на продажу земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с разрешенным использованием, не предусматривающим строительство. Пункт 2 ст. 39.1 ЗК РФ не содержит ограничений по реализации земель для размещения торгового павильона. Торговый павильон не является объектом капитального строительства. Положения ст. 39.33 ЗК РФ устанавливают упрощенный порядок предоставления земель для размещения временных объектов, но не содержат запретов на продажу таких земельных участков. Договор купли-продажи не нарушает ни публичных, ни частных интересов. Просит признать отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество незаконным, обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию прав административного истца на земельный участок. Просит восстановить пропущенный срок обжалования отказа в регистрации права от (дата) Данный отказ был получен административным истцом (дата), (дата) она, не обладая юридическими и специальными познаниями, обратилась с административным исковым заявлением в <данные изъяты> районный суд г. Улан-Удэ по месту нахождения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата». Суд (дата) возвратил административное исковое заявление, разъяснив право административного истца обратиться в <данные изъяты> суд г. Улан-Удэ либо в Гусиноозерский городской суд.

Представитель административного ответчика Очирова Э.Ц. требования не признала, суду пояснила, что административный истец пропустила срок обжалования отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество, срок обжалования истек (дата) По общему правилу земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются в аренду. Случаи, когда может быть заключен договор купли-продажи земельного участка, перечислены в законе. В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона №122-ФЗ, действующего на момент рассмотрения заявления, регистрация была приостановлена в связи с тем, что документы, предоставленные на государственную регистрацию, не соответствовали действующему законодательству. Затем в государственной регистрации было отказано. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, предназначенный для размещения торгового павильона, не может быть предоставлен в собственность иным лицам.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Город Гусиноозерск» Мальцев А.А. согласился с доводами административного иска, суду пояснил, что административный ответчик вышел за пределы предоставленных ему полномочий, администрация МО «Грод Гусиноозерск» вправе распоряжаться принадлежащими ей земельными участками, в том числе продавать их. В настоящее время механизм предоставления земельных участков по ст. 39.33 ЗК РФ не утвержден. В данном случае Администрацией заключен договор купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, затем составлено дополнительное соглашение, которое направлено в Управление Росреестра. Оспариваемый отказ не соответствует закону.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Статья 17 указанного Закона предусматривает, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В соответствии со статьей 13 того же Закона порядок проведения государственной регистрации прав включает в себя прием документов, правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

Как следует из материалов дела и установлено судом, (дата) в Селенгинский отдел Управления Росреестра по Республике Бурятия обратилась Санжиева Л.А. с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес> с разрешенным использованием-для размещения торгового павильона, на основании договора купли-продажи земельного участка от (дата), заключенного между Администрацией МО «Город Гусиноозерск» и Санжиевой Л.А. на основании протокола проведения открытого аукциона от (дата).

При проведении правовой экспертизы государственным регистратором установлено, что вид разрешенного использования земельного участка-размещение торгового павильона. С 01.03.2015 г. не требуется оформление правоустанавливающих документов для земельных участков для размещения объектов нестационарной торговли. Вопросы предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Заявителю предложено обратиться в Администрацию МО «Город Гусиноозерск» для переоформления права на земельный участок на аренду или для получения разрешения для размещения павильона без оформления правоустанавливающих документов. В связи с чем государственная регистрация была приостановлена (дата), а (дата) в государственной регистрации было отказано.

Давая оценку действиям должностных лиц Управления Росреестра по Республике Бурятия при отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок Санжиевой Л.А., суд приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей с 01.03.2015 г., предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Между тем, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015 г., использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях: размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300).

Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015 г., предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Данный подход обусловлен тем, что размещение нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций осуществляется по правилам, предусмотренным специальными федеральными законами, которыми устанавливаются соответствующие юридические основания для размещения таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Так, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Таким образом, законодательством предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения на них нестационарных торговых объектов.

Как указывалось выше, земельный участок предназначен для размещения торгового павильона, то есть нестационарного торгового объекта, в связи с чем использование данного земельного участка возможно без его предоставления, а нестационарный торговый объект может быть размещен на данном земельном участке на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Установив, что в соответствии с видом разрешенного использования, земельный участок должен использоваться без его предоставления и установления сервитута, регистрирующий орган обоснованно пришел к выводу об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Исходя из совокупности установленных обстоятельств и в соответствии с указанными нормами закона, а также, учитывая, что оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации принято уполномоченным лицом, в рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством, соответствует закону, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Кроме того, статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен трехмесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений органов государственной власти со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока для обращения в суд за защитой нарушенного права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Из материалов дела следует, что отказ регистрирующего органа получен административным истцом (дата), административное исковое заявление подано в суд (дата). Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока, административный истец мотивирует тем, что первоначально ошибочно обратилась в <данные изъяты> районный суд г. Улан-Удэ (дата).

Вместе с тем, незнание административным истцом требований закона о порядке и сроках обжалования действий, решений органов государственной власти, предъявление административного искового заявления в суд, на территории юрисдикции которого не находится административный ответчик и не проживает сам административный истец, не является уважительной причиной пропуска процессуального срока.

О наличии иных уважительных причин пропуска данного срока, связанных с личностью административного истца, не указано, доказательств наличия таких причин не представлено. Оснований для восстановления пропущенного срока не имеется.

Пропуск Санжиевой Л.А. установленного законом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением также является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Санжиевой Л.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Н. Стулева

Решение в окончательной форме принято (дата)