Дело № 2а-179/2021
(УИД 91OS0000-01-2021-000409-97)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2021 года г. Симферополь
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Холодной Е.И.,
при секретаре Медведевой А.М.,
с участием прокурора Алескерова Д.А.; истца – Кочеихина А.Е.; представителей истца – Федоровича А.В., Оськина А.А; представителей Избирательной комиссии РК – Пименова М.А., Гузеевой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты в Государственную Думу России по Симферопольскому одномандатному округу № 19, члена Коммунистической партии Российской Федерации Кочеихина Андрея Евгеньевича к Избирательной комиссии Республики Крым, о признании бездействия незаконным,
выслушав объяснения представителей участников процесса, позицию прокурора,
установил:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Выборы депутатовГосударственной думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созывапрошли 17—19 сентября, завершившись вединый день голосования 19 сентября 2021 года.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 сентября 2021 г. N 61/467-8 "Об установлении общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва" выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по федеральному избирательному округу признаны состоявшимися, а результаты выборов - действительными. В приложении к данному постановлению приведен Список избранных депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.
Кандидат в депутаты в Государственную Думу России по Симферопольскому одномандатному округу № 19, член Коммунистической партии Российской Федерации Кочеихин Андрей Евгеньевич обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Республики Крым, в котором просит: отменить решения, протоколы, сводные таблицы Избирательной комиссии Республики Крым об итогах голосования по одномандатному и федеральному избирательным округам Республики Крым от 19.09.2021 года.
В обоснование исковых требований административный истец указывает, что в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному и федеральному избирательным округам Республики Крым допущены существенные нарушения законодательства о выборах Российской Федерации, правил составления списков избирателей, порядка голосования и установления итогов голосования, воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчетом голосов избирателей, в результате которых невозможно с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
По мнению административного истца, сведения об избирателях, внесенных в специальный реестр, и голосовавших вне помещения для голосования, не совпадают с информацией, внесенной в списки избирателей, а именно: фамилии, имена, отчества граждан, место их регистрации. В нарушение ч.5 ст.64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), членами участковых избирательных комиссий № № 534, 477, 480, 482, 489, 491, 494, 498, 508, 511, 512, 518, 525, 526, 532, 530, 534 бюллетени выдавались избирателям, не включенным в список избирателей, что не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Административный истец указывает на нарушение участковыми избирательными комиссиями (далее – УИК) №№ 534, 477, 479, 480, 481, 483, 485. 487, 488, 489, 490, 491, 492, 493, 496, 497, 498, 499, 500, 501, 502, 503, 504, 505, 506, 507, 508, 510, 512, 513, 516, 518, 521, 524, 525, 529, 530, 531, 532, 533, 535, 540, 542 Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, утвержденной Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 1 июля 2021 г. N 13/108-8, (далее - Инструкция):
- отметки в графе списка избирателей, где предусмотрена подпись избирателя за полученный бюллетень, напротив данных всех 289 избирателей не внесены (абз. 1 п. 4.1.8. Инструкции);
- заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования от всех 289 избирателей не принимались (абз. 2 п. 4.1.8. Инструкции);
- после прибытия в помещение для голосования не перенесены из письменных заявлений 289 избирателей в соответствующую графу списка избирателей серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования. Отметки "Голосовал вне помещения для голосования", номер переносного ящика, дата голосования, подписи соответствующих членов участковой комиссии не проставлены (абз. 3 п. 4.1.8. Инструкции);
- заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избирателей не приложены к списку избирателей (абз. 5 п. 4.1.8. Инструкции);
- после окончания работы со списком избирателей перед непосредственным подсчетом голосов титульный лист книги списка избирателей, книги списка избирателей по порядку нумерации, книга (книги) списка избирателей со сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, вкладные листы списка избирателей, а также последний лист списка избирателей с итоговыми данными в перечисленном порядке в один том не сброшюрованы (не прошиты), печатью участковой комиссии и подписью ее председателя не скреплены (п. 4.1.18. Инструкции);
- работа со списком избирателей проводилась в момент подсчета голосов, до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол участковой комиссии об итогах голосования. Список избирателей на это время в сейф, либо в металлический шкаф в помещении, где ведется подсчет голосов, не убирался. Хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, не обеспечено (п. 4.1.19. Инструкции).
По мнению административного истца, вышеуказанные нарушения, допущенные участковыми избирательными комиссиями, не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
В административном иске истец также указывает на нарушение участковыми избирательными комиссиями №№ 534, 477, 479, 480, 481, 483, 485, 487, 488, 489, 490, 491, 492, 493, 496, 497, 498, 499, 500, 501, 502, 503, 504, 505, 506, 507, 508, 510, 512, 513, 516, 518, 521, 524, 525, 529, 530, 531, 532, 533, 535, 540, 542 части 5 статьи 83 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ): объявление о том, что члены участковой избирательной комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до всех предстоящих выездов (выходов) для проведения такого голосования не сообщалось.
Участковыми избирательными комиссиями №№ 481, 484, 485, 489, 491, 492, 496, 497, 498, 499, 511, 513, 514, 515, 517, 521, 540, в нарушение части 6 статьи 81 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ выдано два избирательных бюллетеня - для голосования по федеральному и одномандатному избирательным округам избирателям, голосующим за пределами территории одномандатного избирательного округа.
Административный истец также указывает, что УИК №491 выездные голосования проведены с нарушением ст. 66 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а именно: голосования проведены без письменных заявлений или устных обращений (в том числе переданных при содействии других лиц) избирателей, о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования; заявления (устные обращения) непосредственно в день подачи заявления (устного обращения) в специальном реестре не записаны; не установлены причины, по которым проголосовавшие избиратели не могут прибыть в помещение для голосования. Также УИК №491 проведено голосование вне помещения для голосования более 300 избирателей с использованием одного переносного ящика для голосования.
Истец по факту нарушения УИК № 491 законодательства о выборах обратился с сообщением к Руководителю Следственного отдела по г. Ялта ГСУ СК России по Республике Крым. 18.09.2021 истцом получен ответ Территориальной избирательной комиссии (далее – ТИК) г. Ялта Республики Крым о том, что нарушения не установлены, в связи с чем, истец считает, что ТИК г. Ялты и председателем ТИК г. Ялты ФИО11 в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 20-ФЗ при проведении выборов депутатов Государственной Думы надлежащий контроль за проведением выборов и соблюдением избирательных прав граждан на соответствующей территории не осуществляется, меры по недопущению нарушения законодательства о выборах в Российской Федерации не принимаются.
В нарушение ч. 13 ст. 63 Закона № 67-ФЗ председателем Алуштинского городского совета, председателем политической партии Единая Россия ФИО15. передано, а УИК № 1 получено и использовано 500 бюллетеней для голосования.
Административный истец полагает, что ТИК г. Ялта, ТИК г. Алушты, ТИК г. Бахчисарая, ТИК г. Белогорска, ТИК г. Судак, ТИК г. Феодосия, ТИК Центрального района г. Симферополя, допущены следующие нарушения:
- в нарушение части 1 статьи 86 Федерального зкона № 20-ФЗ не проведены предварительные проверки правильности составления протоколов участковыми избирательными комиссиями об итогах голосования, в связи с чем установленные итоги голосования не соответствуют волеизъявлению избирателей;
- при наличии жалоб, сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования, и до окончания подсчета голосов избирателей, жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу - 0 (нарушение пункта 1 части 6 статьи 84 Федерального закона № 20-ФЗ).
Избирательной комиссией Республики Крым в нарушение ч. 1 ст. 87 Федерального закона № 20- ФЗ, предварительная проверка правильности составления протоколов территориальными избирательными комиссиями об итогах голосования не проведена, установлены итоги голосования не соответствующие волеизъявления избирателей, что не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Учитывая вышеизложенное, административный истец считает, что допущенные нарушения законодательства Российской Федерации о выборах влекут нарушение его права и право политической партии Коммунистической партии Российской Федерации быть избранными, предусмотренное п. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании 14.10.2021г. административным истцом подано заявление об уточнении исковых требований, в котором он изменяет предмет иска, просит признать незаконным бездействие Избирательной комиссии Республики Крым по не обеспечению контроля за соблюдением избирательных прав граждан на территории Республики Крым и порядком подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, ранее заявленные исковые требования просит не рассматривать.
Заявление об уточнении исковых требований с измененным предметом иска, принято к производству суда, и рассмотрено в редакции новых исковых требований.
В судебном заседании административный истец и его представители просили удовлетворить исковые требования о признании бездействия ответчика незаконным, по основаниям изложенным в иске. Дополнительно пояснили, что полагают, что бездействие ответчика заключается в неосуществлении полномочий, возложенных на административного ответчика пунктами № 3 и №11 статьи 28 Федерального закона №20, что следует из приведенных истцом в иске фактов нарушений законодательства о выборах.
Представители Избирательной комиссии Республики Крым - Гузеева И.Н. и Пименов М.А., возражали против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных пояснениях. Пояснили, что Избирательной комиссией Республики Крым права административного истца нарушены не были, контроль над избирательным процессом осуществлялся надлежащим образом, строго в рамках полномочий, предоставленных ответчику Федеральным законом №20.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие) (п.6 ст.75 Федерального закона №67-ФЗ).
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», к решениям избирательной комиссии, комиссии референдума исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.
К действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий.
Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.
Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия, комиссия референдума в силу закона обязаны были рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе (в частности, по вопросам, указанным в пункте 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), однако свою обязанность не выполнили.
Одномандатный избирательный округ «Республика Крым – Симферопольский одномандатный избирательный округ № 19» (далее – одномандатный округ № 19) образован Федеральным Законом от 03 ноября 2015 года № 300-ФЗ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания российской Федерации».
В одномандатный округ № 19 входят следующие муниципальные образования и населенные пункты:
1. городской округ Симферополь – Центральный район города Симферополя;
2. городской округ Алушта;
3. городской округ Судак;
4. городской округ Феодосия;
5. городской округ Ялта;
6. Бахчисарайский район;
7. Белогорский район;
8. Симферопольский район – сельские поселения:
- Добровское;
- Кольчугинское;
- Новоселовское;
- Перовское;
- Пожарское;
- Чистенское.
Полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному округу № 19 возложены на территориальную избирательную комиссию Центрального района города Симферополя Республики Крым постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года № 4/28-8 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии».
Статья 19 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 20-ФЗ) устанавливает систему и статус избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы.
Положениями вышеуказанной статьи установлено, что подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защиту избирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим:
1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
3) окружные избирательные комиссии;
4) территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, на которые в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" возложены полномочия территориальных избирательных комиссий;
5) участковые избирательные комиссии.
Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий (ч.2 ст.19 Федерально закона № 20-ФЗ).
Решение избирательной комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей избирательной комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая избирательная комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая избирательная комиссия (ч.3 ст.19 Федерально закона № 20-ФЗ).
Федеральным законом № 20-ФЗ строго регламентированы полномочия избирательных комиссий всех уровней, участвующих в подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы.
Так, в силу частей 26 и 27 статьи 27 Федерального закона № 20-ФЗ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации устанавливает, кто из зарегистрированных кандидатов, включенных в федеральные списки кандидатов, избран депутатами Государственной Думы, и выдает им удостоверения об избрании, определяет общие результаты выборов депутатов Государственной Думы в целом по Российской Федерации и осуществляет их официальное опубликование.
Согласно пункту 9 статьи 31 Федерального закона № 20-ФЗ участковая избирательная комиссия проводит подсчет голосов избирателей, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, а также составляет протоколы об итогах голосования и передает их в территориальную избирательную комиссию.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 30 Федерального закона № 20-ФЗ территориальная избирательная комиссия устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, сообщает их средствам массовой информации и передает протоколы об итогах голосования в окружную избирательную комиссию.
В соответствии с частью 14 статьи 29 Федерального закона № 20-ФЗ окружная избирательная комиссия определяет результаты выборов по одномандатному избирательному округу и итоги голосования по федеральному избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа, направляет данные о результатах выборов по одномандатному избирательному округу и об итогах голосования по федеральному избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Полномочия Избирательной комиссии Республики Крым при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы установлены статьей 28 Федерального закона № 20-ФЗ. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы:
1) координирует деятельность нижестоящих избирательных комиссий на территории субъекта Российской Федерации, оказывает им методическую, организационно-техническую и иную помощь;
2) обеспечивает взаимодействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан на территории субъекта Российской Федерации;
4) распределяет средства, выделенные ей на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов на территории субъекта Российской Федерации, в том числе между окружными и территориальными избирательными комиссиями, осуществляет контроль за целевым использованием этих средств;
5) осуществляет контроль за поступлением средств в избирательные фонды соответствующих региональных отделений политических партий и расходованием этих средств;
6) регистрирует уполномоченных представителей региональных отделений политических партий по финансовым вопросам в случае их назначения;
7) заслушивает сообщения представителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
8) обеспечивает единообразное использование на территории субъекта Российской Федерации ГАС "Выборы" в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
9) обеспечивает соблюдение утвержденных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации нормативов технологического оборудования (кабин для голосования, ящиков для голосования) для участковых избирательных комиссий, а также порядка хранения, передачи в архив и уничтожения по истечении сроков хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
10) контролирует обеспечение окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий помещениями, транспортными средствами, средствами связи и выполнение принятых указанными избирательными комиссиями решений по иным вопросам материально-технического обеспечения выборов;
11) контролирует и обеспечивает соблюдение на территории субъекта Российской Федерации единого порядка подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования и порядка их опубликования (обнародования);
12) контролирует своевременность и правильность составления списков избирателей;
13) осуществляет контроль за соблюдением порядка информирования избирателей, проведения предвыборной агитации на территории субъекта Российской Федерации;
14) осуществляет меры по распределению бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади между политическими партиями, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов, кандидатами, зарегистрированными по одномандатным избирательным округам;
15) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов, списки кандидатов по одномандатным избирательным округам, политических партиях, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, кандидатах, зарегистрированных кандидатах;
16) утверждает в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, тексты избирательных бюллетеней на государственном языке республики в составе Российской Федерации, на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания;
17) обеспечивает в соответствии с решениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации изготовление избирательных бюллетеней по федеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам, образованным на территории субъекта Российской Федерации, и доставку избирательных бюллетеней в нижестоящие избирательные комиссии;
18) обеспечивает доставку в нижестоящие избирательные комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
19) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) окружных избирательных комиссий, сформированных в субъекте Российской Федерации, и их должностных лиц, за исключением жалоб (заявлений), указанных в пункте 30 статьи 27 настоящего Федерального закона, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
20) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Глава 11 Федерального закона № 20-ФЗ регламентирует установление итогов голосования и определение результатов выборов депутатов Государственной Думы.
Порядок принятия решения об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, оформленного протоколами участковой избирательной комиссии, регламентирован статьей 84 Федерального закона № 20-ФЗ.
Статья 85 Федерального закона № 20-ФЗ устанавливает порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией.
Статья 86 Федерального закона № 20-ФЗ регламентирует установление итогов голосования территориальной избирательной комиссией.
На основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования, окружная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности их составления, не позднее чем на пятый день со дня голосования путем суммирования этих данных определяет результаты выборов по одномандатному избирательному округу и устанавливает итоги голосования по федеральному избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа. Суммирование данных, содержащихся в указанных протоколах, осуществляют непосредственно члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса (часть 1 статьи 87 Федерального закона № 20-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 88 Федерального закона № 20-ФЗ на основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов окружных избирательных комиссий об итогах голосования по федеральному избирательному округу на соответствующих территориях, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через две недели после дня голосования определяет результаты выборов депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу. Суммирование данных, содержащихся в указанных протоколах, осуществляют непосредственно члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что доводы административного истца, указанные в иске, о нарушении Избирательной комиссией Республики Крым ч.1 ст.87 Федерального закона № 20-ФЗ, основаны на ошибочном понимании законодательства о выборах, так как указанные полномочия возложены на окружные избирательные комиссии.
В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" даны разъяснения о том, что если при оспаривании решений об итогах голосования, результатах выборов, референдума, принятых иными, кроме участковых, избирательными комиссиями, комиссиями референдума, заявитель ссылается на нарушения законодательства о выборах и референдумах на избирательных участках, участках референдума и (или) на нарушения, допущенные самими участковыми комиссиями при подведении итогов голосования и составлении протоколов об итогах голосования, то предметом оспаривания фактически являются решения соответствующих участковых комиссий. В случае, если рассмотрение требований о признании незаконными решений участковых избирательных комиссий, комиссий референдума об итогах голосования неподсудно данному суду, то заявление в отношении таких требований возвращается заявителю на основании пункта 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, поскольку проверка законности решений участковых комиссий может осуществляться судом, к подсудности которого законом отнесено рассмотрение дела. Иное вступило бы в противоречие с положениями части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации.
Обосновывая уточненные исковые требования, административный истец, оспаривая незаконную бездеятельность ответчика, ссылается на нарушение законодательства о выборах на избирательных участках, допущенные самими участковыми комиссиями, из чего усматривается, что предметом оспаривания в данном иске фактически являются решения (действия) соответствующих участковых комиссий. Также в иске указано, на допущение нарушений территориальными избирательными комиссиями, выразившиеся в ненадлежащем осуществлении контроля за участковыми избирательными комиссиями, что также свидетельствует о фактическом оспаривании действий (бездействия) территориальных избирательных комиссий.
При указанных обстоятельствах, изложенные в административном исковом заявлении доводы о нарушении участковыми и территориальными избирательными комиссиями законодательства о выборах, не входят в предмет доказывания по настоящему делу, поскольку проверка законности решений, действий, бездействия участковых и территориальных комиссий может осуществляться только тем судом, к подсудности которого законом отнесено рассмотрение данной категории дел. Иное вступило бы в противоречие с положениями части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации.
Проверка законности решений (действий/бездействий) участковых избирательных комиссий, территориальных избирательных комиссий не отнесена к компетенции Верховного Суда Республики Крым. Это следует не только из названных законоположений, но и корреспондирующих им требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым определяется предметная подсудность административных дел судам разного уровня об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий (статьи 19 - 21).
Согласно правилам подсудности, установленным указанными нормами, решения участковых избирательных комиссий, территориальных избирательных комиссий об итогах голосования, а также их действия (бездействие) могут быть оспорены в соответствующем районном суде, а решения окружных избирательных комиссий (за исключением решений ЦИК России) - в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области и суде автономного округа.
В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Частями 14, 16 - 18 статьи 88 Закона о выборах депутатов Государственной Думы не установлена обязанность разрешения всех жалоб (заявлений) до дня подписания протокола о результатах выборов. Эти законоположения допускают возможность последующего их рассмотрения в установленном порядке.
Административный истец не указывает на наличие решений компетентных судов, которыми были бы отменены решения соответствующих избирательных комиссий об итогах голосования или определении его результатов. Суду не представлены постановления мировых судей, которыми были бы установлены упоминаемые в административном иске факты возможных нарушений избирательного законодательства.
В иске имеются ссылки на нарушение участковыми комиссиями положений главы 4 Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, утвержденной Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 1 июля 2021 г. N 13/108-8.
При этом, глава 4 Инструкции регламентирует использование списка избирателей, тогда как составление списка избирателей регламентировано главой 2 Инструкции. На нарушения главы 2 Инструкции в иске не указано. Административным истцом не предоставлены суду доказательства бездействия ответчика по контролю своевременности и правильности составления списков избирателей.
Данных о том, что в адрес административного ответчика поступили жалобы административного истца не имеется, как и не имеется данных о поданных и не рассмотренных ответчиком жалоб истца.
Как следует из содержания административного иска и устных объяснений истца и его представителей в суде, требуя признать бездействия ответчика незаконными, истец не указывает на не рассмотрение ответчиком конкретных жалоб, не указывает какие конкретные действия не выполнил ответчик по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав граждан или по осуществлению контроля и обеспечения соблюдения единого порядка подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования.
Доводы административного истца о допущенном административным ответчиком бездействии основаны на предположениях об их возможном наличии, а не на сведениях об установлении таких фактов компетентными органами, в том числе судом.
В содержании административного иска не приведены основания утверждения истца о нарушении его избирательных прав ответчиком. Доказательства фактов таких нарушений не представлены в судебном заседании. Доводы истца о наличии оснований для признания бездействия ответчика незаконным, как следует из административного искового заявления, объяснений истца и его представителей, мотивированы ошибочным истолкованием норм законодательства о выборах, относящихся к порядку и основаниям реализации полномочий Избирательной комиссии Республики Крым.
Судом установлено и не оспаривалось административным истцом, что истец не обращался в Избирательную комиссию Республики Крым с жалобой на ошибки или несоответствия конкретных протоколов, решений, принятых указанными в иске участковыми или территориальными избирательными комиссиями, как и с жалобами на неверное составления ими списков избирателей.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен названным кодексом. Часть 2 этой статьи, устанавливая, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, вместе с тем предусматривает обязанность административного истца по таким административным делам подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
Административным истцом по настоящему административному делу вопреки приведенному законоположению не были подтверждены сведения о нарушении административным ответчиком каких-либо прав, свобод и законных интересов истца, либо о возникновении реальной угрозы их нарушения.
Административное исковое заявление не содержит доводов, которые указывали бы на наличие правовых оснований для признания бездействия административного ответчика незаконным.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с отказом в удовлетворении исковых требований государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления кандидата в депутаты в Государственную Думу России по Симферопольскому одномандатному округу № 19, члена Коммунистической партии Российской Федерации Кочеихина Андрея Евгеньевича к Избирательной комиссии Республики Крым, о признании незаконным бездействия Избирательной комиссии Республики Крым по не обеспечению контроля за соблюдением избирательных прав граждан на территории Республики Крым и порядком подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования - отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня принятия судом решения через Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение изготовлено и подписано 18 октября 2021 года.
Судья Верховного Суда
Республики Крым подпись Е.И. Холодная