ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-179/2022 от 01.08.2022 Зубцовского районного суда (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Зубцовский районный суд Тверской области, в составе председательствующего судьи Худякова В.А.,

при секретаре Буряковой Е.В.,

с участием истца прокурора Григорьева И.В.,

представителя ответчика Меладзе Д.А.,

в открытом судебном заседании 1 августа 2022 г. в г. Зубцове Тверской области, рассмотрев административное дело по иску прокурора Зубцовского района в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Зубцовского района о признании незаконным бездействия выразившегося в необеспечении безопасности дорожного движения при содержание дорог общего пользования и о возложении обязанности принять меры по организации уличного освещения на участках дорог

установил:

Прокурор Зубцовского района обратился в суд с административным иском в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Зубцовского района о признании незаконным бездействия выразившегося в необеспечении безопасности дорожного движения при содержание дорог общего пользования и о возложении обязанности принять меры по организации уличного освещения на участках дорог в г. Зубцове:

- наб. Вазузы от пересечения с ул. Советская до д.4 по наб. Вазузы;

- на ул. Дзержинского 1,3 км., от перекрестка на ул. Урицкого до ул. Дзержинского (в сторону автомобильного моста через р. Волга);

- на ул. Садово-Набережная.

В основании административного иска прокурором указано, что в ходе проведения проверки за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при содержание автомобильных дорог местного значения было выявлено, что на наб. Вазузы от пересечения с ул. Советская до д.4 по наб. Вазузы в границах населенного пункта отсутствует стационарное электрическое освещение, что является нарушением требований п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

На ул. Дзержинского 1,3 км., от перекрестка на ул. Урицкого до ул. Дзержинского (в сторону автомобильного моста через р. Волга) отсутствуют фонари, а на ул. Садово-Набережная, протяженность которой составляет 1,1 км. и расположено 26 домов, освещение имеется только до дома №16.

Указанные дороги входят в утвержденный перечень автомобильных дорог и мостов общего пользования местного значения, утвержденных распоряжением Главы МО Городское поселение – г. Зубцов от 6 августа 2021 г..

На основании соглашения от 21 декабря 2020 г. дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта г. Зубоцова Тверской области относится к компетенции Администрации Зубцовского района.

По мнению прокурора, отсутствие в указанных участках дорог местного значения в населенном пункте освещения нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку создается угроза возникновения дорожно-транспортных происшествий, создается опасность жизни и здоровья граждан.

Истец и.о. прокурора Зубцовского района Григорьев И.В. поддержал заявленные требования по указанным в иске основаниям, пояснив, что прокуратурой проводилась проверки соблюдения требований безопасности дорожного движения дорог общего пользования г. Зубцова. Были выявлена нарушения указанные в иске. В адрес Администрации Зубцовского района дважды вносились представления об устранении указанных нарушений, которые были удовлетворены.

Представитель ответчика Администрация Зубцовского района Меладзе Д.А. возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснив, что улицы указанные в иске частично освещены. Кроме того полагает, что ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в связи принятием Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2012 г. №159 носит рекомендательный характер.

Заинтересованное лицо Администрация МО Городское поселение – г. Зубцов своих представителей в судебное заседание не направило, о месте и времени рассмотрения административного дела извещены.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Законом РФ от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ).

Согласно ст.3 названного закона определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы).

Частью 3 статьи 15 этого же закона предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.14, п.5 ч.1 ст.16 Закона РФ от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в том числе городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п.7 ст.3 Закона №257-ФЗ).

С учетом положений ст.34 и ст.37 Закона РФ от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из соглашения о передаче Администрации Зубцовского района осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения Администрации Городского поселения – город Зубцов Зубцовского муниципального района на 2021 г. (подп.4 п.1.2) и дополнительного соглашения к нему от 24 декабря 2021 г. следует, что к полномочиям Администрации Зубцовского района отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта г. Зубцова и обеспечение безопасности дорожного движения в нём.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что на участках дорог в г. Зубцове Тверской области:

- наб. Вазузы от пересечения с ул. Советская до д.4 по наб. Вазузы;

- на ул. Дзержинского 1,3 км., от перекрестка на ул. Урицкого до ул. Дзержинского (в сторону автомобильного моста через р. Волга);

- на ул. Садово-Набережная, отсутствует уличное освещение.

Данные обстоятельства нашли своего подтверждения в актах выездного обследования улично-дорожной сети автомобильных дорог Зубцовского района, вносимыми прокурором в адрес Администрации Зубцовского района представлениями об устранение нарушений законодательства и ответами на них ответчика, признававшего факты указанные в представлениях.

Распоряжение Администрации Городского поселения – город Зубцова от 6 августа 2021 г. №76 указанные выше автомобильные дороги включены в перечень автомобильных дорог общего пользования.

Пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» определено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам.

Отсутствие стационарного электрического освещение на автомобильных дорогах указанных в иске создает угрозу безопасности дорожного движения неопределенного круга лиц, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.

Доказательств того, что Администрация Зубцовского района организовала освещение дорого местного значения электрическим освещением ответчиком представлено не было.

Доводы административного ответчика в части добровольности исполнения приведенного в решении законодательства, основаны не неправильном понимании материального закона.

Административный ответчик Администрация Зубцовского района в силу положений под.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, выступая в качестве административного ответчика по настоящему делу, от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления освобождена.

На основании изложенного, руководствуясь стст. 177, 180, 227 КАС РФ, Зубцовский районный суд Тверской области

решил:

административные исковые требования прокурора Зубцовского района в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Зубцовского района о признании незаконным бездействия выразившегося в необеспечении безопасности дорожного движения при содержание дорог общего пользования и о возложении обязанности принять меры по организации уличного освещения на участках дорог удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие Администрации Зубцовского района выразившегося в необеспечении безопасности дорожного движения при содержание дорог общего пользования и возложить на неё обязанность в течение 5-ти месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу принять меры по организации уличного освещения на неосвещенных участках улиц г. Зубцова Тверской области:

- наб. Вазузы от пересечения с ул. Советская до д.4 по наб. Вазузы;

- на ул. Дзержинского 1,3 км., от перекрестка на ул. Урицкого до ул. Дзержинского (в сторону автомобильного моста через р. Волга);

- на ул. Садово-Набережная.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий судья В.А.Худяков

1версия для печатиДело № 2а-179/2022 ~ М-153/2022 (Решение)