ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-179/2022 от 07.07.2022 Яшалтинского районного суда (Республика Калмыкия)

Дело №2а-179/2022

УИД: <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2022 года село Яшалта

Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи – Лиджиева М.А.,

при секретаре – Карагодиной Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия к Администрации Эсто-Алтайского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным административным исковым заявлением мотивируя следующим прокуратурой Яшалтинского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований федерального законодательства в части оказания государственных и муниципальных услуг, в том числе возможности получения таких услуг в электронной форме. По результатам проведенной проверки выявлены нарушения федерального законодательства, в частности норм Федерального закона от 27.06.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Так, при изучении регионального портала предоставления государственных и муниципальных услуг по адресу: <данные изъяты> а также официального сайта органов местного самоуправления <данные изъяты> установлено, что Администрацией Эсто-Алтайского СМО РК не в полной мере обеспечена возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с реестром муниципальных услуг, утвержденным Администрацией Эсто-Алтайского СМО РК. Таким образом, бездействие ответчика, противоречит государственной политике направленной на повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг. Не принятие мер к переходу на предоставление публичных услуг в электронном виде, может привести к нарушению прав граждан на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Просит признать бездействие Администрации Эсто-Алтайского СМО РК в части не принятия мер по обеспечению возможности получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности, обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг, посредством обеспечения возможности получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности в электронной форме на официальном сайте Администрации.

В судебном заседании прокурор ФИО8 административные исковые требования просил удовлетворить с учетом уточнений возложить на Администрацию Эсто-Алтайского СМО РК обязанность разработать и утвердить актуальный реестр оказываемых муниципальных услуг, поскольку утвержденный реестр имеет не актуальные сведения и на официальном сайте административного ответчика он не размещался, а также обеспечить возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронной форме на официальном сайте Администрации Эсто-Алтайского СМО Республики Калмыкия.

Представитель административного ответчика глава Администрации Эсто-Алтайского СМО Республики Калмыкия ФИО9 просил рассмотреть дело без его участия, признав заявленные административные исковые требования.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции.

На основании указанного пункта Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 года №460 утверждена «Национальная стратегия противодействия коррупции».

Одним из направлений реализации «Национальной стратегии противодействия коррупции» является внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг (подпункт «в» пункт 8 Национальной стратегии противодействия коррупции).

Внедрение в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления возможности предоставления гражданам услуг в электронной форме призвано минимизировать личный контакт государственного или муниципального служащего и заявителя, с целью исключения возможности установления коррупционной связи.

С целью реализации указанных основных направлений антикоррупционной политики государства принят Федеральный закон от 27.07.2020 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ФЗ от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ; ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Одним из принципов предоставления услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (пункт 6 статьи 4 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Обязанность по обеспечению возможности получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя возложена на органы, предоставляющие такие услуги (пункт 2 часть 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ).

В силу требований пункта 1 статьи 11 названного Федерального закона государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Для обеспечения ведения в электронной форме реестра государственных и муниципальных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре, создан Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) являющийся федеральной государственной информационной системой (далее - федеральный реестр).

Из содержания части 6 статьи 11 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» следует, что реестр муниципальных услуг содержит сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании.

Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией (часть 7 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ).

Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 года №861 «О Федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» предусмотрено, что формирование сведений об услугах (функциях) и представление их для размещения в федеральном реестре осуществляют федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, органы государственных внебюджетных фондов, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, предоставляющие соответствующие услуги (исполняющие соответствующие функции), на основании утвержденных административных регламентов предоставления услуг (исполнения функций) и стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Так, из анализа указанных норм права следует, что сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании, должны быть включены в реестр муниципальных услуг, для последующего включения их в федеральный реестр и составления административного регламента по каждой муниципальной услуге.

В пункте 4 Положения о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» предусмотрено, что публикация на едином портале сведений из реестра муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления, входящих в состав федерального реестра, осуществляется оператором единого портала в электронной форме в течение 1 календарного дня со дня прохождения формально-логической проверки в соответствии с Правилами ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. №861.

При этом, перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются органами местного самоуправления, утверждается нормативным правовым актом представительного органа.

Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 года № 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде.

Данное распоряжение направлено на реализацию перевода в электронный формат социально значимых услуг: информатизации сфер образования и науки, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, имущественно-земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности. Предусмотрен переход на предоставление услуг (функций) в электронном виде в пять этапов, последний из которых (пятый) заканчивается 1 января 2014 года и связан с обеспечением возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 29 названного Федерального закона административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Следовательно, органами местного самоуправления административные регламенты и реестры оказываемых или муниципальных услуг должны быть приняты не позднее июля 2013 года, поскольку некоторые положения Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» вступили в законную силу 01.07.2011 года.

При это, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации выступает оператором федеральной государственной информационной системы.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 25.12.2018 года № 409 утверждено положение о Министерстве цифрового развития Республики Калмыкия.

Так, министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Калмыкия и органами местного самоуправления, а также иными организациями по вопросам, относящимся к их компетенции.

В силу положений пункта 4.10 Положения Минцифры Республики Калмыкия осуществляют полномочия по ведению республиканских информационных систем «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Калмыкия» и «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Калмыкия».

Органам местного самоуправления рекомендовано при утверждении актов, определяющих порядок формирования и ведения региональных и муниципальных реестров услуг (функций) с использованием государственных и муниципальных информационных систем, в том числе порядок размещения в них сведений, сформировать перечни соответственно государственных и муниципальных услуг (функций), используемые в качестве классификатора таких услуг (функций) руководствоваться положениями постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 года №861 (пункт 5 названного Постановления).

Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 года № 236 утверждены требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг (далее - услуги) органами местного самоуправления.

В пункте 2 указанных Требований предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Во исполнение указанных требований закона Администрацией Эсто-Алтайского СМО РК приняты административные регламенты по муниципальным услугам, предоставляемых органами местного самоуправления Эсто-Алтайского сельского муниципального образования Республики Калмыкия.

Так, в перечень оказываемых Администрацией муниципальных услуг в соответствии с ФЗ от 27.07.2010 года №210-ФЗ входят следующие муниципальные услуги: - «Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, юридическим лицам и гражданам, включая: приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного значения, находящихся в муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности»; - «Выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования»; - «Присвоение адреса объекту недвижимости»; - «Проведение приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находившиеся н муниципальной собственности, а также земельных участков, предоставленных в соответствии с решением исполнительного органа»; - «Разрешение на изменение целевого использования земельного участка, находящегося в собственности»; - «Выдача разрешений на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства»; - «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков»; - «Постановка на учет граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий»; - «Предоставление земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, для целей, не связанных со строительством».

Между тем, данный перечь услуг является не актуальным, поскольку исходя из содержания раздела «Муниципальные услуги» официального сайта Администрации Эсто-Алтайского СМО РК в административные регламенты оказываемых органами местного самоуправления муниципальных услуг неоднократно вносились изменения дополнения (например: в <данные изъяты> году, <данные изъяты> году).

Кроме того, из анализа указанных правовых норм следует, что до утверждения административного регламента по муниципальной услуге, предоставляемой органом местного самоуправления в электронной форме, данные услуги должны быть включены в реестры муниципальных услуг.

Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки исполнения Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки исполнения требований законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, посредством использования портала государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Калмыкия выявлено, что Администрацией Эсто-Алтайского СМО РК не предприняты меры направленные на обеспечение получения гражданам и субъектам предпринимательства указанных в Перечне муниципальных услуг в электронной форме.

На региональном портале государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых в Республике Калмыкия URL с адресом: <данные изъяты> во вкладке «Реестр», а также на официальном сайте Администрации Эсто-Алтайского СМО РК <данные изъяты> отсутствуют сведения о порядке формирования и ведения реестра муниципальных услуг предоставляемых Эсто-Алтайским СМО РК в электронной форме.

Отсутствие утвержденного актуального реестра муниципальных услуг, а также порядка его формирования и ведения административным ответчиком не оспаривается.

Во вкладке «Эсто-Алтайского СМО РК» подраздела «органы местного самоуправления» раздела «Каталог услуг» размещены 3 услуги, которые можно получить онлайн: «Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Эсто-Алтайского СМО Яшалтинского района Республики Калмыкия», «Принятие документов, а также выдача о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение Эсто-Алтайского СМО Яшалтинского района Республики Калмыкия»; «Прием заявления и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения Эсто-Алтайским СМО Яшалтинского района РК.

Вместе с тем, пунктом 5 требований к региональному порталу государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых в Республике Калмыкия установлено, что для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием региональных порталов должно быть обеспечена:

а) возможность подачи заявителем в электронной форме заявления о предоставлении услуги и иных документов, необходимых для получения услуги (далее соответственно - заявление, документы);

б) доступность для копирования и заполнения в электронной форме заявлений и документов;

в) возможность получения заявителем сведений о ходе рассмотрения заявления, поданного в электронной форме с использованием регионального портала;

г) возможность получения заявителем результатов предоставления услуги в электронной форме, за исключением случаев, когда предоставление результатов услуги в такой форме запрещено федеральным законом;

д) возможность уплаты заявителем в электронной форме государственной пошлины или иной платы за предоставление услуг, осуществляемой посредством взаимодействия регионального портала с информационной системой Федерального казначейства.

Аналогичные требования установлены в пунктах 12-19 постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 года №236 «Об утверждении требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг».

Так, в нарушение указанных требований при переходе по ссылке, отсутствует возможность получения муниципальной услуги в электронной форме, поскольку отсылки к заполнению запроса на предоставление услуги в электронной форме на едином портале, образцы заполнения электронной формы запроса на сайте не имеется.

При этом, автоматический переход к заполнению электронной формы запроса на региональном портале услуг, либо на официальном сайте Администрации Эсто-Алтайского СМО РК также отсутствует.

Таким образом, сформировать запрос и иные документы, необходимые для предоставления, имеющихся услуг для последующего направления в орган исполняющий посредством портала или официального сайте граждане и иные лица не могут.

Указанные обстоятельства, послужили основанием для направления в адрес административного ответчика представления от ДД.ММ.ГГГГ об устранении допущенных нарушений.

Из ответа администрации Эсто-Алтайского СМО РК от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> следует, что выявленные прокуратурой района нарушения устранены.

Вместе с тем, каких-либо доказательств подтверждающих исполнение представления прокурора в материалах дела не имеется, суду не представлено.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено, что административным ответчиком не осуществлен полный комплекс мер направленных на реализацию возможности получения неопределенным кругом лиц первоочередных муниципальных услуг в электронной форме посредством использования регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых в Республике Калмыкия, что в свою очередь нарушает права неопределенного круга лиц получателей муниципальных услуг, а также создает препятствие для реализации прав граждан, которые могут повлечь нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению их качества и доступности муниципальных услуг.

Кроме того, до настоящего времени нарушения действующего законодательства административным ответчиком не устранены, что сторонами не оспаривалось.

Определяя срок, в течение которого подлежат совершению определенные действия суд, исходя из объема действий, подлежащих выполнению и объема совершенных на настоящее время административным ответчиком действий, находит обоснованным срок, указанный административным истцом – три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия к Администрации Эсто-Алтайского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия - удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Эсто-Алтайского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, выразившегося в непринятии полного комплекса мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде – незаконным.

Обязать Администрацию Эсто-Алтайского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, в срок 3 (три) месяца со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить реестр муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Эсто-Алтайским сельским муниципальным образованием Республики Калмыкия в электронной форме, принять меры по обеспечению возможности получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронной форме на официальном сайте Администрации Эсто-Алтайского сельского муниципального образования Республики Калмыкия,

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия.

Председательствующий: Судья М.А. Лиджиев

Копия верна: Судья М.А. Лиджиев

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 08 июля 2022 года.