ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-179/2022УИД от 27.04.2022 Нелидовского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-179/2022 УИД № 69RS0021-01-2022-000442-08

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нелидово 27 апреля 2022 года

Нелидовский межрайонный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Ю.,

при секретаре Бредихиной Ю.А.,

с участием административного истца - Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области Горбачева К.И.,

представителя административного ответчика – Нелидовской городской Думы Тверской области Нилоговой О.Б., действующей на основании доверенности от 6 апреля 2022 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Нелидовской городской Думе Тверской области и депутату Нелидовской городской Думы Тверской области Мамунову Валерию Юсуповичу о признании бездействия незаконным и досрочном прекращении полномочий депутата Нелидовской городской Думы Тверской области Мамунова Валерия Юсуповича,

У С Т А Н О В И Л:

Нелидовский межрайонный прокурор Тверской области обратился в суд в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным иском (с учетом уточненных административных исковых требований) в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Нелидовской городской Думе Тверской области о признании незаконным бездействие Нелидовской городской Думы, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Нелидовской городской Думы Мамунова В.Ю. по результатам рассмотрения информации врио Губернатора Тверской области от 6 октября 2021 года № 25/7361-03-аа о результатах проверки полноты и достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, досрочно прекратить полномочия депутата Нелидовской городской Думы Мамунова В.Ю. в соответствии с требованиями ч.7.3 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.4.5 ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и п.18 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Тверской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, а также соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, установленных ограничений, запретов, обязанностей, утвержденного Законом Тверской области от 15 июля 2015 года № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области», на основании информации врио Губернатора Тверской области от 6 октября 2021 года № 25/7361-03-аа о результатах проверки полноты и достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Свои требования административный истец мотивировал тем, что Нелидовской межрайонной прокуратурой в Нелидовской городской Думе Тверской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции, в связи с нарушением депутатом представительного органа Мамуновым В.Ю. законодательства о противодействии коррупции.

В соответствии со ст.34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительной орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В статье 40 Закона № 131-ФЗ указано, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Пунктом 7.1 ст.40 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В статье 10 Закона № 273-ФЗ дано определение понятия конфликта интересов, где под ним понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч.1 ст.10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч.1 ст.10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

При этом, согласно ч.3 ст.10 Закона № 273-ФЗ, на отдельные категории граждан возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Устав Нелидовского городского округа принят решением Нелидовской городской Думы от 27 февраля 2019 года № 94-1.

В ст.27 Устава в структуру органов местного самоуправления Нелидовского городского округа включена Нелидовская городская Дума, являющаяся представительным органом муниципального образования.

Статьей 32 Устава установлен статус депутата Нелидовской городской Думы.

При проведении Главным управлением региональной безопасности Тверской области проверки полноты и достоверности представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год, в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Мамуновым В.Ю. на себя, супругу и несовершеннолетних детей, выявлен ряд нарушений: не указаны принадлежащие Мамунову В.Ю. транспортные средства – Ниссан X-Trail и Ауди Q-7, в сведениях об акциях и ином участии в коммерческих организациях и фондах не указано 100% долей в ООО «ВИВАТ N».

При проведении проверки полноты и достоверности представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год, также выявлен ряд нарушений, которые нашли отражение в проверке, проведенной в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Тверской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, а также соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, установленных ограничений, запретов, обязанностей, утвержденным законом Тверской области от 15 июля 2015 года № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области».

Кроме того, установлено, что депутат Нелидовского городской Думы Мамунов В.Ю. является мужем индивидуального предпринимателя М.А.В. которой на регулярной основе заключаются муниципальные контракты на обеспечение питанием учащихся муниципальных образовательных учреждений и воспитанников муниципальных дошкольных учреждений округа. Иными контрагентами муниципальные контракты в данной сфере с 2018 года по 2020 год не заключались.

Таким образом, участие депутата Мамунова В.Ю. в принятии Нелидовской городской Думой решений об увеличении бюджетных ассигнований на организацию питания учащихся муниципальных образовательных учреждений и воспитанников муниципальных дошкольных учреждений округа создавало возможность получения дополнительных доходов его близким родственником – женой М.А.В.

Врио Губернатора Тверской области Ажгиревич А.И. письмом от 6 октября 2021 года № 25/7361-03-аа во исполнение ч.7.3 ст.40 Закона № 131-ФЗ, ч.4.5 ст.12.1 Закона № 273-ФЗ и п.18 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Тверской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, а также соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, установленных ограничений, запретов, обязанностей, утвержденного Законом Тверской области от 15 июля 2015 года № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области» обратился в Нелидовскую городскую Думу с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Нелидовской городской Думы Мамунова В.Ю.

Нелидовской городской Думой 25 ноября 2021 года на сороковом заседании Думы указанное обращение врио Губернатора Тверской области Ажгиревича А.И. рассмотрено.

По результатам рассмотрения (вопрос 14 заседания Думы) решение о досрочном прекращении полномочий депутата Нелидовской городской Думы Мамунова В.Ю. не принято. Повторно Нелидовской городской Думой указанное обращение не рассматривалось.

Административный истец полагает, что бездействие Нелидовской городской Думы, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Мамунова В.Ю., является незаконным по следующим основаниям.

Частью 7.3 ст.40 Закона №131-ФЗ предусмотрено, что при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с ч.7.2 ст.40 Федерального закона, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Законом Тверской области от 15 июля 2015 года № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области» утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Тверской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, а также соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, установленных ограничений, запретов, обязанностей, пунктом 18 которого установлено аналогичное положение: при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с Положением, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», Губернатор Тверской области реализует полномочия, предусмотренные ч.7.3 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.4.5 ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Соответственно, после получения данной информации у органа местного самоуправления возникает обязанность в установленном порядке завершить начатую высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации процедуру привлечения виновного лица к публично-правовой ответственности в виде прекращения его полномочий (если высшим должностным лицом уже определен такой вид ответственности) или применения иной меры ответственности (в случае, если высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации сообщило о фактах выявленных нарушений и предоставило право представительному органу самостоятельно определить вид ответственности в соответствии с ч.7.3.1 ст.40 Закона № 131-ФЗ). При этом у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия как на проведение проверки соблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, обязанностей, ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции, так и полномочия по перепроверке сведений, изложенных в заявлении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Равным образом, законом представительному органу местного самоуправления не предоставлено право принятия иного, отличного от выраженного в информации высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, решения.

Административный истец полагает, что указанная обязанность Нелидовской городской Думой не исполнена. Вопрос о привлечении депутата Мамунова В.Ю. к публично-правовой ответственности не решен, направленная в соответствии с предоставленными полномочиями информация врио Губернатора Тверской области в установленном порядке не рассмотрена.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным бездействие Нелидовской городской Думы, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Нелидовской городской Думы Мамунова В.Ю. по результатам рассмотрения информации врио Губернатора Тверской области от 6 октября 2021 года № 25/7361-03-аа о результатах проверки полноты и достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, и досрочно прекратить полномочия депутата Нелидовской городской Думы Мамунова В.Ю. в соответствии с требованиями ч.7.3 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.4.5 ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и п.18 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Тверской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, а также соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, установленных ограничений, запретов, обязанностей, утвержденного Законом Тверской области от 15 июля 2015 года № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области», на основании информации врио Губернатора Тверской области от 6 октября 2021 года № 25/7361-03-аа о результатах проверки полноты и достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Определением Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 21 марта 2022 года в порядке подготовки административного дела к рассмотрению к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Тверской области, Губернатор Тверской области, Главное управление региональной безопасности Тверской области, депутат Нелидовской городской Думы Мамунов В.Ю.

Определением Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 6 апреля 2022 года, в связи с принятием уточненных административных исковых требований, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен депутат Нелидовской городской Думы Мамунов В.Ю. с освобождением от процессуального статуса заинтересованного лица.

Административный истец – Нелидовский межрайонный прокурор Горбачев К.И. в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, пояснил, что в настоящее время полномочия депутата Нелидовской городской Думы Мамунова В.Ю. прекращены на основании его личного заявления. Вместе с тем, полагал, что нарушения, которые были выявлены в ходе проверки, а именно факт бездействия Нелидовской городской Думы, выразившийся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Мамунова В.Ю. по результатам рассмотрения информации врио Губернатора Тверской области, имело место быть. Такого решения депутатами Нелидовской городской Думы принято не было. Проверка прокуратурой проводилась инициативно, и для ее осуществления в Нелидовскую городскую Думу был направлен запрос, ответ на который поступил 20 декабря 2021 года, в связи с чем, заявление направлено своевременно, поскольку срок должен исчисляться с момента, когда прокурор узнал о том, что допущено нарушение законодательства, а не с того момента, когда он присутствовал на заседании, тем более, что прокурор там не присутствовал, там присутствовал помощник прокурора. Факт неисполнения Думой постановления Губернатора установлен именно 20 декабря 2021 года, проверка была инициирована 21 декабря 2021 года, по результатам которой были выявлены указанные в исковом заявлении нарушения в деятельности Нелидовской городской Думы, в результате чего было принято решение о направлении искового заявления в суд. Кроме того, в Законе о противодействии коррупции указано о безальтернативном принятии решения о досрочном прекращении полномочий по рассмотрению информации Губернатора.

Что касается проведения досудебной процедуры, в соответствие с Законом о прокуратуре, прокурор самостоятельно принимает решение о применении тех или иных мер прокурорского реагирования. К таковым относится административное исковое заявление, направленное в суд в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Представитель административного ответчика – Нелидовской городская Думы Тверской области Нилогова О.Б., действующая по доверенности в судебном заседании административные исковые требования не признала, ходатайствовала о прекращении производства по административному делу, поскольку Думой было удовлетворено заявление депутата Мамунова В.Ю. о прекращении полномочий депутата по собственному желанию. Полагала, что в настоящее время предмет спора основания отсутствуют. Пояснила, что заявление Губернатора Думой было рассмотрено надлежащим образом, проект решения о прекращении полномочий депутата также был представлен на рассмотрение Думы, то есть все необходимые процедуры были соблюдены представительным органом. Решение было вынесено, было обсуждено в профильном комитете. Профильный комитет его не одобрил, но было предложено депутатам решить вопрос. Депутаты к единому мнению не пришли. По волеизъявлению части депутатов, решение не было принято. Но юридическим лицом - Думой были предприняты все необходимые меры для того, чтобы реализовать предусмотренные законом нормы. Заставить депутатов голосовать тем или иным образом никто не может, это их личное право. В настоящее время полномочия депутата Мамунова В.Ю. прекращены и интересы истца в данный момент не затронуты отсутствием такого решения. Кроме того, в порядке административного судопроизводства предусмотрены сроки обжалования действий, бездействия органов или должностных лиц, данный срок составляет 3 месяца с момента, когда заинтересованное лицо или лицо, чьи права нарушены, узнало о нарушении данных прав. Информация Губернатора в отношении депутата Мамунова В.Ю. рассматривалась на заседании Думы 25 ноября 2021 года, на данном заседании представитель прокуратуры присутствовал. Кроме того, Думой до проведения каждого заседания направляется проект решения в прокуратуру, и в рассматриваемом деле был направлен до заседания проект решения. Никаких замечаний на проект решения от прокурора не поступало. Также направлялся альтернативный проект решения, но ни один из проектов принят не был. Прокурором подан иск за рамками трехмесячного срока. Просила учесть данный факт, и прекратить производство по делу, в том числе в связи с пропуском срока исковой давности. Кроме того, полагала, что для прокурора, как и для других участников процесса предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора. Досудебного урегулирования спора не было, поскольку протеста либо представления в Думу не поступало. Нелидовская городская Дума не может согласиться с постановкой вопроса о том, что Думой были произведены незаконные действия в части непринятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата Мамунова В.Ю., так как закон не предусматривает конкретной обязанности для представительного органа. Так же и Управление региональной безопасности сообщает о том, что документы были направлены в Думу для рассмотрения вопроса о прекращении полномочий, а не о принятии решения о прекращении полномочий. Кроме того, Закон № 131-ФЗ содержит положения о том, что в случае рассмотрения заявления Губернатора о прекращении полномочий депутата и в случае принятия решения, которое Губернатора не удовлетворило, он имеет право обратиться в суд, то есть установлена альтернатива выбора решения представительного органа. Обязанности принять то или иное решение нет. Также Губернатор не применил свое право обратиться в суд, то есть он до сих пор не выразил свое несогласие с принятым решением. Полагала, что Нелидовская городская Дума никаких нарушений законодательства не допускала. В дальнейшем вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Мамунова В.Ю. повторно не рассматривался, т.к. в законодательстве не предусмотрено, что вопрос должен пересматриваться, депутаты выразили уже свое мнение. Решение принято не было и оснований для пересмотра не имеется. Если бы был протест прокурора, тогда это было бы основанием еще раз вынести проект на обсуждение.

Административный ответчик – депутат Нелидовской городской Думы Тверской области Мамунов В.Ю. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом путем направления судебного извещения по адресу места его регистрации, судебная корреспонденция адресату не вручена, возвращена в суд по истечению срока хранения, причину своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела или о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял, возражение или отзыв на административное исковое заявление не представил.

Представители заинтересованных лиц – Правительства Тверской области и Губернатора Тверской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, причину своей неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела или о рассмотрении дела в их отсутствие не заявляли, возражений или отзыв на административное исковое заявление не представили.

Представитель заинтересованного лица – Главного управления региональной безопасности Тверской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, причину своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела или о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, согласно которому в соответствии с постановлением территориальной избирательной комиссии Нелидовского района Тверской области от 10 сентября 2018 года № 150/1252-4, Мамунов В.Ю. избран депутатом Нелидовской городской Думы Тверской области первого созыва. В соответствии с ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В соответствии с ч.4.2 ст.12.1 Закона № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.10 Закона Тверской области от 15 июля 2015 года № 76-ЗО «Об отдельных вопросам, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области» лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей Губернатору Тверской области ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с законодательством и на основании поручения Губернатора Тверской области от 16 октября 2020 года № 30 ГУРБ Тверской области в ноябре 2020 года проведена проверка полноты и достоверности представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, отраженных Мамуновым В.Ю. в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных им за 2018 и 2019 годы.

В ходе проверки выявлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что депутатом Нелидовской городской Думы Тверской области Мамуновым В.Ю. представлены недостоверные и неполные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и нарушен порядок представления этих сведений.

В ходе проверки также установлено, что Мамунов В.Ю., будучи лицом, замещающим муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в нарушение положений Закона № 131-ФЗ, закона № 273-ФЗ и закона № 76-ЗО указанных мер не принял и не уведомил о возникновении ситуации конфликта интересов.

Информация о результатах проведенной проверки в отношении депутата Нелидовской городской Думы Тверской области Мамунова В.Ю. письмом от 6 октября 2021 года № 25/7361-03-АА направлена в адрес Нелидовской городской Думы Тверской области для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Мамунова В.Ю. (л.д.239-241).

На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административного ответчика и представителей заинтересованных лиц.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.62Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Статья15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации изаконы.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральнымзакономот 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», этим жеЗакономопределены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

Согласно ст.2Федеральногозакона«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.

В силу ч.1,2 ст.16Федеральногозаконаот 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» невыполнение лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в п.1 ч.1 ст.2Федеральногозакона№ 230-ФЗ, обязанностей, предусмотренных ч.1 ст.3 Федеральногозакона№230-ФЗ, является правонарушением.

Лицо, совершившее правонарушение, предусмотренное частью 1 рассматриваемой статьи, подлежит в установленном порядке освобождению от замещаемой (занимаемой) должности.

Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что субъекты Российской Федерации вправе, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, установленными ею принципами, определить перечень оснований длядосрочногопрекращенияполномочийсамостоятельно, в том числе исходя из тех ограничений и запретов, которые установлены федеральнымзакономизаконамисубъектов Российской Федерации с учетом конституционного разграниченияполномочиймежду Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и касаются деятельности, несовместимойсостатусомдепутата(Определение от 24 октября 2019 года № 2952-О).

Досрочноепрекращениеполномочийдепутатавследствиенарушениязапрета (несоблюдениятребования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года № 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года № 104-О).

Следовательно, гражданин, вступаявдолжностьдепутатазаконодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения.Всвязис этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числеввидедосрочногопрекращениядепутатскихполномочийзанесоблюдениесоответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться какнарушениепринципов справедливости и соразмерности.

Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статьей 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Так, согласно ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Пунктом 7.1 ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статьей 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» определены основные принципы противодействия коррупции, к которым относятся: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Согласно п.п.1,1.1,1.2 ч.1 ст.8 Федерального закона «О противодействии коррупции» сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), иным уполномоченным лицам, определенным настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации: граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы; граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации; граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В статье 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» определены понятия конфликта интересов. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (ч.1).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч.2).

Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается: на государственных и муниципальных служащих; на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного; на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.3).

В соответствии с ч.4 ст.12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта (ч.4.1).

Если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных часть 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч.4.2).

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами (ч.4.3).

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи, осуществляется по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч.4.4).

При выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 4.4 настоящей статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд (ч.4.5).

Подпунктом «в» п.25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»» Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации предоставлены полномочия по изданию методических рекомендаций и других инструктивно-методических материалов, касающихся реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

Во исполнение указанного нормативного документа Минтрудом России ежегодно разрабатываются Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки для использования в ходе декларационной компании.

Гарантии осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области и особенности правового статуса лиц, замещающих муниципальные должности, определены Законом Тверской области от 15 июля 2015 года № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области».

Согласно ч.ч.1-3 ст.10 Закона Тверской области от 15 июля 2015 года № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области», Если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей Губернатору Тверской области в соответствии с Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Тверской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей согласно приложению 1 к настоящему Закону.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, при избрании на должность; лицами, замещающими муниципальные должности, - ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Проверка достоверности и полноты сведений, представленных в соответствии с частью 1 настоящей статьи, осуществляется по решению Губернатора Тверской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Тверской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, а также соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, установленных ограничений, запретов, обязанностей согласно приложению 2 к настоящему Закону.

Лицо, замещающее муниципальную должность, обязано ежегодно в порядке и сроки, установленные для представления указанными лицами сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнениемзаконов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенствазакона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемыхзакономинтересов общества и государства осуществляет, в том числе, надзор за исполнениемзаконоворганами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федеральногозаконаот 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Согласно ч.1 ст. Федеральногозаконаот 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из егополномочий, перечисленных в статьях 9.1,22,27,30 и 33 настоящего Федеральногозакона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно постановлению Территориальной избирательной комиссии Нелидовского района Тверской области от 10 сентября 2018 года № 150/1252-4, Мамунов В.Ю. избран депутатом Нелидовской городской Думы первого созыва.

Нелидовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения Нелидовской городской Думой требований законодательства о противодействии коррупции в связи с нарушением депутатом представительного органа Мамуновым В.Ю. законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой было установлено бездействие Нелидовской городской Думы, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Мамунова В.А. на основании заявления врио Губернатора Тверской области Ажгиревича А.И. от 6 октября 2021 года № 25/7361-03-аа.

Так, во исполнение возложенных приведенными нормами обязанностей Мамуновым В.Ю. предоставлены сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018, 2019 годы на себя, свою супругу М.А.В. и несовершеннолетнего ребенка – М.М.В.

На основании поручения Губернатора Тверской области от 16 октября 2020 года № 30 и в соответствии с п.п.«а» п.15 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, предоставленных гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Тверской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, а также соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, установленных ограничений, запретов, обязанностей Главным управлением региональной безопасности Тверской области 30 ноября 2020 года была проведена проверка в отношении депутата Нелидовской городской Думы Мамунова В.Ю.

При проведении проверки полноты и достоверности представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год, в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных Мамуновым В.Ю., выявлены следующие нарушения.

В нарушении положений п.38 Методических рекомендаций за 2018 год, в справке на себя (титульный лист) Мамуновым В.Ю. не отражено основное место работы (согласно выписке из ЕГРЮЛ на дату подачи справки – 15 марта 2019 года, Мамунов В.Ю. являлся ...... ООО «ВИВАТ N»).

В нарушение положений п.72 Методических рекомендаций, в разделе 2 «Сведения о расходах» справки на себя Мамуновым В.Ю. не отражены реквизиты договоров, явившихся основанием к возникновению права собственности на приобретенные им транспортные средства.

В нарушение положений п.п.79,92 Методических рекомендаций, в разделе 3.1. «Недвижимое имущество» справки на себя Мамуновым В.Ю. не указан вид принадлежащего ему земельного участка и не отражены вид и реквизиты документов, явившихся основанием к возникновению права собственности на недвижимое имущество.

В нарушение положений п.97 Методических рекомендаций, в разделе 3.2 «Транспортные средства» справки на себя Мамуновым В.Ю. не указаны принадлежащие автомашины: «Ниссан Х-Trail», 2012 года выпуска, государственный номерной знак (дата постановки на учет 10 апреля 2018 года); «Ауди Q-7», 2018 года выпуска, государственный номерной знак (дата постановки на учет 31 мая 2018 года).

В нарушение положений п.п.126,128 Методических рекомендаций, в разделе 5.1 «Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах» справки на себя не указано учредительство с долей участия 100% в ООО «ВИВАТ N».

В нарушение положений п.п.68,72 Методических рекомендаций, в разделе 2 «Сведения о расходах» справки на супругу не отражены реквизиты договоров, явившихся основанием к возникновению права собственности на приобретенные ею нежилое помещение (также не отражена площадь данного помещения) и транспортное средство - автомашину «Фольгсваген-Транспортер», 2016 года выпуска.

В нарушение положений п.92 Методических рекомендаций, в разделе 3.1. «Недвижимое имущество» справки на супругу не отражены вид и реквизиты документов, явившихся основанием к возникновению права собственности на принадлежащее ей недвижимое имущество (2 земельных участка, жилой дом, квартиру, пристроенное помещение, склад, административное здание).

Не указаны реквизиты правоустанавливающего документа и свидетельства о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение по адресу: ........

В нарушение п.137 Методических рекомендаций, в разделе 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» справок на супругу и несовершеннолетнего ребенка не указано жилое помещение по месту их регистрации.

При проведении проверки полноты и достоверности справок за 2019 год на себя, на супругу и на несовершеннолетнего ребенка, представленных Мамуновым В.Ю., выявлены следующие нарушения.

Подпунктом «в» пункта 17 Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 год, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 378 от 29 июня 2018 года, определено, что с 1 января 2019 года все лица, претендующие на замещение должностей или замещающими должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, обязаны использовать специальное программное обеспечение «Справки БК» (СПО «Справки БК»).

Аналогичное требование закреплено постановлением Губернатора Тверской области № 132-пг от 29 декабря 2018 года.

В нарушение требований указанных нормативно-правовых актов, а также п.35 Методических рекомендаций за 2019 год, справки о доходах за 2019 год на себя, супругу и несовершеннолетнего ребенка представлены Мамуновым В.Ю. не по форме СПО «Справки БК».

В нарушение положений п.38 Методических рекомендаций, в справке на себя (титульный лист) Мамуновым В.Ю. не отражено основное место работы (согласно выписке из ЕГРЮЛ на дату подачи справки, он являлся ...... ООО «ВИВАТ N»).

Согласно данным УГИБДД УМВД России по Тверской области, на основании договора купли-продажи от 30 июля 2019 года Мамуновым В.Ю. был отчужден автомобиль «Фольксваген-Транспортер», 2007 года выпуска, однако в нарушение п.58 Методических рекомендаций, в разделе 1 «Сведения о доходах» справки на себя сведения о доходах от данной сделки не отражены.

В нарушение положений п.94 Методических рекомендаций, в разделе 3.1 «Недвижимое имущество» справки на себя Мамуновым В.Ю. не отражены вид и реквизиты документов, явившихся основанием к возникновению права собственности на недвижимое имущество.

Аналогичные нарушения допущены и в справке на супругу.

В справке на супругу за 2019 год отражена находящаяся в собственности последней квартира площадью ...... кв.м. по адресу: ......., дата внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости 18 сентября 2018 года.

В справе за 2018 год данная квартира не указана.

В нарушение п.139 Методических рекомендаций, в разделе 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» справки на супругу и несовершеннолетнего ребенка не указано жилое помещение по месту их регистрации.

Таким образом, проведенной проверкой выявлены обстоятельства, свидетельствующие о предоставлении недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера со стороны Мамунова В.Ю. и нарушении последним порядка предоставления этих сведений.

Выявленные факты допущенных нарушений требований действующего законодательства со стороны Мамунова В.Ю. свидетельствуют о несоблюдении им положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ и Закона Тверской области от 15 июля 2015 года № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области», а именно: ч.3 ст.3, согласно которой лица, замещающие муниципальные должности, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами; ч.1 ст.10, согласно которой граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, согласно приложению 1 к настоящему закону.

В соответствии с положениями антикоррупционного законодательства, конфликтом интересов является ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод. Лицо, замещающее муниципальную должность, обязано сообщить в порядке, установленном муниципальным нормативным правовым актом, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является должностное лицо, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Непринятие должностным лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст.11-1 Закона Тверской области № 76-ЗО, лицо, замещающее муниципальную должность, обязано сообщать в порядке, установленном муниципальным нормативным правовым актом, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

В исключительной компетенции Нелидовской городской Думы находится утверждение бюджета Нелидовского городского округа и отчета о его исполнении.

Таким образом, депутат Нелидовской городской Думы в случае возникновения или возможности возникновения конфликта интересов в ходе принятия и изменения бюджета Нелидовского городского округа обязан принять меры по противодействию или урегулированию данного конфликта.

В ходе проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем М.А.В., являющейся женой Мамунова В.Ю., на регулярной основе заключаются муниципальные контракты на обеспечение питанием учащихся муниципальных образовательных учреждений и воспитанников муниципальных дошкольных учреждений.

Всего за период существования ИП М.А.В. заключено 130 контрактов на сумму 311152276 рублей 49 копеек, в том числе в 2018 году 20 контрактов на общую сумму 62064599 рублей 14 копеек, в 2019 году – 23 контракта на общую сумму 68833867 рублей 60 копеек.

Сведений о реализации данной категории муниципальных контрактов иными контрагентами в ходе проверки не получено.

Таким образом, результаты финансово-хозяйственной деятельности ИП М.А.В. и, соответственно, личный доход М.А.В. в значительной степени зависят от объемов бюджетного финансирования организации обеспечения учащихся и воспитанников дошкольных учреждений питанием.

Данное обстоятельство подтверждается сведениями о доходах М.А.В., представленными Мамуновым В.Ю.

По результатам 2018 года доход по основному месту работы М.А.В. составил 2232089 рублей 87 копеек, по результатам 2019 года - 2959780 рублей (+ 727690 рублей 13 копеек), что коррелируется с данными о росте количества и сумм заключенных М.А.В. контрактов.

В связи с изложенным, участие Мамунова В.Ю. в принятии Нелидовской городской Думой решений об увеличении бюджетных ассигнований на организацию обеспечения учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений и воспитанников дошкольных образовательных учреждений питанием создавало возможность возникновения конфликта интересов, так как возможность получения дополнительных доходов его близким родственником – женой М.А.В., находилось в непосредственной причинно-следственной связи с принятием (или непринятием) Нелидовской городской Думой подобных решений.

Согласно полученным в ходе проверки протоколом Нелидовской городской Думы, Мамунов В.Ю. принимал участие в голосовании по вопросам принятия бюджета муниципального образования Нелидовский городской округ, включающего в себя вопросы финансирования питания учащихся и воспитанников дошкольных учреждений, и его изменения в сторону увеличения данной статьи расходов, а именно: в одиннадцатом заседании Нелидовской городской Думы 16 января 2019 года, в восемнадцатом заседании Нелидовской городской Думы 28 октября 2019 года, в девятнадцатом заседании Нелидовской городской Думы 20 декабря 2019 года, в двадцать первом заседании Нелидовской городской Думы 4 февраля 2020 года, в двадцать пятом заседании Нелидовской городской Думы 16 октября 2020 года.

Сведений о принятых Мамуновым В.Ю. мерах по предотвращению конфликта интересов, протоколы указанных заседаний Нелидовской городской Думы не содержат.

Данные решения принимались в период исполнения ИП М.А.В. ранее заключенных ею муниципальных контрактов.

В ходе проверки установлено, что Мамунов В.Ю., будучи лицом, замещающим муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в нарушение положений Федерального закона № 131-ФЗ, Федерального закона № 273-ФЗ и Закона Тверской области № 76-ЗО указанных мер не принял, о возникновении ситуации конфликта интересов не уведомил.

Результаты проверки Главного управления региональной безопасности Тверской области были направлены Губернатору Тверской области для рассмотрения вопроса о реализации полномочий, предусмотренных ч.7.3 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.4.5 ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

6 октября 2021 года за исх. № 25/7361-03-АА врио Губернатора Тверской области Ажгиревичем А.И. на основании результатов проверки Главного управления региональной безопасности Тверской области в отношении депутата Мамунова В.Ю. в Нелидовскую городскую Думу направлено заявление о досрочном прекращении полномочий депутата Нелидовской городской Думы Мамунова В.Ю., в связи с выявленными нарушениями требований законодательства в сфере противодействия коррупции.

Обращение врио Губернатора Тверской области Ажгиревича А.И. и результаты проверки Главного управления региональной безопасности Тверской области в отношении депутата Мамунова В.Ю. были направлены в Нелидовскую межрайонную прокуратуру Тверской области для проведения проверки соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции, которые нашли свое подтверждение, в исследованных в судебном заседании справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных Мамуновым В.Ю. на себя, супругу и детей, при этом Нелидовский межрайонный прокурор полагает, что Нелидовской городской Думой допущено бездействие, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Мамунова В.Ю.

Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что на Мамунова В.Ю., как депутата Нелидовской городской Думы, возложена безусловная обязанность по предоставлению полных и достоверных сведений о своих доходах и членах семьи, имуществе и обязательствах имущественного характера, которая была им нарушена. Данные нарушения являются грубымнарушениемтребований федерального законодательства о противодействии коррупции и об общих принципах организации местного самоуправления.

Допущенное Мамуновым В.Ю. нарушение является основанием для досрочного прекращения его полномочий, в отношении данного депутата подлежала применению процедура досрочного прекращения полномочий в соответствии с ч.10.1 ст.40Федеральногозаконаот 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Обязанность по принятию решения о досрочном прекращении полномочий принимает представительный орган муниципального образования согласно ч.11 ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При этом, действующим законодательством, чётко определены действия представительного органа, которые он должен совершить при поступлении информациионарушениидепутатомтребований антикоррупционного законодательства.

Согласно ч.1 ст.27 Устава Нелидовского городского округа Тверской области, принятого решением Нелидовской городской Думы от 27 февраля 2019 года № 94-1, структуру органов местного самоуправления Нелидовского городского округа составляют Нелидовская городская Дума, Глава Нелидовского городского округа Тверской области, Администрация Нелидовского городского округа, Контрольно-счетная палата Нелидовского городского округа Тверской области.

При этом, согласно ч.ч.1,3,5,7 ст.28 Устава Нелидовская городская Дума является представительным органом муниципального образования, который представляет население Нелидовского городского округа и осуществляет нормотворческую деятельность.

Срок полномочий Нелидовской городской Думы – пять лет.

Нелидовская городская Дума состоит из девятнадцати депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Депутат Нелидовской городской Думы избирается сроком на пять лет.

Согласно п.2 ч.1 ст.29 Устава к компетенции Нелидовской городской Думы относится утверждение бюджета Нелидовского городского округа и отчета о его исполнении.

В соответствии с ч.9 ст.32 Устава депутаты должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

В силу ч.11 вышеуказанной статьи устава полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами», а также в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ.

Досрочное прекращение полномочий депутата принимается Нелидовской городской Думой и оформляется ее решением. При этом полномочия депутата в этих случаях прекращаются со дня со дня, указанного в решении.

Решение Нелидовской городской Думы о досрочном прекращении полномочий депутата Нелидовской городской Думы принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между заседаниями Нелидовской городской Думы, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (ч.12 ст.32 Устава).

25 ноября 2021 года на сороковом заседании Нелидовской городской Думы рассматривалось вышеуказанное заявление врио Губернатора Тверской области Ажгиревича А.И. в отношении депутата Мамунова В.Ю.

По результату рассмотрения (вопрос 14) решение о досрочном прекращении полномочий в отношении депутата Мамунова В.Ю. не принято, поскольку при наличии кворума (на заседании присутствовало 15 депутатов, в том числе депутат Мамунов В.Ю., не принимавший участие в голосовании по данному вопросу, из установленной численности – 19 депутатов) за досрочное прекращение полномочий депутата Мамунова В.Ю. проголосовало 2 депутата, против – 12. Повторно данный вопрос Нелидовской городской Думой не рассматривался.

В силу ч.14 ст.35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» деятельность представительного органа муниципального образования организуется в соответствии с Уставом муниципального образования.

Согласно ч.6 ст.31 Устава Нелидовского городского округа Тверской области, принятого решением Нелидовской городской Думы от 27 февраля 2019 года № 94-1, решение Думы принимается, если за него проголосовало большинство от установленной численности депутатов Нелидовской городской Думы.

С учетом положений Устава решение о досрочном прекращении полномочий депутата Мамунова В.Ю. на заседании Нелидовской городской Думы 25 ноября 2021 года действительно не принято большинством голосов от установленной численности депутатов.

В то же время неоднократность и характер нарушений, допущенных Мамуновым В.Ю. при отсутствии объективных препятствий к заявлению достоверных и полных сведений о доходах и об имуществе, свидетельствуют о грубой игнорировании Мамуновым В.Ю. требований к исполнению соответствующей публично-правовой обязанности.

Поскольку судом установлено, что депутатом Мамуновым В.Ю. было допущено грубое нарушение положений антикоррупционного законодательства, в связи с чем, врио Губернатора Тверской области в адрес Нелидовской городской Думы 6 октября 2021 года было направлено заявление о досрочном прекращении полномочий депутата Нелидовской городской Думы Мамунова В.Ю., однако Нелидовской городской Думой решение о досрочном прекращении полномочий депутата по результатам рассмотрения указанного заявления врио Губернатора Тверской области не принято, суд приходит к выводу, что бездействие представительного органа в части непринятия решения о досрочной прекращении полномочий депутата являются незаконными, поскольку последствия в виде досрочного прекращение полномочий за неисполнение установленных законом ограничений, связанных с замещением муниципальной должности, являются безальтернативными.

Поскольку депутат представительного органа муниципального образования вправе свободно выражать свое мнение по обсуждаемым вопросам, правовой механизм к понуждению депутата проголосовать определенным образом за определенное решение отсутствует, суд принимает решение об удовлетворении требований административного истца о досрочном прекращении полномочий депутата Мамунова В.Ю.

Административные ответчики не представили суду, в нарушение ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказательства, которые могли бы служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований, в связи с чем, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку административным ответчиком – Нелидовской городской Думой Тверской области допущено бездействие, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Мамунова В.Ю., когда законные основания для этого имелись в соответствии с действующим законодательством «О противодействии коррупции» и таким бездействием нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Довод представителя административного ответчика, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку решением Нелидовского городской Думы от 12 апреля 2022 года досрочно прекращены полномочия депутата Нелидовской городской Думы Мамунова В.Ю. по собственному желанию, суд находит не состоятельными, поскольку с учетом установленного факта допущенных депутатом Мамуновым В.Ю. нарушений, его полномочия депутата должны быть прекращены досрочно в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вопреки доводам представителя административного ответчика, суд полагает, что трехмесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением административным истцом не пропущен, поскольку копия протокола заседания Нелидовской городской Думы от 25 ноября 2021 года была получена Нелидовской межрайонной прокуратурой 20 декабря 2021 года, административное исковое заявлено поступило в суд 17 марта 2022 года.

При этом, факт присутствия на заседании Нелидовской городской Думы 25 ноября 2021 года представителя прокуратуры, не свидетельствует об осведомленности административного истца о принятом по заявлению врио Губернатора Тверской области решении.

Вопреки доводам представителя административного ответчика о том, что в их адрес прокурором представление не вносилось, в соответствии с требованиями ст.220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по рассматриваемой категории административного дела не требует соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.

Анализируя представленные суду административным истцом и исследованные в судебном заседании доказательства, нормы права, дают суду основания для принятия решения об удовлетворении требований, указанных в административном иске.

Руководствуясь ст.ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Нелидовской городской Думы Тверской области, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Нелидовской городской Думы Мамунова Валерия Юсуповича по результатам рассмотрения информации врио Губернатора Тверской области от 6 октября 2021 года № 25/7361-03-аа о результатах проверки полноты и достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Досрочно прекратить полномочия депутата Нелидовской городской Думы Мамунова Валерия Юсуповича, в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Нелидовский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий Н.Ю. Иванова

Решение в окончательной форме принято 5 мая 2022 года.

Дело № 2а-179/2022 УИД № 69RS0021-01-2022-000442-08