ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-17/18 от 17.08.2018 Черемховского гарнизонного военного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Черемховский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в составе:

председательствующего Егорова О.А.,

при секретаре Горячкиной К.С.,

с участием административного истца Сосюра Н.М., представителя командира войсковой части Андреевой М.А., представителя начальника Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и начальника отдела (г. Иркутск) Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Рыкун Л.О., а также с участием заместителя военного прокурора военной прокуратуры армии, войсковая часть <данные изъяты> Парфенова П.А., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению бывшей военнослужащей войсковой части <данные изъяты> Сосюра Натальи Муссаевны об оспаривании действий командира войсковой части , командира войсковой части , Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с исключением из списков личного состава воинской части без предоставления субсидии для приобретения или строительства жилья,

установил:

Сосюра Н.М. обратилась в военный суд с административным исковым заявлением, содержащим следующие требования:

-признать незаконным приказ командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ об исключении её, <данные изъяты>ФИО2, с ДД.ММ.ГГГГ из спис­ков личного состава войсковой части ;

-обязать Министерство обороны Российской Федерации обеспечить её недополученной денежной субсидией на приобретение жилья, после чего издать приказ об установлении сроков и новой даты исключения её из списков личного состава войсковой части .

В обоснование иска Сосюра в заявлении указала на то, что она проходила военную службу в войско­вой части с ДД.ММ.ГГГГ, последняя занимаемая воинская должность - <данные изъяты>, календарная выслу­га лет - полных <данные изъяты> лет.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом командира войсковой ча­сти от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении её из Вооруженных Сил по решению военно-врачебной комиссии, признавшей её ограничен­но годной к военной службе, она была исключена из списков личного состава войсковой части и снята со всех видов довольствия.

Вместе с тем, на момент исключения из списков личного состава войсковой части , денежной субсидией на приобретение жилья в избранном регионе она обеспечена не была. В настоящее время она не имеет возможности оформить установленным порядком пенсионные выплаты, встать на воинский учет и трудоустроиться, так как проживает в служебной квартире с тремя детьми.

Ссылаясь на положения пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», пункта 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237) Сосюра считает, что в отношении неё суще­ственно нарушен порядок увольнения с военной службы. При исключении её из списков личного состава воинской части она не была обеспечена следующими выплатами:

- денежной субсидией на приобретение жилья.

Сосюра в заявлении также указывает на то, что данная денежная выплата для неё является значительной суммой, так как на данный момент она не трудоустроена и пенсионное обеспечение ей ещё не назначено. В связи с этим у неё отсутствуют денежные сред­ства на проживание и социальную адаптацию её семьи. Тем самым нарушено её право как гражданина, определенное российским законода­тельством.

В судебном заседании Сосюра поддержала заявленные требования и просила удовлетворить их в полном объёме. В суде она также заявила, что по её мнению, после издания приказа об увольнении с военной службы, командир войсковой части не имел права издавать приказ об исключении её из списков личного состава воинской части до предоставления ей жилищной субсидии.

Участвующая в судебном заседании представитель командира войсковой части Андреева М.А. требования Сосюра Н.М. не признала и просила суд в их удовлетворении отказать.

В обоснование позиции воинского должностного лица его представитель пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Сосюра Н.М. добровольно был исполнен рапорт об увольнении с военной службы в отставку по состоянию здоровья в соответствии с пп. «г» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

После написания рапорта военнослужащая была вызвана на беседу к командиру войсковой части , где выразила желание о скорейшем увольнении со службы без предоставления жилой площади с оставлением в списках очередников, мотивируя это тем, что ей нужно убыть на постоянное место жительства в <адрес>. Никаких просьб от военнослужащей не поступало, что зафиксировано в листе беседы и подписано собственноручно Сосюра Н.М.

По окончании всех процедур связанных с увольнением, обеспечением всеми видами довольствия,за исключением представления жилой площади, <данные изъяты> Сосюра Н.М. уволена с военной службы в отставку приказом командира войсковой части по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию здоровья, исключена из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ.

После соблюдения всех процедур, личное дело Сосюра Н.М. было направлено в отдел военного комиссариата <адрес> по её личной просьбе, изложенной в листе беседы.

Обращений по вопросу трудоустройства со стороны Сосюра Н.М. в войсковую часть , а также в ОГКУ ЦЗН <адрес>, после увольнения не поступало.

По мнению представителя административного ответчика нарушения прав военнослужащей Сосюра Н.М., при её увольнении с военной службы, командованием войсковой части допущено не было.

Представитель Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «Центррегионжилье») и начальника отдела (г. Иркутск) Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее отдел (г.Иркутск) ФГКУ «Центррегионжилье») Рыкун Л.О. требование Сосюра о возложении обязанности на Министерство обороны РФ обеспечить её недополученной денежной субсидией на приобретение жилья, не признала. В обоснование позиции жилищного органа Минобороны РФ представитель пояснила, что на основании заявления военнослужащей Сосюра Н.М. от ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела (г.Иркутск) ФГКУ «Центррегионжилье» ДД.ММ.ГГГГ принято решение о принятии её на учет нуждающихся в постоянных жилых помещениях, составом семьи четыре человека, дата принятия на учёт ДД.ММ.ГГГГ, избранное место жительства <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Сосюра обратилась с заявлением о перечислении ей жилищной субсидии. Не подвергая сомнению право Сосюра на поучение жилищной субсидии, представитель административного ответчика пояснила, что доведенные на сегодняшний день лимиты бюджетных обязательств позволяют решить вопрос о перечислении жилищной субсидии военнослужащим, принятым на учёт в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годах, в порядке очередности. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ порядковый номер очереди Сосюра Н.М на обеспечение жилищной субсидией «» из военнослужащих, проходящих военную службу на территории Иркутской области с формой обеспечения в виде жилищной субсидии.

Представитель командира войсковой части в письменном отзыве, представленным в военный суд, требования Сосюра не признал и просил отказать в их удовлетворении. В обоснование позиции представитель административного ответчика указал на то, что на момент увольнения и по настоящее время бывшая военнослужащая войсковой части <данные изъяты> Сосюра Н.М. и члены её семьи обеспечены по установленным нормам служебным жилым помещением в виде отдельной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. Ссылаясь на кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 августа 2016 г. № 210-КГ16-17 и Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2016 г., представитель административного ответчика считает законным исключение из списков личного состава части военнослужащей Сосюра Н.М.

Представители заинтересованных лиц - ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Иркутской области», ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Свердловской области» и филиала ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по г. Москве и Московской области» письменно сообщили в суд, что о дате времени и месте судебного разбирательства извещены, просили рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства.

Согласно заключению военно-врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Сосюра Н.М. признана - «В» ограниченно-годной к военной службе.

Из рапорта <данные изъяты> Сосюра Н.М. от ДД.ММ.ГГГГ на имя командира роты усматривается, что она просит ходатайствовать об увольнении её с военной службы в отставку по состоянию здоровья. В рапорте Сосюра также указывает, что жилой площадью по нормам, установленным действующим законодательством, не обеспечена, просит уволить с военной службы с оставлением в списках очередников для получения денежной субсидии, личное дело направить в военный комиссариат <адрес>.

Из листа беседы, проведенной командиром войсковой части с <данные изъяты> Сосюра Н.М. ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что с увольнением она согласна, жилой площадью не обеспечена, каких-либо просьб не высказала.

Согласно приказу командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Сосюра Наталью Муссаевну предписано уволить с военной службы в отставку по состоянию здоровья (подпункт «г» пункта 1 статьи 51 Федерального закона. В приказе также указано, что жилым помещением (субсидией для приобретения или строительства жилого помещения) Сосюра не обеспечена, увольняется с военной службы с оставлением на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно приказу командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Сосюра Наталья Муссаевна, уволенная с военной службы в отставку приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, полагается с ДД.ММ.ГГГГ сдавшей дела и должность, исключена из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направляется на воинский учет в отдел военного комиссариат <адрес>.

В соответствии с решением начальника отдела (г. Иркутск) ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ военнослужащая Сосюра Н.М., на основании её заявления от ДД.ММ.ГГГГ, принята на учет нуждающихся в постоянных жилых помещениях, составом семьи четыре человека, дата принятия на учёт ДД.ММ.ГГГГ, избранное место жительства <адрес>.

Из заявления Сосюра от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника отдела (г. Иркутск) ФГКУ «Центррегионжилье» она просит перечислить ей жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Сосюра Наталья Муссаевна, личный номер , состоит в Едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дата признания - ДД.ММ.ГГГГ, форма обеспечения - жилищная субсидия, состав семьи 4 человека. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ порядковый номер очереди Сосюра Н.М на обеспечение жилищной субсидией - (из военнослужащих, проходящих военную службу на территории Иркутской области с формой обеспечения - жилищная субсидия).

В соответствии с договором найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Сосюра Н.М., а также её дочери ФИО7ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО8ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО9ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированы и проживают в служебной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.

Оценив приведенные фактические обстоятельства, изучив и проанализировав доводы сторон и представленные доказательства, а также заслушав заключение военного прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований Сосюра, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 23 Федерального закона от 25.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Из анализа приведенной нормы следует, что закон устанавливает запрет на увольнение указанных военнослужащих при определенных обстоятельствах, а ограничений, связанных с невозможностью исключения уже уволенных военнослужащих из списков личного состава воинской части, обеспеченных по месту военной службы жилыми помещениями, не предусмотрено.

Аналогичный подход сформулирован в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237.

Исследованными судом доказательствами подтверждается, что перед принятием командованием воинской части решения об увольнении Сосюра Н.М., она прямо и недвусмысленно заявила о своём желании быть уволенной с военной службы с оставлением в списках очередников для получения денежной субсидии, а личное дело просила направить в военный комиссариат <адрес>.

Согласно договору найма служебного жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. Сосюра гарантировано право проживания в данном помещении до обеспечения её жилищной субсидией.

В соответствии пунктом 1 решения Городской думы города Усолье-Сибирское от 29 декабря 2005 г. № 148/4 Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения для муниципального образования «Город Усолье-Сибирское» для муниципального образования «Город Усолье-Сибирское» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 14 квадратных метров общей площади на одного человека. Данной нормой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При таких данных оснований для нахождения Сосюра, вопреки её ошибочному мнению, в списках личного состава воинской части после осуществления с ней окончательного расчета по денежному довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению не имелось, а непредоставление ей жилищной субсидии (как формы реализации права на жилье) при обеспеченности по месту службы служебным жилым помещением по установленным нормам и нахождении на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства само по себе не являлось препятствием для увольнения в отставку и исключения из списков личного состава части.

Довод административной истицы о том, что в связи исключением из списков личного состава части без предоставления жилищной субсидии у неё отсутствуют денежные сред­ства на проживание и социальную адаптацию её семьи, суд считает необоснованным, поскольку в соответствии с п. 2 «Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим…», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.07.2014 № 510, предоставленная военнослужащим гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания нуждающимися в жилых помещениях.

Давая оценку требованию Сосюра о возложении на Министерство обороны РФ обязанности обеспечить её недополученной денежной субсидией на приобретение жилья, после чего издать приказ об установлении сроков и новой даты исключения её из списков личного состава войсковой части суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих.

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).

Аналогичный подход сформулирован и в п. 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации № 1280 от 30 сентября 2010 г. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 510 Порядок предоставления жилищной субсидии также разработан в целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.

В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения административного иска Сосюра в суде, на учете военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу на территории Иркутской области, признанных нуждающимися в получении постоянных жилых помещений и изъявивших желание быть обеспеченными жилищной субсидией, состояло <данные изъяты> человек, с датой постановки на учет ранее ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, перед административной истицей значится <данные изъяты> человек, претендующих на получение жилищной субсидии, по отношению к которым она каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне имеющейся очереди не имеет, хотя право на получение такой субсидии у них возникло ранее, чем у Сосюра, а в силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В суде не опровергнут довод представителя ФГКУ «Центррегионжилье» о том, что денежных средств для обеспечения в порядке очередности всех желающих получить названную субсидию, принятых на учет ранее Сосюра, не хватает. Следовательно, непосредственно для неё денежные средства не выделялись и не поступали, в связи с чем решение о возложении обязанности по выплате этих средств Сосюра принято быть не может, поскольку это повлечет нарушение прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, судом не установлено каких-либо фактов, свидетельствующих, что административными истцами нарушены права, свободы и законные интересы военнослужащей Сосюра Н.М., в период прохождения ею военной службы, созданы препятствия к осуществлению её прав, свобод и реализации законных интересов или на неё незаконно возложены какие-либо обязанности. Следовательно, оснований для удовлетворения её исковых требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд

решил:

В удовлетворении требований по административному иску бывшей военнослужащей войсковой части <данные изъяты> Сосюра Натальи Муссаевны об оспаривании действий командира войсковой части , командира войсковой части , Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с исключением из списков личного состава воинской части без предоставления субсидии для приобретения или строительства жилья - отказать полностью.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в 3 окружной военный суд через Черемховский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, а именно с 22 августа 2018 года.

Решение принято в окончательной форме 22 августа 2018 года.

Председательствующий по делу О.А. Егоров