Дело № 2а-17/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Оссора Карагинского района Камчатского края 27 февраля 2019 г.
Судья Карагинского районного суда Камчатского края Фоменко Е.И. при секретаре Антоновой Т.А., с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Карагинского района Бойцова В.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Карагинского района Самойловой А.М. к администрации Карагинского муниципального района о признании недействующим постановления администрации Карагинского муниципального района № 386 от 12.09.2018 г. "Об утверждении порядка ликвидации аварийных ситуаций в системе теплоснабжения на территории сельского поселения "село Кострома" со дня его опубликования,
УСТАНОВИЛ:
прокурор обратилась в суд с указанным административным иском, отметив, что упомянутое постановление Главы Карагинского муниципального района опубликовано в газете "Карагинские вести 16.09.2018 г. № 61 и вступило в законную силу с момента опубликования. В иске обращено внимание суда на то, что органы местного самоуправления в силу закона России "О теплоснабжении" имеют полномочия по вопросам теплоснабжения, однако порядок ликвидации последствий аварийных ситуаций в соответствии с приказом № 103 от 12.03.2013 г. Министерства энергетики России должен разрабатываться непосредственно теплоснабжающими и теплосетевыми организациями. Село Кострома не имеет органов самоуправления и находится на межселенной территории. В принятом постановлении на организации, в нарушение их прав, возложены обязанности, не предусмотренные законом. Соответственно, принимая рассматриваемое постановление, органы местного самоуправления Карагинского района, действуя без специального полномочия, вышли за пределы своей компетенции, а вынесенное таким образом постановление имеет признаки коррупциогенности, Прокурор просит признать нормативный акт недействующим с момента опубликования.
В судебном заседании прокурор пояснил, что оспариваемым постановлением на теплоснабжающую организацию возложено создание круглосуточно работающей аварийно-диспетчерской службы – п. 4.1, возложены и иные обязанности, не предусмотренные законом. Прокурор направлял протест по заявленным обстоятельствам Органу местного самоуправления, однако тот не был удовлетворён.
Административный ответчик в судебное заседание представителя не направил, ограничившись возражениями, в которых указал, что, по его мнению, порядок ликвидации аварийных ситуаций в системе теплоснабжения может разрабатываться не только теплоснабжающими организациями.
Суд, выслушав представителя административного истца - прокурора, исследовав материалы дела, находит административный иск подлежащим удовлетворению.
Рассматриваемое постановление принято Главой Карагинского муниципального района 12 сентября 2018 г., постановлением утверждён Порядок ликвидации аварийных ситуаций в системе теплоснабжения на территории сельского поселения "село Кострома", установлен порядок контроля за исполнением постановления, определено, что постановление вступает в силу с момента опубликования в газете "Карагинские вести".
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения установлены статьёй 6 закона России "О теплоснабжении " от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ, в частности, органы местного самоуправления отвечают за выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (п. 4).
Приказ № 103 от 12.03.2013 г. Министерства энергетики Российской Федерации "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду" определяет порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (п. 1 Правил).
Раздел 3 Правил посвящён установлению требований по готовности к отопительному периоду непосредственно для теплоснабжающих и теплосетевых организаций.
П. 13 раздела указывает, что при проверке теплоснабжающих и теплосетевых организаций уполномоченным органом должно быть установлено наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления.
Согласно Закону Камчатского края от 2.10.2017 г. № 142 "Об упразднении сельского поселения "село Кострома" территория упразднённого сельского поселения "село Кострома" включена в состав межселенной территории Карагинского муниципального района (ст. 2 Закона), а правопреемниками органов местного самоуправления упраздняемого сельского поселения "село Кострома" являются органы местного самоуправления Карагинского муниципального района (ст. 3, ч. 2).
В соответствии с п. 2 Правил оценки готовности к отопительному периоду проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется уполномоченными органами, к которым в данном случае и относятся органы местного самоуправления Карагинского муниципального района.
Таким образом, в соответствии с приказом предметом проверки для уполномоченного органа и является установление у поставляющих тепло организаций наличия порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения.
В соответствии с вышеуказанным Приказом при разработке порядка ликвидации аварийных ситуаций в порядке взаимодействия теплоснабжающей (теплосетевой) организацией должны быть разрешены все вопросы с тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающими организациями, потребителями тепловой энергии, ремонтно-строительными и транспортными организациями, а также органами местного самоуправления. Изложенное предполагает дискреционные полномочия теплоснабжающей (теплосетевой) организации на установление рапорядка ликвидации аварий.
Довод административного ответчика о том, что упоминаемый в Правилах порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения не обязательно должен разрабатываться теплоснабжающей организацией не может быть принят судом во внимание, поскольку предметом иска заявлено отсутствие у органа местного самоуправления Карагинского муниципального района полномочий на принятие таких документов.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган. Указанные органы обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Доказательств правомерности занимаемой позиции административным ответчиком не заявлено.
При таких обстоятельствах у суда нет сомнений в том, что постановление администрации Карагинского муниципального района № 386 от 12.09.2018 г. "Об утверждении порядка ликвидации аварийных ситуаций в системе теплоснабжения на территории сельского поселения "село Кострома" принято в нарушение требований законодательства, нарушает права организации на урегулирование вопросов, связанных с действиями по ликвидации аварийных ситуаций.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление и.о. прокурора Карагинского района Камчатского края Самойловой А.М. удовлетворить.
Признать недействующим постановление администрации Карагинского муниципального района № 386 от 12.09.2018 г. "Об утверждении порядка ликвидации аварийных ситуаций в системе теплоснабжения на территории сельского поселения "село Кострома" со дня его опубликования – с 16 сентября 2018 г.
Настоящее решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании Администрации Карагинского муниципального района – газете «Карагинские вести».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Карагинский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Решение в окончательной форме принято 28 февраля 2019 г.
Судья -