ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-17/2016 от 14.10.2016 Черемховского гарнизонного военного суда (Иркутская область)

Дело № 2а-17/2016 копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Черемховский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в составе:

председательствующего Егорова О.А.,

при секретаре Ждановой А.А.,

с участием заместителя военного прокурора - войсковая часть <данные изъяты> ФИО1,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военного прокурора - войсковая часть <данные изъяты> ФИО2 в интересах военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО3 об оспаривании действий Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанных с отказом в возмещении понесённых ФИО3 расходов на служебную командировку,

установил:

Военный прокурор - войсковая часть <данные изъяты> ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением (в порядке ч. 1 ст. 39 КАС РФ), в котором просит:

- признать незаконным отказ Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» в возмещении ФИО3 расходов на приобретение авиабилетов при проезде в командировку,

- обязать ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» возместить ФИО3 расходы на приобретение авиабилетов при проезде в командировку.

В обоснование заявленных требований, военный прокурор в заявлении указывает на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> ФИО3 находился в служебной командировке в войсковой части (<адрес>), для участия в чемпионате <данные изъяты> по армейскому рукопашному бою, в соответствии с приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ.

Для проезда в служебную командировку ФИО3 приобрел за свой счет авиабилеты по маршруту <адрес> и обратно общей стоимостью 33 435 рублей.

Воинские перевозочные документы ФИО3 выданы не были.

Для возмещения расходов на проезд в служебную командировку ФИО3 составлен авансовый отчет от ДД.ММ.ГГГГ и заявление на выдачу перерасхода от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 33 435 рублей с указанием реквизитов и оправдательными документами: командировочным удостоверением, квитанциями и авиабилетами, который был направлен в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю».

С письмом <данные изъяты> ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, авансовый отчет ФИО3 был возвращен в войсковую часть с отказом в оплате, в связи с тем, что порядок направления военнослужащих в командировки определен Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2014 года № 988, согласно которой, направление в служебные командировки военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, не предусмотрено.

Военный прокурор - войсковая часть указывает на то, что согласно, пункту 36 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. № 200 воинские перевозочные документы выдаются военнослужащим, проходящих военную службу по призыву, в том числе воздушным транспортом - самолетами в салонах экономического (низшего) класса.

В соответствии с пунктом 85 Руководства лицам, имеющим право на проезд или перевозку личного имущества за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, не получившим или не использовавшим воинские перевозочные документы, расходы возмещаются по фактически произведенным затратам, но не выше норм, установленных для соответствующих категорий воинских пассажиров.

Основанием для возмещения расходов в указанных случаях являются рапорт (заявление), документы, подтверждающие право на проезд или перевозку личного имущества за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (предписание, отпускной билет, командировочное удостоверение с соответствующими отметками о пребывании в пунктах проведения отпуска или служебной командировки и документы о произведенных расходах (проездные билеты, квитанции о доплатах, накладные, багажные и грузобагажные квитанции и др.), неиспользованные воинские перевозочные документы или справки, выданные на бланке требования формы 1, с указанием в нем, что льгота по проезду или перевозке личного имущества не была использована.

При таких обстоятельствах военный прокурор - войсковая часть полагает, что оснований для отказа в возмещении расходов <данные изъяты> ФИО3 на приобретение авиабилетов при проезде в командировку ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» не имелось, что нарушает его права и законные интересы.

Будучи надлежащим образом извещённым, о дате, времени и месте судебного заседания, административный истец ФИО3 в суд не явился, от которого в суд поступило заявление о рассмотрении дела без его участия, в котором он указал, что поддерживает требования военного прокурора - войсковая часть и просит суд удовлетворить их в полном объеме.

Административный ответчик - руководитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» надлежащим образом извещён о дате, времени и месте судебного заседания, но в суд также не явился. Его представитель ФИО4 представила в суд письменное ходатайство о рассмотрении административного дела без ее участия, в связи с отдаленностью места судебного заседания и одновременным участием в других судебных слушаниях.

Кроме того, представитель административного ответчика представила в суд письменные возражения, в которых не согласилась с требованиями военного прокурора - войсковая часть и просила суд в их удовлетворении отказать в полном объёме.

В обоснование заявленной позиции, Коробчинская указывает на то, что ФИО3 пропущен процессуальный срок на восстановление нарушенных прав в судебном порядке, о которых ему стало известно в ДД.ММ.ГГГГ, и срок для подачи им административного искового заявления, истек в ДД.ММ.ГГГГ, однако в суд он обратился в ДД.ММ.ГГГГ

Представитель административного ответчика поясняет, что в Министерстве обороны РФ утвержден порядок направления в служебные командировки только военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2014 года № 988. Порядок направления в служебные командировки военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, не установлен, в связи с чем, положения, предусмотренные приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года № 2700 об оплате служебных командировок, на них не распространяются,

При направлении в служебные командировки военнослужащих, проходящим военную службу по призыву, выдаются воинские перевозочные документы, в соответствии с п. 42 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 6 июня 2001 года № 200. Данные документы ФИО3 выданы не были, в связи с чем представитель административного ответчика полагает, что его права были нарушены бездействием должностных лиц войсковой части , связанными с невыдачей воинских перевозочных документов, а не руководителем ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», действия которого нельзя признать незаконными.

Командир войсковой части , привлечённый к участию в деле в качестве заинтересованного лица, надлежащим образом извещён о дате, времени и месте судебного заседания, но в суд не явился, представив письменное ходатайство о рассмотрении административного дела без его участия, в связи с нахождением в служебной командировке в <адрес>,

Требования военного прокурора - войсковая часть он поддержал и просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> ФИО3 проходит военную службу по призыву в войсковой части в должности <данные изъяты>.

Из телеграммы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на базе войсковой части в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоится чемпионат <данные изъяты> по армейскому рукопашному бою, в связи с чем командирам воинских частей надлежит направить в служебную командировку участников соревнований установленным порядком.

В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> ФИО3 надлежит полагать убывшим в командировку с выездом в войсковую часть <адрес> для участия в чемпионате <данные изъяты> по армейскому рукопашному бою с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно командировочному удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ исх. , которое было выдано <данные изъяты> ФИО3, он был командирован в войсковую часть <адрес>, сроком на 5 суток с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на чемпионат <данные изъяты> по армейскому рукопашному бою. Согласно приказу командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ и отметке в командировочном удостоверении, ФИО3 прибыл из служебной командировки ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно авансовому отчету от ДД.ММ.ГГГГ, для проезда в служебную командировку ФИО3 приобрел авиабилеты по маршруту <адрес> и обратно, общей стоимостью 33 435 рублей, что подтверждается представленными копиями авиабилетов за №№ и от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Из заявления ФИО3 <данные изъяты> ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» ФИО10 на выдачу перерасхода от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он понес командировочные расходы в сумме 33 435 рублей и просит зачислить денежные средства по реквизитам, которые указаны в заявлении.

В соответствии с письмом <данные изъяты> ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ исх. авансовый отчет от ДД.ММ.ГГГГ возвращен ФИО3, в связи с тем, что порядок направления военнослужащих в командировки определен Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2014 года № 988, согласно которой направление в служебные командировки военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, не предусмотрено.

Выслушав доводы военного прокурора, исследовав материалы дела, оценив установленные фактические обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства, считая причину пропуска процессуального срока уважительной, судом вынесено отдельное определение о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение с административным исковым заявлением в интересах военнослужащего по призыву ФИО3 В связи с этим довод представителя административного ответчика об отказе в удовлетворении требований ФИО3, в связи с пропуском им процессуального срока, суд отвергает.

В соответствии п. 1 и 9 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки.

Расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 и 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» Министерство обороны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, при реализации социальных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом военнослужащих - в служебные командировки.

Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, возмещать расходы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, в случае приобретения ими проездных документов (билетов) и оплаты перевоза личного имущества за свой счет.

Порядок возмещения этих расходов определяется указанными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с п. 118 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700, военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы).

В соответствии с п. 84 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 № 30 «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами» солдаты, матросы, сержанты и старшины направляются в служебные командировки для участия в спортивных или культурно-массовых мероприятиях по указанию вышестоящего командования (штаба).

В соответствии с п. 17 Инструкции о порядке проведения спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов, материального обеспечения их участников в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 сентября 2005 года № 385 направление участников соревнований и сборов на эти мероприятия и выплата им суточных (в том числе и за дни необеспечения питанием), а также возмещение расходов по найму жилого помещения и на проезд к месту проведения соревнований и сборов и обратно производится в порядке, установленном для направления военнослужащих в служебные командировки и выплаты им командировочных расходов.

В соответствии с п. 21 Инструкции перевозка для участия в соревнованиях и сборах участников этих мероприятий из числа военнослужащих, а также их обеспечение воинскими перевозочными документами или денежными средствами на проезд к местам проведения соревнований и сборов и обратно осуществляется в установленном порядке.

В соответствии с п. 23 Инструкции оплата проезда участников соревнований и сборов (кроме спортивных судей), их фактических расходов по найму жилого помещения на период участия в соревнованиях и сборах, а также суточных денег (в том числе и за дни необеспечения питанием) производится воинскими частями, командировавшими их на эти соревнования и сборы.

В соответствии с пунктом 36 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. № 200 воинские перевозочные документы выдаются военнослужащим, проходящих военную службу по призыву, в том числе воздушным транспортом - самолетами в салонах экономического (низшего) класса.

В соответствии с пунктом 85 Руководства лицам, имеющим право на проезд или перевозку личного имущества за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, не получившим или не использовавшим воинские перевозочные документы, расходы возмещаются по фактически произведенным затратам, но не выше норм, установленных для соответствующих категорий воинских пассажиров.

Основанием для возмещения расходов в указанных случаях являются рапорт (заявление), документы, подтверждающие право на проезд или перевозку личного имущества за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (предписание, отпускной билет, командировочное удостоверение с соответствующими отметками о пребывании в пунктах проведения отпуска или служебной командировки, справка о пребывании в санатории, доме отдыха, госпитале и т.п.) и документы о произведенных расходах (проездные билеты, квитанции о доплатах, накладные, багажные и грузобагажные квитанции и др.), неиспользованные воинские перевозочные документы или справки, выданные на бланке требования формы 1, с указанием в нем, что льгота по проезду или перевозке личного имущества не была использована.

Оценив установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что отказ административного ответчика - ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» в возмещении понесенных расходов ФИО3 на служебную командировку повлек нарушение права административного истца, следовательно, является незаконным и необоснованным.

Довод представителя административного истца о том, что порядок направления в служебные командировки военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, не установлен, в связи с чем, положения, предусмотренные приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года № 2700 об оплате служебных командировок, на них не распространяются, основан на ошибочном толковании действующего законодательства и не может служить основанием для отказа в удовлетворении законного требования военнослужащего.

Не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований и то обстоятельство, что командиром воинской части не были выданы ФИО3 воинские перевозочные документы.

Для восстановления нарушенного права суд считает необходимым обязать руководителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» возместить ФИО3 расходы на служебную командировку в полном объёме.

Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов по делу, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В абзаце 2 пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъясняется, что при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов.

В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу, что государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит к взысканию с административного ответчика - Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», не освобожденного от уплаты судебных расходов, с зачислением ее в доход бюджета муниципального образования «город Иркутск».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, военный суд

решил:

Требования по административному исковому заявлению военного прокурора - войсковая часть в интересах военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО3 удовлетворить полностью.

Признать отказ Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» в возмещении ФИО3 командировочных расходов, незаконным.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» возместить в полном объеме расходы военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО3, понесённые им при следовании в служебную командировку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и ФИО3, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей, от которой военный прокурор был освобожден, в доход бюджета муниципального образования «город Иркутск».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в 3 окружной военный суд через Черемховский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу О.А. Егоров

Копия верна:

Председатель суда О.А. Егоров

Секретарь судебного заседания А.А. Жданова