ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-17/2022 от 10.01.2022 Заларинского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 января 2022 года п. Залари

Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Барушко Е.П.,

единолично при секретаре судебного заседания Ермоленко Е.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Заларинского района Зубаирова Д.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области, Администрации муниципального образования «Заларинский район» об обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законодательства в сфере осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий выявлены факты невыполнения Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области переданных государственных полномочий в сфере водных отношений. Так, согласно положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009г. № 392/171-пп, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. В сфере водных отношений одной из функций Министерства является осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Иркутской области; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Иркутской области (п.п. 27, 28 раздела 3 Положения). Согласно акту комиссионного обследования береговой полосы, р. Хор-Тагна в с. Хор-Тагна Заларинского района от 24.09.2019 в связи с существующими активными процессами размыва на участках, размываемые наносы отлагаются в русле реки, образовывая острова и косы, снижая тем самым пропускную способность русла и увеличивая риск затопления прилегающих территорий. Берег р. Хор-Тагна отвесный, изрезан эрозионными впадинами, основание берега подмыто. Берег состоит из супесчаных-суглинистых грунтов, высота берега переменная. По результатам обследования установлено, что требуется проведение работ по расчистке русла и дноуглублению на участке общей протяженностью 3,0 км, а также берегоукрепительные работы некапитального характера. Принимая во внимание, что река Хор-Тагна относится к федеральной собственности, расположена на территории Иркутской области, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении данного водного объекта является полномочием министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области. Между тем, Министерством не принимались какие-либо меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении реки Хор-Тагна, проектные работы до настоящего времени не выполнены, равно как и не принимались меры для его фактической реализации. Указанный факт свидетельствует о бездействии, выразившемся в невыполнении органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных государственных полномочий в сфере водных отношений, и прямо противоречит требованиям норм действующего природоохранного законодательства. Бездействие министерства по невыполнению мероприятия по охране водного объекта не позволит снизить оказываемое негативное воздействие вод, вследствие чего, способствует возможному загрязнению водного объекта и причинению вреда водным биологическим ресурсам. Факт бездействия свидетельствует о необеспечении исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, также, нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, гарантированные ст. 41 Конституции РФ. В связи с риском загрязнения водного объекта, возможной гибелью водных биоресурсов, собственником которых является государство, нарушаются права и законные интересы Российской Федерации, установленные ст.ст. 41, 42 Конституции РФ и ст. 209 Гражданского кодекса РФ. Просил обязать Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области обеспечить выполнение работ по расчистке русла и дноуглублению, берегоукрепительные работы некапитального характера р. Хор-Тагна в с. Хор- Тагна Заларинского района Иркутской области в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда законную силу.

В судебном заседании представитель истца Зубаиров Д.Х. поддержал исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, в полном объеме, просил их удовлетворить на тех доводах, что изложены в исковом заявлении.

Согласно письменному отзыву на возражения административного ответчика истцом дополнительно указано, что поскольку река Хор-Тагна, расположенная в Иркутской области, подпадает под критерии, установленные п. 3 ч. 1 ст. 26 ВК РФ, полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, находятся у органа государственной власти Иркутской области. В Иркутской области такие полномочия закреплены за Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области. Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009г. № 392/171-пп, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. В сфере водных отношений одной из функций Министерства является осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Иркутской области; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Иркутской области (п.п. 27, 28 раздела 3 Положения). Между тем, Министерство являясь ответственным исполнителем вышеуказанных работ, не принимались какие-либо меры для реализации названного мероприятия, проектные работы до настоящего времени не выполнены, равно как и не принимались меры для его фактической реализации. В соответствии с пп. «в» п. 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 года № 629 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе на осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. По информации министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в период с 2015 по 2021 годы согласованы следующие размеры субвенций Иркутской области из средств федерального бюджета в области водных отношений: 2015 год - 35 млн. 785 тыс. руб., 2016-32 млн. 141 тыс. руб., 2017-32 млн. 141 тыс. руб., 2018 - 32 млн. 196 тыс. руб., 2019 - 26 млн. 130 тыс. руб., 2020 - 61 млн. 950 тыс. руб., 2021 - 248,2 млн. руб. В соответствии с пунктом 3 Правил субъект Российской Федерации в рамках доведенных объемов в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период самостоятельно определяет направления расходования средств субвенций. При этом расходы из средств субвенций федерального бюджета на проведение мероприятий по регулированию р. Хор-Тагна в с. Хор-Тагна Заларинского района в соответствии с переданными полномочиями в области водных отношений на 2015-2021 годы, министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области запланированы не были. Доводы об отсутствии необходимого для исполнения функций финансирования не состоятельны поскольку исполнение предусмотренных законодательством обязанностей и устранение нарушений водного законодательства не может быть постановлено в зависимость от наличия достаточных для проведения необходимых мероприятий средств. К полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий только в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований (п. 2 ч. 1 ст. 27 ВК РФ). Принимая во внимание, что река Хор-Тагна относится к федеральной собственности, расположена на территории Иркутской области, учитывая вышеприведенные положения действующего законодательства, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении данного водного объекта является полномочием министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области. Таким образом, оснований для возложения обязанностей по обеспечению выполнения берегоукрепительных работ некапитального характера р. Хор-Тагна в с. Хор-Тагна Заларинского района Иркутской области на администрацию МО «Заларинский район» не имеется.

Представитель ответчика – Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в судебное заседание не явился, при этом ответчик был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Согласно письменным возражениям Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области согласно СКИОВО мероприятие по предмету иска отнесено к мерам по предотвращению негативного воздействия вод. Согласно части 3 ст.26 Водного кодекса РФ средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Данные меры осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании переданных полномочий при предоставлении денежных средств в виде субвенций из федерального бюджета. В силу того, что субвенции носят исключительно целевой характер, предоставленные денежные средства не могут быть использованы по своему усмотрению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по предмету иска - Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области). Бюджетные ассигнования на реализацию переданных полномочий определяются расчетным методом Федеральным агентством водных ресурсов и доводятся до министерства в установленном порядке в соответствии с Методикой определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года № 636. В целях осуществления отдельных полномочий министерство согласовывает с Федеральным агентством водных ресурсов перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (далее - Перечень мероприятий) на очередной финансовый год. В анализируемый период 2015-2021 годы согласованы следующие размеры субвенций Иркутской области из средств федерального бюджета в области водных отношений: 2015 год - 35 млн. 785 тыс. руб.; 2016 год - 32 млн. 141 тыс. руб.; 2017 год - 32 млн 141 тыс. руб.; 2018 год - 32 млн 196 тыс. руб.; 2019 год-26 млн 130 тыс. руб.; 2020 год - 61 млн 950 тыс. руб.; 2021 год - 248,2 млн. рублей, из них: 24,5 млн. рублей - на реализацию мероприятий, 223,3 млн. рублей - средств направленных на ликвидацию последствий ЧС 2019 года. Соответствующая субвенция на проведение мероприятий по предмету искового заявления ответчику не предоставлялась. Согласно п. 1.3 Регламента формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденный приказом Федерального агентства водных ресурсов от 23.06.2016 № 123, инициаторами предложений по включению водохозяйственных и водоохранных мероприятий, работ капитального и некапитального характера в перечни мероприятий и объектов, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, могут выступать структурные подразделения центрального аппарата Агентства, территориальные органы (бассейновые водные управления), федеральные государственные бюджетных учреждения, подведомственные Агентству, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Иными словами, не только Министерство вправе предложить и обосновать включение какого-либо мероприятия в перечень, но и другие органы, к примеру, Енисейское бассейновое водное управление. Аналогичное положение действует и на 2020, 2021, 2022 годы - приказ Росводресурсов от 08.02.2019 № 24 «Об утверждении регламента и организационных мероприятий по формированию бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Работы по расчистке русла реки и дноуглублению не могут быть выполнены в отсутствие федерального финансирования. Министерством принимались следующие меры, направленные на получение федерального финансирования: письмо министерства от 29.10.2020 на имя руководителя Енисейского бассейнового водного управления с изложением потребности в денежных средства на проведение ряда мероприятий, в том числе предусмотренных СКИОВО, включая мероприятие по предмету иска (п.6 письма). Также министерством были направлены не только письмо, но и обосновывающие документы согласно вышеуказанной Методики, приложение к письму составлено на 1214 листах; письмо министерства от 29.10.2020 на имя руководителя Федерального агентства водных ресурсов за подписью первого заместителя Губернатора Иркутской области аналогичного содержания; письмо министерства от 18.12.2020 на имя руководителя Енисейского бассейнового водного управления повторное. Согласно ответу руководителя Енисейского бассейнового водного управления от 25.01.2021 министерству согласовано финансирование одного мероприятия из всех заявленных. «Все прочие мероприятия заявлены свыше лимита субвенций предусмотренного Иркутской области на 2021 год, в связи с чем отклоняются от согласования» - цитата из письма. Мероприятие по предмету иска отклонено в числе прочих. При отсутствии финансирования федерального бюджета министерство не сможет обеспечить выполнение мероприятия по предмету иска. С учетом изложенного, в связи с ограниченным объемом финансирования, необходимостью реализации мероприятий, обеспеченных проектной документацией и необходимостью реализации мероприятий, направленных на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка в июне 2019 года, вызванного проливными дождями, приступить к выполнению расчистки русла реки Хор-Тагна в с.Хор-Тагна Заларинского района Иркутской области не представилось возможным в 2021 году. Министерством предприняты все возможные меры для реализации мероприятия, проявлена достаточная инициатива и активность, проблема обозначена перед руководством региона и федеральным органом власти, в чьей компетенции находится рассмотрение указанного вопроса (Федеральное агентство водных ресурсов). Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам на защиту от негативного воздействия водного объекта населения и объектов экономики. В соответствии со статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городских поселений, муниципальных районов отнесено к вопросам местного значения, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за счет всех источников финансирования. Выполнение вышеуказанных работ возможно только при наличии утвержденной проектной документации на реализацию водохозяйственного мероприятия, имеющей положительные заключения государственных экспертиз, предоставление субсидии на разработку которой возможно в рамках программы за счет средств областного бюджета. Порядок предоставления субсидий органу местного самоуправления предусмотрен постановлением Правительства Иркутской области от 31 марта 2016 года № 180-пп «Об утверждении Положения о предоставлении и расходовании субсидии из областного бюджета местным бюджетам на защиту от негативного воздействия вод населения и объектов экономики и субсидии на повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию». В соответствии с п.4 Положения субсидия на защиту от негативного воздействия вод населения и объектов экономики предоставляется на строительство и реконструкцию сооружений инженерной защиты, берегоукрепительных сооружений, разработку проектной документации на строительство и реконструкцию указанных сооружений. 24 сентября 2019 года проведено обследование береговой полосы реки Хор-Тагна, в районе села Хор-Тагна Заларинского района с участием представителей Енисейского БВУ, Администрации Заларинского района, ГУ МЧС России по Иркутской области, ФГУ «Востсибрешонводхоз», по результатам которого составлен соответствующий акт с выводами и рекомендациями. Межведомственной комиссией принято решение о необходимости проведения мероприятий по расчистке русла и дноуглублению реки Хор-Тагна на участке общей протяженностью 3,0 км, а также работ по берегоукреплению некапитального характера. В 2020 году Администрацией Заларинского района в адрес министерства представлен пакет документов (заявка) от 16 апреля 2020 года на предоставление субсидии из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств на разработку проектной документации на реализацию мероприятия «Берегоукрепление в границах с. Хор-Тагна Заларинского района». По результатам рассмотрения заявки министерство письмом от 15 мая 2020 года проинформировало администрацию Заларинского района о несоответствии требованиям и условиям Положения представленных документов в связи с отсутствием подтверждения необходимости строительства объекта капитального строительства актом комиссионного обследования береговой полосы реки Хор-Тагна в районе села Хор-Тагна Заларинского района, отсутствием подтверждения необходимости неотложной реализации мероприятия справкой МЧС России по Иркутской области. Министерством также отмечено, что в акте комиссионного обследования необходимость выполнения работ по строительству берегоукрепительного сооружения реки Хор-Тагна в с. Хор-Тагна не подтверждена, однако отмечена необходимость проведения работ по проведению берегоукрепления некапитального характера. В связи с чем в предоставлении субсидии из областного бюджета на реализацию мероприятий по защите от негативного воздействия вод населения и объектов экономики (в части разработки проектной документации на строительство и реконструкцию сооружений инженерной защиты, берегоукрепительных сооружений) в 2021 году администрации Заларинского района отказано. В 2021 году заявка на предоставление субсидий на 2022 год от администрации Заларинского района в адрес министерства не поступала. Вместе с тем Администрации Заларинского района устно даны рекомендации о возможности выполнения работ по берегоукреплению некапитального характера в с. Хор- Тагна за счет средств резервного фонда Иркутской области по результатам рассмотрения соответствующего обращения, сформированного согласно требованиям постановления Правительства Иркутской области от 7 марта 2008 года № 46-па «Об утверждении положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Иркутской области». Однако администрацией Заларинского района по состоянию на текущую дату не обеспечено представление соответствующего пакета документов на выделение средств резервного фонда Правительства Иркутской области в целях проведения работ по берегоукреплению некапитального характера на реке Хор-Тагна в с. Хор-Тагна. На основании изложенного просил в удовлетворении исковых требований к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области отказать.

Представитель второго административного ответчика - Администрации муниципального образования «Заларинский район», Никитюк М.Б. исковые требования не признал, просил удовлетворить в полном объеме исковые требования прокурора в отношении административного ответчика Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области в силу следующего. Согласно сайту административного ответчика в разделе «Водохозяйственные и водоохранные мероприятия, проводимые на территории Иркутской области» размещена информация о том, что в целях защиты водных объектов от негативного воздействия вод за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных Водным кодексом РФ полномочий, в Иркутской области в 2011 году осуществлялись следующие мероприятия: расчистка русла, дноуглубительные и берегоукрепительные работы некапитального характера на в районе (объект является переходящим); руслорегулирующие работы на реке в районе (объект является переходящим). Освоенные средства составили 47748,9 тыс. руб. Согласно сайту закупок административный ответчик выступал заказчиком работ по следующему государственному контракту: «Выполнение водохозяйственного мероприятия «Расчистка русла, регулирующие и берегоукрепительные работы некапитального характера на ». Цена контракта 45 132 024,89 руб. Таким образом, вышеуказанное обстоятельство доказывает, что административный ответчик в лице Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, обязан проводить мероприятия по расчистке русла и дноуглублению, берегоукрепительные работы некапитального характера на р. Хор-Тагна в с.Хор-Тагна, Заларинского района, Иркутской области. В соответствии с частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Согласно части 2 пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Таким образом, река Хор-Тагна находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). В случае осуществления муниципальным образованием исполнения расходных обязательств Российской Федерации на осуществление мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод реки Хор-Тагна будет являться нарушением норм Бюджетного законодательства Российской Федерации. Рассматривая спор о принятии в федеральную собственность берегозащитных сооружений Верховный суд РФ указал, что сооружение инженерной защиты является принадлежностью водного объекта (определение от 03.06.2019 ). Выполнение мероприятий такого уровня муниципальным образованием будет являться излишне обременительной для муниципалитета, что может повлечь ненадлежащее исполнение вопросов местного значения. Указанная позиция подтверждена постановлениями Конституционного Суда РФ от 16.05.2000 и от 20.12.2010 . Требования водного законодательства и Бюджетного кодекса РФ запрещают органам местного самоуправления решать вопросы, отнесенные компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Аналогичным примером является подпрограмма «Строительство сооружений инженерной защиты, реализация мероприятий по ликвидации последствий наводнения», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 № 2126-р, согласно которой выполнение работ по инженерной защите от негативного воздействия вод реки (расположена рядом с ) возложено на ответственных исполнителей - Росводресурсы, Минстрой России, МЧС России.

Представители заинтересованных лиц - Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и Администрации Хор-Тагнинского муниципального образования в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

С учетом наличия сведений о надлежащем уведомлении лиц, участвующих в деле, мнения сторон определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению исходя из следующего.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются в том числе соблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.1 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

При этом в силу пункта 2 названной статьи Водного кодекса РФ в целях настоящей статьи под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов, а также мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.

Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Также согласно пункту 7 статьи 67.1 Водного кодекса РФ собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

В силу ст.8 Водного кодекса РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

В соответствии со ст.7.1 Водного кодекса РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 1 ст.26 Водного кодекса РФ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно Перечню мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утв. Приказом Минприроды России от 22.10.2020 N 846, Российская Федерация передала субъектам Российской Федерации полномочия, в том числе, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод: противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов от завалов; мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.

Таким образом, к исключительной компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится выполнение указанных выше мероприятий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Материалами дела, в том числе данными государственного водного реестра, установлено и оспорено сторонами по делу, что река Хор-Тагна в с.Хор-Тагна находится в федеральной собственности, при этом полностью расположена на территории Иркутской области и относится к Ангаро-Байкальскому бассейновому округу.

Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.200 №392/171-пп, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования, водных ношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. В сфере водных отношений одной из функций Министерства (п.п.28 раздела 3 Положения) является осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Иркутской области.

Таким образом, в рамках переданных полномочий, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий на территории Иркутской области осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области.

Приказом Енисейского бассейнового водного управления от 20.11.2014 утверждена Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, содержащая сведения о программе мероприятий по достижению целевого состояния бассейна реки, сводную ведомость требуемых финансовых затрат, календарный план-график реализации и финансирования мероприятий, в том числе мероприятия – «Разработка проектной документации и выполнение работ по объекту «Расчистка и дноуглубление русла реки Хор-Тагна в с.Хор-Тагна Заларинского района».

Исполнителем мероприятий по разработке проектной документации и выполнению указанных работ, с учетом в том числе приведенных выше нормативно-правовых положений, является Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области.

Согласно акту обследования береговой полосы реки Хор-Тагна в районе села Хор-Тагна Заларинского района от 24.09.2019 с.Хор-Тагна подвержено негативному воздействию поверхностных вод реки Хор-Тагна (затопление селитебной территории в период прохождения паводка, превышающего критические значения). Защитные сооружения, обеспечивающие защиту селитебной территории от затопления отсутствуют, русло реки Хор-Тагна в период прохождения паводков подвержено активным русловым процессам. Необходимо выполнить мероприятия по расчистке русла и дноуглублению на участке общей протяженностью 3,0 км., а также берегоукрепительные работы некапитального характера по результатам проектно-изыскательских работ.

Согласно данному акту, а также обращениям жителей с.Хор-Тагна Заларинского района в Западно-Байкальскую природоохранную прокуратуру, существует угроза затопления водами реки Хор-Тагна земельных участков и жилых домов, расположенных в с.Хор-Тагна Заларинского района Иркутской области.

Указанные выше документы подтверждают обоснованность выводов прокурорской проверки исполнения требований природоохранного законодательства, в ходе которой было выявлено, что Министерством не выполнены мероприятия в сфере водных отношений на территории Иркутской области, а именно, не обеспечено исполнение мероприятий по расчистке русла и дноуглублению, а также берегоукрепительным работам некапитального характера р.Хор-Тагна в с.Хор-Тагна Заларинского района Иркутской области, которые вообще не были включены в число мероприятий, предусмотренных СКИОВО.

При этом, вопреки положениям ч.1 ст.226 КАС РФ, ответчиком - Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области, суду не представлено убедительных доказательств, опровергающих доводы о том, что расходы из средств субвенций федерального бюджета на проведение указанных мероприятий Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области запланированы не были, проектные работы до настоящего времени не выполнены и не принимались достаточные меры для его фактической реализации.

Таким образом, доказательства, которые бы свидетельствовали об исполнении Министерством возложенных обязанностей, реализация которых предусмотрена СКИОВО, а равно доказательств, свидетельствующих об отсутствии такой обязанности суду не представлено.

Исследованные судом обращения Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в адрес Енисейского бассейнового водного управления с предоставлением пакета документов по спорному мероприятию в 2020 г., обращение в Федеральное агентство водных ресурсов от 29.10.2020 «О предоставлении средств нераспределенного резерва», Перечни мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений за каждый год, таковыми доказательствами не являются и доводов истца не опровергают.

В связи с наличием необжалованного ответчиком отрицательного заключения Енисейского БВУ по заявке министерства за счет средств нераспределенного резерва субвенций мероприятий, у ответчика - Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области на момент вынесения судебного решения сохраняется обязанность по исполнению мероприятия по расчистке русла и дноуглублению, а также берегоукрепительным работам некапитального характера р.Хор-Тагна в с.Хор-Тагна Заларинского района Иркутской области.

Доводы об ограниченном объеме финансирования, а также о непредоставлении МКУ Администрацией муниципального образования «Заларинский район» пакета документов на выделение средств резервного фонда Правительства Иркутской области и о том, что не только Министерство вправе предложить и обосновать включение какого-либо мероприятия в перечень, но и другие органы, Енисейское бассейновое водное управление, на выводы суда не влияют, поскольку они не освобождают ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности, в том числе по проведению берегоукрепительных работ некапитального характера, прямо предусмотренной приведенными выше положениями закона.

Таким образом, в судебном заседании установлено наличие бездействия со стороны ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в части необеспечения исполнения мероприятий по расчистке русла и дноуглублению, а также берегоукрепительным работам некапитального характера р.Хор-Тагна в с.Хор-Тагна Заларинского района Иркутской области, в силу чего суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области подлежат удовлетворению.

Оснований для удовлетворения заявленных исковых требований к МКУ Администрацией муниципального образования «Заларинский район» с учетом приведенных выше доводов суд не усматривает.

Предложенный административным истцом срок для устранения нарушений суд находит разумным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области об обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области обеспечить исполнение мероприятий по расчистке русла и дноуглублению, а также берегоукрепительным работам некапитального характера р.Хор-Тагна в с.Хор-Тагна Заларинского района Иркутской области в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Административные исковые требования Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МКУ Администрацией муниципального образования «Заларинский район» об обязании устранить допущенные нарушения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.П. Барушко