ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-17/2022 от 12.07.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 2а-17/2022

(№2а-171/2021)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Симферополь 12 июля 2022 г.

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда

Республики Крым Хожаиновой О.В.,

при секретаре Котельницком Б.Г.,

с участием прокурора Алескерова Д.А.,

административного истца Барбароша Д.С.,

представителя административного истца Меметова М.Р.,

представителя административного ответчика Володькина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Барбароша Дмитрия Семёновича к Совету министров Республики Крым об оспаривании в части постановления Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 № 384 «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями и учёта нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2018 года № 590 и в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 6 июня 2019 года № 315,

с участием заинтересованных лиц на стороне административного ответчика Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, Администрации Кировского района Республики Крым, Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, председателя Совета министров Республики Крым Гоцанюка Юрия Михайловича, Управления федерального казначейства по Республике Крым,

установил:

постановлением Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 № 384 утверждён Порядок обеспечения жилыми помещениями и учёта нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» (далее – Постановление № 384, Порядок № 384).

Нормативный правовой акт опубликован 9 августа 2018 года на официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru, и 14 августа 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Пунктом 22 приведённого постановления определены основания для отказа в признании гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом № 116 и для включения в список.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 22 Порядка № 384 в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 6 июня 2019 г. № 315 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 года № 384» в качестве основания для отказа в признании гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом № 116 и для включения в список указано - реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением за счёт бюджетных средств, в том числе за счёт средств государственного бюджета Украины, Автономной Республики Крым, бюджетов муниципальных образований.

Постановление Совета министров Республики Крым от 6 июня 2019 г. № 315 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 года № 384» опубликовано 6 июня 2019 года на официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru, и 10 июня 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Барбарош Д.С. обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором, с учётом изменений предмета (уточнение от 27 июня 2022 года), окончательно просил признать недействующим подпункт 4 пункта 22 Порядка обеспечения жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя» с изменениями, внесёнными постановлением Совета министров Республики Крым от 6 июня 2019 г. № 315.

В обоснование доводов административного искового заявления указано, что вступившим законную силу решением Кировского районного суда Республики Крым от 18 декабря 2020 года по административному делу № 2а-924/2020 ему было отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным постановления администрации Кировского района Республики Крым от 20 октября 2020 года № 425 «Об отказе в признании Барбароша Д.С. участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г.Севастополя», возложении обязанности на административного ответчика признать его участником мероприятия по обеспечению жилыми помещениями согласно постановлению Совета министров Республики Крым от 09 августа 2018 года № 384 «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г.Севастополя» и включить в список граждан, указанных в пункте 2 Порядка. Указал, что 10 марта 2020 года, считая себя лицом, имеющим право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета на основании Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116, обратился к административному ответчику с соответствующим заявлением. Администрация Кировского района Республики Крым, изучив обращение заявителя и материалы жилищного дела, вынесла постановление об отказе, обосновывая его тем, что заявитель ранее реализовал своё право на обеспечение жилым помещением, что подтверждается ордером от 9 июля 1992 года № 228, выданным начальником Полтавской квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны Украины на него и его семью, состоящую из супруги и сына. При этом одним из правовых оснований для отказа в постановлении Администрации Кировского района Республики Крым указан подпункт 4 пункта 22 Порядка № 384. По мнению административного истца, оспариваемый подпункт ограничивает его право на получение жилого помещения (в виде его предоставления или предоставления субсидии на строительство или покупку) или постановку на учёт, как нуждающегося в жилых помещениях, закреплённое в части 5 статьи 3 Федерального закона № 76-ФЗ, в виде гарантии государства, ограничивает право истца на получение жилого помещения (в виде его предоставления или предоставления субсидии на строительство или покупку) или постановку на учёт, как нуждающегося в жилых помещениях за счёт средств федерального бюджета Российской Федерации, поскольку отождествляет его с государственным бюджетом Украины, бюджетом Автономной Республики Крым и муниципальных образований, что противоречит абзацам 3 и 9 части 1 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ. Считает, что оспариваемая им норма противоречит положениям статей 51, 52, 53, 54, 56, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 3, абзацам 3 и 9 части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», части 2 статьи 3 Закона Республики Крым от 4 июля 2018 года № 517-ЗРК/2018 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г.Севастополя».

Определениями Верховного Суда Республики Крым от 1 октября 2021г., 9 ноября 2021 г., 23 декабря 2021 г. и 14 февраля 2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Администрация Кировского района Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, председатель Совета министров Республики Крым Гоцанюк Ю.М., Управление федерального казначейства по Республике Крым.

Административный истец Барбарош Д.С., его представитель Меметов М.Р. в судебном заседании требования административного искового заявления поддержали в полном объёме, просили удовлетворить иск.

Представитель Совета министров Республики Крым Володькин С.А. с доводами административного искового заявления не согласился, просил отказать в удовлетворении требований в полном объёме. Указал, что оспариваемый в части акт принят с соблюдением процедуры его принятия и в пределах полномочий, в соответствии с положениями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не нарушает прав административного истца, поддержал позицию, изложенную в письменных возражениях (т.1 л.д. 161-167, т.2 л.д. 48-50, 197-201, т.3 л.д.132, 181-182).

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом и своевременно, ходатайств об отложении рассмотрения дела не направляли.

В материалы дела представлены письменные пояснения Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (т.1 л.д.214-218), Министерства строительства и архитектуры Республики Крым (т.2 л.д.157-159), Администрации Кировского района Республики Крым (т.3 л.д.139-140).

Суд с учётом положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле.

Проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 22 сентября 2021 г. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый в части акт является нормативным.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пункте 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50 от 25 декабря 2018г.).

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из статьи 76 Конституции Российской Федерации следует, что по вопросам совместного ведения, а также по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии с положениями части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правого акта, далее Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ) Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Согласно части 1 статьи 81 Конституции Республики Крым исполнительную власть в Республике Крым осуществляют Глава Республики Крым, Совет министров Республики Крым и иные органы исполнительной власти Республики Крым.

В соответствии с частью 2 статьи 81 Конституции Республики Крым, частью 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 г. № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», Совет Министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.

Статьёй 84 Конституции Республики Крым предусмотрено, что Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издаёт постановления и распоряжения (часть 1).

Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым (часть 2).

Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законам Республики Крым (часть 3).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 6 августа 2014г. № 242 «О Регламенте Совета министров Республики Крым» утверждён Регламент Совета министров Республики Крым (далее – Регламент - в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта), который в соответствии с Конституцией Республики Крым, Законом Республики Крым «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» определяет порядок организации деятельности Совета министров Республики Крым по реализации его полномочий.

Согласно пунктов 4, 5 Регламента, рассмотрение в Совете министров вопросов, относящихся к его полномочиям, проводится на заседаниях Совета министров под председательством Главы Республики Крым, а в случае если Глава Республики Крым не совмещает свою должность с должностью Председателя Совета министров Республики Крым - Председателя Совета министров. Подготовка и проведение заседаний Совета министров, а также подготовка и принятие Советом министров решений без созыва заседаний осуществляются в соответствии с настоящим Регламентом.

Решения Совета министров принимаются путём голосования большинством голосов от должностного состава Совета министров.

Для решения оперативных вопросов решения Совета министров могут быть приняты без созыва заседаний путём согласования соответствующих проектов актов, подготовленных в порядке, предусмотренном пунктами 104 - 149 настоящего Регламента, большинством членов Совета министров (пункт 6.1 Регламента).

В соответствии с пунктом 7 Регламента Совет министров на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Крым, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Республики Крым, указов Главы Республики Крым издаёт постановления и распоряжения, обеспечивает их выполнение.

Согласно пункту 94 Регламента акты Совета министров нормативного характера издаются в форме постановлений.

В соответствии с пунктом 99 Регламента постановления Совета министров, кроме постановлений, которые содержат информацию с ограниченным доступом, вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено самими постановлениями, но не ранее дня их официального опубликования.

Официальным опубликованием актов Совета министров Республики Крым считается первое размещение (опубликование) полного текста правового акта на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 года № 198, или на официальном веб-сайте Совета министров (www.rk.gov.ru).

Статьёй 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции по состоянию на дату принятия оспариваемого акта) установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

Как следует из материалов дела, проект оспариваемого в части Постановления № 384 представлен Министерством строительства и архитектуры Республики Крым, согласован без замечаний, прошёл правовую и антикоррупционную экспертизу.

Согласно пояснительной записке к проекту постановления Совета министров Республики Крым «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями и учёта нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г.Севастополя», проект разработан в связи с необходимостью реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г.Севастополя» на территории Республики Крым. Целью принятия проекта является утверждение порядка обеспечения жилыми помещениями и учёта нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом № 116 (т.1 л.д.128).

Советом министров Республики Крым, в порядке пункта 5 Регламента, принято постановление Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 № 384 «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» путём согласования большинством членов Совета министров Республики Крым (т.1 л.д.95-127).

Постановление Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 № 384 опубликовано 9 августа 2018 года на официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru, и 14 августа 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Проверив полномочия Совета министров Республики Крым, соблюдение требований к форме и виду, процедуру принятия и опубликование, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных такому органу полномочий, порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта соблюдён.

Советом министров Республики Крым также в порядке пункта 5 Регламента принято постановление от 29 ноября 2018 г. № 590 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 года № 384», которым в оспариваемый нормативный правовой акт внесены изменения, в том числе, в пункт 22 Порядка № 384.

Абзац первый пункта 22 изложен в следующей редакции:

«22. Основанием для отказа в признании гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом № 116 и для включения в список является».

При этом подпункт 4 пункта 22 Порядка № 384 не изменялся.

Постановление Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2018 г. № 590 опубликовано на официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru, 29 ноября 2018 года, а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 3 декабря 2018 года.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 6 июня 2019 № 315 внесены изменения в постановление Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 года № 384, а именно в пункты 18, 19, 22, 32, приложение 3, приложение 11.

Подпункт 4 пункта 22 Порядка № 384 дополнен словами: «в том числе за счёт средств государственного бюджета Украины, Автономной Республики Крым, бюджетов муниципальных образований».

Проект постановления Совета министров Республики Крым от 6 июня 2019 № 315 также представлен Министерством строительства и архитектуры Республики Крым, согласован без замечаний, прошёл правовую и антикоррупционную экспертизу (т.2 л.д.59-110).

Согласно пояснительной записке к проекту постановления Совета министров Республики Крым № 315, он разработан во исполнение поручения Главы Республики Крым от 16 января 2019 года № 1/01-32/139, а также в целях уточнения некоторых положений нормативного правового акта (т.1 л.д.176-177, т.2 л.д.65-66).

Советом министров Республики Крым, в порядке пункта 5 Регламента, принято постановление Совета министров Республики Крым от 6 июня 2019 № 315 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 года № 384» путём согласования большинством членов Совета министров Республики Крым (т.1 л.д.168-197).

Постановление Совета министров Республики Крым от 6 июня 2019 г. № 315 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 года № 384» опубликовано 6 июня 2019 года на официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru, и 10 июня 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Проверив полномочия Совета министров Республики Крым, соблюдение требований к форме и виду, процедуру принятия и опубликование постановления Совета министров Республики Крым от 6 июня 2019 г. № 315, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных такому органу полномочий, порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта соблюдён.

Проверяя на соответствие оспариваемого в части Порядка № 384 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, его применение в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов, судом установлено следующее.

Барбарош Д.С., обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что подпункт 4 пункта 22 Порядка обеспечения жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя» с изменениями, внесёнными постановлением Совета министров Республики Крым от 6 июня 2019 г. № 315, противоречит положениям статей 51, 52, 53, 54, 56, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 3, абзацам 3 и 9 части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», части 2 статьи 3 Закона Республики Крым от 4 июля 2018 года № 517-ЗРК/2018 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя».

Из материалов административного дела следует, что Барбарош Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пенсионер, ветеран военной службы. Приказом начальника Генерального штаба - главнокомандующего вооруженными силами Украины от 1 февраля 2007 года майор Барбарош Д.С. был уволен в связи с реформированием вооруженных сил Украины с оставлением на квартирном учёте для внеочередного получения жилья за счёт жилищного фонда МО Украины. Также согласно выписке из приказа командира войсковой части от 7 мая 2007 года №85, постоянным жильём не обеспечен (т.1 л.д.227-228, т.2 л.д.25-33).

10 марта 2020 г. Барбарош Д.С., считая себя лицом, имеющим право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета на основании Указа Президента Российской Федерации №116, обратился с соответствующим заявлением в Администрацию Кировского района Республики Крым. Администрация Кировского района Республики Крым вынесла постановление от 20 октября 2020 г. №425 «Об отказе в признании Барбароша Д.С. участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 г. № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя». Из постановления Администрация Кировского района Республики Крым от 20 октября 2020 г. №425 следует, что Барбарош Д.С. ранее реализовал своё право на обеспечение жилым помещением, а именно ордером от 9 июля 1992 года № 228, выданным Министерством обороны СССР на него и его семью, состоящую из супруги и сына. Одним из правовых оснований для отказа Барбарошу Д.С. в постановлении Администрации Кировского района Республики Крым указан подпункт 4 пункта 22 Порядка № 384 (т.1 л.д.29-30).

Административным истцом в судебном порядке указанное постановление обжаловано. Решением Кировского районного суда Республики Крым от 18 декабря 2020 г. по делу № 2а-924/2020 Барбарошу Д.С. отказано в удовлетворении административных исковых требований (т.2 л.д.10-12).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 23 марта 2021 г. (дело № 33а-2261/2021) решение от 18 декабря 2020 г. оставлено без изменения (т.2 л.д.13-17).

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 2 сентября 2021 г. решение Кировского районного суда Республики Крым от 18 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 23 марта 2021 г. оставлены без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения (т.2 л.д.18-20).

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2022 г. № 127-КАД22-4-К4 (т.3 л.д.80-84) Барбарошу Д.С. отказано в передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Таким образом, факт применения оспариваемых положений нормативного правового акта к правоотношениям с участием административного истца подтверждается материалами административного дела.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища (часть 1).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2).

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

В целях обеспечения социальных гарантий отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя принят Указ Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 г. № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» (далее – Указ № 116).

В соответствии с пунктом 1 Указа № 116 установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями имеют постоянно проживающие на территориях Республики Крым и г. Севастополя:

а) граждане Российской Федерации, состоявшие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 г.:

с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба;

с военной службы из органов военного управления и воинских формирований Республики Крым;

со службы из располагавшихся на территориях Республики Крым и г. Севастополя региональных органов Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины;

б) граждане Российской Федерации - члены семей граждан, названных в подпункте «а» настоящего пункта;

в) граждане Российской Федерации - члены семей (в том числе вдовы (вдовцы), не вступившие в повторный брак) погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы) или погибших (умерших) после увольнения с военной службы (службы) граждан, названных в подпункте «а» настоящего пункта, состоявших на дату их гибели (смерти) на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 2 Указа № 116 установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, осуществляется органами исполнительной власти Республики Крым и г.Севастополя за счёт средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам этих субъектов Российской Федерации в виде субвенций, порядок распределения и предоставления которых определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Указом определяется законодательством Республики Крым и г.Севастополя (пункт 3 Указа № 116).

Порядок учёта нуждающихся в жилых помещениях граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, утверждается органами исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя, которые также осуществляют учёт таких граждан (пункт 4 Указа № 116).

Согласно пункту 5 Указа № 116 поручено Федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, передать списки граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, в Совет министров Республики Крым и Правительство Севастополя.

В материалы дела представителем административного ответчика представлена пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации «О жилищном обеспечении отдельных категорий проживающих на территориях Республики Крым и г.Севастополя граждан Российской Федерации» (т.2 л.д.203 (оборот)-205).

Из пояснительной записки к проекту Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 следует, что цель принятия указанных норм заключалась в разрешении вопросов реализации Российской Федерацией социальных гарантий гражданам Украины, признанным гражданами Российской Федерации, одной из которых является право на жилищное обеспечение, в развитие положений Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Лица, уволенные с военной службы с оставлением на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий в воинских формированиях Республики Крым и г.Севастополя, ранее входивших в состав вооружённых сил Украины, изъявившие желание получить гражданство Российской Федерации, под действие норм Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», не подпадают. Также указано, что данная категория лиц - категория, впервые наделяемая правом на жилищное обеспечение за счёт средств бюджета Российской Федерации. На основании положений статьи 19 Федерального закона 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия, не указанные в числе вопросов местного значения, являются отдельными государственными полномочиями. Такие полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления только на основании закона и с необходимыми для их осуществления материальными и финансовыми средствами. В связи с изложенным проект указа предусматривает наделение обязанностями по утверждению порядка учёта соответствующей категории граждан и осуществлению такого учёта органов исполнительной власти Республики Крым и г.Севастополя. При этом в пояснительной записке отражено общее количество граждан, уволенных с военной службы, применительно к каждому из силовых ведомств, и указано, что федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставят в Совет министров Республики Крым и Правительство Севастополя перечень таких граждан, уволенных с военной службы, по состоянию на 1 октября 2016 г.

В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым от 4 июля 2018 года № 517-ЗРК/2018 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г.Севастополя».

Статьёй 1 поименованного закона органы местного самоуправления наделены отдельными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым, а именно:

1) граждан Российской Федерации, состоявших на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенных до 18 марта 2014 года:

с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооружённых сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба;

с военной службы из органов военного управления и воинских формирований Республики Крым;

со службы из располагавшихся на территориях Республики Крым и г.Севастополя региональных органов Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины;

2) граждан Российской Федерации - членов семей граждан, названных в пункте 1 настоящей части;

3) граждан Российской Федерации - членов семей (в том числе вдовы (вдовцы), не вступившие в повторный брак) погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы) или погибших (умерших) после увольнения с военной службы (службы) граждан, названных в пункте 1 настоящей части, состоявших на дату их гибели (смерти) на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Республики Крым в виде субвенций, путём предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, удостоверяемой свидетельством, выданным органом местного самоуправления в порядке, определённом Советом министров Республики Крым (часть 2 статьи 1).

Члены семьи гражданина, состоящие совместно с ним на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют равные с указанным гражданином права (кроме случаев, установленных законодательством) и обязанности и несут равную с ним ответственность при реализации жилищных прав (часть 3 статьи 1).

Порядок учёта нуждающихся в жилых помещениях и порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, путём предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения определяются Советом министров Республики Крым (часть 4 статьи 1).

Суд, анализируя приведённые выше законоположения в их взаимосвязи, приходит к выводу, что Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 введено специальное правовое регулирование, имеющее целевую направленность. Пунктом 1 Указа № 116 определён круг лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с данным правовым регулированием.

При этом пунктом 4 Указа № 116 органы исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя наделены обязанностью по утверждению порядка учёта нуждающихся в жилых помещениях граждан, названных в пункте 1 Указа, а пунктом 5 - федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, уполномочены передать списки граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, в Совет министров Республики Крым и Правительство Севастополя.

На запрос суда от 21 июня 2022 г. Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым 27 июня 2022 г. за № 7569/02-08/1 (т.3 л.д.189-217) в материалы дела представлены соответствующие списки, переданные в Совет министров Республики Крым Федеральным государственным казённым учреждением «Южное региональное управление жилищного обеспечения» 1 отдел (г.Севастополь) во исполнение пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116. В Акте приёма-передачи жилищных дел военных пенсионеров, уволенных из вооружённых сил Украины и членов их семей, Барбарош Дмитрий Семёнович значится под . По Акту приёма-передачи документов из Совета министров Республики Крым жилищные дела были переданы в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, в описи Барбарош Д.С. значится под .

При таких данных, административный истец Барбарош Д.С. относится к категории лиц, названных в подпункте «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 г. № 116.

Между тем в соответствии с положениями оспариваемого подпункта 4 пункта 22 Порядка № 384 в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 6 июня 2019 г. № 315 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 года № 384», административный истец Барбарош Д.С. не может быть участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом № 116 и включён в соответствующий список, как лицо, реализовавшее ранее право на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением за счёт бюджетных средств государственного бюджета Украины.

Таким образом, несмотря на то, что в пункте 2 Порядка № 384 указан тот же круг лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Указом № 116, что и в пункте 1 Указа № 116, оспариваемым подпунктом 4 пункта 22 Порядка № 384 из числа субъектов специального правового регулирования, имеющего целевую направленность, вопреки положениям пункта 1 Указа № 116, исключены лица, реализовавшие ранее право на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением за счёт бюджетных средств, в том числе за счёт средств государственного бюджета Украины, Автономной Республики Крым, бюджетов муниципальных образований.

В связи с этим, анализируя содержание оспариваемой нормы в аспекте, указанном административным истцом, в её взаимосвязи с другими вышеуказанными нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, суд приходит к выводу, что введённое правовое регулирование не согласуется с положениями пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 г. № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя», не направлено на достижение социально значимых целей, обозначенных в пояснительной записке к проекту Указа № 116, является избыточным и нарушает права административного истца.

Доводы представителя административного ответчика о соответствии оспариваемой нормы положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм права, по изложенным выше мотивам.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

При установленных обстоятельствах подпункт 4 пункта 22 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учёта нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г.Севастополя», утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 года № 384, с изменениями, внесёнными постановлением Совета министров Республики Крым от 6 июня 2019 года № 315 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 года № 384», подлежит признанию не действующим.

Учитывая, что оспариваемый в части нормативный правовой акт применялся до вынесения решения суда, суд считает необходимым признать его не действующим со дня вступления в законную силу решения суда, что соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50.

Проверяя доводы административного истца об оспаривании подпункта 4 пункта 22 Порядка № 384 в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2018 года № 590, суд признаёт их несостоятельными, поскольку данным постановлением не вносились изменения в подпункт 4 пункта 22 Порядка № 384, в связи с чем, в указанной части административный иск удовлетворению не подлежит.

Административным истцом в ходе судебного разбирательства представлено суду письменное ходатайство об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности подпункта 4 пункта 22 Порядка № 384 (т.3 л.д.34-38).

В соответствии со статьёй 101 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации федерального конституционного закона, федерального закона, нормативного акта Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституции республики, устава, а также закона либо иного нормативного акта субъекта Российской Федерации, изданного по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежащих применению им в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности соответствующего нормативного акта.

В силу указанных норм обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона является правом суда в случае возникновения у него сомнений в соответствии применённого или подлежащего применению закона Конституции Российской Федерации.

В данном случае предусмотренных названными нормами оснований для обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации судом не установлено.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

административное исковое заявление Барбароша Дмитрия Семёновича удовлетворить частично.

Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 4 пункта 22 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учёта нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя», утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 года № 384, с изменениями, внесёнными постановлением Совета министров Республики Крым от 6 июня 2019 года № 315 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 года № 384».

Возложить на Совет министров Республики Крым обязанность опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о его принятии на официальном портале Правительства Республики Крым в разделе «Документы» (http://rk.gov.ru).

В удовлетворении остальной части требований административного искового заявления Барбароша Дмитрия Семёновича – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым О.В. Хожаинова

Решение изготовлено в окончательной форме 26 июля 2022 года.