ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-17/2023 от 10.08.2023 Лодейнопольского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-17/2023

УИД: 47RS0010-01-2022-000582-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Лодейное Поле 10 августа 2023 года

Лодейнопольский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Тимофеевой И.А.,

при помощнике судьи Матвеевой Ж.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Лодейнопольского городского прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области в части уклонения от определения общей потребности в объектах гражданской обороны – укрытий на территории Лодейнопольского муниципального района, и принятии мер, направленных на обеспечение объектами гражданской обороны населения Лодейнопольского муниципального района, незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

Лодейнопольский городской прокурор, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, в котором просил суд признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу постановления администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области «О внесении изменений в постановление администрации Лодейнопольского муниципального района от 29 декабря 2021 года №1212 «Об утверждении расчета общей потребности защитных сооружений гражданской обороны на укрытие населения Лодейнопольского муниципального района» от 10 марта 2022 года №187 в связи с несоответствием требованиям федерального законодательства.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Лодейнопольской городской прокуратурой проведен анализ постановления администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области «О внесении изменений в постановление администрации Лодейнопольского муниципального района от 29 декабря 2021 года №1212 «Об утверждении расчета общей потребности защитных сооружений гражданской обороны на укрытие населения Лодейнопольского муниципального района» от 10 марта 2022 года №187.

Указанным постановлением утвержден «Расчет общей потребности на укрытие населения Лодейнопольского муниципального района в защитных сооружениях гражданской обороны, приспособленных подвальных помещениях и других помещениях, используемых для защиты населения»,

В ходе проверки установлено, что в целях исполнения требований законодательства постановлением администрации Лодейнопольского муниципального района от 29 декабря 2021 года №1212 утвержден расчет общей потребности защитных сооружений гражданской обороны на укрытие населения Лодейнопольского муниципального района, в соответствии с которым определено, что общая потребность на укрытие населения Лодейнопольского района составляет 7 защитных сооружений гражданской обороны (6 укрытий, 1 убежище).

Постановлением администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от 10 марта 2022 года №187 внесены изменения в постановление администрации Лодейнопольского муниципального района от 29 декабря 2021 года №1212 и установлено, что потребность на укрытие населения Лодейнопольского района отсутствует.

Вместе с тем, произведение расчета, в котором отсутствует потребность на укрытие населения, не соответствует реальной потребности, вследствие чего население Лодейнопольского района не обеспечено защитными сооружениями гражданской обороны на случай возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, начала боевых действий.

Таким образом, постановление администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области «О внесении изменений в постановление администрации Лодейнопольского муниципального района от 29 декабря 2021 года №1212 «Об утверждении расчета общей потребности защитных сооружений гражданской обороны на укрытие населения Лодейнопольского муниципального района» от 10 марта 2022 года №187 не соответствует законодательству.

В связи с выявленными нарушениями 26 апреля 2022 года на постановление администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области от 10 марта 2022 года № 187 «О внесении изменений в постановление администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области «Об утверждении расчета общей потребности защитных сооружений гражданской обороны на укрытие населения» от 29 декабря 2021 года №1212 Лодейнопольским городским прокурором принесен протест, который в ходе рассмотрения ответчиком 04 мая 2022 года оставлен без удовлетворения.

Также Лодейнопольский городской прокурор, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, в котором Лодейнопольский городской прокурор просит суд:

- признать бездействие администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области в части уклонения от определения общей потребности в объектах гражданской обороны – укрытий на территории Лодейнопольского муниципального района, и принятии мер, направленных на обеспечение объектами гражданской обороны населения Лодейнопольского муниципального района, незаконным;

- обязать администрацию Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения, определить потребность населения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области в защитных сооружениях гражданской обороны объектах гражданской обороны в соответствии с требованиями СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны»; по результатам произведенного расчета общей потребности в укрытиях в срок до 31 декабря 2023 года принять меры по обеспечению населения Лодейнопольского района Ленинградской области защитными сооружениями гражданской обороны, достаточными для укрытия населения Лодейнопольского района Ленинградской области.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Лодейнопольской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области в части защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В ходе проверки установлено, что мероприятия по гражданской обороне на муниципальном уровне и в организациях осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России.

Также в ходе проверки установлено, что постановлением административного ответчика от 29 декабря 2021 года №1212 утвержден «Расчет общей потребности на укрытие населения Лодейнопольского муниципального района в защитных сооружениях гражданской обороны, приспособленных подвальных помещениях и других помещениях, используемых для защиты населения», но согласно данному расчету потребность на укрытие Лодейнопольского района отсутствует, однако согласно данным Федеральной службы государственной статистики на 26 апреля 2022 года численность населения (постоянных жителей) Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области составляет 27`365 человек.

Таким образом, расчет, установленный постановлением администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от 29 декабря 2021 года №1212, не соответствует действительной потребности на укрытие населения Лодейнопольского муниципального района в защитных сооружениях гражданской обороны, приспособленных подвальных помещениях и других помещениях, используемых для защиты населения.

Также проведенной проверки установлено, что главой администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области утвержден «План гражданской обороны и защиты населения муниципального образования Лодейнопольский район Ленинградской области». Из таблицы №38 указанного Плана следует, что на территории Лодейнопольского района для защиты населения распложено 38 защитных сооружений гражданской обороны, общей вместимостью 31`183 человека, из которых 37 ПРУ и 1 убежище.

Из 38 защитных сооружений гражданской обороны 3 защитных сооружения находятся на балансе организаций, относящихся к категориям по гражданской обороне и обязанных иметь убежища для работников наибольшей работающей смены или дежурной смены и линейного персонала, вместимость которых составляет 1`400 человек. Данные сооружения расположены в зданиях являющихся муниципальной собственностью Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, при этом данные защитные сооружения не соответствуют требованиям приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года №583.

Таким образом ответчиком надлежащим образом не определена общая потребность Лодейнопольского муниципального района в объектах гражданской обороны, общая потребность и численность укрытий на территории Лодейнопольского района, а также не обеспечено выполнение мероприятий по предоставлению населению средств коллективной защиты, а именно: не обеспечено укрытие населения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, в защитных сооружениях гражданской обороны, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства, на случай возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, начала боевых действий.

Бездействие администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области влечет за собой существенные нарушения прав граждан, проживающих в муниципальном районе, формирует условия для возникновения и неблагоприятного развития чрезвычайных ситуаций, во многом предопределяет масштаб их возможных последствий.

Указанные иски определением суда от 05 октября 2022 года были объединены в одно производство.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет правопорядка и безопасности администрации Ленинградской области, межрегиональное территориальное управление Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Определением Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 28 марта 2023 года производство по делу в части требований Лодейнопольского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области в части требований о:

- признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу постановления администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области «О внесении изменений в постановление администрации Лодейнопольского муниципального района от 29 декабря 2021 года №1212 «Об утверждении расчета общей потребности защитных сооружений гражданской обороны на укрытие населения Лодейнопольского муниципального района» от 10 марта 2022 года №187 в связи с несоответствием требованиям федерального законодательства;

- определении потребности населения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области в защитных сооружениях гражданской обороны объектах гражданской обороны в соответствии с требованиями СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны» прекращено в связи с принятием судом отказа Лодейнопольского городского прокурора от заявленных требований.

Административный истец Лодейнопольский городской прокурор выразил мнение о поддержании заявленных требований, просил их удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик администрация МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, извещен надлежащим образом о месте и времени слушания дела, просил рассматривать дело без участия их представителя.

Заинтересованные лица ГУ МЧС России по Ленинградской области, Комитет правопорядка и безопасности администрации Ленинградской области, межрегиональное территориальное управление Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области извещены о месте и времени слушания по делу, в суд своего представителя не направили.

Исследовав материалы, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.

На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ст.1 ФЗ от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Одной из основных задач в области гражданской обороны являются разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (ст.2 ФЗ №28-ФЗ).

В соответствии с п.п.«а», «д» п.2 ст.11, п.2.1 ст.11 ФЗ от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, помимо прочего, в части подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Статьей 25 ФЗ №68-ФЗ установлено, что резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями (ч.1). Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (ч.2).

По смыслу ч.2 ст.8 Закона РФ от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ, п.3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года №804, органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, помимо прочего, в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

Исходя из содержания п.п.8, 23 ч.1 и ч.4 ст.14 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как следует из п.9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года №1309, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

К объекту гражданской обороны, в том числе относится укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности (п.2 Порядка).

Вместе с тем, в силу п.п.4.12, 5.2.1, 6.1.2, п.1.2 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны», п.п. 2, 4, 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» потребность в защитных сооружениях без учета нормы площади пола помещений на одного укрываемого 0,6 м.кв и радиуса сбора укрываемых, который должен составлять не более 1`000 м.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Лодейнопольским городским прокурором проведена проверка соблюдения администрацией Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области в части защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В ходе проверки установлено, что постановлением административного ответчика от 29 декабря 2021 года №1212 утвержден «Расчет общей потребности на укрытие населения Лодейнопольского муниципального района в защитных сооружениях гражданской обороны, приспособленных подвальных помещениях и других помещениях, используемых для защиты населения», но согласно данному расчету потребность на укрытие Лодейнопольского района отсутствует, однако согласно данным Федеральной службы государственной статистики на 26 апреля 2022 года численность населения (постоянных жителей) Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области составляет 27`365 человек.

Таким образом, расчет, установленный постановлением администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от 29 декабря 2021 года №1212, не соответствует действительной потребности на укрытие населения Лодейнопольского муниципального района в защитных сооружениях гражданской обороны, приспособленных подвальных помещениях и других помещениях, используемых для защиты населения.

Также проведенной проверки установлено, что главой администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области утвержден «План гражданской обороны и защиты населения муниципального образования Лодейнопольский район Ленинградской области». Из таблицы №38 указанного Плана следует, что на территории Лодейнопольского района для защиты населения распложено 38 защитных сооружений гражданской обороны, общей вместимостью 31`183 человека, из которых 37 ПРУ и 1 убежище.

Из 38 защитных сооружений гражданской обороны 3 защитных сооружения находятся на балансе организаций, относящихся к категориям по гражданской обороне и обязанных иметь убежища для работников наибольшей работающей смены или дежурной смены и линейного персонала, вместимость которых составляет 1`400 человек. Данные сооружения расположены в зданиях являющихся муниципальной собственностью Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, при этом данные защитные сооружения не соответствуют требованиям приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года №583.

Таким образом ответчиком надлежащим образом не определена общая потребность Лодейнопольского муниципального района в объектах гражданской обороны, общая потребность и численность укрытий на территории Лодейнопольского района, а также не обеспечено выполнение мероприятий по предоставлению населению средств коллективной защиты, а именно: не обеспечено укрытие населения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, в защитных сооружениях гражданской обороны, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства, на случай возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, начала боевых действий.

В ходе судебного разбирательства также нашел подтверждение тот факт, что указанные в исковом заявлении прокурора нарушения до настоящего времени не устранены. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.

В силу изложенного, суд находит установленным бездействие со стороны администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области выразившееся в непринятии мер определения общей потребности в объектах гражданской обороны – укрытий на территории Лодейнопольского муниципального района, и принятии мер, направленных на обеспечение объектами гражданской обороны населения Лодейнопольского муниципального района.

Ненадлежащее выполнение административным ответчиком возложенных обязанностей по соблюдения законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ставит под угрозу жизнь, здоровье, имущество неопределенного круга лиц, проживающих и находящихся на территории муниципального района.

Сроки обращения в суд с административным исковым заявлением, установленные ст. 219 КАС РФ, административным истцом соблюдены.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Защита гражданских прав в данном случае возможна путем возложения на администрацию обязанностей принять меры по обеспечению населения Лодейнопольского района Ленинградской области защитными сооружениями гражданской обороны, достаточными для укрытия населения Лодейнопольского района Ленинградской области.

Поскольку обстоятельств, предусмотренных положением ст.188 КАС РФ, при рассмотрении дела судом не установлено, в связи с чем основания для приведения решения суда к немедленному исполнению отсутствуют, то суд, в силу требований ч.9 ст.227 КАС РФ, находит возможным установить срок исполнения административным ответчиком действий по решению суда – в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Лодейнопольского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области являются обоснованными и, следовательно, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Лодейнопольского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области в части уклонения от определения общей потребности в объектах гражданской обороны – укрытий на территории Лодейнопольского муниципального района, и принятии мер, направленных на обеспечение объектами гражданской обороны населения Лодейнопольского муниципального района.

Обязать администрацию Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области в течение года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению населения Лодейнопольского района Ленинградской области защитными сооружениями гражданской обороны, достаточными для укрытия населения Лодейнопольского района Ленинградской области.

Обязать администрацию Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области сообщить об исполнении решения суда Лодейнопольскому городскому суду Ленинградской области, а также Лодейнопольскому городскому прокурору в течение одного месяца со дня исполнения решения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Лодейнопольский городской суд Ленинградской области в течение месяца со дня его вынесения.

Судья