ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-17/2023 от 17.04.2023 Славского районного суда (Калининградская область)

Дело №2а-17/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 апреля 2023 г. г. Славск

Славский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Бондаренко О.С., при секретаре Гужва А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Славского района к Окружному Совету депутатов муниципального образования «Славский муниципальный округ Калининградской области», Цветкову Д.Д., о признании незаконным бездействия Окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области», выразившегося в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий депутата Цветкова Д.Д., в связи с утратой доверия по причине несоблюдения им ограничений и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, в части неисполнения обязанности по сообщению (уведомлению) о возможном возникновении у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию,

УСТАНОВИЛ

Прокурор Славского района Калининградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования–«Славский муниципальный округ Калининградской области» обратился в суд с вышеуказанным административным иском.

В обосновании заявленных требований прокурор указал, что во исполнение решения заседания коллегии прокуратуры области «Об итогах работы прокуратуры Калининградской области на 2021 год и задачах по укреплению законности и правопорядка на 2022 год», Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478, проведен анализ исполнения законодательства о противодействии коррупции органами местного самоуправления.

Прокуратурой Славского района Калининградской области установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на территории МО «Славский муниципальный округ» состоялись выборы депутатов окружного Совета <данные изъяты>, на которых депутатом по избирательному округу избран Цветков Д.Д.

На основании решения окружного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении председателей постоянных комиссий окружного Совета депутатов» Цветков Д.Д. является председателем постоянной комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития.

В обязанности депутата Цветкова Д.Д., как председателя постоянной комиссии по вопросам бюджета, входит: организация работы комиссии, персональная ответственность за ее деятельность, подготовка предложений комиссии по планированию окружного Совета депутатов, приглашение для участия в комиссии представителей органов местного самоуправления, учреждений, экспертов и специалистов, организация работы по исполнению решений окружного Совета депутатов, представление к обсуждению на собрании окружного Совета депутатов заключения постоянной комиссии по бюджету (п. 5.1 Положения о комиссиях окружного Совета депутатов, утвержденного решением окружного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п. 6.1 вышеуказанного Положения, комиссия предварительно рассматривает внесенные в окружной Совет депутатов проекты решений о местном бюджете (которым устанавливается и ежегодно индексируется оплата труда муниципальных служащих администрации МО «Славский муниципальный округ», размер финансирования из местного бюджета муниципальных бюджетных учреждений), об изменениях и дополнениях в бюджет, готовит заключения по программам развития муниципального образования, по принятию и исполнению бюджета, готовит заключения и предварительно рассматривает проекты решений окружного Совета депутатов, в том числе по определению порядка расчета и перечисления части прибыли муниципальных предприятий в бюджет муниципального округа, по проектам решений о расходовании средств внебюджетных фондов, по предоставлению налоговых льгот; участвует в рассмотрении вопросов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных предприятий и учреждений; осуществляет контроль за бюджетными средствами муниципального образования.

Решением окружного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, голосование в котором принимал депутат Цветков Д.Д., на должность главы администрации МО «Славский городской округ» назначен Кондратов Э.В., который избран на срок полномочий окружного Совета депутатов.

Согласно ст. 37 Устава МО «Славский муниципальный округ», глава администрации муниципального округа, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен окружному Совету депутатов (в состав которого входит депутат Цветков Д.Д.).

Глава администрации Кондратов Э.В. представляет окружному Совету депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации муниципального округа, в том числе о решении вопросов, поставленных окружным Советом депутатов, распоряжается средствами местного бюджета муниципального образования, представляет на утверждение окружному Совету депутатов проект местного бюджета и отчет об его исполнении.

Указанные проекты документов глава администрации Кондратов Э.В. направляет в комиссию по бюджету и социально-экономического развития, которую возглавляет депутат Цветков Д.Д., дает свое заключение и выносит на окружной Совет депутатов, на котором сам принимает голосование за утверждение на Совете документов указанных решений.

К полномочиям главы администрации Кондратова Э.В. входит назначение и освобождение от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений; принятие на работу муниципальных служащих; применение мер поощрения и дисциплинарной ответственности к муниципальным служащим и иным работникам администрации.

Согласно трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ Кондратов Э.В., являясь главой администрации муниципального образования, принял на должность директора Муниципального бюджетного учреждения «Центр культуры Славского района» депутата Цветкова Д.Д., установив ему должностной оклад в размере 42 720руб, размер ежеквартальной доплаты (не более 60% должностного оклада, при наличии денежных средств), а также размер премии за выполнение особо важных и срочных работ в размере не более 50% должностного оклада при наличии денежных средств).

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору, глава администрации Кондратов Э.В. изменил размер выплаты премии за выполнение особо важных и срочных работ, отменив ее ограничение, в связи с чем, премия выплачивается по распоряжению главы администрации в неограниченном размере по его усмотрению, что противоречит п. 3.9 Положения об оплате труда руководителей муниципальных учреждений культуры МО «Славский городской округ», утвержденного постановлением администрации МО «Славский муниципальный округ» от ДД.ММ.ГГГГ, так как единовременная премия за выполнение особо важных и срочных работ может назначаться в сумме, не более 50% должностного оклада.

На основании распоряжения главы администрации Кондратова Э.В. от ДД.ММ.ГГГГ директору МБУ «ЦКСР» Цветкову Д.Д. была выплачена премия в размере 50% должностного оклада за добросовестное исполнение должностных обязанностей и особо важных и срочных работ по обеспечению деятельности вверенных учреждений в течение 2020 года.

На основании распоряжения главы администрации Кондратова Э.В. от ДД.ММ.ГГГГ директору МБУ «ЦКСР» Цветкову Д.Д. была выплачена премия в размере одного должностного оклада за исполнение особо важных и срочных работ, связанных с реализацией ремонтных работ Домов культуры <адрес> и <адрес>.

Выплата вышеуказанных премий за исполнение прямых должностных обязанностей, которые не относятся к категории особо важной работы, носит неправомерный характер.

На основании распоряжений главы администрации Кондратова Э.В., должностной оклад Цветкова Д.Д, неоднократно пересматривался в сторону увеличения и назначался Кондратовым Э.В.: распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ – оклад 41646 руб., распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ – оклад 44250 руб., распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ – оклад 48431 руб.

При этом, согласно п. 1.6 Положения об оплате труда руководителей муниципальных учреждений культуры МО «Славский городской округ», утвержденного постановлением администрации МО «Славский муниципальный округ» от ДД.ММ.ГГГГ, должностной оклад руководителя изменяется один раз в год на 1 января.

Администрация МО «Славский муниципальный округ» в лице главы администрации Кондратова Э.В. является учредителем Муниципального бюджетного учреждения «Центр культуры Славского района».

МБУ «ЦКСР» является некоммерческой организацией и финансируется за счет средств местного бюджета.

МБУ «ЦКСР» осуществляет свою деятельность на основании муниципальных заданий, которые формирует и утверждает Учредитель, то есть глава администрации Кондратов Э.В. (п. 2.5 Устава учреждения).

Директор МБУ «ЦКСР» Цветков Д.Д., являясь председателем бюджетной комиссии и депутатом окружного Совета депутатов, предлагает главе администрации для рассмотрения и последующего утверждения план финансово-хозяйственной деятельности своего учреждения, а Кондратов Э.В. утверждает его, что подтверждается утвержденными планами финансово-хозяйственной деятельности на 2020, 2021, 2022 годы.

Глава администрации Кондратов Э.В. издает распоряжения о выделении финансовых средств за счет субсидий бюджетному учреждению.

При принятии бюджета на очередной год Цветков Д.Д. принимает участие в обсуждении и голосовании о выделении муниципальных денежных средств на исполнение муниципальных заданий учреждения, директором которого является.

Для исполнения муниципальных заданий из местного бюджета выделяются ежемесячные субсидии, в связи с чем, между главой администрации Кондратовым Э.В. и директором учреждения Цветковым, являющимся председателем бюджетной комиссии и депутатом, заключаются соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на финансирование учреждения.

Согласно условий соглашений о предоставлении субсидий учредитель – глава администрации Кондратов Э.В. вправе изменять размер предоставляемой субсидии, руководитель учреждения Цветков Д.Д. вправе обращаться к учредителю по вопросам изменения субсидии.

Цветков Д.Д, отчитывается перед Кондратовым Э.В. за выполнение муниципального задания и исполнение соглашений о выделении субсидий, направляя отчеты о выполнении муниципального задания и проделанной работе, в структурное подразделение администрации муниципального района.

Таким образом, глава администрации муниципального образования Кондратов Э.В. и депутат Цветков Д.Д. являются подотчетными и подконтрольными друг другу лицами, находящимися друг от друга в зависимости при исполнении каждым из них своих полномочий.

Прокуратурой Славского района установлено, что супруга депутата, председателя бюджетной комиссии, директора МБУ «ЦКСР» Цветкова Д.Д. – ФИО1 является муниципальным служащим администрации МО «Славский муниципальный округ» - <данные изъяты> работодателем которой является глава администрации.

Согласно должностной инструкции в ее полномочия входит организация и проведение конкурсных и внеконкурсных процедур по закупке продукции (товаров, работ и услуг) для муниципальных нужд.

Глава администрации Кондратов Э.В. является председателем аттестационной комиссии муниципальных служащих и ДД.ММ.ГГГГ проводил аттестацию муниципального служащего ФИО1, где было принято решение о соответствии ей занимаемой должности муниципальной службы.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ, Кондратов Э.В. премировал ведущего специалиста отдела муниципальных закупок администрации ФИО1 денежной премией в размере одного должностного оклада.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Кондратов Э.В. премировал ФИО1 за досрочную подготовку и размещение документации для 5 электронных аукционов в рамках реализации мероприятий программы приграничного сотрудничества Литва-Россия 2014-2020» в размере одного должностного оклада.

Согласно должностной инструкции ФИО1, размещение конкурсной документации является ее прямой должностной обязанностью, за исполнение которой она получает заработную плату, в связи с чем выплаченная премия за исполнение прямых обязанностей является неправомерной.

Таким образом, являясь подотчетным и подконтрольным окружному Совету депутатов (в том числе Цветкову Д.Д.) глава администрации не может беспристрастно руководить муниципальными служащими, а именно муниципальным служащим ФИО1

Согласно протокола внеочередного собрания окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ» от ДД.ММ.ГГГГ депутат Цветков Д.Д. принял голосование (самоотводом при голосовании не воспользовался) за утверждение бюджета муниципального образования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годы. При утверждении бюджета депутат Цветков Д.Д, совместно с остальными депутатами рассматривал и утверждал вопросы по подразделу бюджета 0801 «Культура», согласно которому запланировано выделение муниципальных денежных средств на расходы по обеспечению деятельности подведомственного депутату Цветкову Д.Д. учреждения МБУ «ЦКСР»; рассматривал вопрос об увеличении на 10% должностных окладов муниципальных служащих администрации МО «Славский муниципальный округ», в том числе и своей жене ФИО1, которая является муниципальной служащей.

Все депутаты проголосовали единогласно за принятие бюджета, отводов или самоотводов со стороны депутатов не последовало.

На заседании окружного Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ Протокол рассматривался вопрос о внесении изменений в Порядок установления размеров должностных окладов, размеров ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим (при этом, жена депутата ФИО1 является одним из муниципальных служащих). Администрация муниципального округа ходатайствовала перед советом установить при предоставлении ежегодного отпуска муниципальному служащему выплачивать единовременную денежную выплату в размере одного должностного оклада и материальную помощь в размере одного должностного оклада.

На указанном заседании Совета депутатов выступил Цветков Д.Д., который заключил, что комиссия по бюджету рассмотрела указанное ходатайство администрации и рекомендует депутатам принять данный проект решения. На указанном заседании Совета депутат Цветков Д.Д, проголосовал за установление и выплату единовременной денежной премии к отпуску муниципальным служащим, в том числе своей жене, при этом самоотводом при голосовании не воспользовался.

Поскольку жена Цветкова Д.Д, - ФИО1 является муниципальным служащим, то фактически депутат Цветков Д.Д. предложил установить выплаты к отпуску, в том числе и своей жене, тем самым улучшив финансовое содержание своей семьи.

На заседании окружного Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ Протокол рассматривался вопрос о внесении изменений в решение окружного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете муниципального образования «Славский муниципальный округ» на 2022 год». Рассматривался вопрос увеличить бюджет, в том числе по подразделу 0801 «Культура» на сумму 3288,9 тыс. руб. на реализацию мероприятия – обеспечение укрепления материально-технической базы учреждений культуры (ремонт кровли ДК <адрес>).

На указанном заседании Совета депутатов выступил Цветков Д.Д., являясь председателем бюджетной комиссии и руководителем МБУ «ЦКСР», заключил, что комиссия по бюджету рассмотрела проект решения о внесении изменений в бюджет и рекомендует его принять. Дополнил, что крышу в ДК <адрес> надо менять (самоотводов при голосовании по данному вопросу от депутата Цветкова Д.Д, не последовало).

На внеочередном заседании окружного Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ Протокол рассматривался вопрос о внесении изменений в решение окружного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете муниципального образования «Славский муниципальный округ» на 2022 год». Рассматривался вопрос увеличить бюджет, в том числе по подразделу 0801 «Культура» на сумму 1025,275 тыс. руб., на ремонт помещений клуба в <адрес> и замену дымоходной трубы в здании клуба в <адрес>.

На указанном заседании Совета депутатов выступил Цветков Д.Д., который являясь председателем бюджетной комиссии и руководителем МБУ «ЦКСР», заключил, что комиссия по бюджету рассмотрела проект решения о внесении изменений в бюджет и рекомендует его принять.

Таким образом, являясь депутатом окружного Совета депутатов, Цветков Д.Д. имеет возможность лоббировать через Совет депутатов интересы учреждения МБУ «ЦКСР», директором которого является, а также интересы своей семьи по материальному обеспечению своей жены.

Депутат Цветков Д.Д., не уведомил уполномоченный орган о возможном или имеющемся конфликте интересов при исполнении им своих полномочий.

Согласно ч. 7.1. ст. 40 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат представительного органа муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Несоблюдение ограничений, запретов, неисполнения указанных обязанностей влечет досрочное прекращение его полномочий.

Нарушение депутатом Цветковым Д.Д. установленной антикоррупционным законодательством обязанности в силу п. 1 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» влечет за собой безальтернативное последствие в виде досрочного прекращения полномочий депутата в связи с утратой доверия.

Приведенные обстоятельства свидетельствовали о наличии у депутата Цветкова Д.Д. конфликта интересов, о котором он в нарушение требований, установленных ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 4.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не сообщил и не предпринял мер к его предотвращению или урегулированию. Указанные нарушения, по мнению прокурора, являются существенными ввиду их характера, объема и значительности.

Указанные факты послужили основанием для внесения ДД.ММ.ГГГГ исх. в адрес главы МО «Славский муниципальный округ» - председателю Окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ» Матвеевой Е.К. представления о принятии мер к устранению допущенных нарушений закона о противодействии коррупции, способствующих им причин и условий, недопущению подобных нарушений в дальнейшем, о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении коррупционного законодательства, а также решить вопрос о привлечении к ответственности главы администрации МО «Славский муниципальный округ» Кондратова Э.В., вплоть до принятия мер по досрочному расторжению с ним контракта в связи с утратой доверия, о досрочном прекращении полномочий депутата Цветкова Д.Д. в связи с утратой доверия по причине несоблюдения ограничений и обязанностей, которые установлены Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

ДД.ММ.ГГГГ года от окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ» поступил ответ исх. , из содержания которого следовало, что по результатам единогласного голосования от ДД.ММ.ГГГГ приняты решения, что деятельность главы администрации Кондратова Э.В. и председателя комиссии по бюджету и социально-экономического развития Цветкова Д.Д. в лице депутата и руководителя бюджетного учреждения, в случае добросовестного исполнения ими служебных обязанностей не может привести к конфликту интересов; у Цветкова Д.Д. отсутствовала правовая обязанность уведомлять главу муниципального образования о возможности возникновения конфликта интересов с учетом добросовестного исполнения им своих служебных обязанностей (Протокол заседания комиссии окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ» по соблюдению требований к служебному поведению должностных лиц и урегулированию конфликта интересов).

ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное представление прокурора рассмотрено на заседании Окружного Совета депутатов, на котором депутаты проголосовали за выводы комиссии.

Таким образом, представление прокурора Славского района было рассмотрено ненадлежащим образом, нарушения законодательства о противодействии коррупции и об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, не устранены, уведомления о возможной заинтересованности в уполномоченный орган, не направлены.

Указанные обстоятельств послужили поводом в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обратиться в суд с административным исковым заявлением.

На основании изложенного, прокурор Славского района просил признать незаконным бездействие Окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» выразившееся в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий депутата Цветкова Д.Д. в связи с утратой доверия по причине несоблюдения ограничений и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, в части неисполнения обязанности по сообщению (уведомлению) о возможном возникновении у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию; установить наличие незадекларированного конфликта интересов у депутата Окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области», директора Муниципального бюджетного учреждения «Центр культуры Славского района» - Цветкова Д.Д. с главой администрации МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» Кондратовым Э.В. и с муниципальным служащим администрации МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» ФИО1; признать незаконным решение Окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении полномочий депутата Цветкова Д.Д.» и досрочно прекратить полномочия депутата Окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» Цветкова Д.Д. в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по сообщению (уведомлению) о возможном возникновении у него конфликта интересов и по принятию мер по его предотвращению или урегулированию.

В судебном заседании старший помощник прокурора Славского района Калининградской области Левченко Т.Н. на исковых требованиях настаивала, по изложенным в административном иске основаниях.

Представитель административного ответчика - окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области Е.А. Матвеева в судебном заседании возражала относительно удовлетворения административного искового заявления. Направила в суд письменные возражения на административное исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ, дополнения к возражению от ДД.ММ.ГГГГ, возражения на уточнение требований административного искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указала, что исковые требования прокурора <адрес> удовлетворению не подлежат, просила в них отказать. Указала, что требования административного истца не подлежат удовлетворении в связи с тем, что не представлены доказательства подтверждающие незаконность бездействия, выразившиеся в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий депутата Цветкова Д.Д. в связи с утратой доверия по причине несоблюдения ограничений и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции. Комиссия является специальным органом, созданных в целях организации работы по исполнению требований закона противодействия коррупции и Указа Президента РФ № 1 от 01.07.20210 № 821. На федеральном уровне отсутствуют установления к статусу, порядку формирования, структуре и компетенции названных комиссий, действующих в органах местного самоуправления. Комиссией проведена проверка по обстоятельствам, изложенным в представлении прокурора в отношении действий (бездействий) депутата Цветкова Д.Д. ДД.ММ.ГГГГ материалы проверки рассмотрены на заседании комиссии, однако отсутствовали правовые основания для досрочного прекращения полномочий депутата Цветкова Д.Д. в части неисполнения обязанности по сообщению о возможном возникновении у него конфликта интересов. Депутат Цветков не наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Административный истец не доказал, что Цветков Д.Д. вместе с Кондратовым Э.В. и своей супругой, как участники конфликта интересов преследовали частный либо групповой интерес. Отсутствуют доказательства, что действия Цветкова могли привести к ущербу интересов органов местного самоуправления. В деятельности Цветкова Д.Д. на посту председателя комиссии не выявлены признаки, указывающие на склонение депутатов к принятию решений. Совету депутатов не были известны факты нарушений в части оплаты труда Цветкову Д.Д. и его супруге, выявленные в ходе проверочных мероприятий. Для признания незаконным решения Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» от ДД.ММ.ГГГГ года № «О досрочном прекращении полномочий депутата Цветкова Д.Д.» нет правовых оснований.

Административный ответчик Цветков Дмитрий Дмитриевич в судебном заседании возражал относительно удовлетворения административного искового заявления просил в удовлетворении требований прокурора Славского района отказать в связи с отсутствием доказательств, указывающих на то, что его действия или бездействия привели к ущербу интересам органов местного самоуправления Славского муниципального округа, общественным интересам, интересам жителей муниципального образования. Дополнительно пояснил, что ни им ни его супругой не получались доходы в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера. Его деятельность в качестве председателя постоянной комиссии по бюджету в части распределения денежных средств на организацию деятельности МБУ «Центр культуры Славского района» не повлекли ущерб общественным интересам населения муниципального района. При голосовании об изменении должностных окладов и премирования муниципальных служащих, действовал ни в интересах увеличения денежного содержания супруги, а сотрудников муниципалитете в целом.

Представитель административного ответчика Цветкова Д.Д. – Понимаш А.В., действующий на основании нотариальной доверенности серия <адрес>9 от ДД.ММ.ГГГГ, полагал, что требования прокурора удовлетворению не подлежат, просил в удовлетворении уточненных исковых требований отказать. Дополнительно пояснил, что не усматривается на рушений законодательства в том, что бюджетное учреждение, которое возглавлял Цветков Д.Д. надлежащим образом финансировалось. Его активные действия, как депутата в решении данного вопроса вызваны тем, что он был избран жителями муниципалитета и выполнял первоочередные задачи. Административным истцом не приведены факты и конкретные пункты закона, которые нарушил депутат Цветков Д.Д. при участии в голосовании об увеличении заработной платы муниципальным служащим МО «Славский муниципальный округ», кроме того, отсутствуют нормы закона при которых супругам запрещено одновременно работать в бюджетной сфере, а также депутатам заниматься оплачиваемой деятельностью. Законом не предусмотрена возможность, кроме как по решению суда прекратить полномочия депутата. Для квалификации конфликта интересов необходимо наличие личной заинтересованности, фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности, наличие связи между получением доходов или выгод должностным лицом и лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией должностным лицом своих полномочий. Административным истцом не установлены конкретные факты наличие связи между личной заинтересованностью, получением доходов и действия, которые объединяют с финансовой составляющей.

Административный ответчик - глава администрации МО «Славский городской округ Калининградской области» Кондратов Э.В. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался судом о дате и времени заседания.

Представитель административного ответчика - главы администрации МО «Славский городской округ Калининградской области» Кондратова Э.В. – Коптев А.Ю., действующий на основании нотариальной доверенности серия <адрес>4 от ДД.ММ.ГГГГ, возражал относительно удовлетворения административных исковых требований, о чем поданы письменные возражения. Полагает, что заявленные прокурором требования об установлении наличия незадекларированного возможного конфликта интересов между депутатом, директором МБУ «Центр культуры Славского района» Цветковым Д.Д. и главой администрации МО «Славский муниципальный округ» Кондратовым Э.В. свидетельствуют о неправильном понимании административным истцом правовой нормы, поскольку конфликт интересов подразумевает под собой не конфликт между двумя физическими (должностными) лицами, а конфликт между личными интересами должностного лица и интересами службы. Прокурор ошибочно указывает, что что Кондратов Э.В. и Цветков Д.Д. являются подотчетными друг другу, что определяет возможным делать друг другу уступки. Полномочия Кондратова Э.В. нельзя соотнести с личной выгодой, т.к. обязанность определения заработной платы директору МБУ «Центр культуры Славского района». Выделение денежных средств на ремонт муниципальных зданий является обязанностью главы администрации. Цветков Д.Д. по отношению к Кондратову Э.В. не является близким родственником, они не связанны имущественными, корпоративными и иными близкими отношениями, что исключает рассмотрение их отношений в рамках ФЗ «О противодействии коррупции» в части указания на их созависимость. Закон не запрещает депутатам заниматься оплачиваемой деятельностью.

Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> С.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ считал, что права администрации в данном случае не затронуты. Просил вынести законное и обоснованное решение.

Заинтересованные лица: <адрес>, <данные изъяты>ФИО1, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили, возражений по существу административных исковых требований не представили.

Изучив и исследовав материалы административного дела, выслушав участников процесса, а также оценив письменные доказательства, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворении в части.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Славского района в адрес главы администрации МО «Славский муниципальный округ» от ДД.ММ.ГГГГ исх. направлено требование (в порядке ст. ст. 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации») о предоставлении информации о подаче должностными лицами (муниципальными служащими), руководителями муниципальных учреждений администрации МО «Славский муниципальный округ» уведомлений о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов в 2020,2021, истекшем периоде 2022 года и уведомлений о наличии конфликта интересов в указанных годах.

ДД.ММ.ГГГГ направлено требование о предоставлении документов для проведения анализа исполнения законодательства о противодействии коррупции.

На основании исх. от ДД.ММ.ГГГГ, главой МО «Славский муниципальный округ» Е.А. Матвеевой представлена информация, что в имеющемся журнале о поступивших уведомлениях о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов за 2020-2022 года записи не вносились.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Цветков Д.Д. был избран депутатом Совета депутатов муниципального образования «Славский городской округ Калининградской области» <данные изъяты>, что подтверждается решением территориальной избирательной комиссии Славского района по избирательному округу .

На основании Решения от ДД.ММ.ГГГГ «О постоянных комиссиях Окружного совета МО «Славский городской округ» Цветков Д.Д. избран в постоянную комиссию по вопросам бюджета и социально-экономического развития, а также в постоянную комиссию по регламенту вопроса законности, правопорядка, депутатской этики и связям с общественностью.

На основании п. 1 Решения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении председателей постоянных комиссий окружного Совета депутатов МО «Славский городской округ» председателем постоянной комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития утвержден Цветков Д.Д.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о комиссиях окружного Совета депутатов МО «Славский городской округ». В соответствии с п. указанного положения регламентированы обязанности председателя постоянной комиссии, п. 6.1. регламентированы обязанности комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития.

На основании Решения от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность главы администрации МО «Славский городской округ» Кондратов Э.В. назначен на должность главы администрации МО «Славский городской округ» с ДД.ММ.ГГГГ на срок полномочий окружного Совета депутатов МО «Славский городской округ» шестого созыва.

Согласно ст. 37 Устава МО «Славский муниципальный округ», глава администрации муниципального округа, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен окружному Совету депутатов, в состав которого входил депутат Цветков Д.Д.

На территории муниципального образования «Славский муниципальный округ Калининградской области» осуществляет деятельность Муниципальное бюджетное учреждение «Центр культуры Славского района».

Учредителем указанного учреждения является муниципальное образование «Славский муниципальный округ Калининградской области». Функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения осуществляет в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, администрация МО «Славский муниципальный округ Калининградской области».

Учреждение находится в ведении органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета Славского муниципально округа на основании бюджетной сметы. Контроль за деятельностью учреждения осуществляется учредителем, а руководителем учреждения является директор, назначаемый на условиях контракта главой администрации МО «Славский муниципальный округ Калининградской области».

В соответствии с Уставом МБУ «Центр культуры Славского района», утвержденным постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ, в состав учреждения на правах подразделений, не имеющих юридического лица входят: Славский районный Дом культуры, Ясновский сельский Дом культуры, Мысовский сельский Дом культуры, Яснополянский сельский клуб, Прохладненский сельский клуб, Причаловский сельский клуб, Многофункциональный досуговый центр п. Вишневка, Большаковский сельский Дом культуры, Придорожненский сельский клуб, Побединский сельский клуб, Краснянский сельский клуб, Высоковский сельский клуб, Громовский сельский клуб, Тимирязевский сельский клуб, Ржевский сельский клуб, Заповедненский клуб, Приозерненский сельский клуб, Гастелловский сельский клуб.

В соответствии с п. 4.3. Устава МБУ «Центр культуры Славкого района» директор учреждения назначается и освобождается на должность главой администрации МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» на основании трудового договора, в соответствии с п. 4.3.2 директор подотчетен учредителю, а по имущественному вопросу соответственному органу по управлению имуществом администрации МО «Славский муниципальный округ Калининградской области».

На основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы администрации Э.В. Кондратовым Цветков Д.Д. принят на работу на должность директора МБУ «Центр культуры Славского района».

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Славский городской округ» в лице главы администрации Кондратовым Э.В. и Цветковым Д.Д. заключен трудовой договор на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании трудового договора должностной оклад руководителя устанавливается в размере 42 720 рублей в месяц. В соответствии с п. 19 выплаты стимулирующего характера осуществляются раз в квартал с учетом результатов деятельности учреждения культуры в соответствии с критериями оценки и достижением целевых показателей эффективности деятельности: ежеквартальная доплата за достижение целевых показателей эффективности учреждения не более 60% должностного оклада (при наличии денежных средств), премия по итогам выполнения особо важных и срочных работ, успешному проведению социально-значимых мероприятий не более 50% должностного оклада (при наличии денежных средств).

Распоряжениями главы администрации МО «Славским муниципальный округ» Кондратова Э.В. изменялся оклад руководителя учреждения Цветкова Д.Д. ДД.ММ.ГГГГ-лс оклад установлен в размере 41646 руб. ДД.ММ.ГГГГ- - оклад установлен в размере 44250 руб. ДД.ММ.ГГГГ - оклад установлен в размере 48431 руб., что противоречит п. 1.6 Положения об оплате труда руководителей муниципальных учреждений культуры МО «Славский городской округ», утвержденного постановлением администрации МО «Славский муниципальный округ» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому должностной оклад руководителя изменяется один раз в год на 1 января.

Из материалов дела следует, что на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ очередного собрания окружного Совета депутатов МО «Славский городской округ» <данные изъяты> рассматривался вопрос «О бюджете МО «Славский городской округ» на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 года», в котором планировалось направление расходов в подразделе 0801 «Культура», предусмотрены расходы на деятельность учреждений культуры в сумме 16993 тыс. руб., библиотеки в сумме 11164 тыс. руб., укрепление материально-технической базы и ремонт учреждений культуры, библиотек, кирхи в сумме 67860,232 тыс. руб., расходы на мероприятия по сохранению, возрождению народных промыслов и ремесел в сумме 30 тыс. руб., мероприятия по сохранению и содержанию памятников культуры в сумме 30 тыс. руб. Решение принято единогласно, при этом присутствовал и голосовал депутат Цветков Д.Д.

На основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания постоянной комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития депутат Цветков Д.Д. поддержал бюджетную смету на финансирование администрации на 2021 год.

На основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ очередного собрания окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» <данные изъяты> рассматривался вопрос «О бюджете муниципального образования «Славский муниципальный округ <адрес> на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов», в котором планировалось направление расходов в подразделе 0801 «Культура», предусмотрены расходы на приобретение деятельностей учреждений культуры в сумме 18 692 тыс. руб., библиотеки в сумме 13000 тыс. руб., укрепление материально-технической базы и ремонт учреждений культуры, библиотек в сумме 3740,669 тыс. руб., расходы на мероприятия по сохранению, возрождению народных промыслов и ремесел в сумме 30 тыс. руб., мероприятия по сохранению и содержанию памятников культуры в сумме 30 тыс. руб. Решение принято единогласно, при этом на собрании присутствовал и голосовал депутат Цветков Д.Д.

Директор МБУ «ЦКСР» Цветков Д.Д., являясь председателем бюджетной комиссии и депутатом окружного Совета депутатов, предлагал главе администрации Кондратову Э.В. для рассмотрения и последующего утверждения план финансово-хозяйственной деятельности МБУ «ЦКСР», а Кондратов Э.В. утверждал его, что подтверждается утвержденными планами финансово-хозяйственной деятельности на 2020, 2021, 2022 годы.

Глава администрации Кондратов Э.В. издает распоряжения о выделении финансовых средств за счет субсидий бюджетному учреждению.

МБУ «ЦКСР» реализуются муниципальные программы, утвержденные главой администрации Кондратовым Э.В.: «Развитие культуры», «Молодежь», «Развитие физической культуры и спорта», «Патриотическое воспитание граждан». Исполнителем указанных программ является МБУ «ЦКСР», директором которого является депутат Цветков Д.Д,

На реализацию указанных программ из местного бюджета выделяются денежные средства при принятии бюджета муниципального образования. При принятии бюджета окружным Советом депутатов депутат Цветков Д.Д., будучи председателем бюджетной комиссии и директором МБУ «ЦКСР» принимал участие в обсуждении и голосовании за выделение финансирования по указанным программам для МБУ «ЦКСР».

Также при принятии бюджета на очередной год Цветков Д.Д. принимал участие в обсуждении и голосовании о выделении муниципальных денежных средств на исполнение муниципальных заданий (содержание) учреждения, директором которого является.

Для исполнения муниципальных заданий из местного бюджета выделяются ежемесячные субсидии, в связи с чем, между главой администрации Кондратовым Э.В. и директором учреждения Цветковым, который являлся председателем бюджетной комиссии и депутатом, заключались соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на финансирование учреждения.

Согласно условий соглашений о предоставлении субсидий, учредитель — глава администрации Кондратов Э.В., вправе изменять размер предоставляемой субсидии, руководитель учреждения Цветков Д.Д. вправе обращаться к учредителю по вопросам изменения субсидии.

Цветков Д.Д, отчитывается перед Кондратовым Э.В. за выполнение муниципального задания и исполнение соглашений о выделении субсидий, направляя отчеты о выполнении муниципального задания и проделанной работе, в структурное подразделение администрации муниципального района.

Таким образом, глава администрации муниципального образования Кондратов Э.В. и депутат Цветков Д.Д. являются подотчетными и подконтрольными друг - другу лицами, находящимися друг от друга в зависимости при исполнении каждым из них своих полномочий.

Цветков Д.Д. состоит в зарегистрированном браке с ФИО1

В соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГФИО1 занимает должность <данные изъяты>

Распоряжением главы администрации МО «Славский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ходатайством от ДД.ММ.ГГГГ о премировании сотрудников администрации в соответствии с п.5 решения окружного совета депутатов МО ««Славский городской округ» «Об утверждении Порядка установления размеров должностных окладов, размеров ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим и условий их осуществления в МО «Славский городской округ» утвержденный решением окружного совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГФИО1 была премирована денежной премией в размере одного должностного оклада.

Распоряжением главы администрации МО «Славский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ на основании служебной записки начальника отдела муниципальных закупок ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ за досрочную подготовку и размещение документации для электронных аукционов в рамках реализации мероприятий программы приграничного сотрудничества Литва-Россия 2014-2022 гг., ФИО1 была премирована денежной премией в размере одного должностного оклада.

На основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания постоянной комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития депутат Цветков Д.Д. поддержал вопрос о внесении изменений в Порядок установления размеров должностных окладов размеров ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим и условий их осуществления в МО «Славский городской округ».

На основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ очередного собрания окружного Совета депутатов МО «Славский городской округ» <данные изъяты> рассматривался вопрос «О внесении изменений в Порядок установления размеров должностных окладов, размеров ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим и условий их осуществления в МО «Славский городской округ» утвержденный решением окружного совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, в котором принято решение об установлении должностных оклады муниципальным служащим МО «Славский городской округ». Решение принято единогласно, при этом на собрании присутствовал и голосовал депутат Цветков Д.Д.

На основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ очередного собрания окружного Совета депутатов МО «Славский городской округ» шестого созыва рассматривался вопрос «О внесении изменений в Порядок установления размеров должностных окладов, размеров ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим и условий их осуществления в МО «Славский городской округ» утвержденный решением окружного совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, в котором принято решение о предоставлении к отпуску единовременной денежной выплаты в размере одного должностного оклада муниципального служащего и материальная помощь за счет средств фонда оплаты труда муниципального служащего в размере одного должностного оклада муниципального служащего. Решение принято единогласно, при этом на собрании присутствовал и голосовал депутат Цветков Д.Д.

В соответствии с указанными решениями увеличен размер должностного оклада и единовременных денежных выплат ФИО1, которая является супругой депутата Цветкова Д.Д.

При этом депутатом Цветковым Д.Д. уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов в Совет депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ не подавалось.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ решением аттестационной комиссии, председателем которой являлся Кондратов Э.В. был рассмотрен вопрос о соответствии квалификации ФИО1 занимаемой должности, что отражено в аттестационном листе.

Таким образом, исходя из изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что у депутата Цветкова Д.Д. возник конфликт интересов, то есть личная заинтересованность, которая могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление им своих полномочий, однако в нарушение ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» о возникшем конфликте интересов в порядке, установленном Положением о порядке сообщения лицами, замещающими муниципальные должности, о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в МО «Славский городской округ», утвержденным решением Совета депутатов МО «Славский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. ДД.ММ.ГГГГ), он не сообщил, меры по его предотвращению или урегулированию не принял.

В связи с наличием признаков конфликта интересов в деятельности Цветкова Д.Д. ДД.ММ.ГГГГ исх. прокурором Славского района в адрес главы МО «Славский городской округ» - председателю окружного совета депутатов Матвеевой Е.А. направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции, в котором предложено принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о применении к депутату Цветкову Д.Д. мер ответственности, установленных действующим законодательством, в том числе рассмотреть вопрос о применении к нему меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий.

Указанное представление прокурора рассмотрено на заседании комиссии окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ» по соблюдению требований к служебному поведению должностных лиц и урегулированию конфликта интересов администрации ДД.ММ.ГГГГ, протокол .

Комиссия в составе <данные изъяты> человек единогласно вынесла заключение об отсутствии конфликта интересов со стороны депутата окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» Цветкова Д.Д. и соблюдении с его стороны требований к урегулированию конфликта интересов.

Данное решение послужило поводом для обращения прокурора Славского района Калининградской области в суд с настоящим административным иском.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Решением окружного Совета депутатов МО «Славский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено Положение о порядке уведомления депутатами окружного Совета депутатов МО «Славский городской округ», главой муниципального образования «Славский городской округ», главой администрации «Славский городской округ», муниципальными служащими аппарата окружного Совета депутатов и контрольно-счетной палаты муниципального образования «Славский городской округ» о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о применении мер по предотвращению или урегулированию такого конфликта»

Пунктом 2 Положения определено, указанные лица, обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

На основании Протокола заседания комиссии окружного совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» по соблюдению требований к служебному поведению должностных лиц и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ и заключения по итогам рассмотрения уведомления депутата Цветкова Д.Д. установлено, что в рамках принятия решений окружным Советом депутатов по вопросам, выносимым на повестку дня заседания окружного Совета депутатов вопросов об утверждении (о внесении изменений) местного бюджета, при условии, что в обсуждение не выносится вопрос о финансировании МБУ «Центр культуры Славского района», которым руководит депутат Цветков Д.Д., не образует личной заинтересованности (конфликт интересов отсутствует) в принятии решений и деятельность депутата по своей сути направлена на обеспечение решения задач, имеющих публично-правовой характер, вытекающих из вопросов местного значения, установленных законом; рекомендовать воздержаться от обсуждения вопроса, связанного с установлением размера бюджетных ассигнований, предназначенных для финансового обеспечения деятельности МБУ «Центр культуры Славского района»; установить, что депутат Цветков Д.Д. соблюдает требования к служебному поведению и требования по урегулированию конфликта интересов. Принятые меры по предотвращению или урегулированию конфликта являются достаточными.

ДД.ММ.ГГГГ Цветков Д.Д. обратился в Совет депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» с заявлением о прекращении полномочий председателя комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития.

Решением постоянной комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено заявление ФИО2 о сложении полномочий председателя.

Согласно части 1 статьи 2 Закона N 131-ФЗ депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа; лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления.

В силу требований части 7.1 статьи 40 Закона N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом N 273-ФЗ.

В соответствии с частью 10.1 статьи 40 Закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных данным Законом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (постановление от 27 декабря 2012 года N 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (определение от 26 января 2017 года N 104-О).

Таким образом, гражданин, вступая в должность депутата, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

В силу требований части 4.1. статьи 12.1 Закона N 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Закона N 273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Согласно частям 1, 2 статьи 10 Закона N 273-ФЗ под конфликтом интересов в приведенном Законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий); под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 данной статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 названной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Частью 6 статьи 11 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 упомянутого Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Разрешая заявленные прокурором требования, суд исходит из изложенных выше обстоятельств, а также того, что Цветков Д.Д. являющийся депутатом окружного совета депутатов, не принял меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. В действиях депутата окружного Совета депутатов «МО «Славский муниципальный округ» Калининградской области» Цветкова Д.Д., одновременно являющегося председателем постоянной комиссии по вопросам бюджета, занимающего должность директора МБУ «Центр культуры Славского района», имеется конфликт интересов, выразившийся в личной заинтересованности последнего при получении доходов в виде денежных средств (заработная плата и премии) от подконтрольного ему, как депутату и председателю постоянной комиссии представительного органа, главы администрации муниципального образования. В действиях Цветкова Д.Д. также имеется конфликт интересов, в связи с тем, что он, являясь депутатом окружного Совета депутатов и председателем постоянной комиссии по вопросам бюджета, имеет возможность через Совет депутатов лоббировать интересы возглавляемого им учреждения МБУ «ЦКСР» при выделении учреждению денежных средств, а также интересы своей семьи выразившиеся в личной заинтересованности при получении дохода его супруги ФИО1 в виде заработной платы и выплат стимулирующего характера.

Конфликт интересов имел место с ДД.ММ.ГГГГ - дата заключения трудового договора до принятия решения МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении полномочий депутата Цветкова Д.Д.», в то время как административное исковое заявление прокурором Славского района было предъявлено ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая административные исковые требования прокурора в части признания незаконным решения ФИО4ФИО3 МО «Славский муниципальный округ <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении полномочий ФИО3ФИО2» суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ окружным Советом депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» принято Решение о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» по избирательному округу Цветкова Д.Д. по собственному желанию.

В соответствии с трудовым договором (контрактом) с муниципальным служащим от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между МО «Советский городской округ» и Цветковым Д.Д., последний принят на работу на должность начальника управления по культуре, спорту и делам молодежи.

Между тем, нарушение депутатом Цветковым Д.Д. установленной антикоррупционным законодательством обязанности в силу пункта 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» влечет за собой безальтернативное последствие в виде досрочного прекращения полномочий депутата в связи с утратой доверия.

Таким образом, решение от ДД.ММ.ГГГГ, принятое окружным Советом депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» о досрочном прекращении полномочий депутата Цветкова Д.Д. по собственному желанию является незаконным в части, так как у Цветкова Д.Д. имелся конфликт интересов. Указанным решением Совет депутатов освободил Цветкова Д.Д. от ответственности за совершенное коррупционное правонарушение и от последствий такой ответственности, к которым, в том числе, относится включение в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сведений о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения (ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ). Однако, в связи с тем, что полномочия Цветкова прекращены, суд считает указанное решение незаконным в части основания досрочного прекращения полномочий по п.2 ч.10 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 года №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вопреки доводам административных ответчиков и их представителей об отсутствии конфликта интересов и запрета депутатам заниматься оплачиваемой деятельностью суд приходит к выводу, что имеются основания для частичного удовлетворения требований прокурора.

Юридически значимым обстоятельством в спорных правоотношениях является не отсутствие законодательного запрета депутатам представительных органов муниципальных образований заниматься оплачиваемой деятельностью, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, а бездействие депутата Цветкова Д.Д., выразившееся в невыполнению требований части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

В силу приведенной правовой нормы, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

При этом в силу части 2 статьи 10 названного Федерального закона под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 данной статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 данной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Материалами дела подтвержден факт наступления конфликта интересов.

При этом в силу положений статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" одной возможности влияния ситуации на объективное и беспристрастное принятие решения достаточно для квалификации ситуации как конфликта интересов.

Цветковым Д.Д. не исполнена обязанность принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которая в силу статей 11, 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" распространяется и на депутатов, осуществляющих полномочия на непостоянной основе.

Непринятие депутатом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из системного толкования вышеприведенным правовых норм следует, что выборное лицо местного самоуправления, допустившее возникновение конфликта интересов, стороной которого является, равно как и не предпринявшее мер по урегулированию такового, подлежит увольнению по основаниям и в порядке, установленным законом.

Разрешая исковые требования административного истца о признании незаконным бездействия Окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области», выразившихся в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий депутата Цветкова Д.Д. суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий.

Представление прокурора Славского района о принятии мер к устранению допущенных нарушений закона о противодействии коррупции в адрес главы МО «Славский муниципальный округ» - председателю Окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ» Матвеевой Е.К. поступило ДД.ММ.ГГГГ.

Однако Советом депутатов МО «Славский городской округ» решение о досрочном прекращении полномочий депутата Цветкова Д.Д. в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по сообщению о возникшем у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию принято не было.

Заявленные требования прокурора Славского района соответствуют полномочиям прокурора, определенным ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также ч. 1 ст. 39 КАС РФ.

С учетом изложенного суд считает исковые требования прокурора Славского района Калининградской области, обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.

Иные доводы административных ответчиков и их представителей не являются основаниями для отказа в иске.

Руководствуясь ст. ст. 175,177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования по административному исковому заявлению прокурора Славского района Калининградской области к Окружному Совету депутатов муниципального образования «Славский муниципальный округ Калининградской области», Цветкову Д.Д., удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» выразившееся в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий депутата Цветкова Д.Д. в связи с утратой доверия по причине несоблюдения ограничений и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, в части неисполнения обязанности по сообщению (уведомлению) о возможном возникновении у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию.

Установить наличие незадекларированного конфликта интересов у депутата Окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области», директора Муниципального бюджетного учреждения «Центр культуры Славского района» - Цветковым Д.Д. с главой администрации МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» Кондратовым Э.В. и с муниципальным служащим администрации МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» ФИО1

Признать незаконным решение Окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении полномочий депутата Цветкова Д.Д.» в части основания досрочного прекращения полномочий по п. 2 ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Считать прекращенными полномочия депутата Окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» Цветкова Д.Д. на основании ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по сообщению (уведомлению) о возможном возникновении у него конфликта интересов и по принятию мер по его предотвращению или урегулированию.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Славский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Резолютивная часть решения суда принята в совещательной комнате.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 апреля 2023 года.

Судья О.С. Бондаренко