Дело № 2а-1800/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2018 г. г. Сургут
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Бурлуцкого И.В., при секретаре Сагдеевой Г.Д.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Сургута к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре об оспаривании действий по приостановлению государственной регистрации права,
установил:
Администрация г.Сургута обратилась в суд с административным иском, в котором указала, что на между ней и ООО «Региональная строительная компания» был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка, площадью 22 763 метра, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, по которому Администрация предоставила ООО «Региональная строительная компания» в собственность указанный земельный участок в аренду для строительства средней общеобразовательной школы на срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п.3.1.3 договора арендатор обязан был подготовить проектную документацию и подготовить разрешение на строительство объекта в максимальный срок - 1 год с момента заключения данного договора. Условиями договора аренды предусмотрено право арендодателя в одностороннем порядке полностью отказаться от исполнения договора при нарушении максимальных сроков подготовки проектной документации и оформления разрешения на строительство, предусмотренных п.3.1.3 договора. В соответствии с п.2.1.3 договора при отказе от исполнения договора он считается расторгнутым в течение десяти дней с момента получения письменного уведомления о таком отказе. Согласно письму департамента архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на строительство арендатору не выдавалось, заявления от него, а также проектная документация на объект строительства на рассмотрение в Администрацию города не поступали. В связи с этим административный истец ДД.ММ.ГГГГ направил в адрес арендатора уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора. Уведомление было получено арендатором ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем Администрация города посчитала договор аренды прекратившим свое действие с ДД.ММ.ГГГГ и обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по ХМАО-Югре с заявлением о прекращении регистрационной записи об аренде на основании договора аренды земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по ХМАО-Югре уведомило о приостановлении государственной регистрации на основании п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ. Административный истец с решением о приостановлении государственной регистрации права не согласен, полагая, что для этого отсутствовали основания. Основываясь на изложенном, административный истец просит признать незаконным приостановление Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре государственной регистрации права, выразившиеся в уведомлении о приостановлении государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№, и обязать административного ответчика возобновить действия по прекращению регистрационной записи об аренде на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание представитель административного истца Администрации г.Сургута не явился, уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. В исковом заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по ХМАО-Югре в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменные возражения, в которых указал, что при проведении правовой экспертизы государственным регистратором было установлено, что к заявлению Администрации города не были приложены достаточные документы, подтверждающие возникновение оснований для прекращения арендных отношений. ДД.ММ.ГГГГ представителем Администрации было представлено дополнительно письмо от ДД.ММ.ГГГГ департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Сургута от ДД.ММ.ГГГГ, которое содержало сведения о том, что разрешение на строительство арендатору не выдавалось, заявления от него, а также проектная документация на объект строительства на рассмотрение в Администрацию города не поступали. На этом основании ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по ХМАО-Югре была погашена запись об аренде.
Представитель заинтересованного лица ООО «Региональная строительная компания» в судебное заседание не явился, уведомлялся надлежащим образом, с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие не обращался.
В соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что между Администрацией города Сургута и ООО «Региональная строительная компания» был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка, площадью 22 763 метра, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, по которому Администрация предоставила ООО «Региональная строительная компания» в собственность указанный земельный участок в аренду для строительства средней общеобразовательной школы на срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-12)
В соответствии с п.3.1.3 договора арендатор обязан был подготовить проектную документацию и подготовить разрешение на строительство объекта в максимальный срок - 1 год с момента заключения данного договора.
Согласно п.2.1.3 договора, предусмотрено право арендодателя в одностороннем порядке полностью отказаться от исполнения договора при нарушении максимальных сроков подготовки проектной документации и оформления разрешения на строительство, предусмотренных п.3.1.3 договора.
При отказе от исполнения договора он считается расторгнутым в течение десяти дней с момента получения письменного уведомления о таком отказе.
Согласно письму департамента архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, разрешение на строительство общеобразовательных школ в микрорайонах 34 и № на земельных участках с кадастровыми номерами № и № не выдавалось; заявления от ООО «Региональная строительная компания», а также проектная документация на данные объекты на рассмотрение в Администрацию города не поступали (л.д.18).
ДД.ММ.ГГГГ Администрация города направила в адрес арендатора уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора. Уведомление было получено арендатором ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-21)
ДД.ММ.ГГГГ через интернет-портал государственных услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Администрация города обратилась с заявлением № о прекращении ограничения в отношении объекта: земельный участок, кадастровый №, разрешенное использование: для строительства средней общеобразовательной школы, общая площадь 22763 кв.м., адрес: <адрес>. К заявлению были приложены доверенность от ДД.ММ.ГГГГ№ на имя ФИО3 и уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ об одностороннем отказе от исполнения договора аренды (л.д.22, 62-63).
Доказательств приложения к заявлению еще каких-либо документов Администрация города не представила.
Росреестром ДД.ММ.ГГГГ подготовлено для заявителя уведомление № о приостановлении государственной регистрации права до ДД.ММ.ГГГГ на том основании, что в отношении земельного участка возникли сомнения в наличии основания для государственной регистрации прав (л.д.25-27).
ДД.ММ.ГГГГ через интернет-портал государственных услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии представитель Администрации города ФИО4 представила дополнительные документы к заявлению о государственной регистрации, направленному ранее, а именно: письмо департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Сургута от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.73-74)
ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением указанного документа была погашена запись № об ограничении (обременении) права: аренды земельного участка с кадастровым номером №, о чем в адрес Администрации города и представителя ФИО3 было вынесено соответствующее уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд исходит из того, что по условиям договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ право арендодателя на односторонний отказ от исполнения договора связано с установлением обстоятельства нарушения пункта 3.1.3 договора о нарушении арендатором срока подготовки проектной документации и подготовки разрешения на строительство объекта.
Такое обстоятельство было установлено административным истцом на основании письма департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Сургута от ДД.ММ.ГГГГ№. Однако данное письмо изначально в Управление Росреестра по ХМАО-Югре представлено не было, в связи с чем у государственного регистратора имелись основания сомневаться в наличии основания для государственной регистрации прекращения обременения в виде договора аренды, поскольку из других документов установить данное обстоятельство у него объективной возможности не было.
Порядок государственной регистрации прав регламентирован Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) с учетом иных нормативно-правовых актов, регулирующих соответствующие правовые отношения.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 29 Закона о регистрации).
В день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 29 Закона о регистрации).
Поскольку приостановление государственной регистрации права было осуществлено уполномоченным лицом при установлении предусмотренных законом оснований, действия по направлению уведомления о приостановлении государственной регистрации права выполнены в установленном законом порядке, оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
Кроме того, как установлено судом, на момент рассмотрения дела запись № об ограничении (обременении) права: аренды земельного участка погашена. Таким образом, действие, требуемое в п.2 просительной части административного иска, выполнено, в то время как административным истцом не представлено доказательств того, каким образом при этом нарушаются его права и законные интересы.
Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 227, 294 КАС РФ, суд,
решил:
Административное исковое заявление Администрации города Сургута к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре об оспаривании действий по приостановлению государственной регистрации права оставить без удовлетворения полностью.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в апелляционном порядке в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья И.В. Бурлуцкий