Дело № 2а-242/2021 Мотивированное решение составлено 27 января 2021 года УИД 76RS0023-01-2020-002534-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2021 года город Ярославль
Красноперекопский районный суд города Ярославля в составе судьи Красноперовой И.Г.,
при секретаре Полынцеве Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 68» к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области ФИО1 об освобождении от взыскания исполнительского сбора либо об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-ИП,
лица, участвующие в деле: представитель административного истца директор МОУ «Средняя школа № 68» ФИО2, представитель заинтересованного лица мэрии г.Ярославля по доверенности ФИО3 – участвовали в судебном заседании; административный ответчик Межрайонный ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области представил материалы исполнительного производства НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-ИП, заинтересованное лицо УФССП России по Ярославской области представил письменные возражения на иск; заинтересованное лицо прокуратура Фрунзенского района города Ярославля представила письменное ходатайство о рассмотрении дела без представителя прокуратуры, в удовлетворении заявления просил отказать; административный ответчик судебный пристав-исполнитель пояснений не представил, процессуальных ходатайства не заявил;
У с т а н о в и л:
Административный истец - Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа № 68» - обратился в суд 10.11.2020 с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области ФИО1 об освобождении от взыскания исполнительского сбора либо об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-ИП от 07.09.2020.
В обоснование требований указано о том, что решением Фрунзенского районного суда г.Ярославля от 14.05.2019 по делу № 2-1599/2019 удовлетворены исковые требования прокурора Фрунзенского района г.Ярославля: на МОУ «Средняя школа № 68» и на мэрию города Ярославля возложена обязанность в срок до 1 августа 2020 года принять меры по обеспечению безопасности здания МОУ «Средняя школа № 68», расположенного по адресу: АДРЕС, в виде оборудования объекта (территории) системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Департамент образования мэрии города Ярославля является учредителем МОУ «Средняя школа № 68». Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется Бюджетным кодексом РФ. В соответствии с бюджетным законодательством департамент образования мэрии выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств, что не является аналогом «финансирования» муниципальных учреждений. Департамент образования осуществляет финансирование подведомственных учреждений в рамках распределения
бюджетных ассигнований бюджета города Ярославля на текущий и плановый периоды. Бюджет города Ярославля формируется с учетом поступления доходов. В первоочередном порядке обеспечиваются расходы на оплату труда и коммунальных услуг муниципальных учреждений. Финансирование отрасли «Образование» в целом является недостаточным, обеспечение других социально-значимых и прочих расходов осуществляется в пределах остатка финансовых ресурсов.
Определением Фрунзенского районного суда г.Ярославля от 19.10.2020 по указанному делу № № 2-1599/2019 МОУ «Средняя школа № 68» предоставлена отсрочка исполнения указанного решения сроком до 31 декабря 2021 года.
Вместе с тем, постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области от 25.09.2020 (получено административным истцом 06.11.2020) со школы взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Административный истец МОУ «Средняя школа № 68» со ссылкой на статью 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей либо уменьшить его размер по исполнительному производству НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-ИП.
Все лица, участвующие в административном деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Административный истец в лице представителя директора МОУ «Средняя школа № 68» ФИО2, заинтересованное лицо мэрия г.Ярославля в лице представителя по доверенностям ФИО3 в судебном заседании поддержали заявленные административные исковые требования по основаниям искового заявления.
Административный ответчик Межрайонный ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области представил материалы исполнительного производства НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-ИП. Административный ответчик судебный пристав-исполнитель пояснений не представил, процессуальных ходатайства не заявил.
Представитель заинтересованного лица УФССП России по Ярославской области ранее представил письменные возражения на иск, в которых указал о том, что нет правовых оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Также указал о том, что основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора могут являться только обстоятельства непреодолимой силы, к которым согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ не относится, в частности, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Просит в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме, а также рассмотреть дело в отсутствие представителя УФССП.
Заинтересованное лицо прокуратура Фрунзенского района города Ярославля ранее представила письменное ходатайство о рассмотрении дела без представителя прокуратуры.
Суд в соответствии со статьей 150 КАС РФ, с учетом мнения участников судебного заседания, рассмотрел административное дело при имеющейся явке.
Заслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, огласив возражения стороны ответчиков, исследовав письменные материалы административного дела, а также представленные копии материалов исполнительного производства НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-ИП от 07.09.2020, оценив все представленные по делу доказательства в их достаточной для разрешения дела совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что исковые требования являются законными, обоснованными, подлежат удовлетворению.
На основании исполнительного листа, выданного 14.05.2019 Фрунзенским районным судом г. Ярославля по делу № 2-1599/2019, Межрайонным ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО 07.09.2020 возбуждено исполнительное производство в отношении юридического лица – должника Муниципального образовательного учреждения «Средняя школа № 68» с вышеизложенным предметом исполнения по оборудованию объекта (территории) системой экстренного оповещения о ЧС.
В постановлении от 07.09.2020 должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления.
Вместе с тем, получив копию данного постановления 17.09.2020, должник 23.09.2020 (то есть до истечения 5 рабочих дней, установленных службой судебных приставов для добровольного исполнения исполнительного документа) обратился в районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 01.01.2022, что следует из копии определения Фрунзенского районного суда г.Ярославля от 19.10.2020 (л.д.12-15). Отсрочка исполнения решения суда предоставлена должнику – школе сроком до 31.12.2021 (л.д.15), что не оспаривается никем из лиц, участвующих в настоящем административном деле. Таким образом, заявление должника о предоставлении отсрочки исполнения решения суда было удовлетворено.
Однако постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по ОИП УФССП России по ЯО от 25.09.2020 (т.е. после обращения должника в суд об отсрочке исполнения решения суда) с должника - Муниципального образовательного учреждения «Средняя школа № 68» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. Таким образом, по делу усматривается, что исполнительский сбор (т.е. штрафная санкция) с должника взыскан в период, когда должник уже обратился в суд за отсрочкой исполнения решения, и более того, должнику определением суда от 19.10.2020 предоставлена отсрочка исполнения решения суда.
В соответствии с частью 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с частью 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Частью 6 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно части 7 ст. 112 закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника. Вместе с тем, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, судебный пристав обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Взыскание исполнительского сбора может быть отсрочено на срок, специально установленный судом (или должностным лицом), предоставившим отсрочку, если будет установлен факт тяжелого имущественного положения должника или иные существенные обстоятельства. При предоставлении отсрочки исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом (должностным лицом) (ч. 1, 2 ст. 37, ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно пункту 74 указанного Постановления от 17.11.2015 N 50, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или
освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
При таких обстоятельствах в совокупности, материалы настоящего дела и материалы исполнительного производства содержат сведения, дающие основания для освобождения должника от исполнительского сбора. Доказательств для иного вывода по делу не представлено.
Руководствуясь статьями 6-15, 150, 152, 174, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р е ш и л:
Административные исковые требования удовлетворить:
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа № 68» освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области от 25.09.2020 по исполнительному производству НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-ИП.
Решение суда по административному делу может быть обжаловано в порядке главы 34 Кодекса административного судопроизводства РФ в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд города Ярославля в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья И.Г. Красноперова