ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1800/2023 от 13.09.2023 Железнодорожного районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

УИД: 54RS0002-01-2023-001499-78

Дело № 2а-1800/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2023 года г. Новосибирск

Железнодорожный районный суд г. Новосибирска

в составе:

председательствующего судьи Козловой Е. А.

при ведении протокола секретарем Лифановым Г. И.,

с участием:

представителя административного истца помощника прокурора Железнодорожного района г. Новосибирска Прониной А. С., действующей на основании удостоверения,

представителя административного ответчика Лапыткиной К. К., действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица ОГИБДД УМВД России по ***Горбова Н. В., действующего на основании удостоверения,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Железнодорожного района города Новосибирска к департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска о возложении обязанности по организации работ

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Железнодорожного района г. Новосибирска обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска (далее — ДТиДБК), в котором первоначально просил:

1.Возложить обязанность на ДТиДБК по организации работ на следующих проезжих частях на территории Железнодорожного района г. Новосибирска по приведению остановок общественного транспорта (далее — ООТ) «Колледж им. Н. А. Лунина», обустроенной на проезжей части ул. Железнодорожная, со стороны дома № 2 ул. Железнодорожная, ООТ «Транспортная полиция», обустроенной на проезжей части ул. Железнодорожная, со стороны дома № 8 ул. Железнодорожная, ООТ «Площадь Трубникова», обустроенной на проезжей части ул. Железнодорожная, со стороны дома № 77 ул. Обдорская, ООТ «Советская», обустроенной на проезжей части ул. Железнодорожная, со стороны дома № 17 ул. Железнодорожная, ООТ «Бурлинская», обустроенной на проезжей части ул. Челюскинцев, со стороны дома № 15 ул. Челюскинцев, ООТ «Цирк», обустроенной на проезжей части ул. Челюскинцев, со стороны дома № 50 ул. Челюскинцев, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст.

2.Установить ответчику срок для устранения вышеуказанных нарушений не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование первоначальных требований указано, что прокуратурой Железнодорожного района г. Новосибирска по поручению прокуратуры города Новосибирска проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения. Проверка проведена совместно с государственным инспектором ОГИБДД УМВД России по г. Новосибирску. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентами и другими нормативными документами требованиям возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Требования к остановочным пунктам на участках дорог а пределах населённых пунктов установлены п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст. По результатам проверки установлено, что на ООТ «Колледж им. Н. А. Лунина», обустроенной на проезжей части ул. Железнодорожная, со стороны дома № 2 ул. Железнодорожная, отсутствует стойка с дорожными знаками 5.16, на остановочной площадке имеется зимняя скользкость в виде снежного наката высотой 2 см, остановка обустроена в границах перекрёстка, чем нарушен п. 5.3.3.1 и 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» и п. 6.2.4, п. 8.5 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». На ООТ «Транспортная полиция», обустроенной на проезжей части ул. Железнодорожная, со стороны дома № 8 ул. Железнодорожная, на остановочной площадке имеется зимняя скользкость в виде снежного наката высотой 2 см и сформирован снежный вал высотой 20 см, чем нарушен п. 8.5 и 8.8 ГОСТ Р 50597-2017. На ООТ «Транспортная полиция», обустроенной на проезжей части ул. Железнодорожная, со стороны дома № 3а ул. Железнодорожная, на остановочной площадке имеется зимняя скользкость в виде снежного наката высотой 2 см и сформирован снежный вал высотой 20 см, отсутствует автопавильон, скамья, урна для мусора, чем нарушен п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 и п. 8.5 и п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017. На ООТ «Площадь Трубникова», обустроенной на проезжей части ул. Железнодорожная, со стороны дома № 77 ул. Обдорская, на остановочной площадке имеется зимняя скользкость в виде снежного наката высотой 2 см и сформирован снежный вал высотой 20 см, чем нарушен п. 8.5 и 8.8 ГОСТ Р 50597-2017. На ООТ «Советская», обустроенной на проезжей части ул. Железнодорожная, со стороны дома № 17 ул. Железнодорожная, на остановочной площадке имеется зимняя скользкость в виде снежного наката высотой 2 см, чем нарушен п. 8.5 ГОСТ Р 50597-2017. На ООТ «Бурлинская», обустроенной на проезжей части ул. Челюскинцев, со стороны дома № 18/1 ул. Челюскинцев, на остановочной площадке имеется зимняя скользкость в виде снежного наката высотой 2 см, чем нарушен п. 8.5 ГОСТ Р 50597-2017. На ООТ «Бурлинская», обустроенной на проезжей части ул. Челюскинцев, со стороны дома № 15 ул. Челюскинцев, посадочная площадка обустроена в одном уровне с остановочной площадкой, на остановочной площадке имеется зимняя скользкость в виде снежного наката высотой 2 см, чем нарушен п. 8.5 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 5.3.3.8 ГОСТ Р 52766-2007. На ООТ «Цирк», обустроенной на проезжей части ул. Челюскинцев, со стороны дома № 50 ул. Челюскинцев, на остановочной площадке имеется зимняя скользкость в виде снежного наката высотой 2 см, отсутствует дорожная разметка 1.17.1, чем нарушен п. 8.5 и п. 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007. На ООТ «Цирк», обустроенной на проезжей части ул. Челюскинцев, со стороны дома № 17 ул. Челюскинцев, отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.17.1, чем нарушен п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 и п. 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 — перед пересечением с улицей Челюскинцев отсутствует дорожный знак 5.14.3, чем нарушены п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, п. 5.6.20 ГОСТ Р 52289-2019. Одной из основных задач ДТиДБК является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, обеспечение осуществления иных полномочий мэрии города Новосибирска в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Несоблюдение вышеуказанных требований непосредственно влияет на безопасность дорожного движения, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, может служить причиной аварийности на указанном участке автомобильной дороги и привести к гибели людей, в том числе несовершеннолетних, причинению вреда их здоровью, что является недопустимым.

В судебном заседании представителем административного истца помощником прокурора Железнодорожного района г. Новосибирска представлено уточненное исковое заявление, в котором он просит:

возложить на ответчика обязанность устранить в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу нарушение п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007, выразившееся в обустройстве ООТ «Колледж им. Н. А. Лунина», расположенной на проезжей части ул. Железнодорожная, со стороны дома № 2 ул. Железнодорожная, в границах перекрёстка, обустроив указанную ООТ в соответствии с требованиями п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007;

возложить на ответчика обязанность устранить в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу нарушение п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007, установив на ООТ «Транспортная полиция», обустроенной на проезжей части ул. Железнодорожная, в районе дома № 3а ул. Железнодорожная, автопавильон, скамью, урну для мусора;

возложить на ответчика обязанность устранить в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу нарушение п. 5.3.3.8 ГОСТ Р 52766-2007, выразившееся в обустройстве посадочной площадки ООТ «Бурлинская», обустроенной на проезжей части ул. Челюскинцев, со стороны дома № 17 ул. Челюскинцев, на одном уровне с остановочной площадкой;

возложить на ответчика обязанность устранить в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу нарушение п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 нанести у ООТ «Цирк», обустроенной на проезжей части ул. Челюскинцев, со стороны дома № 17 ул. Челюскинцев, горизонтальную дорожную разметку 1.17.1.

Помощник прокурора Железнодорожного района г. Новосибирска Пронина А. С. в судебном заседании уточненные требования поддержала в полном объёме.

Представитель административного ответчика по доверенности Лапыткина К. К. в судебном заседании уточненные административные исковые требования не признала в полном объёме, поддержала доводы письменных возражений (л.д. 30-31), указав, что ДТиДБК является ненадлежащим ответчиком. В целях осуществления функций структурного подразделения мэрии в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска создано МБУ «ГЦОДД». Автомобильные дороги, указанные в исковых требованиях, закреплены за МБУ «ГЦОДД» на праве оперативного управления. Содержание автомобильных дорог, закрепленных на праве оперативного управления за МБУ «ГЦОДД», осуществляется учреждением с момента его возникновения самостоятельно за счёт средств, выделяемых по смете и (или) иных разрешенных источников. ДТиДБК утвердил муниципальное задание на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годы приказом от 17.12.2021, которое принято муниципальным учреждением и в соответствии с которым МБУ «ГЦОДД» обязано выполнять задание по осуществлению работ по организации движения на улично-дорожной сети города Новосибирска. Согласно приказу начальника департамента от 23.12.2021 на выполнение муниципального задания учреждению выделены средства на сумму 535 696 772,81 рублей. В случае удовлетворения требований прокурора при вынесении решения просит суд указать реальный срок его исполнения — один год со дня вступления решения суда в законную силу. Для исполнения решения суда потребуется выделение дополнительных средств из бюджета города, которое согласно регламентным срокам может занимать до 3 месяцев и провести закупку необходимых материалов в соответствии с законодательством. Процедура выбора поставщика через электронный аукцион предполагает прохождение заказчиком определенных этапов, предшествующих заключению контракта, и в общей сложности может занимать до 3 месяцев.

Заинтересованное лицо МБУ «ГЦОДД» участие представителя в судебном заседании не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв (л.д. 54-59), указав, что МБУ «ГЦОДД» является бюджетным учреждением, выполняет муниципальное задание ДТиДБК, в соответствии с предметом и видами деятельности, предусмотренными уставом, не несет ответственности по содержанию автомобильных дорог. МБУ «ГЦОДД» осуществляет свою деятельность на основании муниципального задания, в том числе, уже утвержденного задания на оказание муниципальных услуг. Действующее законодательство, предусматривающее содержание автомобильных дорог в случае необходимости нанесения дорожной разметки, по общему правилу, предполагает её нанесение в летний период. Работы по нанесению дорожной разметки выполняются в летний период на подметённой, промытой и сухой поверхности покрытия при температуре не ниже 15 градусов. Работы по восстановлению дорожной разметки 1.17.1 по ул. Челюскинцев будут произведены в рабочем режиме. Работы на остановках «Транспортная полиция», «Бурлинская» будут выполнены при наличии выданного ДТиДБК задания, а также при наличии соответствующих лимитов бюджетных ассигнований и выделении их МБУ «ГЦОДД». Техническая возможность по переносу остановки общественного транспорта «Колледж им. Лунина» отсутствует. На повороте невозможно установить остановку, так как в соответствии с 5.3.2.6 ГОСТ Р 52766-2007 в зонах пересечений и примыканий дорог остановочные пункты располагают за пересечениями и примыканиями на расстоянии не менее расстоянии видимости для остановки автомобиля. После поворота снова начинается она перекрестка. Перед пересечением с ул. Челюскинцев не требуется установка дорожного знака 5.14.3 «Конец полосы для маршрутных транспортных средств», так как по ул. Челюскинцев нет выделенной полосы для движения наземного общественного транспорта. На ул. Челюскинцев имеются парковочные места для автомобилей. Согласно п. 8.2.3 СП 396.1325800.2018 не допускается размещать парковки на проезжей части улиц при наличии выделенной полосы для движения наземного общественного транспорта.

Заинтересованное лицо МКУ «УДС» участие представителя в судебном заседании не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ОГИБДД УМВД России по г. Новосибирску Горбов Н. В. в судебном заседании пояснил, что все нарушения, указанные в уточненных административных исковых требованиях, на сегодняшний день не устранены.

Суд, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Ст. 21 указанного Федерального закона определен предмет надзорной деятельности указанного органа, а именно: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Согласно ч. 1, 5 ст. 10 указанного Федерального закона в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27 указанного Федерального закона прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 указанного Федерального закона прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Указанное исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, пользующихся дорожной уличной сетью города Новосибирска, в целях обеспечения безопасных условий передвижения, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам, то есть направлено не только на устранение уже допущенных нарушений закона, но и на защиту интересов лиц, которые в будущем будут пользоваться транспортной, дорожно-уличной сетью. Круг таких лиц точно определен быть не может.

В силу ст. 1 Федерального закона от10.12.1995№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задач правового регулирования в указанной сфере определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Частью 2 той же статьи на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, возлагается обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обеспечение безопасности дорожного движения, а также осуществление муниципального контроля за сохранностью дорог, относится к вопросам местного значения поселения.

В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Согласно п. 5.3.3.1 указанного ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт должен состоять из следующих элементов:

- остановочная площадка;

- посадочная площадка;

- заездной «карман»;

- боковая разделительная полоса;

- тротуары и пешеходные дорожки;

- автопавильон;

- пешеходный переход;

скамья;

- урна для мусора;

- технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения);

- освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).

В соответствии с п. 5.3.3.6 указанного ГОСТ Р 52766-2007 остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать за перекрестком или за наземным пешеходным переходом на расстоянии не менее 25 м и 5 м соответственно.

Допускается размещение остановочных пунктов троллейбуса и автобуса перед перекрестком на расстоянии не менее 40 м в случае, если:

- до перекрестка расположен крупный пассажирообразующий пункт или вход в подземный пешеходный переход;

- пропускная способность улицы до перекрестка больше, чем за перекрестком;

- сразу же за перекрестком начинается подъезд к транспортному инженерному сооружению (мосту, тоннелю, путепроводу) или находится железнодорожный переезд.

В силу п. 5.3.3.8 указанного ГОСТ Р 52766-2007 посадочную площадку устраивают на границе остановочной площадки. Длина посадочной площадки должна быть равна длине остановочной площадки, а ее ширина должна быть не менее 2 м. В населенных пунктах в стесненных условиях ширина посадочной площадки может быть уменьшена до 1,5 м. Возвышение посадочной площадки над остановочной должно быть 0,20 м.

В соответствии с п. 7.4.10 указанного ГОСТ Р 52289-2019 при обеспеченной видимости сигналов пешеходного светофора допускается его устанавливать на расстоянии до 5 м от края проезжей части. Пешеходный светофор устанавливают на расстоянии не более 1 м от правой границы пешеходного перехода по ходу движения пешеходов на противоположной стороне проезжей части.

В силу п. 8.1.29 указанного ГОСТ Р 52289-2019, перильные ограничивающие пешеходные ограждения применяют на газонах шириной 1 м и менее, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника), или тротуарах — на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от всех регулируемых наземных пешеходных переходов.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

В соответствии с п. 6.3.2 указанного ГОСТ Р 50597-2017 дорожная разметка не должна иметь дефектов, указанных в таблице Б.2 приложения Б. Устранение дефектов осуществляют в сроки, приведенные в таблице 6.2.

Судом установлено, что прокуратурой Железнодорожного района г. Новосибирска совместно с инспектором отдела ГИБДД УМВД России по г. Новосибирску проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой, в том числе выявлено следующее:

ООТ «Колледж им. Н. А. Лунина», обустроенная на проезжей части ул. Железнодорожная, напротив дома № 2 по ул. Железнодорожная, обустроена в границах перекрёстка, чем нарушен п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007;

на ООТ «Транспортная полиция», обустроенной на проезжей части ул. Железнодорожная, в районе дома № 3а ул. Железнодорожная, отсутствуют автопавильон, скамья, урна для мусора, чем нарушен п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007;

на ООТ «Бурлинская», обустроенной на проезжей части ул. Челюскинцев, посадочная площадка обустроена на одном уровне с остановочной площадкой, чем нарушен п. 5.3.3.8 ГОСТ Р 52766-2007;

на ООТ «Цирк», обустроенной на проезжей части ул. Челюскинцев, со стороны дома № 17 ул. Челюскинцев, отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.17.1, чем нарушен п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой государственного инспектора ОГИБДД Управления МВД России по г. Новосибирску от 17.08.2023 (л.д. 105-106) и его пояснениями в судебном заседании.

Таким образом, административным истцом представлены достаточные доказательства того, что указанные несоответствия остановок общественного транспорта ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 50597-2017 нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу их жизни и здоровья.

Административным ответчиком и заинтересованным лицом МБУ «ГЦОДД» доказательств обратного не представлено.

Доводы ДТиДБК о том, что он является ненадлежащим административным ответчиком, судом не принимаются.

Так, в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность — это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п. 6 ст. 13 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно п. 3 ст. 15 и ст. 34 указанного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (в том числе, содержание их в надлежащем техническом состоянии) обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления за счет средств местных бюджетов и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 9 Уставагорода Новосибирскак вопросам местного значениягорода Новосибирскаотносится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 5 ч. 4 ст. 42 Уставагорода Новосибирска в целях решения вопросов местного значения мэрия города Новосибирска осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, организацию дорожного движения, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях реализации полномочий по осуществлению дорожной деятельности решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 № 654 учреждено структурное подразделение (отраслевой орган) мэрии города Новосибирска - департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, утверждено Положение о департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска.

Согласно п. 2.1 указанного Положения, одной из основных задач ДТиДБК является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, организация дорожного движения, а также обеспечение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по финансированию содержания и ремонта указанных автомобильных дорог возложена на ДТиДБК, который должен необходимым образом организовать работу по обеспечению безопасности дорожного движения.

При этом, исходя из материалов дела, МБУ «ГЦОДД» является муниципальным бюджетным учреждением, полномочия учредителя в отношении него осуществляет ДТиДБК.

Согласно ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Таким образом, ДТиДБК формирует муниципальное задание и, являясь главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет финансирование его исполнения.

Учитывая вышеизложенное, надлежащим ответчиком по рассматриваемому административному исковому заявлению является ДТиДБК, а не МБУ «ГЦОДД».

Тот факт, что состояние остановок общественного транспорта не соответствует требованиям ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 50597-2017, свидетельствует о ненадлежащем выполнении ДТиДБК обязанностей по содержанию автомобильных дорог, что находится в причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения, вследствие чего создается реальная угроза для жизни и здоровья пользующихся остановками граждан и причинения им ущерба.

Таким образом, установлен факт незаконного бездействия ДТиДБК, являющегося надлежащим ответчиком, выразившегося в несоблюдении требований нормативных правовых актов по обеспечению безопасности дорожного движения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости возложения на ДТиДБК следующих обязанностей:

обустроить ООТ «Колледж им. Н. А. Лунина», расположенную на проезжей части ул. Железнодорожная, со стороны дома № 2 ул. Железнодорожная, вне границ перекрёстка в соответствии с требованиями п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007;

установить на ООТ «Транспортная полиция», обустроенной на проезжей части ул. Железнодорожная, в районе дома № 3а ул. Железнодорожная, автопавильон, скамью, урну для мусора в соответствии с п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007;

обустроить посадочную площадку ООТ «Бурлинская», расположенной на проезжей части ул. Челюскинцев, со стороны дома № 17 ул. Челюскинцев, на возвышении 0,20 м над остановочной площадкой в соответствии с п. 5.3.3.8 ГОСТ Р 52766-2007;

нанести у ООТ «Цирк», обустроенной на проезжей части ул. Челюскинцев, со стороны дома № 17 ул. Челюскинцев, горизонтальную дорожную разметку 1.17.1 в соответствии с п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017.

При этом доводы представителя МБУ «ГЦОДД» об отсутствии технической возможности перенести ООТ «Колледж им. Н. А. Лунина» не могут являться основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований прокурора Железнодорожного района г. Новосибирска, поскольку требование предполагает обязанность административного ответчика устранить нарушение п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007, который включен в распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 № 2438-р «Об утверждении перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения, при его организации на территории Российской Федерации».

С учетом вышеизложенных обстоятельств дела, установленных судом, характера нарушенных прав неопределенного круга лиц, важности защищаемых отношений, объема необходимых к выполнению работ и срока для их выполнения, суд полагает разумным и достаточным сроком для устранения ответчиком выявленных нарушений – в течение 8 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Установление годичного срока, как о том заявлено ДТиДБК, являлось бы необоснованно затягивающим исполнение возложенных на ответчика обязанностей, что является недопустимым, учитывая необходимость обеспечения безопасности дорожного движения.

Установление предлагаемого срока - в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу с учётом погодных условий представляется недостаточным, поскольку все работы, необходимые для исполнения решения суда, подлежат выполнению в летний период.

Руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные административные исковые требования удовлетворить частично.

Возложить на департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска обязанность обеспечить в срок не позднее 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

обустройство остановки общественного транспорта «Колледж им. Н. А. Лунина», расположенной на проезжей части ул. Железнодорожная, со стороны дома № 2 ул. Железнодорожная, вне границ перекрёстка;

установку на остановке общественного транспорта «Транспортная полиция», обустроенной на проезжей части ул. Железнодорожная, в районе дома № 3а ул. Железнодорожная, автопавильона, скамьи, урны для мусора;

обустройство посадочной площадки остановки общественного транспорта «Бурлинская», расположенной на проезжей части ул. Челюскинцев, со стороны дома № 17 ул. Челюскинцев, на возвышении 0,20 м над остановочной площадкой;

нанесение у остановки общественного транспорта «Цирк», обустроенной на проезжей части ул. Челюскинцев, со стороны дома № 17 ул. Челюскинцев, горизонтальной дорожной разметки 1.17.1.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

/подпись/

Решение в окончательной форме принято 23 октября 2023 года