Дело № 2а-1802/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Новокубанск 3 декабря 2018 г.
Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе судьи Аладьевой М.С., при секретаре Еременко Н.Н., с участием помощника прокурора Новокубанского района Ивановского Г.И., представителя административного ответчика по доверенности Васильчикова Д.С., представителя заинтересованного лица по доверенности Домке А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района о признании незаконным бездействия по исполнению мероприятий программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, возложении обязанности запланировать необходимые денежные средства на реализацию положений программы, внести в нее соответствующие изменения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Новокубанского городского поселения Новокубанского района о признании незаконным бездействия по исполнению мероприятий программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, возложении обязанности запланировать необходимые денежные средства на реализацию положений программы, внести в нее соответствующие изменения, указав, что прокуратурой района в ходе осуществления надзорной деятельности установлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушениях норм законодательства РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В ходе проверки установлено, что Новокубанскому городскому поселению на праве собственности принадлежат водопроводные сети, средний уровень износа которых составляет 75 %. Протяженность водопроводных сетей Новокубанского городского поселения составляет 213,2 км. С целью устранения выявленных нарушений 20.12.2017 г. прокуратурой района главе администрации Новокубанского городского поселения внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако, конкретных мер к исправлению сложившейся ситуации администрацией Новокубанского городского поселения Новокубанского района не принято со ссылкой на отсутствие денежных средств, а также не передачу имущества в хозяйственное ведение. При этом действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности сельского поселения либо муниципального образования. Постановлением главы администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района от 28.11.2014 г. № 1118 утверждена программа Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Новокубанское городское поселение Новокубанского района на период 20 лет (до 2032 года) с выделением 1 очереди строительства - 10 лет с 2013 года до 2022 года на перспективу до 2041 года. Согласно положениям данной Программы основной задачей является кардинальное улучшение жилищных условий и качества жизни населения Новокубанского городского поселения, которое обеспечивается повышением эффективности отрасли жилищно-коммунального хозяйства; эффективным использованием системы ресурсоснабжения и энергосбережения в соответствии с принятыми программами; модернизацией и обновлением коммунальной инфраструктуры, при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. В настоящее время население г. Новокубанска снабжается водой от артезианских скважин, размещенных в разных местах города. Разбросанность скважин приводит к тому, что в сети создается противодавление, скважины работают сами на себя, происходит перерасход электроэнергии, создаются неудобства в обслуживании, наблюдается часто отсутствие воды у потребителей. Скважины, находящиеся на существующих водозаборах, могут быть загрязнены за период эксплуатации (год постройки 1972), вследствие интенсивного использования подземных вод создается большая и глубокая районная депрессия их уровня. Питьевая вода подается населению негарантированного качества. Для водозаборных сооружений, расположенных в жилой зоне, нет возможности организовать зоны санитарной охраны, вода подается без очистки. Источниками финансирования для системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, захоронения (утилизации) ТБО в поселении в настоящее время могут являться: денежные средства бюджетов разных уровней; заемные денежные средства кредитных организаций; привлеченные средства инвесторов; прочие источники финансирования. Ответственным за реализацию программы является глава администрации Новокубанского городского поселения. Согласно объему финансовых потребностей по реализации программы по водоснабжению на 2016 г. необходимо запланировать 8 193 тыс. руб. на проведение мероприятий по реконструкции и модернизации существующих водозаборов и сетей водоснабжения, в 2017 г. 29 908 тыс. руб. на проведение мероприятий по реконструкции и модернизации существующих водозаборов и сетей водоснабжения, 23 753 тыс. руб. на строительство сетей водоснабжения и водозабора, в 2018 г. 34 096 тыс. руб. на проведение мероприятий по реконструкции и модернизации существующих водозаборов и сетей водоснабжения, 27 078 тыс. руб. на строительство сетей водоснабжения и водозабора. Денежные средства в указанных объемах выделены и освоены не были, что противоречит основным задачам Программы. Программа не соответствует требованиям ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Вышеуказанной программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не установлены планы-графики выполнения конкретных работ по развитию систем коммунальной инфраструктуры. Не внесение соответствующих изменений в программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения препятствует надлежащему исполнению полномочий по решению вопросов местного значения поселения в сфере ЖКХ. Кроме того, значительная степень износа водопроводных сетей приводит к появлению ненормативных потерь воды, порывам на сетях водоснабжения. Недостаточное проведение работ по замене, модернизации сетей водоснабжения создает угрозу жизни и здоровью жителей Новокубанского городского поселения. Указанные нарушения могут повлечь за собой возникновение аварий, ненормативных потерь воды, засорение источников водоснабжения, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан. Указанные нарушения могут повлечь за собой возникновение аварий, ненормативных потерь воды, засорение источников водоснабжения, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, что дает право прокурору, в соответствии со ст. 39 КАС РФ обратиться в суд с административным исковым заявлением. Просит признать незаконным бездействие администрации Новокубанского городского поселение по исполнению мероприятий программы Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Новокубанское городское поселение Новокубанского района на период 20 лет (до 2032 года) с выделением 1 очереди строительства - 10 лет с 2013 года до 2022 года на перспективу до 2041 года в части выделения соответствующих денежных средств в 2016-2018 г.г. и проведению мероприятий по реконструкции и модернизации существующих водозаборов и сетей водоснабжения, строительству сетей водоснабжения и водозабора, возложить на администрацию Новокубанского городского поселения обязанность запланировать необходимые денежные средства на реализацию положений Программы на 2016-2018 годы в части проведения мероприятий по реконструкции и модернизации существующих водозаборов и сетей водоснабжения, строительству сетей водоснабжения и водозабора, возложить на администрацию Новокубанского городского поселения обязанность внести изменения в программу Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Новокубанское городское поселение Новокубанского района на период 20 лет (до 2032 года) с выделением 1 очереди строительства - 10 лет с 2013 года до 2022 года на перспективу до 2041 года в части включения в программу планов-графиков выполнения конкретных работ по развитию систем коммунальной инфраструктуры.
В судебном заседании представитель административного истца — помощник прокурора Новокубанского района Ивановский Г.И. доводы, изложенные в административном иске, поддержал в полном объеме, уточнил административные исковые требования, просил возложить на администрацию Новокубанского городского поселения обязанность внести изменения в программу Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Новокубанское городское поселение Новокубанского района на период 20 лет (до 2032 года) с выделением 1 очереди строительства - 10 лет с 2013 года до 2022 года на перспективу до 2041 года в части включения в программу планов-графиков выполнения конкретных работ по развитию систем коммунальной инфраструктуры.
Представитель административного ответчика — администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района по доверенности Васильчиков Д.С. в судебном заседании не возражал против удовлетворения уточненных административных исковых требований.
Представитель заинтересованного лица МУП «Новокубанский городской водоканал» по доверенности Домке А.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных административных исковых требований.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы, суд считает необходимым удовлетворить уточненные административные исковые требования.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством.
Установлено, что Новокубанскому городскому поселению на праве собственности принадлежат водопроводные сети, средний уровень износа которых составляет 75 %.
Протяженность водопроводных сетей Новокубанского городского поселения составляет 213,2 км.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 г. № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" основной целью и принципом государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», основными принципами в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий. При этом положения указанного Федерального закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.
С целью устранения выявленных нарушений 20.12.2017 г. прокуратурой района главе администрации Новокубанского городского поселения внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако, конкретных мер к исправлению сложившейся ситуации администрацией Новокубанского городского поселения Новокубанского района не принято со ссылкой на отсутствие денежных средств, а также не передачу имущества в хозяйственное ведение
При этом действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности сельского поселения либо муниципального образования.
Постановлением главы администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района от 28.11.2014 г. № 1118 утверждена программа Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Новокубанское городское поселение Новокубанского района на период 20 лет (до 2032 года) с выделением 1 очереди строительства - 10 лет с 2013 года до 2022 года на перспективу до 2041 года.
Согласно положениям данной Программы основной задачей является кардинальное улучшение жилищных условий и качества жизни населения Новокубанского городского поселения, которое обеспечивается повышением эффективности отрасли жилищно-коммунального хозяйства; эффективным использованием системы ресурсоснабжения и энергосбережения в соответствии с принятыми программами; модернизацией и обновлением коммунальной инфраструктуры, при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей.
В настоящее время население г. Новокубанска снабжается водой от артезианских скважин, размещенных в разных местах города. Разбросанность скважин приводит к тому, что в сети создается противодавление, скважины работают сами на себя, происходит перерасход электроэнергии, создаются неудобства в обслуживании, наблюдается часто отсутствие воды у потребителей.
Скважины, находящиеся на существующих водозаборах, могут быть загрязнены за период эксплуатации (год постройки 1972), вследствие интенсивного использования подземных вод создается большая и глубокая районная депрессия их уровня. Питьевая вода подается населению негарантированного качества. Для водозаборных сооружений, расположенных в жилой зоне, нет возможности организовать зоны санитарной охраны, вода подается без очистки.
Источниками финансирования для системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, захоронения (утилизации) ТБО в поселении в настоящее время могут являться:
- денежные средства бюджетов разных уровней;
- заемные денежные средства кредитных организаций;
- привлеченные средства инвесторов;
- прочие источники финансирования.
Ответственным за реализацию программы является глава администрации Новокубанского городского поселения.
Согласно объему финансовых потребностей по реализации программы по водоснабжению на 2016 г. необходимо запланировать 8 193 тыс. руб. на проведение мероприятий по реконструкции и модернизации существующих водозаборов и сетей водоснабжения, в 2017 г. 29 908 тыс. руб. на проведение мероприятий по реконструкции и модернизации существующих водозаборов и сетей водоснабжения, 23 753 тыс. руб. на строительство сетей водоснабжения и водозабора, в 2018 г. 34 096 тыс. руб. на проведение мероприятий по реконструкции и модернизации существующих водозаборов и сетей водоснабжения, 27 078 тыс. руб. на строительство сетей водоснабжения и водозабора.
Денежные средства в указанных объемах выделены и освоены не были, что противоречит основным задачам Программы.
Программа не соответствует требованиям ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вышеуказанной программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не установлены планы-графики выполнения конкретных работ по развитию систем коммунальной инфраструктуры.
Не внесение соответствующих изменений в программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения препятствует надлежащему исполнению полномочий по решению вопросов местного значения поселения в сфере ЖКХ.
Кроме того, значительная степень износа водопроводных сетей приводит к появлению ненормативных потерь воды, порывам на сетях водоснабжения.
Недостаточное проведение работ по замене, модернизации сетей водоснабжения создает угрозу жизни и здоровью жителей Новокубанского городского поселения.
Вышеуказанные нарушения могут повлечь за собой возникновение аварий, ненормативных потерь воды, засорение источников водоснабжения, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Возложить на администрацию Новокубанского городского поселения обязанность внести изменения в программу Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Новокубанское городское поселение Новокубанского района на период 20 лет (до 2032 года) с выделением 1 очереди строительства - 10 лет с 2013 года до 2022 года на перспективу до 2041 года в части включения в программу планов-графиков выполнения конкретных работ по развитию систем коммунальной инфраструктуры.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
СУДЬЯ: М.С. Аладьева